На сегодняшний день, тема экологического развития детей весьма актуальна, и, несмотря на все нововведения и тенденции в процессе модернизации образования, остаётся первостепенной в познавательном развитии дошкольников. В наше время многие ученые неоднократно поднимают проблему «жизни на Земле», о загрязнении атмосферы. Исходя из этого первостепенная задача педагога — это раскрытие идеи единства и взаимосвязи живого и неживого на доступном для ребенка уровне. Понимание этой идеи составляет основу экологической культуры личности. Поэтому необходимо дать детям представление о том, как живые организмы приспособлены к среде обитания, и как меняется их жизнедеятельность в зависимости от сезонных изменений. Понимание этой связи обеспечивает развитие у ребенка элементарных представлений причинности и взаимной обусловленности явлений в природе, создает основу для экологически целесообразного поведения в природе.
Но, несмотря на широкое просвещение людей, уровень экологической культуры большинства по-прежнему находится на низком уровне. Причиной этому является:
отсутствие конкретной государственной политики;
нет достойного экологического образования в школьной программе;
нет точной и упорядоченной информации для населения;
люди безразличны и пассивны по отношению к природе.
На сегодняшний день, именно образовательная система должна взять на себя функцию воспитания нового поколения с экологической культурой. Людей, призванных любить, беречь и охранять природу, в которой живут и которой пользуются. В детских садах идет всестороннее развитие и воспитание детей, которое осуществляется разными средствами. Одно из наиболее эффективных средств — познавательное развитие посредством приобщения к миру природы.
Правильное представление о природе, полученное в детстве, создаёт прочную основу для дальнейшего ее познания, воспитания любви и бережного к ней отношения.
Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к природе. Нет ни одного объекта или явления, к которому они оставались бы равнодушными. Задача воспитателя — развивать и направлять этот интерес, учить детей внимательно наблюдать явления природы, воспитывать деятельную любовь к ней, умение заботиться о растениях и животных и нетерпимо относиться к бессмысленной порче растений и уничтожению животных.
Экологическое воспитание детей— новое развивающее направление дошкольной педагогики, складывающееся впоследнее время исменившее традиционно представленное впрограммах ознакомление детей сприродой. В настоящее время в педагогике появляются новые проблемы и тенденции. Человечество и природа неотделимы друг от друга и тесно взаимосвязаны. К. Д. Ушинский утверждал: «Природа есть один из могущественных агентов в воспитании человека, и самое тщательное воспитание без участия этого агента всегда будет отзываться сухостью, односторонностью, неприятной искусственностью».
Проблема экологического воспитания детей возникла в первую очередь, в связи с исследованием современными учеными взаимодействия человечества и природы. Вопрос о характере отношений человека и природы сегодня напрямую связывается с сохранением жизни на Земле. Острота этой проблемы обусловлена реальной экологической опасностью, вызванной деятельностью человека в природе, ростом промышленного производства, использованием природных ресурсов без учета биологических и экологических закономерностей, интенсивным ростом народонаселения планеты.
Анализируя особенности взаимодействия человеческого общества и природы, ученые пришли к выводу о том, в современных условиях необходимо обеспечить переход к новому типу связи общества и природы — научно обоснованному и гуманистически ориентированному. Человечество должно позаботиться о сохранении природной среды, естественной для его обитания и выживания.
Такой переход возможен только при условии формирования новой, гуманистической направленности отношения человека к природе. Сохранение природной среды, связано с экологическим воспитанием человека, обладающего потребностью гуманно относиться к природе.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет большое значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры. Экологическое воспитание детей, таким образом, есть целенаправленный педагогический процесс.
Идея воспитания детей в духе бережного отношения к природе стала весьма актуальна в последнее время. Задачи экологического и эстетического воспитания детей, возможно, успешно решать, используя для этих целей специальную методику проведения экскурсий на разнообразные природные объекты.
Одной из актуальных проблем экологического образования дошкольников остается проблема систематизации содержания экологического воспитания. Данную проблему можно рассматривать как одну из «вечных» проблем, несмотря на то, что достаточно давно определены принципы отбора содержания знаний для дошкольников. К ним относятся:
научность предполагаемой информации;
доступность информации;
учет индивидуальных и возрастных особенностей детей при организации экологической работы с дошкольниками;
систематичность и последовательность процесса ознакомления дошкольников с объектами и явлениями природы;
использование наглядности в процессе организации экологической работы с детьми;
активность детей в процессе освоения мира природы;
краеведческий принцип;
принцип энциклопедических знаний.
Вариативность образования один из основополагающих принципов развития современной системы образования в России, предполагающий обучение по образовательным программам различного уровня. В настоящее время имеется ряд программ по экологическому воспитанию дошкольников, которые педагоги детских садов могут использовать как технологии и парциальные программы в образовательном процессе. Вот характеристика некоторых из них.
