Особенности организации профилактики аддиктивного поведения в курсе ОБЖ
Казанцев Иван Юрьевич, студент
Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена
На современном этапе общеобразовательная школа решает ряд важных задач, среди которых ключевое значение приобретает осознание необходимости организации профилактики аддиктивного поведения школьников. По данным Министерства здравоохранения и социального развития России, за последние несколько лет резко выросло число детей и подростков, страдающих алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией. Это в свою очередь, является одной из причин ухудшения здоровья школьников и развития хронических патологий. Об ухудшении здоровья школьников свидетельствуют статистические данные. Так, например, только 30 % школьников можно отнести к числу здоровых, у 70 % наблюдаются какие-либо патологии [1].
Приведенные факты свидетельствуют о необходимости формирования у подростков ценностного отношения к своему здоровью и профилактики аддиктивного поведения. Проблемой формирования у подростков ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни занимались: педагоги З. И. Равкин, Б. Н. Чумаков и др., психологи Т.П Гаврилова, Р. Мендель и др., медики И.И Брехман, Ю. П. Лисицын, В. Р. Кучма и др [2].
Такие проблемы общества как токсикомания, наркомания, алкоголизм, шопоголизм, игромания, интернет-зависимость, оказывают разрушающее воздействие на саму личность и на общество, окружающее её. Все перечисленные зависимости относят к аддиктивному поведению.
Деструктивный характер такого состояния определяется тем, что человек устанавливает эмоциональную связь не с другими личностями, а предметами или явлениями, что особенно характерно для химической зависимости, интернет-зависимости и т.д. Очень часто патология встречается среди несовершеннолетних подростков, школьников и студентов, но нередко диагностируется и у взрослых людей различного социального статуса. В связи с этим очень важна своевременная профилактика аддиктивного поведения среди детей, имеющих предрасположенность к этому.
Адди́кция (англ. addiction — зависимость, пагубная привычка), в широком смысле, — ощущаемая человеком навязчивая потребность в определённой деятельности. Термин часто употребляется для таких явлений, как лекарственная зависимость, наркомания, кроме того, применяется и к нехимическим зависимостям поведенческим, примерами которых могут служить: интернет-зависимость, игромания, шопоголизм, психогенное переедание, фанатизм и т. п.[3].
В медицинском смысле, зависимость — навязчивая потребность в использовании привычных стимулов, сопровождающаяся ростом толерантности и выраженными физиологическими и психологическими симптомами. Рост толерантности — это привыкание ко всё большей величине стимула [4].
Психология описывает аддикцию как некое пограничное состояние, возникающее между патологической зависимостью и нормой. Эта грань особенно тонка, если речь идет об аддиктивном поведении подростков. Уходя от реальности путем употребления психоактивных веществ, компьютерных игр и т.д., они испытывают приятные и очень яркие эмоции, от которых очень скоро могут стать зависимы. При этом происходит снижение способности к адаптации. Можно сказать, что любые виды аддикции – это своеобразный сигнал о помощи, требующейся человеку для того, чтобы остаться полноценным членом общества.
Аддиктивное поведение – это одна из форм так называемого разрушительного (деструктивного) поведения, при котором человек будто стремится убежать от окружающей реальности, фиксируя свое внимание на конкретных видах деятельности и предметах или изменяя собственное психоэмоциональное состояния путем употребления различных веществ. По сути, прибегая к аддиктивному поведению, люди стремятся создать для себя иллюзию некой безопасности, прийти к жизненному равновесию[5].
Таким образом, аддикция являет собой зависимость индивида от каких-либо вещей или действий, или веществ. Она может быть как химической (токсикомания, наркомания) так и нехимической (шопоголизм, игромания). Зависимости представляют собой серьезную угрозу для здоровья (физического и психического) не только самих аддиктов, но и тех, кто их окружает. Значительный ущерб наносится межличностным отношениям.
Причины аддиктивного поведения различны, чаще всего, такое поведение – это уход от проблем реальности, что, конечно, не является их решением. Поэтому такое поведение можно считать бегством и самообманом, неспособностью справиться с трудностями собственными силами. Таким образом, аддиктивное поведение становится реальной проблемой, которую необходимо решать в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы. Особая роль в организации профилактики аддиктивного поведения отводится курсу «Основы безопасности жизнедеятельности».
В ГБОУ СОШ №250 Кировского района города Санкт-Петербурга, в начале 2015-2016 учебного года нами было проведено исследование, которое в том числе содержало анонимное тестирование для учеников 10 класса. Целью данного анкетирования было выявление аддикций среди школьников. На диаграмме представлены результаты данного анкетирования.
