Значение символики в крымско-татарском орнаменте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №6 (110) март-2 2016 г.

Дата публикации: 18.03.2016

Статья просмотрена: 12631 раз

Библиографическое описание:

Селеметова, А. Т. Значение символики в крымско-татарском орнаменте / А. Т. Селеметова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 883-887. — URL: https://moluch.ru/archive/110/27079/ (дата обращения: 19.12.2024).



Статья посвящена значению символики в крымско-татарском орнаменте. Анализ по элементам орнамента, который представляет в целом систему символов, разрешает проследить генетические связи крымских татар с разными этносами в искусстве. Популяризация и сохранение культуры крымско-татарского народа. Привлечение интереса молодого поколения к национальным традициям крымско-татарского народа.

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, символика, орнамент, цвет, традиции, наследие, культура.

Цель. Привлечение интереса к истокам народного творчества крымских татар и изучение символики в крымско-татарском орнаменте, сохранение традиций, культуры нации. Передача молодому творческому поколению национального культурного наследия своего народа.

Основная часть. «Все радости жизни — в творчестве». «Творить — значит убивать смерть» — писал Ромен Роллан. Народ, сохранивший в своем искусстве, а именно, в орнаменте свои традиции, культуру, является вечным.

Процесс возрождения народных традиций — важная составная часть в современном изобразительном искусстве крымских татар. В настоящее время возрождение национального культурного наследия обретают особую важность неразрывно связанную с проблемой самовыражения народа в современном мире.

Актуальность рассмотрения творчества крымско-татарского народа продиктована тем, что на протяжении многих десятилетий он был лишен возможности изучения родной культуры и традиций народного искусства. В современном искусстве крымских татар прослеживается влияние узбекской и украинской культур это связано с длительным проживанием после депортации из родных мест в Узбекистан и в составе Украины. Образная интерпретация мотивов приобретает среднеазиатский колорит, возникает новая трактовка мотивов, связанная с влиянием славянского искусства.

Современное изобразительное искусство крымских татар после полувекового изгнания начинается с чистого листа. У молодых художников появилась возможность в полной мере раскрыть свое мастерство через самовыражение своего мировоззрения, не скованное древними традициями так, как мусульманская религия запрещала изображать людей, животных созданных Всевышним. В связи с этим старые мастера передавали свои чувства, эмоции в орнаменте. В творчестве крымских татар орнамент является целым языком, в котором каждый элемент имеет свое символическое значение. Современные мастера пытаются восстановить на основе древних традиций крымский стиль через интерпретацию и стилизацию этнических мотивов.

Художественный язык орнамента образен. Выполняя задачу декоративного значения, он является средством выражения народного мировоззрения. Сегодня фольклор становится актуальным, он органично вливается в оформление интерьера, дизайн одежды, с национальной вышивкой и ткачеством [6], отражается в декоративном формообразовании посуды с ручной росписью, где современные прикладники умело, опираются на национальные традиции, культуру и искусство, его традиционную символику.

Значение символов крымских татар мало чем отличается от других народов, потому как все народы объединяет любовь к Родине, стремление к сохранению мира на земле, заинтересованность в благополучии и продлении своего рода, придание значимости матери и отца. От правильного понимания символа как знака зависит смысл [2], интерпретация произведения искусства, даже историческое и политическое значение. Каждый элемент, знак крымско-татарского орнамента нес смысловую нагрузку и имел свое название, вещи «рассказывали» о своем хозяине, несли в себе полную информацию о его мировоззрении, родовом сословии, семейном положении. Орнаментальные элементы служили магическим средством защиты от природных стихий, разного рода бедствий, болезней, сглаза, злых демонов и духов [1]. К сожалению, язык символов постепенно стал забываться также как и их названия.

Мастера-прикладники успешно используют в различных композициях наиболее популярный мотив семантического значения «древо жизни» или «вазон» (рисунок 1), символизирующие семейный род и его продолжение. В крымско-татарском орнаменте «древо жизни» связано с жизнью всего рода, его благополучием, пожеланием мужчине физической, мужской силы, достатка, мощи, плодородия, продолжения рода. Изображение родового древа строится в симметричной композиции, где в центре расположено мужское начало (символ кипариса), по краям женские (изображения граната) и детские знаки, которое определяло его как родовой герб — амулет, знак мира, благополучия, единства семьи и процветания. «Древо жизни» как изобразительный элемент часто применяют в росписях тканей [5, 6], керамики, вышивки национальных костюмов и предметов декора интерьеров.

