Проектирование иизготовление складной мебели для туристических походов сучащимися 6 классов
Пономарёв Сергей Александрович, студент
Научный руководитель: Козуб Любовь Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент
В статье описан процесс анализа трансформирующейся мебели; спроектирован стул-трансформер для туристических походов учащимися на занятиях технологии на основе известных дизайнерских моделей.
Ключевые слова: проектирование, мебель-трансформер, технологический процесс, складной стул для туристических походов, общественная организация.
Design and manufacture of folding furniture for camping trips with students of classes 6
Sergey Ponomarev, student
Scientific adviser: KozubLyubov, Ph.D., Associate Professor of the Department FMDiPTO
Abstract. The article describes the process of analysis of the transforming furniture; designed convertible chair for hiking students in class technology based on known design patterns.
Keywords: design, furniture-transformer, process, folding chair for hiking, public organization.
Общественная организация «Клуб спортивного и любительского рыболовства «Золотой кордон»», именуемая в дальнейшем — Клуб, расположена в город Урай микрорайон 3 Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. [1]
Неформальные общественные организации |
|||
Наименование |
Адрес |
ФИОруководителя |
|
11 общественных объединений, действующих без государственной регистрации |
2. Общественная организация «Клуб спортивного и любительского рыболовства «Золотой кордон» |
г. Урай, м-р 3, sergei7416@mail.ru |
ПономаревСергей Александрович |
Выдержка из Устава «2.2. Для достижения уставных целей Клуб решает следующие задачи:
— воспитание у членов общества бережного отношения к природе и ее богатствам;
— активное участие в мероприятиях по охране и рациональному использованию рыбных, увеличению рыбных запасов, борьбе с браконьерством;
— пропаганда охраны природы, рационального использования природных ресурсов, спортивного и любительского рыболовного спорта.
— участие совместно с государственными, общественными организациями в разработке и реализации программ развития спортивного и любительского рыболовного спорта, физической культуры, среди населения, направленных на максимальное удовлетворение его потребностей в занятиях физической культурой, спортом и спортивно-оздоровительным туризмом;
— привлечение ресурсов для реализации уставных целей Клуба;
— развитие, укрепление материальной базы Клуба;
— содействие членам клуба в принятии участия в городских, межрегиональных и международных фестивалях, симпозиумах и других мероприятиях». [1]
Для укрепления материальной базы было предложено силами участников Клуба, одновременно являющимися учащимися 5–8 классов было решено на уроках технологии спроектировать и изготовить складной стул для турпоходов (стул-трансформер). [2]
В переводе с английского языка transform — обозначает преображать, превращать, то есть это многофункциональная мебель, у которой есть несколько функций, согласитесь это довольно удобно, особенно в условиях, так или иначе, ограниченного пространства. Изгода в год совершенствуясь, мебель трансформер превратилась из необходимости вполне привычное условие, почти для любой мебели. Изучение истории появления мебели-трансформера ломает многие привычные суждения и заставляет избавляться от главного стереотипа — что мебель-трансформер является продуктом современной эпохи, изобретенным из-за тесноты малогабаритных квартир XX века. На самом деле основной идеей создания мебели-трансформера стало ее удобство и многофункциональность. Первой мебелью-трансформером вполне можно считать египетские складные стулья, которые появились задолго до наступления новой эры.
«Дизайн — это творческий метод, процесс и результат художественно-технического проектирования промышленных изделий, их комплексов и систем, ориентированного на достижение наиболее полного соответствия создаваемых объектов и среды в целом возможностям и потребностям человека как утилитарным, так и эстетическим» [9, с. 20].
