Реализация здоровья сбережения детей дошкольного возраста на занятиях по ритмопластике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (110) март-2 2016 г.

Дата публикации: 17.03.2016

Статья просмотрена: 594 раза

Библиографическое описание:

Аджимуратова, З. Р. Реализация здоровья сбережения детей дошкольного возраста на занятиях по ритмопластике / З. Р. Аджимуратова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 720-723. — URL: https://moluch.ru/archive/110/27076/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье автор раскрывает понятие «ритмопластика» и влияние данной технологии на здоровье детей дошкольного возраста. Давая определение понятию здоровьесберегающая деятельность, подчеркиваем, что речь идет не о каком-то одном виде деятельности, а о комплексной системе, направленной на физическое развитие ребенка и сохранение его здоровья.

Ключевые слова: дошкольный возраст, здоровье, ритмопластика

Актуальность: Важной задачей дошкольного образования является формирование жизнеспособного, здорового подрастающего поколения. На данный момент проблема здоровья детей является актуальной, в связи с неблагоприятной экологической обстановкой и решать эту важную проблему необходимо с самых первых дней жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья.

Целью данной статьи являетсяраскрыть влияние ритмопластики на здоровье детей дошкольного возраста.

На данный момент существуют различные примеры образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается сумбурность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления. На сегодняшний день потребность в физическом развитии возрастает и требует поиска новых путей в развитии и воспитании дошкольников, так как снижение здоровья подрастающего поколения очевидна из многочисленных наблюдений.

Проблемой физического воспитания занимались многие ученые психологии, физиологии и педагогики. Н. М. Амосов — физическому развитию, Н. М. Шелованов — оздоровлению, Т. И. Осокина — проблеме физического развития дошкольника,П. Ф. Лесгафт свою творческую деятельность посвятил физическому воспитанию детей. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их внутренняя жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому весьма важно правильно организовать занятия физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности.

Для создания благоприятных условий формирования у дошкольников физического развития, большое значение играет система дошкольного образования, поскольку забота об укреплении здоровья ребенка, как отмечает ряд авторов (А. Ф. Аменд, С. Ф. Васильев, О. В. Морозова, О. Ю. Толстова и др.), — проблема не только медицинская, но и педагогическая, так как правильно организованная воспитательно-образовательная работа с детьми в большой степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка — это начало формирования личности.

Дошкольный возраст является решающим в развитии фундамента психического и физического здоровья, так как именно до семи лет идет интенсивный рост и развитие органов, закладываются основные черты личности, становление функциональных систем организма. Существенно важным на наш взгляд, на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осмысленную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

По определению Всемирной организации здоровья (ВОЗ) здоровье — этосостояние полного физического, психического, социального благополучия, а не просто отсутствие болезней и физических дефектов.

Работа по здоровьесбережению в детском саду строится на основе комплексного подхода, направленного на всестороннее развитие личности ребенка, на принципах гуманизации построения педагогического процесса, с опорой на единство требований дошкольного учреждения и семьи.

Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе интеллектуального и личностного развития и тем самым, успешен в обучении. От того насколько грамотно организована работа с детьми по физическому воспитанию, насколько эффективно используются для этого условия дошкольного учреждения, зависит здоровье ребенка.

Большое внимание в решении проблемы оздоровления детей уделяется совершенствованию оптимизации двигательного режима и повышению двигательной активности воспитанников с учётом гендерного подхода. С этой целью учитывается двигательный режим детей в детском саду, который включает время проведения, кратность проведения и разнообразные формы двигательной активности, такие как: утренняя гимнастика, включающая гимнастику под музыку; индивидуальная работа с детьми (включая детей с ослабленным здоровьем), физкультминутки, подвижные и спортивные игры (в спортивном зале и на площадке ДОУ). В настоящее время занятия по физической культуре проходят по традиционной методике, однако на данный момент существуют множество нетрадиционных методик, направленных на сохранение и развитие здоровья детей дошкольного возраста. Одной из таких методик, которая соответствует требованиям современности и общепринятым стандартам в физическом воспитании является ритмопластика [4, с. 15].

По определению Зинкевич-Евстигнеевой Т. «Ритмопластика» — это специальное комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных и коррекционных упражнений происходит коррекция и развитие двигательных функций, улучшаются качественные характеристики движения, развиваются личностные качества, саморегуляция и произвольность движений и поведения. Ритмопластика — это пластичные движения, которые носят оздоровительный характер, они выполняются под музыку в спокойном, медленном темпе, с максимальной амплитудой и растяжением мышц [5, с. 334].

Главной целью ритмопластики является развитие двигательной активности ребёнка, эмоциональное раскрепощение и влияние данной технологии на здоровье в целом. Ритмопластика является одной из своеобразных форм активной терапии, средством специально подобранных методов и методик, направленных на преодоление недостатков двигательной, познавательной и эмоционально — волевой сферы детей, средствами музыкально — ритмической деятельности, построенных на сочетании движений, музыки и слова. Основными её целями являются профилактика, лечение и коррекция имеющихся отклонений в развитии ребёнка.

