Игра как средство развития внимания детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №6 (110) март-2 2016 г.

Дата публикации: 17.03.2016

Статья просмотрена: 3140 раз

Библиографическое описание:

Слизкова, Е. В. Игра как средство развития внимания детей дошкольного возраста / Е. В. Слизкова, Л. А. Соколова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6.2 (110.2). — С. 105-107. — URL: https://moluch.ru/archive/110/27143/ (дата обращения: 15.11.2024).



Abstract. The development of mental processes an integral part of every person's life, but how to develop a particular process and at what age is a valid point. Attention – is the basis of all processes, which method is the development of attention most effective, at what age it is acceptable to develop attention, that will be discussed inthearticle.

Keywords: attention, voluntary attention, involuntary attention, the game.

Внимания- важная проблема психологии. Внимание в любом возрасте не существует как отдельный психический процесс, оно является основой всех процессов, как бы внутри них. Таким образом, этот психический процесс является условием успешного осуществления любой деятельности как внешней, так и внутренней, а его продуктом – ее качественное выполнение.

В современной зарубежной и отечественной психологии проблема внимания рассматривается в разных планах: с одной стороны разрабатывая вопросы теории внимания, исследуют его роль в деятельности человека (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн), с другой – изучают внимание со стороны его физиологических механизмов (Т. Рибо, А.Н. Леонтьев), а также проблема внимания рассматривается в психолого-педагогическом аспекте, т.е. в плане изучения условий и закономерностей воспитания внимания (Н.Ф. Добрынин, П.Я. Гальперин, Н.В. Дубровинская, и др.).

Так в книге «Основы общей психологии» С.Л. Рубинштейн, пишет: «Мы внимательны, когда мы не только слышим, но и слушаем или даже при­слушиваемся, не только видим, но и смотрим или даже всматриваемся, т. е. когда подчеркнута или повышена активность нашей познавательной деятельности в процессе познания или отражения объективной реальности». С.Л. Рубинштейн делает вывод о том, что внимание - это связь сознания с объектом, более или менее тесная, цепкая [2, с. 67-84].

Тесную и цепкую связь внимания и сознания Л.С. Выготский описывает так: «Внимание такая деятельность, при помощи которой нам удается расчленить сложный состав идущих на нас извне впечатлений, выделить в потоке наиболее важную часть, сосредоточить на ней всю силу нашей активности и тем самым облегчить ей проникновение в сознание. Благодаря этому достигаются особые отчетливость и ясность, с которыми переживается эта выделенная часть» [1, с. 65].

Таким образом, точки зрения Л.С. Выготского и С.Л. Рубинштейна одинаковы.

И.Л. Баскакова, Г.В. Петухова считают, что внимание необходимо формировать, начиная с дошкольного возраста. Главным условием развития внимания у детей-дошкольников может стать игра как основной вид деятельности ребенка. В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка: игра для него – учеба, труд, а также серьезная форма воспитания. Игра приучает его к наблюдательности, к выполнению определенных правил, дисциплинирует его волю. Игра для дошкольников способ познания окружающего мира и развития.

Развивающее значение игры описывается в исследованиях А.П. Усовой, Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой, Д.Б. Эльконина, Л.В. Артемовой и др. Однако, в этих работах, на наш взгляд, развитию внимания дошкольника отводится недостаточное место. В этой связи существует противоречие: между необходимостью развития внимания дошкольников в игровой деятельности и недостаточной разработанностью этого вопроса в теории и практике дошкольного образования.

В дошкольном возрасте наблюдается два вида внимания: непроизвольное – от ориентировочной реакции на сильные раздражители к сосредоточенности на необычном, непохожем, значимом (в зависимости от субъективного опыта) и произвольное – от регулирования действий со стороны взрослого к саморегуляции и самоконтролю в соответствии с целью и принятыми способами действия. Оба направления только определились в дошкольном возрасте, но в перспективе именно они приведут к развитию внимания школьника [1]. Высокого уровня развития достигает непроизвольное внимание в дошкольном возрасте. Появление новых интересов, участие в новых видах деятельности заставляют ребёнка сосредоточиваться на таких сторонах действительности, которые раньше оставались незамеченными. Развитие свойств внимания дошкольника существенно зависит от значимости, эмоциональности, интереса для него материала, от характера деятельности, которую выполняет ребенок. Так, показатели внимания значительно возрастают в дидактических играх.