Программа «Юный эколог» разработанная на основе многочисленных исследований в области ознакомления дошкольников с природой и их экологического воспитания, а также исследований психологов и педагогов Л. А. Венгера, А. В. Запорожца, В. С. Мухиной и др.
Основная цель программы — формирование начал экологической культуры у детей 2–7- летнего возраста в условиях детского сада. В качестве базовой идеи программы использованы положения «Концепции экологического воспитания дошкольников» (Николаева С. Н., 1996г).
В основе лежат «адаптированные на дошкольный возраст ведущие идеи экологии — организм и среда, сообщество живых организмов и среда, человек и среда». Иначе: приспособленность, изменчивость, изменчивость по сезонам, единство человека и природы, взаимодействие человека и природы, системное строение.
Определенный интерес представляет программа культурно-исторического развития детей дошкольного возраста «Семицветик» (В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова). Основной целью данной программы является становление у детей мировоззренческой позиции по отношению к тому миру, который ребенка окружает, включая и мир природы, развитие духовно-нравственного, творческого потенциала детей дошкольного возраста через приобщение их к культурно-историческому наследию. Содержательный аспект программы ориентирован на ознакомление детей с широким кругом явлений природы и предусматривает ознакомление детей с зависимостями и закономерностями, существующими в природе.
Программа «Наш дом-природа» Н. А. Рыжова. Большое внимание автор программы уделяет вопросу формирования у детей дошкольного возраста представлений о системе связей и зависимостей, существующих в мире природы, формированию у дошкольников ответственного отношения не только к природному окружению, но и к самому человеку как составляющей части природы.
Особое внимание — формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней. Большое внимание уделяется развитию у детей элементарных представлений о взаимосвязях в природе. Человек рассматривается как неотъемлемая часть природы. Такой подход позволяет подвести детей к элементарному пониманию проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой и последствий деятельности людей. Подводя итоги программы «Наш дом — природа» можно выделить направление целей: формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней. А также на воспитание гуманной и творческой личности. На формирование представлений у дошкольников о системе связей и зависимостей, существующих в мире природы; приобретение первоначальных умений участвовать в пассивной деятельности по охране природы.
Результативность экологического образования дошкольников во многом обусловливается теми внешними условиями, в которых находится ребенок. По мнению многих исследователей, эти условия можно обозначить как «культурный ландшафт», способствующий формированию у подрастающего поколения созидательного, ценностного отношения к тому, что их окружает. к. Д. Ушинский отмечал, что «…прекрасный ландшафт имеет такое громадное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влияниям педагога».
Как указывал И. А. Шевченко, «ландшафт выступает важнейшим компонентом реального, «жизненного» мира и рассматривается согласно современным средовым подходам в образовании как реальная эколого-образовательная среда, как образовательное пространство. Окультуренный ландшафт гармонизирует отношения личности с социоприродным окружением, воспитывает ее».
К экологическому ландшафту дошкольного учреждения можно отнести:
зимний сад;
живой уголок;
комната природы;
озелененные пространства территории участка ДОУ.
Нравственно-экологическое воспитание— это воспитание человечности, доброты, милосердия. Ответственного отношения к природе, людям, животным, которые живут рядом. Все эти качества следует формировать у детей как можно раньше. Живое общение с природой непосредственный контакт с объектами животного и растительного мира представляют собой комплексную деятельность, включающую наблюдения, оценочные суждения, любование, действия по уходу за растениями и животными, которые эффективно могут осуществляться на экскурсиях, целевых прогулках и учебных маршрутах в природу.
Формы организации детей, методы иприемы ознакомления их с природой самые разнообразные, выбор их зависит от воспитательно-образовательных задач, программного материала и возраста детей, а также от местных условий и природного окружения. Целевые экскурсии и прогулки позволяют обогатить детей знаниями о взаимосвязях, существующих в природе.
Растительный мир весьма разнообразен как на территории детского сада и микрорайона, так и на территории парка. Многочисленные деревья, кустарники, травянистые растения во всем своем разнообразии дают возможность показать детям приспособленность растений к условиям существования. В том числе к сезонным изменениям.
Растительность парка представлена многочисленными растениями, в парке дети знакомятся с многообразием деревьев и кустарников, наблюдают за ними в разные времена года. Парк расположен неподалеку от детского сада, воздух всегда свежий и чистый. В глубине парка находятся озера, рядом с озерами преобладают мхи, осока, камыши. Также дети могут наблюдать за зимующими птицами утками, чайками, синицами, снегирями и другими. Такое окружение способствует глубокому усвоению знаний о природе. Целевые прогулки и экскурсии воспитывают в детях духовные, нравственные и волевые качества. Дружбу и взаимопомощь. Взаимное доверие, инициативу, ответственность, внимательность, наблюдательность, настойчивость, выдержку, коллективизм. Эти формы экологического воспитания позволяют осуществить оздоровительное направление, они способствуют повышению двигательной активности детей и развитию физических качеств: ловкости, быстроты, гибкости, выносливости, силы.
