В научной статье поднимаются два актуальнейших вопроса, рассматриваемых в рамках земельного права. Необходимо ли признавать почвы объектом земельных отношений? Следует ли принять специальный закон по охране почв?
Земля является главнейшим ресурсом России, значительно превышающим все запасы энергоносителей. Но ее рациональное использование в должной мере не осуществляется ни государством, ни гражданами страны. Российский обыватель, имеющий земельный участок на правах собственности, уверен в том, что ему дозволено совершать с ним все, что заблагорассудится. Но это представление абсолютно неверно.
Земельные ресурсы РФ являются объектом комплексной правовой охраны. Комплексный подход в регулировании отношений в сфере правовой охраны почв проявляется в том, что соответствующие нормы включены в нормативные правовые акты, являющиеся источниками различных отраслей права. При таком правовом регулировании, как правило, выявляются коллизии норм и пробелы.
Правовое регулирование отношений по охране почв осуществляется как земельным, так и экологическим законодательством. В ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» [2] определено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы (статья была изменена в 2014 году). К компонентам природной среды законодателем отнесены, в том числе, земля и почвы. Учитывая это, в п. 1 ст. 42 Закона, определяющим требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения, устанавливается, что должны проводиться мероприятия по охране земель и почв. Эти же объекты названы и в ст. 43 Закона, предусматривающей требования в области охраны окружающей среды при мелиорации земель, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем.
В Земельном кодексе РФ почва не признается объектом земельных отношений. В ст. 6 ЗК РФ [1] названа только земля как природный объект и природный ресурс, исходя из этого в ст. 13 ЗК РФ определяется содержание именно охраны земель. Однако необходимо отметить, что в этой статье употребляется и термин почва. В п. 5 ст. 13 ЗК РФ предусматривается, что для оценки состояния почвы в целях охраны здоровья человека и окружающей среды Правительством Российской Федерации устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ. Для проведения проверки соответствия почвы экологическим нормативам проводятся почвенные, геоботанические, агрохимические и иные обследования. Отношения по нормированию в области охраны окружающей среды регулируются Федеральным законом «Об охране окружающей среды» [2], в котором объектом охраны окружающей среды определены почвы, поэтому и в ст. 13 ЗК РФ назван этот объект.
Термин почва применяется и в Федеральном законе «О землеустройстве» [4]. В ст. 11 Закона определено, что почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания проводятся в целях получения информации о состоянии земель, в том числе почвы, а также в целях выявления земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям.
В Федеральном законе «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» плодородие земель сельскохозяйственного назначения определяется как способность почвы удовлетворять потребность сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде и обеспечивать урожай сельскохозяйственных культурных растений, а загрязнение почв как содержание в них химических соединений, радиоактивных элементов, патогенных организмов в количествах, оказывающих вредное воздействие на здоровье человека, окружающую среду, плодородие земель сельскохозяйственного назначения. Изложенное выше обосновывает вывод о том, что в отношении земель сельскохозяйственного назначения понятия «земля» и «почва» используются как тождественные.
Основываясь на анализе норм земельного и экологического законодательства, регулирующего отношения по охране почв, некоторые авторы предлагают законодательно закрепить понятие «почвы». Полагаем, что законодательное определение понятия «почва» и признание его объектом земельных отношений, закрепляемых на уровне ФЗ, вполне целесообразно.
Предлагая признать почву самостоятельным объектом правовой охраны, в научной литературе неоднократно обосновывалась необходимость принятия федерального закона «Об охране почв», который, по мнению многих авторов, будет способствовать предупреждению дальнейшей деградации почв и выбытию сельскохозяйственных угодий из сельскохозяйственного производства. В законе предлагается закрепить обязанности субъектов земельных отношений по охране почв, а также способы и методы, которые должны применяться при ведении сельскохозяйственного производства.
Следует отметить, что в некоторых европейских странах приняты законы «Об охране почв». Например, Закон ФРГ «Об охране почв». В данном законе содержится юридическое определение «почвы», определяются обязанности собственников и владельцев недвижимости по предотвращению негативных изменений состояния почвы на их землях. Одним из важнейших требований, закрепляемых в Законе, является соблюдение правил «хорошей практики ведения сельского хозяйства». Подобные законы приняты лишь в некоторых европейских странах. В других отношения в сфере охраны почв регулируются различными актами. В Польше, например, отношения по охране почв регулируются Законами от 27 апреля 2001 г. «Об охране окружающей среды» и от 3 февраля 1995 г. «Об охране сельскохозяйственных и лесных земель». Подобное правовое регулирование сложилось и в России. Как отмечалось выше, отношения в сфере охраны почв регулируются ЗК РФ, Федеральными законами «Об охране окружающей среды», «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения». В последним из названных Законов закрепляются права и обязанности лиц, использующих земли сельскохозяйственного назначения, имеющие целью обеспечить воспроизводство плодородия земель, а также определяются основные направление обеспечения плодородия земель.
В законе «Об охране почв» авторы предлагают урегулировать вопросы внутрихозяйственного землеустройства, определить его значение, природоохранные функции. Данные отношения регулируются Федеральным законом «О землеустройстве» [3]. В ст. 18 Закона определяется цели проведения внутрихозяйственного землеустройства, а также перечень, выполняемых работ, в том числе, разработка мероприятий по улучшению сельскохозяйственных угодий, освоению новых земель, восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от негативных воздействий.
Изложенное позволяет судить о том, что в России сформировался комплексный подход в регулировании отношений по охране почв, который проявляется в том, что соответствующие нормы включены в нормативные правовые акты, являющиеся источниками различных отраслей права. Считаем целесообразным сохранить сформировавшееся правовое регулирование данных отношений.
Литература:
- Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)
- Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об охране окружающей среды».
- Федеральный закон от 18.06.2001 № 78-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О землеустройстве» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016).
- Федеральный закон от 16.07.1998 № 101-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».
- Боголюбов С. А. Земельное право. — 2-е изд. — М.: Юрайт, 2010. — 380 с.