Наряду с развитием музыкальности и творческих способностей, ритмопластика решает следующие задачи:

  1. Развитие двигательных качеств и умений:

 ловкость, точность, координация движений,

 гибкость и пластичность,

 правильная осанка, красивая походка,

 ориентировка в пространстве,

  1. Развитие и тренировка психических процессов:

 умение выражать эмоции в мимике и пантомимике,

 воспитывать внимание, волю память, мышление.

Основными направлениями в работе с детьми на занятиях ритмопластикой являются: оздоровительное, образовательное, воспитательное и коррекционно-развивающее. Занятия ритмопластикой способствуют укреплению опорно-двигательного аппарата, выработки правильной осанки, формированию правильного дыхания, развитию моторных функций, походки, что способствует оздоровлению всего детского организма в целом. На занятиях по ритмопластике дети развиваются не только физически, а и воспитывается способность восприятия музыкальных образов, это способствует развитию творческих способностей детей. Ритмопластика помогает усвоить основные музыкально-теоретические понятия, развивает музыкальный слух, моторику, координацию движений, память, чувство темпо-ритма, активизируют восприятие музыки [3, с. 128].

Основные приемы иметоды вобучении детей ритмопластике:

  1. Метод показа.
  2. Словесный метод.
  3. Импровизационный метод.
  4. Метод иллюстративной наглядности.
  5. Игровой метод.

Разучивание движения зачастую начинается с наименования упражнения, показа и объяснения выполнения движения. Это необходимо для создания зрительного образа и последующего осмысления движений, так как наглядный метод является наиболее эффективным я дошкольников. Объяснение движения должно быть понятным, эмоциональным, лаконичным. На занятиях рекомендуется использовать такие движения и упражнения, которые оказывают разностороннее воздействие на организм ребенка и которые заинтересуют детей. Необходимо подбирать упражнения, которые будут интересны детям, так же немало важно, на что должен обращать внимание воспитатель, так это на возрастные и индивидуальные особенности детей [2, с. 288].

Структура занятия по ритмопластике:

  1. Подготовительная часть — 5–10 минут

 общеразвивающие упражнения;

 разновидности ходьбы, бега, прыжков;

 специальные упражнения на активизацию мышечного чувства, на тренировку отдельных групп мышц и подвижности суставов, танцевальные шаги и т. п.

  1. Основная часть — 15–20 минут.

 Изучение основных ритмических упражнений. Игры, танцы.

  1. Заключительная часть — 2–3 минуты.

 Проводятся успокаивающие, дыхательные упражнения, простейшие координационные танцевальные движения, упражнения на расслабление, хороводы.

На протяжении всего занятия и, особенно на его начальных этапах очень важно следить за формированием правильной осанки детей. С этой целью рекомендуются задания на различные пригибания и выгибания позвоночника. Полезные упражнения, способствующие укреплению мышц спины, главным образом тех, что прилегают к лопаткам. Использование музыкально-ритмических композиций в различных формах организации педагогического процесса.

Таким образом, можноприйтик выводу,что применениев работес детьми дошкольного возраста ритмопластики, положительновлияетнавсюструктуру личности ребенка, так как дошкольный возраст является сензитивнымпериодом. В ритмопластике объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны — получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом. Таким образом, игра — одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, черт характера играющих.В ритмопластике развиваются основные физические качества ребенка, такие как гибкость, быстрота, выносливость и совершенствуются разнообразнейшие двигательные умения и навыки.

Ритмическое движение дарит человеку здоровье — полноту и естественность жизни, самореализацию. Ритмическое движение способствует уменьшение локального мышечного напряжения — зажимов, оно тренирует равновесие и дыхание, улучшает подвижность и осанку — учит владеть своим телом, помогает скорректировать фигуру.

Литература:

  1. Александрова Н. Г. Ритмическое воспитание. Революция — искусство — дети. — М.: Просвещение, 1968. — 312 с.
  2. Бекина И. С. и др. Музыка и движение. — М.: Просвещение, 1984. — 288 с.
  3. Буренина А. И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей. — СПб., 1997. — 128 с.
  4. Голицына Н. С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении, М.: 2004 г. — 15–16 с.
  5. Руднева С. Д., Фиш Э. М. Ритмика. Музыкальное движение. — М.: Просвещение, 1972. — 334 с.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, ребенок, ритмопластика, здоровый образ жизни, упражнение, физическая культура, физическое воспитание, физическое развитие, детский сад, дошкольное образование.


Похожие статьи

Методика организации занятий по ритмопластике в дошкольном образовательном учреждении

В данной статье раскрывается сущность методики организации занятий по ритмопластике с детьми дошкольного возраста. Более подробно описана структура проведения занятий по ритмопластике и значение данных занятий в физическом и художественно-эстетическо...

Формирование здорового образа жизни обучающихся на уроках иностранного языка

В статье автор рассматривает актуальную тему современного образования «Здоровьесберагающие технологии» на материале уроков иностранного языка. Автор рассказывает о конкретных способах и средствах повышения мотивации обучающихся к здоровому образу жиз...