Правильно спланированное чередование познавательных, физкультурных, природоохранных мероприятий не только укрепляют здоровье детей, но и развивает их интеллект, выносливость, нравственные качества. Основное внимание детей на экскурсии педагоги направляют на установление признаков сезона: высоту солнцестояния (если оно присутствует), длительность светового дня, температура воздуха, особенности облачности и осадков, состояние растительности.
Старшим дошкольникам доступно осознание и более сложных взаимосвязей, не имеющих такого яркого внешнего выражения. Например, наблюдая жизнь растений парка, дети усваивают зависимость роста и развитие растений от общих условий влаги, тепла, солнца. При этом педагоги подводят их к пониманию того, что потребность растительности разных экосистем в свете, влаге, тепле неодинакова: незабудки любят низкие заболоченные места, а Иван-чай растет на светлых солнечных полянах.
Самое важное вэкологическом образовании это то, что впонятие «образование» входят обучение, воспитание иразвитие. Основа любого процесса — это цель. Цели таких экскурсий — это развитие экологически культурных качеств личности ребенка.
Сейчас перед нами стоят цели:
сформировать экологически культурное и экологически воспитанное поколение, ответственное за сохранение природы, а для этого у детей должна быть доброта, выражающаяся, в добрых глазах и поступках; чувство собственного достоинства — в умении отстоять свою точку зрения или обоснованно признать мнение другого.
коммуникабельность, означающая умение управлять своим поведением и чувствами, любознательность как важная черта личности, характеризующая активное познавательное отношение к миру, формирующее чувство принадлежности ребенка к природе родного края.
самостоятельность, выражающаяся в способности ребенка самому принимать решения, делать выбор, адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, ответственность.
формирование представлений детей об изменениях в живой и не живой природе, умений устанавливать причинно-следственные связи.
Для достижения этих целей можно использовать разные педагогические средства: экскурсии, НОД, игры, чтение художественной литературы, тематические беседы, рассматривание репродукций, иллюстраций и др. У любого средства есть свои принципы. Это интеллектуальное, эмоциональное восприятие природной среды и практической деятельности по ее улучшению. Самое важное это систематичность и непрерывность в экологическом воспитании. Это должно быть основой в работе ДОУ, в основе преемственности ДОУ со школой.
Личностно-ориентированный подход предполагает ориентацию на обучение, воспитание и развитие всех детей с учётом их индивидуальных возможностей и характеристик, на основе этого подхода педагог выстраивает партнёрские отношения с воспитанниками — это отношения сотворчества, сопереживания, взаимного уважения. Два субъекта (взрослый и ребенок) действуют вместе, ни один из них не стоит над другим. Технология сотрудничества включает в себя алгоритм совместной деятельности детей в ходе интегрированного занятия «Путешествие в удивительное рядом».
Алгоритм педагогической технологии отражает следующие взаимосвязанные этапы. Побуждение ребенка к активности, поиск смысла происходящих изменений. Или открытия в знакомом незнакомого, в обычном необычного. Проживание отношения к познаваемому объекту в продуктивной деятельности, освоение и применение новых представлений в разных видах детской деятельности, в свободной деятельности ребенка; рефлексия и анализ; самоанализ продукта и его деятельности.
Все это направлено с одной, но главной воспитательной задачей — воспитание Красоты, Доброты, Истины и Любви — это непреходящие ценности нашей жизни.
Духовность и нравственность, широкий кругозор, цивилизованность и образованность, бережное отношение ко всему живому и окружающему, т. е. культура и сознание — прежде всего в этом остро нуждается современный человек и общество.
Поэтому культурно-экологическое воспитание и образование, позитивный настрой на жизнь, ориентация на истинные ценности, созидание и творчество должны начинаться с раннего возраста и охватывать все этапы семейного, дошкольного, школьного, и послешкольного образования, сопровождать человека в процессе трудовой деятельности и всей жизни.
Экскурсии в природу дают возможность детям в естественной обстановке получать знания, информацию о природных объектах и явлениях. Во время экскурсий дети постигают мир природы во всем его богатстве и многообразии, видят и учатся осознавать те естественные процессы, которые в природе протекают. Работа с детьми осуществляется по следующим принципам:
постепенное усложнение материала;
использование непосредственного природного окружения;
сенсорное обследование объектов и явлений природы (снег, лед, иней, стволы деревьев, листья);
изодеятельность на основе впечатлений о природе.
Подача материала идет во время подготовки к экскурсии, во время самой экскурсии и организованная деятельность после экскурсии с помощью приемов, вызывающих у детей положительные эмоции. Это игры, сказочные персонажи, стихи и разные виды деятельности детей (творческая, художественная и др.).
