Abstract. The development of mental processes an integral part of every person's life, but how to develop a particular process and at what age is a valid point. Attention – is the basis of all processes, which method is the development of attention most effective, at what age it is acceptable to develop attention, that will be discussed inthearticle.
Keywords: attention, voluntary attention, involuntary attention, the game.
Внимания- важная проблема психологии. Внимание в любом возрасте не существует как отдельный психический процесс, оно является основой всех процессов, как бы внутри них. Таким образом, этот психический процесс является условием успешного осуществления любой деятельности как внешней, так и внутренней, а его продуктом – ее качественное выполнение.
В современной зарубежной и отечественной психологии проблема внимания рассматривается в разных планах: с одной стороны разрабатывая вопросы теории внимания, исследуют его роль в деятельности человека (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн), с другой – изучают внимание со стороны его физиологических механизмов (Т. Рибо, А.Н. Леонтьев), а также проблема внимания рассматривается в психолого-педагогическом аспекте, т.е. в плане изучения условий и закономерностей воспитания внимания (Н.Ф. Добрынин, П.Я. Гальперин, Н.В. Дубровинская, и др.).
Так в книге «Основы общей психологии» С.Л. Рубинштейн, пишет: «Мы внимательны, когда мы не только слышим, но и слушаем или даже прислушиваемся, не только видим, но и смотрим или даже всматриваемся, т. е. когда подчеркнута или повышена активность нашей познавательной деятельности в процессе познания или отражения объективной реальности». С.Л. Рубинштейн делает вывод о том, что внимание - это связь сознания с объектом, более или менее тесная, цепкая [2, с. 67-84].
Тесную и цепкую связь внимания и сознания Л.С. Выготский описывает так: «Внимание такая деятельность, при помощи которой нам удается расчленить сложный состав идущих на нас извне впечатлений, выделить в потоке наиболее важную часть, сосредоточить на ней всю силу нашей активности и тем самым облегчить ей проникновение в сознание. Благодаря этому достигаются особые отчетливость и ясность, с которыми переживается эта выделенная часть» [1, с. 65].
Таким образом, точки зрения Л.С. Выготского и С.Л. Рубинштейна одинаковы.
И.Л. Баскакова, Г.В. Петухова считают, что внимание необходимо формировать, начиная с дошкольного возраста. Главным условием развития внимания у детей-дошкольников может стать игра как основной вид деятельности ребенка. В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка: игра для него – учеба, труд, а также серьезная форма воспитания. Игра приучает его к наблюдательности, к выполнению определенных правил, дисциплинирует его волю. Игра для дошкольников способ познания окружающего мира и развития.
Развивающее значение игры описывается в исследованиях А.П. Усовой, Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой, Д.Б. Эльконина, Л.В. Артемовой и др. Однако, в этих работах, на наш взгляд, развитию внимания дошкольника отводится недостаточное место. В этой связи существует противоречие: между необходимостью развития внимания дошкольников в игровой деятельности и недостаточной разработанностью этого вопроса в теории и практике дошкольного образования.
В дошкольном возрасте наблюдается два вида внимания: непроизвольное – от ориентировочной реакции на сильные раздражители к сосредоточенности на необычном, непохожем, значимом (в зависимости от субъективного опыта) и произвольное – от регулирования действий со стороны взрослого к саморегуляции и самоконтролю в соответствии с целью и принятыми способами действия. Оба направления только определились в дошкольном возрасте, но в перспективе именно они приведут к развитию внимания школьника [1]. Высокого уровня развития достигает непроизвольное внимание в дошкольном возрасте. Появление новых интересов, участие в новых видах деятельности заставляют ребёнка сосредоточиваться на таких сторонах действительности, которые раньше оставались незамеченными. Развитие свойств внимания дошкольника существенно зависит от значимости, эмоциональности, интереса для него материала, от характера деятельности, которую выполняет ребенок. Так, показатели внимания значительно возрастают в дидактических играх.
В дидактических играх на внимание ребёнок выполняет такие действия, которые формируют целенаправленность и устойчивость внимания, потому что именно эти игры всегда содержат задачу и правила действия, которые требуют сосредоточенности. Для того чтобы своевременно развивать у малышей определенные качества внимания (целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность) и способность управлять им, нужны специальные игры [4], такие, где эта задача стоит в центре деятельности воспитателя и ребенка.
Для изучения уровня развития внимания у дошкольников была осуществлена опытно-экспериментальная работа на базе МАДОУ детский сад «СОЛНЫШКО» пос. Ленинка. В эксперименте участвовали дошкольники 5-6 лет. Общее количество испытуемых – 20 человек. Формирующий эксперимент проходил 4 недели по 2 занятия в неделю. Длительность одного занятия – 20 минут. Всего проведено 8 занятий. Общее время – 160 минут.
Название занятий представлено в тематическом плане (таблица 1).
