Социальное проектирование как средство профессионального самоопределения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №6 (110) март-2 2016 г.

Дата публикации: 17.03.2016

Статья просмотрена: 1751 раз

Библиографическое описание:

Воронина, Е. В. Социальное проектирование как средство профессионального самоопределения / Е. В. Воронина, О. В. Музыченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6.2 (110.2). — С. 30-32. — URL: https://moluch.ru/archive/110/27131/ (дата обращения: 16.10.2024).



Annotation. In the article are considered the possibilities of technology of social projectcontributing the formation of readiness for professional self-determination.

Keywords: project of technology, social project, professional self-determination.

Социальное проектирование является одним из важнейших элементов развития адаптационного потенциала личности, выражения собственной активной позиции в общественной жизни и реализуется в создании некоммерческих проектов в социальной сфере, решающих актуальные проблемы конкретного сообщества.

Социальное проектирование - один из эффективных способов современной организации общественной жизни, управления социумом. Независимо от того, какого рода объекты проектируются, оно несет на себе черты ценностно-нормативной системы инициатора проекта.

В.И. Курбатов отмечает, что «Социальное проектирование - это проектирование социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений» [2].

В.А. Луков считает, что «Социальное проектирование – это творческий процесс конструирования системы социальных действий, направленных на преодоление существующих социальных проблем, на позитивные изменения, на развитие социальной ситуации» [3].

Социальные проекты многообразны по направлениям деятельности, характеру проектируемых изменений, особенностям финансирования, масштабам, срокам реализации, степени сложности.

Поиск путей решения проблемы формирования готовности к самоопределению активно осуществляется педагогической наукой и практикой.

Самоопределение является осознанным актом выявления и утверждения личной позиции в проблемных ситуациях. Е.В. Воронина отмечает, что «самостоятельный поиск своего места в жизни, потребность в самоопределении, обостренная вступлением в самостоятельную жизнь, становится подлинной проблемой, определяющей характер внешней и внутренней активности школьников» [1].

Готовность к профессиональному самоопределению - внутреннее качество личности, позволяющее осознано и самостоятельно осуществлять стратегию формирования и реализации профессионального намерения.

Базовой образовательной технологией, поддерживающий компетентностно-ориентированный подход в образовании, является технология проектов.

Одним из педагогических условий формирования готовности обучающихся к профессиональному самоопределению мы считаем включение обучающихся в реальную практическую деятельность по разрешению социальных проблем своими силами, т.е. в реализацию социальных проектов;

Технология проектирования по своей дидактической сути нацелена на формирование адаптационных способностей, позволяющих эффективно действовать в реальной жизненной ситуации, обладая которыми личность может успешно ориентироваться в разнообразных ситуациях, сотрудничать различных коллективах.

Одним из главных социальных проектов в жизни каждого человека становится выбор профессии. Результатом, продуктом такого проекта будет не только план карьерного роста. Реализуемые в профессиональной деятельности потребности, многообразны: социальный статус, материальное благополучие, реализация своих способностей, коммуникация, смысл жизни и т.д. Миссия профориентационной работы состоит в активизации и гармонизации эмоциональных, ценностных и когнитивных аспектов принятия решения относительно профессии, когда принятое решение запускает все душевные силы человека.

Продуктом процесса профессионального самоопределения становятся собственные решения относительно профессиональных перспектив. Это формирование прогнозов своего профессионального развития, проектирование как настоящий опыт может оказаться связанным с будущим. Профориентация в процессе социального проектирования дает ответ на вопрос: «Как выбор профессии скажется на моем жизненном пути?», «Чему профессия поможет, а чему, наоборот, помешает?».

Профориентационные установки могут внести свой вклад в развитие жизненных установок и систематизировать разные стороны жизни человека в единую перспективу. В данном случае, выбирая профессию, человек ищет ответ на вопрос «Зачем я работаю?», «Чем мне это поможет?», «Что принесет мне счастье (ощущение смысла жизни, удовлетворенность)?» [5].

Проекты, способствующие профессиональному самоопределению могут решить следующие задачи:

  • образовательные и профориентационные, которые ориентированы на развитие личности, нацеленной на максимальную реализацию интеллектуального, эмоционального и творческого потенциала в трудовой деятельности. Процесс проектирования будет по возможности дополнять и компенсировать издержки образовательного процесса, охватывая все направления человеческой жизнедеятельности:
    труд, отдых, семью, профессию, досуг и т. д.;
  • профессионально-адаптационные (профессиональные клубы, способствующие наиболее полному самовыражению личности специалиста, реализации адаптационного и творческого потенциала человека в рамках основной профессии, формирования профессиональной этики);
  • профессионально-компенсирующие (проект направлен на решение проблем, связанных с отсутствием условий для самореализации в рамках основного вида деятельности) [4].