Экскурсия как форма познавательно-воспитательной работы позволяет организовать наблюдение и изучение различных природных явлений в естественных условиях. Цель- экологическое воспитание детей. Поэтому в содержании экскурсии основную роль играет формирование осознанного и бережного отношения к объектам живой и неживой природы. Такое отношение вырабатывается у детей на основе непосредственного контакта с живыми объектами и различных форм взаимодействия с ними (наблюдения, посильный труд, игры), освоение правил охраны природы. Все это способствует развитию основополагающих моральных ценностей — доброты, отзывчивости, сердечности, сопереживания, бережного и заботливого отношения к объектам природы, уважение к труду человека.
Приведя детей к месту экскурсии, воспитатель организует коллективное наблюдение, в процессе которого и решаются основные программные задачи. Взрослый помогает детям подметить характерные признаки предметов и явлений, установить необходимые связи между ними. Это достигается различными приемами. Например, педагог задает детям вопросы, загадывает загадки, дополняет их наблюдения своим рассказом, пояснениями.
В. Г. Белинский писал: «Первый воспитатель детей — природа и ее благодатные впечатления…, шум листьев и колебание волн говорят нам каким-то живым языком, которого значения мы уже забыли и тщетно стараемся вспомнить…»
Воздействие природы на чувства детей и их поведение многие известные педагоги оценивают, как весьма позитивное и используют в целях воспитания нравственности детей и развития их эстетического восприятия. Известно, что без помощи взрослого ребенок не всегда может увидеть красоту природы, и поэтому важно помочь ему понять «выразительность» природы, настроить душу ребенка на ее восприятие. Для этого воспитатели используют художественное слово: читают отрывки из стихотворений и прозы.
Все это способствует развитию у детей «художественной зоркости», более тонкому и глубокому переживанию увиденного, помогает видеть и осознавать метафоричность языка, своеобразие ритма и яркость отраженных в слове впечатлений. А. М. Горький писал: «Мы читаем и слышим «ветер плачет, стонет»…, «лес нахмурился»… тут мы замечаем, что человек придает всему, что видит, свои человеческие качества».
Отечественные и зарубежные психологи рассматривают эстетическое восприятие как средство эмоционального познания мира. Эстетическое восприятие дошкольника отличается эмоциональной непосредственностью, повышенным интересом к окружающему, живой реакцией на встречу с прекрасным. Это проявляется в возгласах, жестах, мимике. Ребенок воспринимает природу не только созерцательно, но и действенно, активно: стремится все увиденное рассмотреть, обследовать со всех сторон, образно охарактеризовать.
Экскурсию как форму занятия используют в средней, старшей и подготовительной группах детского сада. Экскурсия планируется с определенным содержанием, усвоение которого обязательно для всех детей.
Если на прогулке ознакомление дошкольников с природой является лишь частью многопланового содержания, то на экскурсии — это основная задача. Поэтому содержание экскурсии гораздо больше, чем содержание прогулки. Одна и та же задача планируется на экскурсии до тех пор — пока знания не будут усвоены всеми детьми. На каждой экскурсии дети, должны получать более или менее систематизированные знания о явлении или объекте природы. Например, во время первой осенней экскурсии в парк, со старшими дошкольниками ставится задача дать представления о некоторых признаках осени: расцвечивании листьев, отлете птиц. Поэтому очень важно проводить экскурсии в то время, когда наступают самые яркие изменения в природе и ставить такие задачи, которые целесообразно всего решать именно на данной экскурсии. В образовательной работе с детьми на прогулках и экскурсиях существует тесная связь: представления, которые накапливаются у детей в процессе повседневного ознакомления с природой на прогулках, обобщаются и уточняются на экскурсиях, а знания, полученные на экскурсиях, закрепляются на прогулках.
Таким образом, экскурсии проводятся как с целью сообщения детям новых знаний, так и для уточнения и обобщения представлений, полученных ранее на прогулках.
Результативность применения экскурсии обеспечивает грамотная реализация воспитателем всех ее структурных компонентов (этапов).
Первым этапом экскурсии является подготовительный этап.
Основная задача на данном этапе — организовать детей, исходя из уже имеющего опыта, сформулировать цели и задачи, которые необходимо решить на предстоящей экскурсии. Большое значение на этом этапе будет иметь стимуляция положительного эмоционального настроения детей, воздействие на их чувства. Начинается эта работа за несколько дней до экскурсии, завершается — перед ее началом.
Второй этап экскурсии— это организация познавательной ипрактической деятельности детей.
Большое значение на этом этапе будет иметь выбор воспитателем оптимальных методов работы с детьми. Необходимо тщательно продумать, спланировать данный этап экскурсионной работы, комплексно выстроить возможные к использованию наглядные, словесные и практические методы. Стержнем любой экскурсии должно стать наблюдение, сопровождающееся беседой. В конце экскурсии большое значение приобретают практические методы — различные игры с детьми, сбор природного материала и т. д.
Третий этап— заключительный.
