В данной статье представлен материал о социально-коммуникативном развитии детей дошкольного возраста как научно-педагогическая проблема.
Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, социально-коммуникативное развитие, ответственность.
Постановка проблемы: Социально-коммуникативное развитие является одним из приоритетных направлений развития ребенка в дошкольном возрасте. Социально-коммуникативное развитие — процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений. Оно является важной проблемой в педагогике.
Актуальность социально-коммуникативного возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития [2, с. 224].
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, которые включают в себя:
моральные и нравственные ценности;
развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками;
становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации;
формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Основная цель социально-коммуникативного развития: позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Задачами социально-коммуникативного развития являются:
усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками;
становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, к сообществу детей и взрослых;
формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе;
формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Для реализации задач социально-коммуникативного развития личности ребенка дошкольного возраста необходимо создать среду (специально организованную, педагогически целесообразную и адаптированную к современным детям), в которой бы формировался механизм поведения каждого ребенка от наблюдения к переживанию — пониманию — оценке — выбору для себя установки.
Социально-коммуникативное развитие направленно на решение следующих задач:
формирование положительного отношения и чувства принадлежности к своей семье;
формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира «в быту, социуме, природе»;
овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностно-моральных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо»;
Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста определяется следующими принципами:
Принцип целенаправленности означает, что работа социально-коммуникативного развития, ее содержание и методы определены целью.
Принцип комплексного воздействия предусматривает единство задач, средств и методов воспитания, преемственную связь воспитания и развития личности в дошкольном учреждении, семье и обществе, ценность воздействий на чувства, сознание и поведение.
Принцип воспитания вдеятельности: организация благоприятных условий для развития ребенка с опорой на его ведущую деятельность, то есть игру.
Принцип опоры ввоспитании на положительные качества ребенка. В каждом ребенке есть положительные черты, достоинства, которые нужно увидеть педагогу и дать им развитие в соответствующей деятельности. Это вызовет у ребенка склонности к усовершенствованию своего поведения, будет способствовать проявлению его индивидуальности.
Принцип воспитания детей вколлективе. В коллективе сверстников ребенок приучается совмещать свои интересы с интересами других ребят, приобретает элементарные навыки коллективной жизни [3, с. 65–66].
Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников будет успешным, при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:
Создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и любви;
Обучение умению слушать и слышать другого;
Развитие умения использовать мимику, пантомимику и голос в общении;
Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях;
Обучение умению использовать формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;
Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам;
Формирование чувства симпатии между участниками общения;
Объяснение детям, что неосторожно сказанное слово ранит, не менее больно, чем действие;
Обучение умению детей владеть собой;
Развитие умения анализировать ситуацию;
Целенаправленное формирование у детей коммуникативных навыков.
Таким образом следует отметить, что социально-коммуникативное развитие является, одним из базовых элементов в развитии дошкольника [1, с. 106].
Взаимоотношения и совместная деятельность ребенка со взрослым и сверстником — это необходимое условие психического развития ребенка, формирования его общественных качеств. Взаимодействуя со сверстниками, ребенок более самостоятелен и независим, он начинает точно оценивать себя и других, растет его способность выстраивать совместную деятельность. Высокий уровень развития коммуникативности выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость развития коммуникативных качеств уже в период дошкольного детства.
Важные теоретико-методологические основы изучения коммуникативного развития детей дошкольного возраста содержатся в фундаментальных исследованиях А. Н. Леонтьева, C. JI. Рубинштейна, М. С. Кагана, Д. Б. Эльконина, А. Валлона, Ж. Пиаже, И. Лингарта и др. Проблема коммуникативного развития дошкольников, ее содержание, структура достаточно глубоко разработаны в концепции генезиса общения М. И. Лисиной и ее учениками-последователями − Л. Н. Галигузовой, Д. Б. Годовиковой, Т. А. Репиной, А. Г. Рузской, Е. О. Смирновой, Р. Б. Стеркиной и др. М. И. Лисиной были представлены параметры для исследования коммуникативного развития дошкольника:
степень усвоения норм и ценностей, принятых в обществе;
степень овладения правилами и навыками взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
развитость самостоятельности и саморегуляции;
уровень развития социального и эмоционального интеллекта;
уровень развития эмпатии.
Ряд ученных в процессе научно-исследовательской деятельности проанализировали различные методики диагностирования социально-коммуникативного развития и подобрали те, которые позволяют оценить уровень коммуникативного развития дошкольника по предложенным параметрам.