Интерпретация зависимости.
5-11 баллов – низкая;
12-18 средняя;
19-25 – высокая степень склонности к зависимостям.
На диаграмме ясно показаны общая предрасположенность класса к тому или иному виду зависимости. Таблица помогает понять в каких направлениях стоит проводить профилактические меры в данном коллективе. Способом профилактики, проводимым на уроках ОБЖ, могут быть занятия на которых используются интерактивные методы обучения. К ним можно отнести деятельность, направленную на профилактику аддиктивного поведения, проводимая в форме бесед, консультаций, тренингов, диспутов, деловых игр, экскурсий [7].
Профилактика аддиктивного поведения будет тем более эффективной, чем раньше ее начать. Первичная профилактика вовлечения детей и подростков в любые формы зависимостей осуществляется в процессе изучения ОБЖ. На уроках ОБЖ школьники знакомятся с информацией о возможных последствиях зависимостей, методах борьбы со стрессом и технологиях общения. Организация профилактической работы по аддиктивному поведению строиться с учетом особенностей образовательного учреждения, контингента, групп риска.
Профилактика аддиктивного поведения школьников должна строиться не на запретах и развитии страхов перед предметами аддикции, а на пропаганде ЗОЖ. Транслируемая информация должна опираться на идеи позитивной профилактики, т.е. не запугивание детей о проблемах и последствиях аддиктивного поведения, а формирование у подростков жизненных навыков, позволяющих им эффективно совладать с жизненными трудностями и давлением среды.
На уроках ОБЖ вполне реально и целесообразно использовать профилактические меры, основанные на воспитании здоровье ориентированных привычек, таких как, занятие спортом, активный досуг, здоровый режим труда, мероприятия по укреплению здоровья, которые могут стать барьером для формирования зависимого поведения. Соблюдение норм здорового образа жизни способствует формированию ценностного отношения к здоровью, развивают стремление к его сохранению, а таким образом, имеет профилактическое значение [8].
В профилактике аддиктивного поведения различают несколько уровней. Первичный уровень направлен на выявление и устранение причин, провоцирующих такое поведение, и предполагает возможность организации профилактической работы в общеобразовательной школе. Так как ребёнок много времени находится в коллективе и активно социализируется, то объектом профилактической работы на данном уровне является также ближайшее окружение. Именно данный уровень может быть эффективно реализован в рамках общеобразовательных учебных заведений в контексте образовательного процесса [9].
. Следует отметить, что подростковый возраст является сложным «кризисным» этапом развития и становления личности. Именно на этом этапе возникают изменения в психофизиологическом и социально-личностном плане на основе формирования мотивационной и ценностно-смысловой сферах личности [10].
Таким образом, курс по «Основам безопасности жизнедеятельности» направлен на решение задач по профилактики зависимого поведения школьников. В результате изучения данной дисциплины у школьников формируются знания о социальных и психологических последствиях зависимостей; развиваются их личностные ресурсы, способствующих успешной адаптации к требованиям среды; воспитываются стратегии здорового образа жизни.
Литература:
1. Туревская, Е. И. Возрастная психология / Е. И Туревская — М.: Издательский центр Академия», 2002. — 376 с. ISBN: 5–89502–400–9
2. Федосеева Н. В. Профилактика аддиктивного поведения у подростков посредством формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни // Молодой ученый. — 2014. — №5. — С. 564-566.
3. А.Л.Свенцицкий. Краткий психологический словарь. — Проспект, 2011. — С. 11. — 512 с. — ISBN 978-5-392-01704-1.
4. В. Д. Менделевич. Психология зависимой личности. — Казань, 2004. — 240 с.
5. http://odepressii.ru/zavisimost/addiktivnoe-povedenie.html © odepressii.ru
6. Новикова А. А. Психологическая профилактика аддиктивного поведения подростков в условиях образовательного учреждения // Молодой ученый. — 2009. — №5. — С. 191-198.
7. Федосеева Н. В. Профилактика аддиктивного поведения у подростков посредством формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни // Молодой ученый. — 2014. — №5. — С. 564-566.
8. Абрамова В.Ю., Елизарова И.С. Методическая подготовка магистров к формированию у школьников ответственного отношения к своему здоровью во внеклассных занятиях.//Здоровьесберегающее образование, 2014. № 2 (38) – С. 101 -104.
9. Бойков А. Е. Первичная профилактика различных видов зависимостей детей и подростков в образовательной среде // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 871-874.
10. Плахов Н.Н. Борьба с алкоголизмом и табакокурением – проблема педагогики // Профилактическая и клиническая медицина. – 2011. - №3 (40). – С. 476-477.