В мусульманском искусстве для изображения человека использовали аллегорию цветов. Роза — символ человека в расцвете сил в своем жизненном и духовном воплощении — символ женщины-матери, как источника тепла и любви, добра и милосердия. Тюльпан — символизирует «объяснение в любви» в орнаментики крымских татар обозначают молодого юношу. Образуя круг вокруг розы, тюльпаны символизируют заботу и защиту о женщине-матери. Опирается весь орнамент на треугольник, обозначающий землю, основу существования (рисунок 2).

Орнамент «эгри дал» (рисунок 3) — изогнутая ветка, усыпанная множеством цветов и плодов, символизирует в крымско-татарском искусстве райский сад, бесконечное цветение, вечную гармонию и совершенство. Знаки композиции соответствуют трем основным этапам в жизни женщины — юность, зрелость, старость, образуя круг (колесо времени). Ритм мелких элементов — символизирует «берекет», ежедневный труд, приносящий духовное, физическое и материальное благополучие. В современном этническом костюме нашли свое место мотивы цветов, плодов, райских садов с учетом их символического контекста.

http://www.rustemskibin.com/wp-content/uploads/2014/05/zolotoy-granat.jpg

Рис. 1. Родовое дерево. Керамика. Автор Рустем Скибин. Крым

http://www.rustemskibin.com/wp-content/uploads/2014/05/%D0%B7%D0%B8%D1%89%D0%B8%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA.jpg

Рис. 2. Женщина-мать. Керамика. Автор Рустем Скибин. Крым

путь женщины age (480x480, 62Kb)

Рис. 3. Путь женщины. Автор Эльдар Гусейнов. Крым

Оригинальным сюжетом являются изображения парусных кораблей на фон райских садов. Корабли изображаются в виде лодки с цветущим райским садом с видом куполов восточных ханских дворцов и мечетей [3]. Формы кораблей разнообразны в виде перевернутого полумесяца, буквы «П», коромысла (рисунок 4). Во всех декоративных композициях прослеживается присутствие цветущих цветов, стройных кипарисов, растут райские яблоки, в виде трилистника изображена вещая птица Рух (Сирин — у славян).Тюльпансимвол человека, мужчины, юноши — находится внутри изображения храма — мечети, символе поклонения и покорности Аллаху, расположенной в свою очередь на корабле. Лодка — знак движения, пути. По правую и левую стороны, плоды и стебли с мелкими элементами, говорящие о повседневных заботах, сопровождающих человека в его жизни [4]. Поверх веточек сидят два ангела, записывающие деяния человека.

Рай изображается современными мастерами в виде города, расположенного под пышным фруктовым деревом (используется растительный элемент «бадем» миндаль, «армутлы» — груша), который напоминает старый Крым. Образ города с его пестрыми куполами, высокими минаретами, райскими деревьями, цветами, животными и птицами, небом усыпанным звездами и полумесяцами («ай») становился излюбленной составной частью декоративной композиции, можно наблюдать в работах, выполненных в технике керамики, аппликации, вышивки и гобелена (рисунок 5).В композиции среди домов виднеются величественные минареты, отличительная черта исламской архитектуры, неотъемлемая часть городов и истории полуострова. Использование теплых цветов и нежного растительного орнамента передает настроение радости и доброты.

Семья это одна из самых важных клеточек общества, здесь рождаются дети, формируются ценности, происходит передача опыта, обучение. Особую радость приносят молодые семьи, которые только начинают цвести и понимать счастье семейной жизни (рисунок 6). Центральным символом композиции — тюльпан (символ молодого мужчины). Внутри тюльпана изображена роза — знак женщины [7]. Такое совмещение изображений олицетворяет единение парня и девушки, скрепленных узами любви. У основания композиции расположена лодка, символ пути и движения. Этот знак несет в себе пожелание преодоления препятствий на жизненном пути и сохранение семейных ценностей на протяжении всей жизни. Плоды-цветы, произрастающие из центрального знака, изображены спелыми, раскрытыми, щедро раздающие свое содержимое во благо процветания и благополучия [8, 9].

