В статье рассмотрены проблемы формирования эстетического отношения школьников к действительности. Сделан вывод о необходимости выявления новых педагогических условий, которые благоприятно влияют на эстетическое воспитание учащихся. Это оказывает позитивное влияние на воспитание человека, умеющего видеть прекрасное вокруг себя и создавать прекрасное при проектировании одежды.
Ключевые слова: эстетическое воспитание, эстетическая культура, проектирование одежды, дополнительное образование, дизайн.
Designing clothes as a way of formation of aesthetic culture of schoolboys in additional education within the educational institutions
Kozinets Natalya, senior teacher, graduate student
Kuchurin Mari, Student
Abstract. In article problems of formation of the esthetic attitude of school students towards reality are considered. The conclusion is drawn on need of identification of new pedagogical conditions which favorably influence esthetic education of pupils. It has positive impact on education of the person able to see fine round himself and to create fine at design of clothes.
Keywords: esthetic education, esthetic culture, design of clothes, additional education, design.
В современном мире интенсивные темпы развития науки и технологии в новых социально-экономических условиях рыночной экономики создают основу качественно нового содержания труда, порождает предпосылки преобразования подготовки к нему подрастающего поколения. Изменение подготовки учащихся предполагает формирование гармоничной всесторонне развитой личности, готовой к эффективной производственной деятельности, конкурентоспособной на рынке труда, адаптированной к постоянно меняющимся политико-экономическим условиям. При этом основополагающим компонентом личности является ее творческий потенциал, так как именно творчество является одним из важнейших видов деятельности человека с его помощью и происходило развитие. В наше время, в условиях интенсивного развития конкурентной борьбы за рынок сбыта, проблема эстетического воспитания является особой.[5]
Проблема эстетического воспитания личности может быть решена в обществе, которое обеспечивает соответствующие общественные отношения, создает необходимые условия для творческого труда и образования каждого его члена, как социально активной личности, прежде всего в общественно полезном производственном труде.[2]
По своему содержанию «Технология» - предмет многомодульный и многоуровневый, и логика его построена на включении обучающихся во все этапы проектировочной и исполнительской деятельности, имеющей целью формирование функциональных и эстетических качеств предметной среды. При этом акцент в обучении делается на развитии познавательных и творческих способностей. Образовательная область «Технология» обеспечивает передачу общей и технологической культуры, подготовку молодежи к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в демократическом гражданском обществе с рыночной экономикой. [7]Предметная область "Технология" призвана развивать навыки и решение проблем у учащихся посредством проектирования и изготовления изделий одежды. На занятиях по технологии обработки материалов учащиеся усваивают лишь самые общие основы искусствоведческих знаний и приобретают начальные навыки художественно-творческой деятельности. Изучение в рамках образовательной области "Технология" проектирования одежды дает общее направление эстетического воспитания и творческого развития учащегося. [5]
Из этого видно, что недостаточно уделяется внимания проектированию одежды на уроках технологии. Это важно, потому что проектирование – это искусство, а искусство активно только тогда, когда оно создает новые формы, новые образцы, новые идеи, новые эмоции. Такой творческий тренинг призван дать школьнику главное – интерес к жизни, труду, указать пути, по которым можно идти и находить решение новых проблем, возникающих в процессе труда.[3]
Поэтому нужно развивать гармонично развитого человека с определённым запасом знаний, умений, навыков, творческого начала, способностей воспринимать, чувствовать и оценивать прекрасное, жить и творить по "законам красоты" для дальнейшего приобщения в обществе. И сделать это можно в рамках дополнительного образования с учащимися общеобразовательных школ – применять стилистические концепции и их реализацию в проектировании верхней одежды.
Программа кружка по своему функциональному назначению является прикладной, то есть создаёт условия для овладения и совершенствования учащимися определённой совокупности знаний, умений и навыков, по содержательной направленности – художественно -эстетической. Способ освоения содержания репродуктивный и креативный. Учащиеся получат знания в области: истории костюма, дизайна, стилей одежды, стилизации, выполнения эскиза, цветового решения, декоративно-прикладного искусства, которое тесно связано с дополнением и украшением костюма, освоят их практическое применение. Углубят знания в моделировании, конструировании и технологической обработки швейных изделий. Учащиеся смогут представить свои собственные изделия на школьном показе или в любом школьном мероприятии, выставке.
Целью будет служить развитие творческих способностей учащихся посредством проектирования одежды, формирование основ целостного эстетического мировоззрения. Выявить творческий потенциал ребёнка, способности, способствовать углублению и расширению базовых знаний, умений и навыков, сформированных на уроках технологии[6].