Спектр видов деятельности, в которые включается обучающийся в работе над социальным проектом, располагают большим потенциалом для развития личностных качеств. Реализация технологии социального проектирования дает возможность проявить самостоятельность и организаторские способности обучающимся с разным уровнем подготовки. Роль организатора предполагает взаимодействие субъекта с другими людьми. Выполнение поручения в рамках работы над проектом, дает возможность оказаться в роли организатора, когда перед обучающимся возникает необходимость привлечь и мобилизовать своих коллег на выполнение дела. В итоге выполненных совместных общественно полезных дел, которые предполагает социальный проект, укрепляются межличностные связи обучающегося, развиваются личностные качества.

Задачи социального проектирования в профессиональном самоопределении:

  • формирование позитивной Я-концепции и умений обучающегося адекватно оценивать себя и свои действия;
  • развитие способностей обучающихся в той сфере деятельности, к которой они испытывают интерес; адаптационного потенциала, умений и навыков работы в команде, ответственности за общее дело;
  • развитие исследовательских компетенций, аналитического и критического мышления;
  • повышение уверенности в себе у каждого участника проекта;
  • повышение общего уровня культуры обучающихся за счет работы с дополнительной информацией;
  • совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.).

Профориентационные социальные проекты ориентированы на вооружение обучающихся инструментами, которые в дальнейшем пригодятся при реальном поиске и реализации себя в профессии.

Очень интересными могут быть проекты, в которых используются деловые игры. Например, можно провести игру «Устройство на работу», где одна команда обучающихся представляет работодателей, а вторая - соискателей работы.

О проведении проектов можно много говорить, но очень важно также посмотреть, как может выглядеть такой проект, какова идея и цель его проведения, каков его результат?

К социальному проекту можно выдвинуть следующие требования:

  • Ограниченность (по времени, целям и задачам, результатам и т.д.)
  • Целостность
  • Последовательность и связность
  • Объективность и обоснованность
  • Компетентность автора и команды
  • Жизнеспособность

В чем же эффективность социального проектирования как фактора личностного и профессионального становления обучающихся?

Во-первых, социальный проект - это самостоятельный выбор того вида деятельности, которая больше всего соответствует интересам и способностям самого обучающегося.

Во-вторых, это реальное участие в решении проблем своего образовательного учреждения, дома, двора, района, города. Именно мысль о том, что «я могу это сделать сам и не только для себя», больше всего воодушевляет обучающихся. Этот период становления личности характеризуется ярко выраженной потребностью быть нужным, полезным другим, желанием проверить свои способности в реальном деле. Именно реальность, жизненность социального проекта привлекает обучающихся.

В-третьих, проект - это работа в коллективе над социально-значимым делом, которая формирует социальную компетентность, крайне необходимую сегодня для трудовой деятельности в производственных коллективах, в фирмах и т.п.

В-четвертых, участники проектирования обретают неоценимый опыт выбора и привыкают нести за него ответственность. И, бесспорно это реальная проверка собственных способностей и возможность скорректировать жизненные планы.

Социальное проектирование имеет большой образовательный потенциал, поскольку дает возможность участникам «научиться самостоятельно решать возникающие проблемы и преодолевать имеющиеся трудности, действовать в условиях, в которых приходится рассчитывать на собственные силы, овладевать современными экономическими, правовыми, психологическими, педагогическими знаниями и специальными умениями в конкретной деятельности» [4].

Итак, социальное проектирование - технология социального воспитания обучающихся, позволяющая человеку основные задачи социализации, формировать готовность к профессиональному самоопределению, формировать мировоззрение, адаптационный потенциал, устанавливать новые способы социального взаимодействия с обществом.

Литература:

  1. Воронина, Е.В. Педагогическая поддержка формирования готовности к профессиональному самоопределению школьников [Электронный ресурс] // Концепт. – 2013. – № 04 (апр.). – URL: http://ekoncept.ru/2013/13081.htm.
  2. Курбатов, В.И. Социальное проектирование [Текст] / В.И. Курбатов, О.В. Курбатова . - Ростов-н/Д.: Феникс, 2001.
  3. Луков, В.А. Социальное проектирование [Текст] / В.А. Луков. - М., 2006. - С. 73.
  4. Проектная технология в профориентационной работе и социализации детей-сирот [Текст] : методич. пособие / авт.-сост.М.Б. Лебедева, О.Н. Шилова. - Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2009. - 110 с.
  5. Пряжников, Н.С. Профориентация в школе и колледже [Текст]: игры, упражнения, опросники: 8-11 классы, ПТУ и колледж / Н.С. Пряжников.- М.: ВАКО, 2008. - 288 с.
Основные термины (генерируются автоматически): социальное проектирование, профессиональное самоопределение, социальный проект, проект, адаптационный потенциал, выбор профессии, общественная жизнь, решение проблем, роль организатора, трудовая деятельность.