Рис. 4. «Корабль Магомета». Автор Эльдар Гусейнов. Крым

Рис. 5. Старый город. Керамика. Автор Рустем Скибин. Крым

Рис. 6. Семья. Керамика. Автор Рустем Скибин. Крым

Вывод. На основании выше изложенного можно сказать, что современный крымско-татарский орнамент разнообразен, богат рисунком, техникой и технологией исполнения. Имеет широкую колористическую гамму, системообразующие элементы и типы орнамента, принципы группировки изобразительной формы.

Культура Крыма является достоянием не только крымчан, но и всего мира. Поэтому сохранение и продолжение бесценного наследия — один из путей, ведущих к согласию, взаимопониманию между народами, взаимообогащению культур, решению многих проблем, остро стоящих на сегодняшний день.

Литература:

  1. Абдулганиева М. Возрождение истоков // Авдет — 2010. — 5 апр. — с. 4–8.
  2. Бессарабова Е. В. Использование национальных компонентов в дизайн-проектировании современного костюма / Е. В. Бессарабова // Журнал «Глобальный научный потенциал». — 2014. — № 12(45). — с. 161–164.
  3. Куфтин Б. А. О материальной культуре татар: Южный берег. Полевая тетрадь / Б. А. Куфтин. — М.: МАЭ, 1924. — 78 с.
  4. Миляра Сеттар. Художник метафоры и аллегории // Авдет — 2009. — 16 нояб. — с. 12
  5. Праздник красоты и изысканного вкуса Крымский стиль // Авдет. — 2009. — 9 февр. — с. 12.
  6. Спасская Е. Ю. Татарская вышивка Старо-Крымского района: по материалам А. М. Петровой // Известия Восточного факультета Азербайджанского гос. ун-та им. В. И. Ленина. Сер.: Востоковедение. — 1926. — Т.1 — с. 21–47.
  7. Спасская Е. Ю. Старо-крымские узоры // Известия общества обследования и изучения Азербайджана. Баку, 1926.
  8. Чурлу М. Язык Крымско-татарского декоративного искусства // Qasevet. –2008. — № 33. — с. 56.
  9. Чепурина П. Я. Орнаментальное шитьё Крыма. — М.; Л., 1938; Чепурина П. Я. Татарская вышивка // Искусство. — М.; Л., 1935. — № 2. — с. 103–107.
Основные термины (генерируются автоматически): крым, крымско-татарский орнамент, крымско-татарский народ, татарин, автор, керамик, национальное культурное наследие, привлечение интереса, символ человека, современное изобразительное искусство.


Похожие статьи

Роль национально-художественной культуры в эстетическом воспитании школьников

В статье рассматривается роль национально-художественной культуры в эстетическом воспитании школьников. Освещены основные проблемы использования национально-художественной культуры, культурных ценностей в эстетическом воспитании школьников.

Героика и драматизм в алтайской графике второй половины ХХ — начала XXI вв.

В статье раскрывается актуальность данной темы, прослеживаются пути становления и развития графики в изобразительном искусстве Алтая, выявляются имена ведущих алтайских художников-графиков, определяется роль и значение исторического жанра, в котором ...

Социально-теоретические основы массовых праздников и представлений

Данная статья научно освещает социально-теоретические основы массовых праздников и представлений и включает в себя описание понятий праздника и представления, их виды и жанры, особенности, информирует о новых праздниках, появившихся в период независи...

Чудесное рождение и быстрый рост героя как архаический сюжетный мотив в киргизском эпосе

В статье рассматривается чудесное рождение и быстрый рост героя как архаический сюжетный мотив в киргизском эпосе на примере эпоса «Манас» и в сравнительном аспекте с эпосами тюркоязычного и мирового фольклора. Цель исследования – выделить архачески...

Маркеры культуры в именованиях героев русской народной сказки «Звериное молоко»

В статье исследуются особенности именований героев русской народной сказки, которые, являясь маркерами культуры, дают представления о традиции называния героев, о народных, мифологических представлениях о мире, о природе, о нравственных, духовных осн...

Использование материалов об архитектурных памятниках как средство повышения эффективности уроков истории

В статье определено значение ознакомления учащихся с архитектурными памятниками Узбекистана для повышения уровня исторических знаний учащихся, формирования у них чувства национальной гордости. Раскрыто содержание деятельности учителя в данном направл...