Термин «дизайн» появился в нашей стране недавно. В переводе с английского слово «дизайн» означает рисование. До этого проектирование вещей называлось «художественным конструированием», теория создания вещей «технической эстетикой». Слово «дизайн» породило и производные понятия: «дизайнер» художник-конструктор, «дизайн-форма» внешняя форма предмета и т. д. Дизайн и художественное конструирование мы будем рассматривать как синонимы. До сих пор ведутся дискуссии о самом содержании дизайна, его целях и возможностях. Так, известный итальянский архитектор и дизайнер Д. Понти считает, что цель дизайна создание мира прекрасных форм, вещей, которые раскрывали бы истинный характер нашей цивилизации. Иного мнения придерживается другой теоретик дизайна Т. Мальдонадо. Он утверждает, что предмет потребления не может выполнять функции художественного произведения, а судьбы искусства не могут совпадать с судьбами промышленных изделий. За рубежом широко распространено мнение, что главная задача дизайна создание вещей, которые легко было бы продавать. Таким образом, дизайн становится в прямую зависимость от потребностей и запросов рынка. [9, с. 18–20; 10].
Изучение истории появления мебели-трансформера ломает многие привычные суждения и заставляет избавляться от главного стереотипа — что мебель-трансоформер является продуктом современной эпохи, изобретенным из-за тесноты малогабаритных квартир XX века. На самом деле основной идеей создания мебели-трансформера стало ее удобство и многофункциональность. Первой мебелью-трансформером вполне можно считать египетские складные стулья, которые появились задолго до наступления новой эры. Складной стул-трон знаменитого фараона Тутанхамона сопровождал его во всех походах, сидящим на этом стуле, он изображается на многих старинных фресках и папирусах. Преимущества мебели-трансформера для военных походов оценили не только египетские фараоны, но и европейские императоры. У императора Александра III был целый складной кабинет. Продумана в нем каждая деталь. Походный сундук имеет откидные крышки, которые легко преобразовывают его в умывальный столик с зеркалом, здесь же хранятся предметы личной гигиены, графины для воды, металлический тазик, маникюрный набор. В других отделениях нашлось место головным уборам, эполетам, коробочкам для хранения табака и дорожному несессеру. Отдельное местечко отведено под гомеопатическую аптеку. В верхнем отделении сундука хранится походная мебель — компактный письменный стол с конторкой, 2 складных кресла. Верхнее отделение сундука после освобождения его от мебели превращается в походную кровать. В конце XX века произошли изменения в мировоззрениях на мебель-трансформер, больше внимания стало уделяться эстетической составляющей мебели, а также ее адаптации в стильных, современных интерьерах. Одной из новых концепций мебель-трансформер в это время стала идея «исчезающей» мебели, т. е. мебели, которая появляется в интерьере только в случае необходимости. Ярким выразителем этой идеи стал Джо Коломбо итальянский дизайнер — футуролог, которому удалось перевернуть представление о многих привычных вещах. По словам дизайнера, людям будущего потребуется новый тип среды обитания, в которой пространства могут трансформироваться и подходить «для медитации и экспериментов, для интимности и для общения». Мебель для сидения в зависимости от назначения может быть представлена двумя подгруппами: посадочные места, предназначенные для работы, и посадочные места для отдыха. К первой подгруппе относятся обычные стулья и стулья с подлокотниками, а также специальные рабочие сиденья и банкетки. Мебель для сидения, относящаяся ко второй подгруппе предназначена для отдыха. Ее основное назначение — обеспечение удобства путем создания опоры по большей части поверхности тела. [7,10]
Эргономика (от греч. ergon-работа и nomos-закон) — научная дисциплина, изучающая человека (или группу людей) и его (их) деятельность в условиях современного производства с целью оптимизации орудий, условий и процесса труда. Эргономика как самостоятельная научная дисциплина в нашей стране начала развиваться с 50-х гг. XX в. Развитие ее было вызвано изменениями условий труда в результате его интенсификации, развития техники, создания нового оборудования, а также необходимостью научной организации труда. Составная часть эргономики является антропометрия система измерений человеческого тела. Она уже давно стала необходимой для проектирования.
