Статья посвящена вопросам организационного оформления отдела по связям с общественностью в структуре провинциальных вузов. Автор раскрывает задачи, которые стоят перед отделом и причины необходимости реформирования структуры. Особое внимание обращается на современное состояние вузовской системы на периферии. На основе анализа структуры отделов по связям с общественностью в университетах Ханты-Мансийского автономного округа можно сделать вывод, что структура отдела по связям с общественностью требует изменений.
Ключевые слова: вузы на периферии, отдел по связям с общественностью, вузовская система, имидж университета, менеджмент.
Современное понятие «провинциальный город» обозначает малый город, удаленный от центра страны, неподвластный интенсивному влиянию бурной жизни больших городов. Провинциальный вуз — это периферийный вуз, находящийся, как правило, вдали от центральных вузов, примыкающий к региональным, с относительно небольшим количеством студентов и низким рейтингом [2, с. 66].
Проблема состоит в том, что российская вузовская образовательная инфраструктура на периферии до недавнего времени представляла собой рассеянную, плохо адаптированную к современному рынку систему. Между обучением и потребностями общества лежала огромная пропасть. Однако и сейчас многие вузы, слабо реагируя на вызовы внешней среды, в основном производят продукцию, которая не востребована. Эта продукция (квалификации, например, идеи, знания, услуги) нерентабельна и неконкурентоспособна.
К числу основных и наиболее характерных для большинства неконкурентоспособных периферийных вузов России причин можно отнести:
1) неквалифицированный менеджмент, в том числе отсутствие менеджмента качества образовательных услуг, стратегического планирования развития вуза;
2) отсутствие продуманной и последовательной маркетинговой стратегии, направленной как на системное исследование образовательного рынка, так и его формирование;
3) консерватизм поведения руководства и преподавательского состава, отсутствие инновационных подходов к организации образовательного процесса;
4) узкая специализация и отсутствие достаточной диверсификации образовательных услуг. [1, с. 67]
Сокращение вузов, которое набирает обороты, определяет будущее развитие образования в стране: неравномерное, влекущее диспропорцию между периферией и центром.
В условиях такого жесткого реформирования системы образования, закрытия или объединения вузов внутри субъектов федерации существует два способа остаться победителем в этой конкурентной борьбе. Первый — совершенствование качества учебного процесса. Второй — формирование положительного имиджа университета. К этому относятся:
анализ состояния имиджа вуза: мониторинг СМИ, проведение социологических исследований внутренней и внешней аудитории;
разработка и проведение рекламной кампании;
проведение PR-мероприятий;
контроль эффективности проделанной работы.
Осуществление обозначенных мероприятий, направленных на формирование положительного имиджа университета, возложено на отдел по связям с общественностью. Сегодня любая организация более всего зависит от различных факторов общественного мнения, и об относительной стабильности можно говорить лишь в том случае, если учреждение само в состоянии контролировать эти факторы.
На основе проведенного анализа структуры отделов по связям с общественностью (СсО) в университетах Ханты-Мансийского автономного округа, а именно БУ ВО «Сургутском государственном университете» (СурГУ) и ФГБОУ ВО «Нижневартсовском государственном университете» (НВГУ) можно сделать вывод о том, что для университетов провинциальных городов целесообразно преобразование структуры отдела по связям с общественностью. В СурГУ отдел по СсО состоит из 7 специалистов [4]:
1) начальник отдела по связям с общественностью;
2) ведущий специалист по работе с попечительским советом;
3) специалист по работе со СМИ;
4) специалист по связям с общественностью;
5) главный редактор газеты «Северный университет»;
6) ведущий редактор;
7) редактор сайта, специалист по связям с общественностью.
Структура отдела, представленная в НВГУ [3]:
1) начальник отдела;
2) специалист-фотограф;
3) дизайнер;
4) редактор-корреспондент;
5) редактор сайта.
В нынешней кризисной ситуации, которая сложилась в стране, во многих бюджетных учреждениях началось сокращение штата сотрудников. Отсюда следует, что отдел по связям с общественностью должен быть небольшим, но при этом качественно функционировать. Помимо этого, большую роль в работе отдела играет должностная инструкция каждого специалиста. От правильного распределения обязанностей и полномочий во многом зависит эффективность деятельности.
Следуя из сделанных коротких выводов, предлагаю рассмотреть данную структуру отдела, как универсальную и выгодную в университетах на периферии.
- Начальник отдела — пресс-секретарь ректора. В его обязанности входит:
написание PR-текстов для СМИ;
планирование работы и бюджета отдела на текущий год;
микширование негативных последствий неудачных действий руководства;
организация встреч руководства с внутренней и внешней аудиторией.
- Редактор-корреспондент:
написание материалов для опубликования в средствах массовой информации университета (газета, сайт, группы в социальных сетях);
организация работы студенческого пресс-центра;
фотоотчет с мероприятий.
- Дизайнер:
оформление PR- и рекламных материалов;
работа над оформлением средств массовой информации университета;
оформление информационных стендов внутри учреждения.
- Менеджер по связям с общественностью и рекламе:
мониторинг СМИ;
проведение социологических исследований внешней и внутренней аудитории;
организация работы по рекламированию и продвижению услуг;
разработка рекламных буклетов, каталогов, листовок, проспектов, афиш, работа с издательствами и типографиями;
работа с рекламными агентствами и контроль за выполнением заказа;
организация PR-мероприятий.
Отдел по связям с общественностью может стать платформой для непрерывного прохождения практики студентов соответствующих направлений подготовки («Связи с общественностью», «Журналистика», «Менеджмент»), что позволит вузу подготовить собственные кадры.
Современные организации как коммерческие, так и бюджетные в целях экономии средств и при этом эффективного развития принимают на работу так называемых «универсальных специалистов». Такой сотрудник, занимая одно штатное место, выполняет ряд функций смежных с его основной деятельностью. Для учреждения выгодно направлять сотрудников на прохождение переподготовки, различных тренингов и мастер-классов, что позволит наполнить функционал специалиста, усовершенствовать деятельность отдела, а также снизить текучесть кадров.
Предложенная структура отдела по связям с общественностью является наиболее эффективной для периферийных университетов, поскольку такой небольшой штат сотрудников с указанным функционалом сможет выполнять работу равную деятельности крупного отдела. Благодаря такому штатному составу организация может предложить выгодные условия трудоустройства для квалифицированных специалистов, которых в небольших городах не просто найти и, чтобы привлечь их внимание к предложенным вузом вакансиям, следует предлагать и достойные условия труда. Благодаря этой структуре, возможно, не получится сэкономить средства, однако появится возможность сохранить существование провинциального университета и закрепить за ним положительный имидж.
Литература:
- Воробьев Ю. Л. Периферийный рынок образовательных услуг: взгляд из провинции // Знание. Понимание. Умение. Москва: МосГУ. 2005, № 3.
- Латыпов Р. А. Интернационализация провинциального вуза // Интеграция образования. МГУ им. Н. П. Огарёва. 2004, № 1.
- Отдел по связям с общественностью // [Нижневартовский государственный университет]: О подразделении. URL: http://nvsu.ru/ru/press_centr/ (дата обращения: 14.03.16).
- Управление общественных связей и информационно-издательской деятельности // [Сергутский государственный университет]: Общая информация. URL: http://www.surgu.ru/index.php?view=s&sid=867#2 (дата обращения: 14.03.16).