Он охватывает всю послеэкскурсионную работу, направленную на обобщение, закрепление, систематизацию, углубление представлений, полученных детьми в ходе экскурсии. Большое значение на этом этапе будут иметь поддержание интереса детей к полученной информации, стимуляция потребности выразить, поделиться своими чувствами, переживаниями, эмоциями. Решить эти задачи можно, используя различные виды и формы организации продуктивных видов детской деятельности (художественной, изобразительной).
В целях получения позитивных результатов вся экскурсионная работа должна планироваться заранее. При планировании системы экскурсий необходимо также придерживаться следующих принципов:
экскурсии должны обеспечивать первоначальное целостное восприятие предметов и явлений природы;
повторные экскурсии следует проводить тогда, когда в наблюдательных объектах происходят заметные изменения;
расширение содержания знаний, предлагаемых детям на следующей экскурсии, должно осуществляться за счет, расширения круга наблюдательных объектов и явлений, а также за счет углубления и конкретизации информации об уже знакомых предметах и явлениях;
должна прослеживаться четкая взаимосвязь между спланированными экскурсиями.
Приведя детей к месту экскурсии, воспитатель напоминает ее тему, дает детям возможность осмотреться, чтобы после этого приступить к наблюдению за намеченными объектами и явлениями природы.
Основная часть экскурсии — коллективное наблюдение, в процессе которого и решаются основные программные задачи экскурсии. Основное внимание в процессе наблюдения уделяется вопросам и вопросам-заданиям, провоцирующих детей рассматривать предмет, сравнивать, находить различия и сходства, устанавливать связь между явлениями природы.
В процессе наблюдения за природными явлениями полезно использовать произведения детской литературы, стихотворения, загадки, пословицы, поговорки. Обращение к художественному слову поэзии должно быть естественным, ненавязчивым. Сочетание различных приемов и их отношение может видоизменяться в зависимости от цели и содержания экскурсии.
По окончанию основной части воспитатель дает детям возможность удовлетворить любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. При этом он сам не остается безучастным, а проявляет к их действиям живой интерес: задает вопросы, «заражает» своими эмоциями (удивлением, восхищением), поддерживает инициативу детей, обменивается с ними своими впечатлениями. Это дает возможность приобщить менее активных детей к совместной деятельности.
Закрепление полученных знаний обязательно должно проходить в играх. В играх дети закрепляют знания о характерных особенностях предметов, запоминают названия растений и их частей. Целесообразны игры:
«Узнай иназови»
Цель: формировать у детей навыки узнавать и называть деревья по отличительным особенностям внешнего вида.
«Отгадай-ка»
Цель: развивать умения узнавать и называть представителей основных жизненных форм растений (деревья, кустарники, травянистые растения) по отличительным особенностям внешнего вида.
«Времена года»
Цель: закреплять элементарные знания детей о характерных признаках сезонов года.
«Оживи растение»
Цель: закреплять знания детей о строении растений (ствол, ветки, листья, семена).
В заключительной части экскурсии воспитатель еще раз обращает внимание детей на общую картину природы.
Знания, полученные на экскурсии, расширяются, уточняются и обобщаются в НОД, в играх, в наблюдениях за принесенным природным материалом. Через 2–3 дня после экскурсии проводятся занятия, во время которых используется материал, принесенный с экскурсии. Воспитатель читает детям сказки, стихи, слушает и записывает рассказы детей, придумывает вместе с ними экологические сказки, проводит дидактические игры, НОД по рисованию, лепке, аппликации из природного материала, способствующие реализации впечатлений детей от экскурсии. На занятиях воспитатель может использовать не только художественное слово, но и репродукции картин известных художников. Пейзаж лучше других жанров живописи передает связь с природой, настроение человека, он созвучен с музыкой, поэзией.
Мотивируя самостоятельную изобразительную деятельность детей, воспитатель способствует тому, что впечатления, полученные во время экскурсии, усиливаются. А представления становятся более точными и образными.
Музыка также очень часто используется для передачи художественных образов природы. Воспитатель учит детей слушать музыку, понимать ее языки передавать в музыкально-двигательных импровизациях свое настроение.
Педагогический процесс, организованный таким образом. Совмещает все аспекты развития личности ребенка и оказывает на него благотворное влияние в целом. В заключении проводится обобщающая беседа. Планируя беседу после экскурсии, воспитатель продумывает систему вопросов так, чтобы восстановить в памяти детей весь ход экскурсии, подчеркнуть наиболее важные для осознания детей связей, фактов, вызвать переживания и соответствующее отношение к природе. Особое внимание следует обратить на содержание моделей, отражающих взаимосвязи в природе.
В дошкольных образовательных учреждениях используют виды моделей: (вводятся, когда у детей уже есть накопленный опыт).