Высокий уровень социально-коммуникативного развития характеризуется высокой степенью развития по всем выделенным параметрам. Причем образовательная практика и опыт профессиональной деятельности показали, что высокий уровень социально -коммуникативного развития дошкольника взаимосвязан и взаимообусловлен отсутствием проблем в сфере общения ребенка с семьей, взрослыми и сверстниками.
Средний уровень социально-коммуникативного развития определяется недостаточно высокой степенью развития по некоторым из обозначенных ранее параметров, что порождает определенные трудности в сфере общения ребенка с семьей, взрослыми и сверстниками.
В свою очередь наличие проблем в сфере общения ребенка с семьей, взрослыми или сверстниками может являться причиной недостаточной степени развития по перечисленным параметрам.
Таким образом, следует отметить, что существующие проблемы в сфере общения и недостаточно высокая степень развития по перечисленным параметрам преодолеваются ребенком самостоятельно или с незначительной помощью взрослого и не препятствуют дальнейшему развитию ребенка.
Среди проблем, связанных с формированием личности ребенка дошкольного возраста, одно из важных мест занимает проблема воспитания чувства ответственности. Значение этой проблемы определяется как в плане становления и развития личности, так и в плане подготовки его к школе. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для воспитания самостоятельности и ответственности, так как эти личностные качества начинают возникать не только в связи с удовлетворением личностных потребностей ребенка, но и в связи с интересами коллектива, занятого важным и полезным делом [5, с. 79–80].
Воспитание ответственности детей старшего дошкольного возраста должно происходить осознанно. Следовательно, нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности ответственности, необходимости этого качества и преимуществах овладения им. Исследователь А. В. Запорожец в своих исследованиях выделял две формы социальной ориентации у дошкольников:
непосредственное восприятие
представление актуальной ситуации.
Исследование Л. В. Пименовой, указывает на то, что ответственность — это сложное образование, включающее познавательные и эмоциональные компоненты для выделения значимого для ребенка содержания. Сюда входят знания о явлениях общественной жизни, направленное внимание ребенка на содержание социальной ситуации, представления о социальной значимости существующих в обществе норм. Такие ученные как Т. И. Бабаева, Т. И. Ерофеева, Л. П. Князева, Т. А. Маркова и др. обращаю свое внимание на то, что культурно-ценностная ориентация включает знания об образцах, нормах и правилах поведения и связанные с ними этические представления и моральные суждения. Эти знания должны не только содержать прагматическую, технологическую информацию, но и создавать целостность восприятия и понимания мира, интериоризацию идей о ценности ответственности как качества личности; сведения о правах человека и границах ответственности.
Так же важно, чтобы у ребенка возникли мотивы для приобретения нравственного качества; появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества. Выражается эмоциональное отношение ребенка к тем или иным явлениям окружающей действительности, людям и самому себе как члену общества. Это раскрывается исследователями через следующие характеристики:
способность положительно относиться к другим людям и обстоятельствам, умение принять их такими, какие они есть;
способность к идентификации, эмпатии, признание за другим права на отличие, справедливость;
расположенность к другим людям, терпение, отзывчивость, чувство собственного достоинства, умение в ситуации выбора учитывать интересы других, чувство солидарности и единства;
выработка личного отношения к существующим нормам, умение анализировать поступки людей, формирование самооценки, умение брать на себя ответственность за результат. Знания и чувства, в свою очередь, порождают потребность в их практической реализации — в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества [4, с. 145].
Педагогический процесс социально-коммуникативного развития направлен на формирование ценностей, ценностных отношений и ценностных ориентаций. Формирование ценностного аспекта социального и личностного развития должен быть представлен в целостности и последовательности взаимосвязанных этапов. Социально-коммуникативное развитие осуществляется через вхождение ребенка в мир ценностей и норм общества, с активной позиции субъекта социальных отношений, благодаря созданию специально организованной среды, в которой формируется механизм поведения каждого ребенка от наблюдения к переживанию — пониманию — оценке — выбору для себя установки и стратегии поведения.
Педагогическая деятельность может быть представлена в виде реализации последовательных циклов, по принципу того, как ребенок открывает для себя социальный мир: ребенок — взрослый (родители, воспитатель, учитель); ребенок — ребенок (сверстник); ребенок — общественная норма, ценность. Стимулирование личностной активности ребенка, как педагогического условия осознанного формирования социально-коммуникативных компетенций осуществляется благодаря системе педагогических средств, применение которых может привести к достижению запланированных целей и задач.