Утренняя гимнастика как средство развития инициативности и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста

В статье мы рассматриваем влияние утренней гимнастики на процесс развития инициативности, самостоятельности, общедвигательной активности детей старшего дошкольного возраста, используя методику оценки уровня двигательной активности детей 5–7 лет.

Здоровый образ жизни как модель первичной профилактики заболеваний у студентов педагогического вуза

В статье приведены данные о необходимости и возможности формирования здорового образа жизни для первичной профилактики заболеваний у студентов педагогического вуза. При этом важная роль отводится педагогам, которые непосредственно решают задачи форми...

Вокалотерапия и ее применение в ДОУ

Статья посвящена проблеме развития психоэмоциональной сферы детей. Одним из наиболее эффективных методов психокоррекционной работы с детьми является вокалотерапия. В статье рассматриваются разные виды вокалотерапии в дошкольных учреждениях.

Использование личностно ориентированных технологий в работе с детьми с нарушением слуха в воспитательно-образовательном процессе в детском саду

В статье авторы представляют опыт использования современных педагогических технологий в работе с дошкольниками с нарушением слуха.

Анималотерапия — как метод психокоррекционной работы с детьми дошкольного и школьного возрастов

Статья посвящена осмыслению значения роли животных в психологическом развитии человека. В статье ставится задача рассмотреть эффект применения анималотерапии, как метода психокоррекционной работы преимущественно с детьми дошкольного и школьного возра...

Дидактическая игра как средство развития детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования навыков безопасной жизнедеятельности

В данной публикации исследуются влияние дидактической игры в процессе привития детям старшего дошкольного возраста навыков безопасного жизнеобеспечения. В статье также освещаются преимущества такого вида обучения, дается анализ сути и понятия «дидакт...

Социализация детей дошкольного возраста при помощи игр

В дошкольном развитии приоритетной задачей является укрепление и охрана психологического здоровья воспитанников. В данной статье мы поднимем вопрос социализации детей дошкольного возраста, так как на сегодняшний день это актуальная проблема. Дети в д...

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях ФГОС

В статье затрагивается вопрос о важности формирования культуры здоровья в современном мире в период дошкольного возраста. Рассматривается вопрос осуществления формирования навыков здорового образа жизни в условиях ФГОС.

Похожие статьи

Методика организации занятий по ритмопластике в дошкольном образовательном учреждении

В данной статье раскрывается сущность методики организации занятий по ритмопластике с детьми дошкольного возраста. Более подробно описана структура проведения занятий по ритмопластике и значение данных занятий в физическом и художественно-эстетическо...

Формирование здорового образа жизни обучающихся на уроках иностранного языка

В статье автор рассматривает актуальную тему современного образования «Здоровьесберагающие технологии» на материале уроков иностранного языка. Автор рассказывает о конкретных способах и средствах повышения мотивации обучающихся к здоровому образу жиз...

Утренняя гимнастика как средство развития инициативности и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста

В статье мы рассматриваем влияние утренней гимнастики на процесс развития инициативности, самостоятельности, общедвигательной активности детей старшего дошкольного возраста, используя методику оценки уровня двигательной активности детей 5–7 лет.

Здоровый образ жизни как модель первичной профилактики заболеваний у студентов педагогического вуза

В статье приведены данные о необходимости и возможности формирования здорового образа жизни для первичной профилактики заболеваний у студентов педагогического вуза. При этом важная роль отводится педагогам, которые непосредственно решают задачи форми...

Вокалотерапия и ее применение в ДОУ

Статья посвящена проблеме развития психоэмоциональной сферы детей. Одним из наиболее эффективных методов психокоррекционной работы с детьми является вокалотерапия. В статье рассматриваются разные виды вокалотерапии в дошкольных учреждениях.

Использование личностно ориентированных технологий в работе с детьми с нарушением слуха в воспитательно-образовательном процессе в детском саду

В статье авторы представляют опыт использования современных педагогических технологий в работе с дошкольниками с нарушением слуха.

Анималотерапия — как метод психокоррекционной работы с детьми дошкольного и школьного возрастов

Статья посвящена осмыслению значения роли животных в психологическом развитии человека. В статье ставится задача рассмотреть эффект применения анималотерапии, как метода психокоррекционной работы преимущественно с детьми дошкольного и школьного возра...

Дидактическая игра как средство развития детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования навыков безопасной жизнедеятельности

В данной публикации исследуются влияние дидактической игры в процессе привития детям старшего дошкольного возраста навыков безопасного жизнеобеспечения. В статье также освещаются преимущества такого вида обучения, дается анализ сути и понятия «дидакт...

Социализация детей дошкольного возраста при помощи игр

В дошкольном развитии приоритетной задачей является укрепление и охрана психологического здоровья воспитанников. В данной статье мы поднимем вопрос социализации детей дошкольного возраста, так как на сегодняшний день это актуальная проблема. Дети в д...

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях ФГОС

В статье затрагивается вопрос о важности формирования культуры здоровья в современном мире в период дошкольного возраста. Рассматривается вопрос осуществления формирования навыков здорового образа жизни в условиях ФГОС.

Задать вопрос