Предметные. Они воспроизводят структуру и особенности, внешние и внутренние взаимосвязи реально существующих объектов и явлений. Пример: аквариум, моделирующий экосистему водоёма. Сюда же можно отнести и заводную игрушечную рыбку, с помощью которой возможно сформировать у детей представление о внешнем виде и движении рыбки; модель «экосистема леса, луга, парка».
Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Н. И. Ветрова предлагает в целях абстрагирования такого признака растений, как цвет листьев, поверхность — использовать полоски бумаги разных оттенков зеленого цвета и полоски бумаги разной фактуры (гладкая, бугристая, шероховатая, бархатная и т. д.), форма (большой, маленький, длинный, короткий, широкий, узкий).
Графические модели. Они передают условно признаки, связи и отношения природных явлений. Примером такой модели может служить календарь природы и погоды, широко используемый в детских садах, а также календарь наблюдений за ростом и развитием растений и т. д.
Экскурсии и последующая работа должны способствовать осознанию детьми чувства единства с природой, чувства ответственности за свои действия, влияющие на состояние природы.
Экскурсионная работа будет иметь результат в том случае, когда воспитательные, образовательные и развивающие задачи будут решаться в единстве.
Сложившаяся в современном мире экологическая ситуация побуждает к переоценке и новому осознанию всех возможных форм взаимодействия людей между собой, взаимодействие с тем миром вещей, в котором мы живем, и, конечно же с окружающей природой. Ведь именно природа по праву является неисчерпаемой кладовой развития человека — интеллектуального, физического, духовного. А также закаливающего действия: колебание температур, свежий воздух, открытое пространство, общение с природой — все это благотворно сказывается на растущем организме, укрепляет физическое и психическое состояние ребенка.
Таким образом, выход из экологического кризиса видится в освоении новых ценностно–нормативных отношений, позволяющих преодолеть отчуждение человека от природы. Представляется, что основным принципом нового отношения человека и природы должен стать отказ от монологичности, переход к постоянному состоянию диалога, партнерства, основу которых будут составлять такие качества как, гуманизм, человечность, эмпатия, альтруизм. Как отмечает Е. М. Логунова, в «настоящее время меняется мировоззренческая парадигма о человеке, его месте во Вселенной, его роли в эволюции Космоса, Земли и самих причинах его возникновения. От антропологической концепции, согласно которой человек- царь природы, мы переходим к представлению о человеке как малой части единого организма Вселенной».
Предлагаю конспект зимней экскурсии в парк с детьми 4–5 лет.
Конспект совместной деятельности воспитателя и детей средней группы (4–5лет) по формированию экологической культуры и межличностного общения с использованием игровых технологий.
Тема: «Природа нашего парка»
Составила и провела: Соколова Наталья Николаевна, воспитатель, высшей квалификационной категории
Цель. Закрепление представлений детей о зимних явлениях.
Задачи:
Образовательные.
Закрепить характерные признаки зимы;
Показать в парке идею единства и взаимосвязи живой и неживой природы на доступном для ребенка уровне; дать детям представления о том, как живые организмы приспособлены к среде обитания (деревья, птицы, белки); как люди заботятся о «братьях наших меньших»;
Закрепить знания детей о характерных особенностях природы зимой (земля покрыта снегом, минусовая температура, солнце греет мало, деревья, кроме хвойных, стоят голые, зимой им не хватает тепла, света);
Развивающие.
Развивать речь детей, упражнять в подборе определений к существительным, активизировать словарь детей; провоцировать детей на самостоятельные рассказы о живой и неживой природе;
Развивать внимание, наблюдательность, умение сравнивать (деревья — что в них общего, что разное);
Воспитательные.
Формировать нормы правильного поведения в природе; развивать потребность в общении с природой (показать красоту природы);
Способствовать сплочению отношений между детьми и родителями через совместные игры и наблюдения;
Активизировать двигательную активность детей через совместные наблюдения и игры детей и родителей.
Воспитывать заботливое отношение к природе.
Материалы:
Атрибуты для подвижных игр, карточки за правильные ответы, орешки для белок.
Перед экскурсией:
Воспитатель строит детей и напоминает о поведении в парке. О том, как будут переходить дорогу, спрашивает зачем взрослые взяли красные флажки. Спрашивает у детей на какой свет светофора будут переходить дорогу.
Ход экскурсии.
Воспитатель. Сегодня мы пришли в парк, чтобы полюбоваться зимним пейзажем, красотой парка, увидеть птичек, поиграть, отдохнуть и просто побыть всем вместе.
— Посмотрите вокруг. Скажите какой парк зимой? (Спящий, холодный, неподвижный, таинственный).
— Изменились ли деревья? Как вы думаете, погибают ли деревья зимой?
— Какие условия необходимы для роста деревьев? (свет, тепло, вода)
— Какие деревья растут в парке? (берёза, рябина, клен, дуб, ель, сосна и т. д.)
— Почему про ель и сосну говорят: зимой и летом одним цветом?
— Что у них общего? (ствол, ветви, корни).