К задачам будет относиться: развитие эмоциональной сферы; изменение статуса ученика и педагога, становление системы партнерских отношений в совместном поиске, исследовании; способствовать реализации интереса к художественному проектированию одежды; способствовать эстетическому восприятию, формированию у учащихся вкуса, творческого воображения; создать условия для формирования умения работать в группе; дать школьникам представление о дизайне одежды как специфической художественно-творческой деятельности человека; познакомить с историей возникновения и развитием дизайна одежды за рубежом и в России; углубить знания по проектированию одежды.
А основной задачей будет является не преподавание материала, а пробуждение интереса, раскрытие и реализация возможностей, организация познавательной и творческой деятельности каждого ребенка.
Термин «дизайн» появился в нашей стране относительно недавно. До этого проектирование вещей называлось «художественным конструированием», а теория создания вещей «технической эстетикой». [4]
В школах необходим такой кружок, который будет связан с основами дизайна и применением таких знаний для изготовления изделий одежды. Ведь дизайн – это творческая проектная деятельность, целью которой является создание гармоничной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека.
До сих пор ведутся дискуссии о самом содержании дизайна, его целях и возможностях. Например, известный итальянский архитектор и дизайнер Д. Понти считает, что цель дизайна - создание мира прекрасных форм, вещей, которые раскрывали бы истинный характер нашей цивилизации. [4]
Без эстетического воспитания, без формирования способности к эстетическому творчеству невозможно решить одну из важнейших задач - задачу по всестороннему и гармоничному развитию личности. [1]
Задача обеспечения эстетического воспитания подрастающего поколения заключается в развитии у каждого человека умения оценивать нравственно-содержательную сторону эстетического и аспект моральных норм, учитывать это в своей повседневной практике.
Красота изделия - это не внешняя характеристика формы, а показатель совершенства, надёжности конструкции, её высшей целесообразности. Повседневная жизнь человека проходит среди вещей, которые обслуживают его во всех сферах существования. Самое близкое к человеку - это одежда. Эстетика костюма имеет нисколько не меньшее значение, чем эстетика поведения. В конструкции одежды, её декоре и технологии воплощены наиболее ценностные и художественные оптимальные конструкторские и технико-технологические изделия. В создании одежды давно выявили взаимосвязь эстетических и технологических знаний. Процесс производства одежды должен основываться на законах тектоники, ритма, пропорции, симметрии и т.д. В процессе производства одежды учащийся должен научиться умело, использовать композиционные элементы (объём, линия, цвет, пространство и т.д.), а также правильно подбирать ткань в зависимости от модели изделия, то есть определять фактуру материала.
Творческая работа учащихся обусловлена двумя основными принципами: индивидуальной заинтересованностью и социальной значимостью. [5]
При эстетическом воспитании, вооружение учащихся эстетическими знаниями и навыками, включение его в личностный ценностно-ориентированный процесс преобразовательной деятельности, происходит целенаправленнее, систематическое воздействие на личность с целью её эстетического развития. Конечной целью эстетического образования и воспитания является формирование творчески активной личности, личности неповторимой, оригинальной.
Литература:
- Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. — М.: Академия, 2005. — 208 с.
- Козинец, Н.Н. Формирование профессионально-технологической компетентности будущего педагога-технолога: межвуз. сб. науч. ст. // XXIII Ершовские чтения / Н.Н. Козинец. — Ишим, 2013. — С.49-52.
- Козинец, Н.Н. Профильное технологическое обучение школьников в контексте инновационной деятельности образования // Технологическое образование в инновационно-технологическом развитии экономики страны: сб. ст. .XX Международ. науч.-практич. конф. —М., 2014. — С.199-201.
- Лаврентьев, А.Н. История дизайна: учеб. пособие / А.Н. Лаврентьев. — М.: Гардарики, 2006. — 303 с.
- Лихачёв, Б.Т. Педагогика. Курс лекций: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б.Т. Лихачёв. — 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-М, 2001. – 607 с.
- Сидоров, О.В. Познавательная и творческая активность учителя технологического образования / О.В. Сидоров, Н.Н. Козинец, Л.В.Яковлева // Технологическое обучение школьников и профессиональное образование в России и за рубежом: сб. ст. IX Международ. науч.-практич. конф. — Новокузнецк, 2015.— С.25-31.
- Скачкова, Н.В. Дизайн как содержательная основа технологической компетентности // Вестник ТГПУ. — 2010. – Вып. 12 (102). — С.46 – 51.