В дидактических играх на внимание ребёнок выполняет такие действия, которые формируют целенаправленность и устойчивость внимания, потому что именно эти игры всегда содержат задачу и правила действия, которые требуют сосредоточенности. Для того чтобы своевременно развивать у малышей определенные качества внимания (целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность) и способность управлять им, нужны специальные игры [4], такие, где эта задача стоит в центре деятельности воспитателя и ребенка.

Для изучения уровня развития внимания у дошкольников была осуществлена опытно-экспериментальная работа на базе МАДОУ детский сад «СОЛНЫШКО» пос. Ленинка. В эксперименте участвовали дошкольники 5-6 лет. Общее количество испытуемых – 20 человек. Формирующий эксперимент проходил 4 недели по 2 занятия в неделю. Длительность одного занятия – 20 минут. Всего проведено 8 занятий. Общее время – 160 минут.

Название занятий представлено в тематическом плане (таблица 1).

Таблица 1

Тематический план занятий по развитию внимания детей старшего дошкольного возраста

Неделя

Количество занятий

Продолжительность занятия/мин

Названиеигры

Ожидаемые результаты

I

2

20

«Ищи безостановочно».

«Маленькие обезьянки».

«Шалтай-Болтай»

-формированиеу школьников концентрированности, переключения и распределения внимания.

II

2

20

«Шерлок Холмс»

«Пантомима для наблюдательных»

Игра «Кто больше увидит и запомнит?»

Работа с сюжетной картинкой

-развитие наблюдательности, точности и многосторонности внимания

-тренировка объема внимания - количество предметов может восприниматься или какое количество действий - можетсовершаться одновременно.

III

2

20

Игра «Обратный счет»

Упражнение «Окна»

Работа с картинками с изображением заслоненных предметов, работа с картинками-загадками и зашумованными картинками

-одновременное успешное выполнение нескольких различных видов деятельности (действий); исследуется в условиях одновременного выполнения двух и большего числа действий, не допускающих возможности выполнения путем быстрого переключения внимания;

IV

2

20

Игра «Зеваки»

Игра «Треугольники»

Упражнение «Запретное слово»

Игра «Делай как я»

Упражнение «Внимательные руки»

«Запретное движение»

-формирование и тренировка произвольности и целенаправленности внимания

По результатам исследования по методикам диагностики (тест Поппельрейтера «Оценка распределения внимания», тест Бурдона «корректурная проба»), на констатирующем этапе с высоким уровнем развития внимания было выявлено 6 испытуемых экспериментальной группы (60%), в контрольной группе с высоким уровнем развития внимания было выявлено 5 испытуемых (50%). Высокий уровень внимания характеризуется длительной концентрацией внимания, распределением внимания и точным сосредоточением на объекте.

Средний уровень развития внимания был выявлен у 4 испытуемых экспериментальной группы (40%) и у 4 испытуемых (40%) контрольной группы. Средний уровень развития мышления характеризуется недостаточно развитым распределением, устойчивости и переключаемости внимания.

Низкий уровень развития внимания был выявлен у 1 испытуемого контрольной группы (10%) и 0 экспериментальной (0%). Низкий уровень развития внимания характеризуется медленным переключением внимания, не возможностью сосредоточения на объекте и длительного фокусирования на нем.

Как показали результаты проведенного исследования у 11 испытуемых, в обеих группах выявлен высокий уровень развития внимания, у 8 человек средний уровень развития внимания и у 1 ребенка низкий уровень развития внимания.

После формирующего эксперимента, для подтверждения гипотезы был проведен контрольный эксперимент.

Цель контрольного эксперимента: проверить эффективность предложенного нами комплекса игр и игровых упражнений по развитию внимания детей старшего дошкольного возраста.