Всюду снег; кругом всё тихо;
Зимним сном природа спит,
И сквозь туч — седых и хмурых —
Тускло солнышко глядит.
Над моим окном пустое
Птичье гнёздышко одно —
Но весну, цветы и солнце
Мне напомнило оно!..
Иван Белоусов
Воспитатель. Как вы думаете, о чем грустит автор этого стихотворения?
Дети. О весне.
Воспитатель. Конечно о весне. А каких птиц мы сейчас с вами можем здесь увидеть?
Дети. Ворону, синицу, воробья, голубя, дятла, снегиря.
Воспитатель. Правильно. Одни птицы живут с человеком постоянно, а другие прилетают к человеческому жилью…. Зачем?
Дети. Чтобы прокормиться. Люди помогают птицам, они вешают кормушки.
Воспитатель. Давайте все вместе послушаем, что можно услышать зимой в парке? (Тишина. Скрип снега под ногами. Задувание ветра).
В зависимости от результата: — если щебетание птиц — это птицы предчувствуют конец зимы, и они этому рады, светит ярче солнышко. — если тихо — это мало птиц, с похолоданием стало мало корма, семян, ягод и поэтому часть птиц улетела, а те, кто остались перебрались ближе к домам людей, там легче найти корм и теплее.
Воспитатель. Дети, назовите птиц, которые у нас зимуют.
Дети. Вороны, голуби, воробьи,
Воспитатель. Атеперь, давайте поиграем в загадки.Явам буду загадывать загадки — а вы отгадывать.
Игра «Загадай загадку оптице».
Кто на елке, на суку Счет ведет: «ку-ку, ку-ку?" (Кукушка) |
Невзирая на морозы, В красных яблоках березы. Подошел поближе... Ай!! Разлетелся урожай! (Снегири) |
Хоть поменьше воробья, Не боюсь зимы и я, Всем известная вам птичка. А зовут меня (синичка). |
Все деревья с интересом Изучает доктор леса. Если дерево ест жук, Доктор сразу: ТУК ТУК ТУК! (Дятел) |
Эта птица — символ мира, Чердаки её квартира, Там, где площади, фонтаны, Ищет крошки постоянно! (Голубь) |
Окрас обычно красный, А клюв крестообразный, Им шишки разбирает, Как ельник населяет. (Клест) |
Воспитатель показывает схему рассказа оптице.
— Предлагаю теперь вам загадать птичку, а мы будем отгадывать. Дети описывают загаданную птицу, а взрослые отгадывают.
Побеждает тот, кто правильно описал птицу.
Воспитатель.
Весною дел у птиц немало:
Встала птаха поутру,
Целый день она летала
И ловила мошкару.
Сядет с мошкою на ветку,
Тихо пискнет: «Я, мол, тут!»
Знает, маленькие детки,
С нетерпеньем маму ждут.
— ребята, каких перелетных птиц вы знаете?
Дети. Скворец, грач.
Черный, проворный, Кричит «крак» – Червякам враг. (Грач) |
Во дворе стоит дворец, Там живёт один певец. Очень ловкий молодец И зовут его… (Скворец) |
— Почему нельзя весной беспокоить птиц?
— Раз птицы прилетели, чем же они питаются? (насекомыми, которые прятались в кору деревьев, землю)
Вывод: в природе всё взаимосвязано: стало тепло, земля оттаяла, на деревьях стали набухать почки, появились насекомые, прилетели перелётные птицы.
Подвижная игра «Воробышки икот»
Материал: маска кошки.
Ход игры. На игровой площадке цветными шнурами, лентами, чертами на земле обозначаются 2 линии длиной 3, 5–4 м параллельно друг другу. Расстояние между линиями 4–5 м. Несколько в стороне, на равном расстоянии от линий находится дом кота. Дети встают за первую линию лицом ко второй линии — это воробышки в гнездышках. Педагог произносит:
Вылетайте из гнездышек,
воробышки!
Поклюйте зернышек,
воробышки!
Быстро летайте,
Крыльями махайте!
Раз-два, раз-два,
Крыльями махайте!
Дети выходят на игровое поле, отводят руки в стороны — воробышки расправляют крылышки, — разбегаются врассыпную на площадке между двумя линиями. Кошка просыпается, произносив «мяу-мяу» и бежит за воробышками. Они должны быстро улететь в гнездышки, за вторую линию. Пойманных воробышков кошка отводит к себе в дом.
Примечания. 1. Пойманные воробышки не пропускают повторений игры, они вновь встают вместе с остальными детьми, занимают свои гнездышки. 2. На роль кошки педагог назначает более активных детей, меняя водящего при каждом повторении игры. 3. Напомнить детям, что, спасаясь от кошки, они должны убегать за противоположную линию, а не за ту, за которой они стояли первоначально.
(Дети играют вместе с родителями)
Воспитатель. Побегали, разогрелись. Отгадайте загадку:
Он всё время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идёт и красит белым
Всё, что видит на пути.