Эргономика призвана не только совершенствовать производство, но и преследует гуманные цели: сделать труд человека легче, снять утомление, создать комфортные условия работы. Очень важно, что внешние качества отдельного предмета, какими бы совершенными эстетическими свойствами они ни обладали, недостаточны для создания гармонической предметной среды. В ней должны быть не только сочетающиеся между собой предметы, но и учет закономерностей пространства, и понимание жизни предметов в пространстве. Туристическая мебель может сделать любой отдых на природе удобным и комфортным. Складная туристическая мебель займет немного места в багажнике автомобиля, а, например, стул туристический складной поместится даже в рюкзак. Использовать набор туристической мебели можно даже на даче: стол складной туристический быстро и легко устанавливается, а стулья туристические помогут сделать обед или ужин на природе более комфортным и практичным.
Для начала учащимся нужно было решить несколько вопросов:
- определить конфигурацию, внешний вид будущего стула,
- материал, из которого он будет сделан,
- набор необходимых инструментов и аппаратных технологий,
- учесть время, которое будет потрачено на производственном процессе
- стоимость покупки материалов, крепежных изделий и инструментов, которые и составят бюджет проекта. [2,3,7]
Стул, является предметом мебели, который предназначен для сидения. Он может быть как со спинкой, так и без нее. В большинстве случаев наиболее простой вариант стула состоит из 2 главных элементов сиденье и ножки (количество не ограничивается каким-либо конкретным числом).
Если стул предназначается для детей, то его размер и расход материала может быть значительно снижен (практически в 2 раза по сравнению с таким же стулом, для взрослых). Кроме того, существуют специальные требования к материалам, которые касаются экологической безопасности того или иного сооружения, ведь дети могут случайно травмировать себя.
Важной задачей для учащихся стало создание такого раскладного стула, который может поместиться в туристический рюкзак, став основой-каркасом для спины; имеющий малый вес; выдерживающий человека массой до 100 кг.
Расстояние сиденья от поверхности земли может составлять 45, 44 и 41 сантиметр. Именно они являются наиболее распространенными в процессе каждодневной эксплуатации и подходят как для создания обычного стула, так и стула трансформера. Хотя от этих размеров можно и отступить и предложить свои индивидуальные размеры. Они обычно должны соответствовать расстоянию от колена человека до пола, чтобы удобно располагаться на сиденье. Высота спинки тоже имеет стандартные размеры: в каталогах мебели приведены следующие показатели: 77, 82, 91 см от пола.
Складной стул может состоять из различных доступных материалов, минимальное количество складываний(трансформаций) — два. При этом в собранном виде конструкция получится плоской и длинной.
Стандартный складной стул в сложенном виде имеет высоту спинки не более 1 м, ширина сиденья при этом составляет 40 см, высота сидения над землей 50 см.
Учащимися было предложено найти информацию по трансформерам в интернет-ресурсах. После поисков и отборов были выбраны 3 варианта складных стульев (трансформеров) для дальнейшего их преобразования.
Первый вариант:
Разработанный дизайнером Лео Саломом (LeoSalom) стул в сложенном состоянии такой же плоский как фанера, из которой его изготавливают. По словам дизайнера, в этом предмете мебели неплохо решены вопросы портативности и занимаемого стулом пространства. Сложенный стул достаточно тонок, чтобы без проблем хранить его и перевозить. (рис 1; рис 2) [4]
Рис. 1.Стул трансформер в разложеном положении |
Рис. 2. Стул трансформер в сложеном положении |
Второй вариант: Дизайнер HannuKhnen в сотрудничестве с финской студией Creadesign создал свой вариант подобного стула и назвал его «2F». [5] Рис. 3. Стул-трансформер сложенном и разложенном положении |
Третий вариант: Проектировщик UfukKeskin представил этот стул на Нью-йоркской неделе дизайна. Стул был признан удобным для хранения, транспортировки и использования в небольших помещениях. [6] Рис. 4. Стул-трансформер сложенном и разложенном положении |
После расмотрения трёх вариантов мы произвели анализ каждой модели где учитывали все параметры:удобсто, эргономику и экономию материала, простота изготовление изделия, практичность в эксплуатации.
Например: «удобный стул-трансформер для туристических походов».
Экономия материала: Наименьшее использование материала при изготовлении.
Простота изготовления изделия: упрощение при изготовлении деталей и сборка данных деталей изделия.