Для проверки эффективности формирующего этапа была проведена повторная диагностика уровней внимания у испытуемых. Методики контрольного обследования совпадали с методиками констатирующего обследования.

Повторное прохождение методикпоказало, что у некоторых испытуемых начал повышаться уровень внимания.

По результатам методик видно, что из 10 человек в контрольной группе было выявлено 3 испытуемых (30%) с высоким уровнем развития внимания, 7 испытуемых (70%) со средним уровнем развития внимания и 0 детей (0%) с низким уровнем развития внимания.

В экспериментальной группе из 10 испытуемых у 7 детей (70%) высокий уровень развития внимания, 3 испытуемых (30%) средний уровень развития внимания и 0 детей (0%) с низким уровнем развития внимания.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод: предложенный нами комплекс дидактических игр и упражнений способствовал повышению уровня развития внимания у детей экспериментальной группы, снизилось количество детей, имеющих средний уровень развития внимания.

Литература:

  1. Гайссельхарт, Р. Память. Тренировка памяти и техники концентрации внимания / Р. Гайссельхарт, К. Буркарт; пер. с нем. Н.О. Сыпаловой. - М.: СмартБук, 2010. - 125 с.
  2. Камаровская, Е.В. Как помочь школьнику? Развиваем память, усидчивость и внимание / Е.В. Камаровская. - СПб.: Питер, 2010. - 208 с.
  3. Немов, Р.С. Психология: в 3-х кн. Кн. 1: Общие основы психологии / Р.С. Немов. – М., 2013 – 687 с.
  4. Слизкова, Е.В. Игровая деятельность как средство развития эмпатии у детей младшего школьного возраста [Текст] / Е.В. Слизкова, А.И. Пономарева // Развитие современного образования: теория, методика и практика: сб. материалов II Международ. науч.-практич. конф. / Федерал. Гос. бюджет. образовательное учреждение высшего проф. образования «Чувашский гос. ун-т им. И.Н. Ульянова»; Харьковский гос.пед. ун-т им. Г.С. Сковороды; Актюбинский регион. гос. ун-т им. К. Жубанова; Центр науч. сотрудничества «Интерактив плюс». – 2015. С. 95-97.
Основные термины (генерируются автоматически): уровень развития внимания, высокий уровень развития внимания, дошкольный возраст, игра, испытуемый, контрольная группа, экспериментальная группа, внимание, ребенок, контрольный эксперимент.


Похожие статьи

Игра – как основной вид деятельности, влияющий на развитие произвольного внимания детей дошкольного возраста

В статье описан опыт работы по созданию условий для развития внимания ребёнка, посредством игровой деятельности. Игра – деятельность, которая обеспечивает всестороннее развитие ребёнка, является одним из могучих средств обучения и воспитания, в котор...

Игра как фактор развития познавательных процессов в ранней профессионализации младших школьников

Статья посвящена проблеме развития познавательных процессов у младших школьников. Рассматривается важное значение игр в развитии познавательных процессов у младших школьников. Показано, что ранняя профессионализация с использованием игр может оказать...

Настольно-печатные игры как средство развития внимания детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается актуальность проблемы развития внимания в старшем дошкольном возрасте и возможность использования настольно-печатных игр в качестве средства обусловливающего его развитие.

Роль визуализации и визуальных приемов в обучении детей с клиповым сознанием

В данной статье идет речь о клиповом мышлении — новом виде мышления современных школьников, возникшем как реакция на существование человека в режиме непрерывного потребления информации, его достоинствах и недостатках. Проблема состоит в том, что данн...

Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста

Игра, являясь видом человеческой деятельности, имеет многофункциональный характер, что проявляется в междисциплинарном её изучении специалистами разных сфер науки: педагоги, психологи, философы, биологи и социологии. Поэтому игру следует считать особ...

Условия рефлексивного развития младшего школьника в игровой деятельности

В статье обозначаются условия, которые определяют возможности развития у младших школьников способности к рефлексии. В качестве примера деятельности, в процессе которой происходит рефлексивное развитие, выбрана игра. Автор выделяет четыре линии рефле...