(Снег)
— Давайте разделимся на две команды и посоревнуемся. Игра-соревнование «Кто больше назовёт определений кслову «снег, снежинка?» (колючий, мокрый, липкий, легкий, белый, блестящий, пушистый и т. д.; хрупкая, нежная, красивая, маленькая и т. д.). За каждый ответ командам дается карточка. У кого карточек больше тот и выиграл.
Воспитатель. Авот ещё одна загадка:
Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.
(Снежинка)
Воспитатель. Дети, назовите первый месяц зимы. (Декабрь). Как в народе называли декабрь? Дети. «Хмурень». — Почему? — хмурый, бессолнечный месяц. На смену декабрю приходит…? (Январь). — Лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег. В народе январь называли «лютень» или «лютовей». И последний месяц зимы, как называется? (Февраль). Метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветра гонят по земле снежную позёмку, в старину февраль называли как…? «Снеговеем». Кружатся, летят белые пушистые снежинки, покрывают поля и леса. Много весёлых забав у детворы. А вам, какие зимние развлечения нравятся? (Катание на санках, лыжах, коньках, строить снежные крепости, играть в снежки, лепить снежную бабу).
Воспитатель предлагает игру:«Зайцы иволк»
Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге, в прыжках на обеих ногах, в приседании, ловле.
Описание: Одного из играющих назначают волком, остальные изображают зайцев. На одной стороне площадки зайцы отмечают себе места шишками, камушками, из которых выкладывают кружочки или квадраты. Вначале игры зайцы стоят на своих местах. Волк находится на противоположном конце площадки — в овраге. Воспитатель говорит: «Зайки скачут, скок — скок — скок, на зеленый на лужок. Травку щиплют, слушают, не идет ли волк». Зайцы выпрыгивают из кружков и разбегаются по площадке. Прыгают на 2 ногах, присаживаются, щиплют траву и оглядываются в поисках волка. Воспитатель произносит слово «Волк», волк выходит из оврага и бежит за зайцами, стараясь их поймать, коснуться. Зайцы убегают каждый на свое место, где волк их уже не может настигнуть. Пойманных зайцев волк отводит себе в овраг. После того, как волк поймает 2–3 зайцев, выбирается другой волк.
Правила:
Зайцы выбегают при словах — зайцы скачут.
Возвращаться на места можно лишь после слова «Волк!».
После игры воспитатель предлагает детям перейти на другое место в парке, где живут белки. Воспитатель предлагает детям рассказать все, что они знают о жизни белок и поддерживает детей своими наводящими вопросами и продолжением детских рассказов. В конце воспитатель предлагает покормить белок, насыпав орешков в кормушки для белок. Предлагает поиграть в игры:
Подвижная игра «Белки, зайцы, мышки»
Воспитатель назначает одного водящего, а остальные игроки делятся на 3 команды по 5–6 человек, и воспитатль дает им названия: «белки», «зайцы», «мышки». На площадке кладут 3 обруча на расстоянии 5 м друг от друга — это домики зверей, или чертят на снегу круги, каждая команда занимает один из них. Воспитатель командует: «Мышки! Зайцы!» Названные группы должны поменяться местами-домиками. Если во время перебежки водящий поймал кого-либо из участников, то пойманный становится водящим, а водящий присоединяется к игрокам той команды, участника которой он поймал. Воспитатель может подать сигнал сразу трем командам: «Белки, зайцы, мышки!». Тогда все группы покидают свои домики и бегут занимать любой другой.
Малоподвижная игра «Покажи повадки животных»
Воспитатель называет животного, а дети должны показать повадки этого животного, например, изобразить как он ходит, ест, умывается и т. п.
Воспитатель: Лиса.
Дети показывают, как она ходит, лапки у груди, хвостиком виляют.
Воспитатель: Волк.
Дети бегают, воют.
Воспитатель: Мышь.
Дети бегают на носочках и пищат: «Пи-пи-пи».
Воспитатель: Медведь.
Дети идут, широко расставив ноги, на внешней стороне стопы.
Затем детям и родителям предлагается собрать подходящий материал для будущих работ: брошенные белками шишки, интересные веточки. Затем воспитатель еще раз обращает внимание детей на заботливо повешенные кормушки не только для птиц, но и для белок.
Затем все вместе, дружно возвращаются обратно в детский сад.
В группе, вечером. Детям предлагается нарисовать место куда они ходили, кого видели, что понравилось.
Дома. Рассказать родителям где они были, что видели, что делали и родители должны записать со слов детей рассказы об экскурсии и принести в группу воспитателям для создания альбома «Наши экскурсии».
Литература:
- Т. И. Подрезова«Материалк занятиямпоразвитиюречи»
- Т. А. Шорыгина«Какиемесяцыв году?», «Птицы, какиеони?», «Зверив лесу».