Таблица 1
Тематический план занятий по развитию внимания детей старшего дошкольного возраста
Неделя |
Количество занятий |
Продолжительность занятия/мин |
Названиеигры |
Ожидаемые результаты |
I |
2 |
20 |
«Ищи безостановочно». «Маленькие обезьянки». «Шалтай-Болтай» |
-формированиеу школьников концентрированности, переключения и распределения внимания. |
II |
2 |
20 |
«Шерлок Холмс» «Пантомима для наблюдательных» Игра «Кто больше увидит и запомнит?» Работа с сюжетной картинкой |
-развитие наблюдательности, точности и многосторонности внимания -тренировка объема внимания - количество предметов может восприниматься или какое количество действий - можетсовершаться одновременно. |
III |
2 |
20 |
Игра «Обратный счет» Упражнение «Окна» Работа с картинками с изображением заслоненных предметов, работа с картинками-загадками и зашумованными картинками |
-одновременное успешное выполнение нескольких различных видов деятельности (действий); исследуется в условиях одновременного выполнения двух и большего числа действий, не допускающих возможности выполнения путем быстрого переключения внимания; |
IV |
2 |
20 |
Игра «Зеваки» Игра «Треугольники» Упражнение «Запретное слово» Игра «Делай как я» Упражнение «Внимательные руки» «Запретное движение» |
-формирование и тренировка произвольности и целенаправленности внимания |
По результатам исследования по методикам диагностики (тест Поппельрейтера «Оценка распределения внимания», тест Бурдона «корректурная проба»), на констатирующем этапе с высоким уровнем развития внимания было выявлено 6 испытуемых экспериментальной группы (60%), в контрольной группе с высоким уровнем развития внимания было выявлено 5 испытуемых (50%). Высокий уровень внимания характеризуется длительной концентрацией внимания, распределением внимания и точным сосредоточением на объекте.
Средний уровень развития внимания был выявлен у 4 испытуемых экспериментальной группы (40%) и у 4 испытуемых (40%) контрольной группы. Средний уровень развития мышления характеризуется недостаточно развитым распределением, устойчивости и переключаемости внимания.
Низкий уровень развития внимания был выявлен у 1 испытуемого контрольной группы (10%) и 0 экспериментальной (0%). Низкий уровень развития внимания характеризуется медленным переключением внимания, не возможностью сосредоточения на объекте и длительного фокусирования на нем.
Как показали результаты проведенного исследования у 11 испытуемых, в обеих группах выявлен высокий уровень развития внимания, у 8 человек средний уровень развития внимания и у 1 ребенка низкий уровень развития внимания.
После формирующего эксперимента, для подтверждения гипотезы был проведен контрольный эксперимент.
Цель контрольного эксперимента: проверить эффективность предложенного нами комплекса игр и игровых упражнений по развитию внимания детей старшего дошкольного возраста.
Для проверки эффективности формирующего этапа была проведена повторная диагностика уровней внимания у испытуемых. Методики контрольного обследования совпадали с методиками констатирующего обследования.
Повторное прохождение методикпоказало, что у некоторых испытуемых начал повышаться уровень внимания.
По результатам методик видно, что из 10 человек в контрольной группе было выявлено 3 испытуемых (30%) с высоким уровнем развития внимания, 7 испытуемых (70%) со средним уровнем развития внимания и 0 детей (0%) с низким уровнем развития внимания.
В экспериментальной группе из 10 испытуемых у 7 детей (70%) высокий уровень развития внимания, 3 испытуемых (30%) средний уровень развития внимания и 0 детей (0%) с низким уровнем развития внимания.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод: предложенный нами комплекс дидактических игр и упражнений способствовал повышению уровня развития внимания у детей экспериментальной группы, снизилось количество детей, имеющих средний уровень развития внимания.
Литература:
- Гайссельхарт, Р. Память. Тренировка памяти и техники концентрации внимания / Р. Гайссельхарт, К. Буркарт; пер. с нем. Н.О. Сыпаловой. - М.: СмартБук, 2010. - 125 с.
- Камаровская, Е.В. Как помочь школьнику? Развиваем память, усидчивость и внимание / Е.В. Камаровская. - СПб.: Питер, 2010. - 208 с.
- Немов, Р.С. Психология: в 3-х кн. Кн. 1: Общие основы психологии / Р.С. Немов. – М., 2013 – 687 с.
- Слизкова, Е.В. Игровая деятельность как средство развития эмпатии у детей младшего школьного возраста [Текст] / Е.В. Слизкова, А.И. Пономарева // Развитие современного образования: теория, методика и практика: сб. материалов II Международ. науч.-практич. конф. / Федерал. Гос. бюджет. образовательное учреждение высшего проф. образования «Чувашский гос. ун-т им. И.Н. Ульянова»; Харьковский гос.пед. ун-т им. Г.С. Сковороды; Актюбинский регион. гос. ун-т им. К. Жубанова; Центр науч. сотрудничества «Интерактив плюс». – 2015. С. 95-97.