Похожие статьи

Проектная деятельность как инновационная форма организации методического объединения учителей-логопедов

В статье рассматривается вопрос применения метода проектирования в целях профессионального развития учителя-логопеда, возможность овладения предложенным методом в результате обучающей работы.

Проектирование профессиональной карьеры как средство развития социально-профессионального самоопределения студентов-спортсменов

В статье ставится проблема социально-профессионального самоопределения студентов. Проектная деятельность и коучинг рассматриваются как средства формирования и развития социально-профессионального самоопределения.

Профессиональное самоопределение студентов в проектной деятельности с функциональным позиционированием

В данной статье рассмотрено влияние функционального позиционирования в проектной деятельности на профессиональное самоопределение студентов СПО. Описана методическая база ведущей деятельности подростков.

Развитие коммуникативной компетентности будущего учителя

В статье рассматривается изучение и обоснование применение педагогических условий формирования коммуникативной компетентности будущих учителей педагогических специальностей в процессе профессиональной подготовки.

Формирование коммуникативной компетенции при изучении иностранного языка

В данной статье рассматриваются методы и приемы, способствующие активизации коммуникативных технологий и их использование в образовательном процессе.

Современные подходы в образовании будущих дизайнеров в процессе формирования профессиональных и первичных способностей

В данной научной статье выявлены и рассмотрены задачи педагогического обучения молодых дизайнеров в процессе формирования готовности к инновационной и профессиональной деятельности.

Средовый подход в методике обучения ОБЖ

В статье сделана попытка трансформации средового подхода как методологии осмысления проблем окружающей среды в средовую компетенцию как профессиональное требование к деятельности педагога- организатора ОБЖ.

Социально-психологические проблемы в вопросе профессионального самоопределения педагога

В статье рассматриваются основные подходы к изучению и определению профессионального самоопределения в отечественной и зарубежной науке, исследуется структура профессионального самоопределения и предлагается авторская интерпретация его компонентов.

Наставничество как ресурс непрерывного профессионального самообразования педагога

В статье автор исследует особенности осуществления наставничества в условиях обновления содержания образования, обосновывает деятельность наставника как новый ресурс для его профессионального роста.

Использование компьютерных технологий как одна из составляющих профессионально-ориентированного иноязычного образования

Современные образовательные технологии ориентированы на активное использование компьютеров. Статья рассматривает возможности использования компьютерных технологий в процессе профессионально-ориентированного иноязычного образования.

Похожие статьи

Проектная деятельность как инновационная форма организации методического объединения учителей-логопедов

В статье рассматривается вопрос применения метода проектирования в целях профессионального развития учителя-логопеда, возможность овладения предложенным методом в результате обучающей работы.

Проектирование профессиональной карьеры как средство развития социально-профессионального самоопределения студентов-спортсменов

В статье ставится проблема социально-профессионального самоопределения студентов. Проектная деятельность и коучинг рассматриваются как средства формирования и развития социально-профессионального самоопределения.

Профессиональное самоопределение студентов в проектной деятельности с функциональным позиционированием

В данной статье рассмотрено влияние функционального позиционирования в проектной деятельности на профессиональное самоопределение студентов СПО. Описана методическая база ведущей деятельности подростков.

Развитие коммуникативной компетентности будущего учителя

В статье рассматривается изучение и обоснование применение педагогических условий формирования коммуникативной компетентности будущих учителей педагогических специальностей в процессе профессиональной подготовки.

Формирование коммуникативной компетенции при изучении иностранного языка

В данной статье рассматриваются методы и приемы, способствующие активизации коммуникативных технологий и их использование в образовательном процессе.

Современные подходы в образовании будущих дизайнеров в процессе формирования профессиональных и первичных способностей

В данной научной статье выявлены и рассмотрены задачи педагогического обучения молодых дизайнеров в процессе формирования готовности к инновационной и профессиональной деятельности.

Средовый подход в методике обучения ОБЖ

В статье сделана попытка трансформации средового подхода как методологии осмысления проблем окружающей среды в средовую компетенцию как профессиональное требование к деятельности педагога- организатора ОБЖ.

Социально-психологические проблемы в вопросе профессионального самоопределения педагога

В статье рассматриваются основные подходы к изучению и определению профессионального самоопределения в отечественной и зарубежной науке, исследуется структура профессионального самоопределения и предлагается авторская интерпретация его компонентов.

Наставничество как ресурс непрерывного профессионального самообразования педагога

В статье автор исследует особенности осуществления наставничества в условиях обновления содержания образования, обосновывает деятельность наставника как новый ресурс для его профессионального роста.

Использование компьютерных технологий как одна из составляющих профессионально-ориентированного иноязычного образования

Современные образовательные технологии ориентированы на активное использование компьютеров. Статья рассматривает возможности использования компьютерных технологий в процессе профессионально-ориентированного иноязычного образования.

Задать вопрос