Практичность в эксплуатации: это свойство чего-либо быть полезным в различных ситуациях, причем не обязательно выполнять какие-то определённые действия.
Оценка критериев выбора изделия
Таблица № 1
Номера вариантов изделия. |
Оценка по критериям, баллы. |
Сумма баллов |
|||
Удобсто, эргономика |
Экономия материала |
Простота изготовление изделия |
Практичность в эксплуатации |
||
1 |
+ |
+ |
|
|
2 |
2 |
+ |
|
+ |
|
2 |
3 |
+ |
+ |
+ |
+ |
4 |
По таблице мы опредилии изделие которое отвечает нашим параметрам, это стул складной № 3. По данным параметрам мы составили чертёж с учетом того что складной стул должен помещатся в туристичекий рюкзак.
Технический рисунок туристического стула трансформера
Процесс изготовления складного стула трансформера для туристических походов разработанный учащимися:
- Выбор варианта с габаритными размерами, по чертежу.
- Подготовка материала для изготовления деталей.
- Распиливание и обработка деталей по заданным параметрам чертежа.
- Шлифовка деталей.
- Соединение деталей шпильками.
- Окончательная шлифовка изделия и лакирование.
Предметом исследования проектирования и изготовление стула трансформера стали такие работы дизайнеров как LeoSalom. HannuKhnen. UfukKeskin. За основу был взят стул трансформера (UfukKeskin) нами были пересмотрены параметры стула трансформера и разработаны, совместно с учащимися 5–6 классов, параметры стула для туристических походов, где учитывались габаритные размеры, мобильность в переносе, и использование стула как столешницы для стола. Нами разработана технология изготовления стула трансформера.
Данное исследование было апробировано в ходе педагогической деятельности в г.Урай МБОУ Гимназия на базе школьных учебных мастерских по технологии с учащимися 5–6 класса. Изготовленные складные стулья были использованы группой учащихся в ходе туристических походов, организованных Общественной организацией «Клуб спортивного и любительского рыболовства «Золотой кордон»».
Литература:
1. Общественные организации. Официальный сайт администрации города Урай. Ханты-Мансийский автономный округ — Югра [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// http://www.uray.ru/obschestv_org
2. Пономарев С. А. Исследовательская деятельность учащихся в ходе коллективного творческого проекта // Молодой ученый. — 2015. — № 11. — С. 1452–1458.
3. Козуб, Л. В. Методические рекомендации по научно-исследовательское работе студентов естественно-технологических факультетов [Текст]: методич. пособие / Л. В. Козуб. — 2-е изд., доп. — Ишим, 2008.
4. Складной стул от Лео Салома (Leo Salom). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.arhinovosti.ru/2012/06/09/skladnojj-stul-ot-leo-saloma-leo-salom/
5. Складной стульчик сэкономит место в доме [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.novate.ru/blogs/090608/9454/
6. Складной стул [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ideas.vdolevke.ru/posts/596/
7. Козуб, Л. В. Проблемы формирования эстетического отношения человека к действительности на основе технологической подготовки в образовательном учреждении [Текст] // Проблемы и перспективы физико-математического и технического образования: сб. материалов Всерос.науч.-практич. конф. (г. Ишим; 19–20 нояб. 2015 г.) / отв.ред. Т. С. Мамонтова. — Ишим, 2015.- С.108–115.
8. Модель подготовки учителя технологии и ее роль в формировании естественно-научных, общетехнических и технологических знаний, умений и навыков. [Текст] / О. В. Сидоров, Л. В. Козуб, В. М. Бызов, Н. Н. Козинец // Инновации и инвестиции.- 2015. — № 4.- С.50–54.
9. Дмитриев, Ю. А. Трансформация мебели [Текст] / Дмитриев Ю. А., Гутман Г. В., Краев В. Н. — СПб.: Лань, 1998. — 286 с.
10. Конструирование мебели с основами дизайна [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.inmyroom.ru/posts/5311-istoriya-poyavleniya-mebeli-transformer