Социально-педагогическими средствами могут выступать: игровая ситуация — игра способствует гармоничному включению детей в мир ценностей и человеческих отношений, дает навык совместной деятельности. Игра занимает важное место в жизни дошкольников. В процессе игры легче усваиваются понятия, приобретаются навыки. Начиная активно пользоваться правилами поведения в игре, совместной деятельности, дети усваивают их, а понимание смысла помогает ребенку сознательно управлять своим поведением, эмоциями, самостоятельно регулировать их в разных жизненных ситуациях. Именно в условиях игровых отношений дети осваивают нормативное поведение, в игре это происходит гораздо легче, чем в реальных отношениях, таким образом, дети в игре упражняются в различных способах выстраивания отношений с окружающими и тем самым подготавливает себя для того чтобы выстраивать нормативные отношения в практике реального поведения. Игра представляет собой модель социального взаимодействия, средство усвоения ребенком социальных отношений.
Проблемная ситуация как педагогическое средство формирования социально-ценностного поведения способствует приобретению детьми позитивного опыта нравственного поведения, так как решение конкретных проблем ориентирует ребенка на конкретные дела и поступки. Ситуации морального выбора стимулировали способность к анализу и обобщению нравственных представлений, чувств и стимулировали выработку определенной стратегии поведения. Ориентируясь на собственные чувства и нравственные знания ребенок решая определенную проблему, в ситуации морального выбора, моделирует различные варианты поступков и повеления. С помощью возможности апробирования различных способов поведения ребенок, ориентируясь на социальную норму как ценность, выбирает для себя наиболее оптимальную модель поведения, которая в дальнейшем, опираясь на устойчивость нравственных знаний, представлений и ценностных ориентиров, переходит в стратегию поведения.
Материальные и духовные объекты культуры и социума (устное народное творчество, искусство, детская литература) — русские народные сказки оказывают педагогическое воздействие на развитие у детей нравственных чувств, качеств, нравственного сознания и готовность к нравственному поведению. Русские народные сказки всегда включали в себя аспект, связанный с нравственным поступком, поведением. С помощью устного народного творчества раскрываются для детей такие понятия как взаимопомощь, поддержка, добро, терпение, любовь. Чтение произведений для детей помогает детям понять и оценить поступки людей. В литературных произведениях ставятся вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности. Анализ прочитанного дает возможность детям оценить поступки различного характера и увидеть результаты того или иного поведения, это способствует усвоению детьми нравственных представлений.
Использование в воспитательной деятельности предметов искусства обусловлена тем, что чем более разнообразнее чувственное восприятие, тем более прочно усваивается воспитательная информация. Влияние предметов искусства на духовный мир ребенка направлено на изменение и обогащение нравственных чувств. Использование художественных средств познания мира обогащает нравственное сознание, чувства и стимулирует преобразование поведения ребенка
Реализация этапов коммуникативно-личностного развития направлена на отвлечение детей от фиксированности на собственном «Я» и сосредоточенности на отношении к сверстнику; сформированности нравственных чувств, ценностных представлений и нравственных мотивов поведения; развитие способности согласовывать собственное поведение с поведением других людей.
Таким образом, каждый этап должен выводить ребенка на соответствующий уровень социально-личностного развития: эмоциональное отношений к окружающим близким ведет к пониманию нравственных норм поведения (дружба, взаимопомощь, сочувствие и сорадование) [7, с. 127–129].
Главная задача государства, общества и образовательного учреждения по отношению к детям — это обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, возможности саморегуляции, формирование у ребёнка основ уважительного отношения к окружающим, умение общаться и взаимодействовать, приобщение к общечеловеческим ценностям. В настоящее время идёт интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышение интереса к личности ребёнка дошкольного возраста, его уникальности, развитию у него потенциальных возможностей и способностей.
Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения. Важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие, формировать предпосылки учебной деятельности и качеств, необходимых для социальной адаптации, в том числе к школе, и успешного обучения.
Таким образом, подводя итоги можно выделить что, проблема приобщения ребенка к социальному миру, формирования умения адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества, на современном этапе развития общества остается одной из ведущих [6, с. 59].
Литература:
- Выготский Л. С. Психология. / Л. С. Выготский. — М.: Апрель пресс: ЭКСМО-пресс, 2000. — 106 с
- Клименкова О. Игра как азбука общения //Дошкольное воспитание.,-2002.-№ 4.- 224 с.
- Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. — М., 2004.-65–66 с.
- Лисина М. И. Общение, личность и психика ребен- ка. /М.И Лисина М.; Воронеж, 1997.- 145 с.
- Непомнящая Н. И. Становление личности ребенка 6–7 лет. / Н. И. Непомнящая,– М., 1992. — 79–80 с.
- Сластенин В. А. Педагогика — М., 2002.-59 с.
- Смирнова Е. О., Гуськова Т. В. Исследование общения дошкольников со сверстниками // Вопросы психологии № 2., 1988- 127–129с.