Этнопедагогическая подготовка студентов на занятиях по дисциплине «Народное декоративно-прикладное искусство»

В статье рассматривается роль и значение дисциплины народное декоративно-прикладное искусство, на которых студенты знакомятся с народной педагогикой в различные периоды истории народа, условиями функционирования и развития эстетических ценностей, опр...

Этнические традиции греков Приазовья как основа семейного воспитания

В данной статье рассматривается проблема этнических традиций греков Приазовья, как одной из основ семейного воспитания детей. Проанализированы основные обряды греков Приазовья, связанные с рождением, крещением ребенка, присвоении имении, принятии его...

Архаическая поэтика мифических образов дивов в кыргызском эпосе «Манас»

В статье рассматривается поэтика архаических мотивов мифических дивов в кыргызском эпосе в сравнительном плане с материалами мирового фольклора. Цель исследования — показать художественное изображение архаических мотивов в кыргызском эпосе в мифопоэ...

Этническая история и культура России в системе дополнительного образования (на примере Белгородского региона)

В данной статье рассматриваются проблемы изучения этнической истории и культуры в системе дополнительного образования детей. Анализируется опыт такого изучения в различных учреждениях Белгородской области.

Похожие статьи

Роль национально-художественной культуры в эстетическом воспитании школьников

В статье рассматривается роль национально-художественной культуры в эстетическом воспитании школьников. Освещены основные проблемы использования национально-художественной культуры, культурных ценностей в эстетическом воспитании школьников.

Героика и драматизм в алтайской графике второй половины ХХ — начала XXI вв.

В статье раскрывается актуальность данной темы, прослеживаются пути становления и развития графики в изобразительном искусстве Алтая, выявляются имена ведущих алтайских художников-графиков, определяется роль и значение исторического жанра, в котором ...

Социально-теоретические основы массовых праздников и представлений

Данная статья научно освещает социально-теоретические основы массовых праздников и представлений и включает в себя описание понятий праздника и представления, их виды и жанры, особенности, информирует о новых праздниках, появившихся в период независи...

Чудесное рождение и быстрый рост героя как архаический сюжетный мотив в киргизском эпосе

В статье рассматривается чудесное рождение и быстрый рост героя как архаический сюжетный мотив в киргизском эпосе на примере эпоса «Манас» и в сравнительном аспекте с эпосами тюркоязычного и мирового фольклора. Цель исследования – выделить архачески...

Маркеры культуры в именованиях героев русской народной сказки «Звериное молоко»

В статье исследуются особенности именований героев русской народной сказки, которые, являясь маркерами культуры, дают представления о традиции называния героев, о народных, мифологических представлениях о мире, о природе, о нравственных, духовных осн...

Использование материалов об архитектурных памятниках как средство повышения эффективности уроков истории

В статье определено значение ознакомления учащихся с архитектурными памятниками Узбекистана для повышения уровня исторических знаний учащихся, формирования у них чувства национальной гордости. Раскрыто содержание деятельности учителя в данном направл...

Этнопедагогическая подготовка студентов на занятиях по дисциплине «Народное декоративно-прикладное искусство»

В статье рассматривается роль и значение дисциплины народное декоративно-прикладное искусство, на которых студенты знакомятся с народной педагогикой в различные периоды истории народа, условиями функционирования и развития эстетических ценностей, опр...

Этнические традиции греков Приазовья как основа семейного воспитания

В данной статье рассматривается проблема этнических традиций греков Приазовья, как одной из основ семейного воспитания детей. Проанализированы основные обряды греков Приазовья, связанные с рождением, крещением ребенка, присвоении имении, принятии его...

Архаическая поэтика мифических образов дивов в кыргызском эпосе «Манас»

В статье рассматривается поэтика архаических мотивов мифических дивов в кыргызском эпосе в сравнительном плане с материалами мирового фольклора. Цель исследования — показать художественное изображение архаических мотивов в кыргызском эпосе в мифопоэ...

Этническая история и культура России в системе дополнительного образования (на примере Белгородского региона)

В данной статье рассматриваются проблемы изучения этнической истории и культуры в системе дополнительного образования детей. Анализируется опыт такого изучения в различных учреждениях Белгородской области.

Задать вопрос