В статье рассматриваются способы решения проблемы здорового образа жизни бакалавров. Раскрыто понятие «компетенции». Описан механизм подготовки бакалавров педагогического образования по безопасности жизнедеятельности через содержание ФГОС высшего образования, отражающий формирование компетенций о здоровом образе жизни.
Ключевые слова: компетенция, компетентность, здоровый образ жизни, ФГОС, педагогическое образование, бакалавр.
В последнее время активизировалось внимание к здоровому образу жизни студентов, что отражает озабоченность общества здоровьем специалистов, выпускаемых высшей школой, ростом заболеваемости в процессе профессиональной подготовки, снижением дееспособности в трудовой сфере [1, 2, 3]. Актуализируется проблема не формирования здорового образа жизни вообще, а подготовка студентов к его самоорганизации и самосовершенствованию.
Проблеме здоровья и здорового образа жизни (ЗОЖ) студенческой молодежи посвящено много работ и исследований, в которых заложены теоретические основы решения данной проблемы. Проведенный анализ литературы позволяет говорить о том, что наметилась тенденция к переосмыслению способов ее решения, отражающих смещение акцента из сферы медицины в педагогику. Педагогами обсуждаются пути и условия формирования ЗОЖ учащейся молодежи, ведется поиск стратегических ориентиров ее достижения.
Одним из перспективных подходов к решению данной проблемы, активно разрабатываемым и реализуемым в системе высшего, средне профессионального, и общего среднего образования, является компетентностный подход, который позволяет более ярко подчеркнуть практическую действенную сторону и акцентировать внимание на результатах образования - ключевых компетенциях. В соответствии с этим актуальной задачей является подготовка студентов с достаточным уровнем сформированности ключевых компетенций для самоорганизации ЗОЖ, как в период обучения в вузе, так и в последующие годы жизни.
Компетенция - это способность успешно отвечать на индивидуальные или общественные требования или выполнять задание (вести деятельность) [5].
Как видно из приведенного определения, компетенциядолжна отвечать индивидуальным и общественным требованиям. Иными словами, она должна позволять получать индивидуально или общественно значимые продукты или результаты.
Образование является одним из наиболее эффективных механизмов развития личности.
Главной проблемой является компетентность студента-выпускника университета, поскольку конкурентоспособность обуславливается качествами и свойствами личности, а не только наличием профессиональных знаний, умений, навыков. Таким образом для университета появляется задача подготовить выпускника с высоким уровнем профессиональной и личностной компетентности, который будет готов адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям деятельности, то есть подготовить компетентных и конкурентоспособных выпускников [4].
Основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетентностей современного человека:
– информационная (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
– коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
– самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
– самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).
Формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций в области проектирования применения здоровьесберегающих технологий является важной задачей, так как вопросы сохранения, развития здоровья обучающихся, формирования культуры здоровья отражены в образовательных стандартах нового поколения для всех уровней образования. Культура здорового образа жизни личности – это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования, мотивационно-ценностной ориентации и самообразования, воплощенных в практической жизнедеятельности, а также в физическом и психофизиологическом здоровье.
Рассмотрим федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) на изучение в нем вопросов касающихся здорового образа жизни.
Характеристика профессиональной деятельности выпускников программ бакалавриата по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование:
Область профессиональной деятельности выпускников программ бакалавриата включает: образование, социальную сферу, культуру.
Объектами профессиональной деятельности выпускников программ бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр», являются: обучение, воспитание, развитие, просвещение, образовательные системы.
Объектами профессиональной деятельности выпускников программ бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр», являются: обучение, воспитание, развитие, просвещение.
Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники программ бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр»: педагогическая, проектная, исследовательская, культурно-просветительская.
Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники программ бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр»: педагогическая, исследовательская, культурно-просветительская.
Выпускник программы бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр» и с квалификацией «прикладной бакалавр» в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата, готов решать следующие профессиональную задачу в области педагогической деятельности:
-обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) устанавливает следующие требования к результатам освоения программ: в результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные или профессионально-прикладные компетенции.
Выделим компетенции, относящиеся к здоровому образу жизни:
Общекультурные компетенции:
-готовность поддерживать уровень физической подготовки, обеспечивающий полноценную деятельность;
-способность использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций.
Общепрофессиональные компетенции:
-готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся.
При проектировании программы бакалавриата образовательная организация обязана включить в набор требуемых результатов освоения программы все общекультурные и общепрофессиональные компетенции, а также профессиональные или профессионально-прикладные компетенции, отнесенные к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована данная программа.
При проектировании программы бакалавриата образовательная организация может дополнить набор компетенций выпускников с учетом ориентации программы на конкретные области знания и (или) вид (виды) деятельности.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
- в настоящее время внимание к здоровому образу жизни студентов активизировалось, а основной проблемой является подготовка студентов к самоорганизации и самосовершенствованию своего образа жизни.
- компетенция – это способность успешно отвечать на индивидуальные или общественные требования или выполнять задание.
- в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) выпускник программы должен быть готов решать следующуюпрофессиональную задачу в области педагогической деятельности: обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса.
-в ФГОС высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) содержатся следующие компетенции относящиеся к здоровому образу жизни: готовность поддерживать уровень физической подготовки, обеспечивающий полноценную деятельность; способность использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций; готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся.
Литература:
- Беляков Н.И. Формирование у студентов потребности в здоровом образе жизни средствами физической культуры на основе личностно-деятельностного подхода: автореф. дис ... канд. пед. наук. – Барнаул, 2001. – 22 с.
- Бондин В.И. Здоровьесберегающие технологии в системе высшего педагогического образования // Теория и практика физической культуры. – 2004. – № 10.
- Григорьев В.И. Кризис физической культуры студентов и пути его преодоления // Теория и практика физической культуры. – 2004. – № 2.
- Проектирование государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения. Методические рекомендации для руководителей УМО вузов Российской Федерации. Проект. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. – 126 с.
- Татур Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования: материалы ко второму заседанию методологического семинара: авторская версия. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.