Игровая деятельность в жизни дошкольника

В данной статье рассматривается роль игровой деятельности в развитии детей дошкольного возраста. Проанализирована психолого-педагогическая литература по данному вопросу, представлены различные варианты организации игровой деятельности с дошкольниками...

Роль игры в развитии диалогической речи детей дошкольного возраста

В данной статье рассмотрена роль игры в жизнедеятельности дошкольников, в особенности использование игровых задач и игровых ситуаций как основных средств для развития диалогической речи у детей. Кратко раскрыты основные мысли исследователей по данной...

Воображение-основа формирования прогнозирования

В статье представлен краткий обзор разных подходов к определению понятий «воображение» и «прогнозирование». Автором предпринята попытка решить вопрос о возможной взаимосвязи воображения и прогнозирования, о роли воображения в способности человека про...

Роль изобразительной деятельности в развитии воображения у детей раннего возраста

Рассматривается возможность развития психического познавательного процесса воображения на занятиях изобразительного искусства с детьми раннего возраста. Воображение представлено как основа наглядно-образного мышления, позволяющего ребенку ориентирова...

Похожие статьи

Игра – как основной вид деятельности, влияющий на развитие произвольного внимания детей дошкольного возраста

В статье описан опыт работы по созданию условий для развития внимания ребёнка, посредством игровой деятельности. Игра – деятельность, которая обеспечивает всестороннее развитие ребёнка, является одним из могучих средств обучения и воспитания, в котор...

Игра как фактор развития познавательных процессов в ранней профессионализации младших школьников

Статья посвящена проблеме развития познавательных процессов у младших школьников. Рассматривается важное значение игр в развитии познавательных процессов у младших школьников. Показано, что ранняя профессионализация с использованием игр может оказать...

Настольно-печатные игры как средство развития внимания детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается актуальность проблемы развития внимания в старшем дошкольном возрасте и возможность использования настольно-печатных игр в качестве средства обусловливающего его развитие.

Роль визуализации и визуальных приемов в обучении детей с клиповым сознанием

В данной статье идет речь о клиповом мышлении — новом виде мышления современных школьников, возникшем как реакция на существование человека в режиме непрерывного потребления информации, его достоинствах и недостатках. Проблема состоит в том, что данн...

Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста

Игра, являясь видом человеческой деятельности, имеет многофункциональный характер, что проявляется в междисциплинарном её изучении специалистами разных сфер науки: педагоги, психологи, философы, биологи и социологии. Поэтому игру следует считать особ...

Условия рефлексивного развития младшего школьника в игровой деятельности

В статье обозначаются условия, которые определяют возможности развития у младших школьников способности к рефлексии. В качестве примера деятельности, в процессе которой происходит рефлексивное развитие, выбрана игра. Автор выделяет четыре линии рефле...

Игровая деятельность в жизни дошкольника

В данной статье рассматривается роль игровой деятельности в развитии детей дошкольного возраста. Проанализирована психолого-педагогическая литература по данному вопросу, представлены различные варианты организации игровой деятельности с дошкольниками...

Роль игры в развитии диалогической речи детей дошкольного возраста

В данной статье рассмотрена роль игры в жизнедеятельности дошкольников, в особенности использование игровых задач и игровых ситуаций как основных средств для развития диалогической речи у детей. Кратко раскрыты основные мысли исследователей по данной...

Воображение-основа формирования прогнозирования

В статье представлен краткий обзор разных подходов к определению понятий «воображение» и «прогнозирование». Автором предпринята попытка решить вопрос о возможной взаимосвязи воображения и прогнозирования, о роли воображения в способности человека про...

Роль изобразительной деятельности в развитии воображения у детей раннего возраста

Рассматривается возможность развития психического познавательного процесса воображения на занятиях изобразительного искусства с детьми раннего возраста. Воображение представлено как основа наглядно-образного мышления, позволяющего ребенку ориентирова...

Задать вопрос