Annotation. The article deals with the organization of design activity of pupils in educational area "Technology". creative projects method makes it possible to develop the students' creativity and technical thinking is formed on the basis of interdisciplinary communication.
Keywords: method of projects, activities of students, design stages, the educational area "Technology".
Развитие любого общества зависит от того, насколько высок образовательный уровень населения. Быстрорастущий поток информации, развитие техники и производственных технологий потребовало смены образовательной парадигмы: не образование на всю жизнь, а образование через всю жизнь. Впрочем, эта парадигма не нова для учителя, который всю жизнь работал в этом русле. Однако и к учителю изменились требования - сегодня он должен жить и работать в инновационном пространстве, и это требует применять современные технологии для его подготовки. Нужен учитель - исследователь, но подготовка такого учителя должна осуществляться в вузе, а значит необходимо в учебно-воспитательном процессе создать творческую обстановку, применять новые педагогические технологии, насыщать элементами научных исследований лабораторные работы, практические занятия, организовать научную работу будущих учителей технологии [6].
Одним из важных методов обучения, развивающих креативность и включающих исследовательский компонент не только на эвристическом, но и на изобретательном уровне, является метод проектов [2]. Он требует от учащихся проявления самостоятельности, изучение литературы, применение технологических знаний на практике, анализ и синтеза полученной информации, особенно он важен при обучении будущих учителей технологии.
Проект – обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у учащихся определенной системы интеллектуальных и практических умений. Проект включает в себя выбор цели (что и почему сделать), разработку или выбор рациональной технологии, изготовление и реализацию изделия, продукта. Во время выполнения проектов учащиеся осуществляют экологическую и экономическую оценку выполненной работы, проводят работу по маркетингу (изучение спроса и предложения на произведенную продукцию и возможностей ее реализации).
Проект носит комплексный характер, т. е. при его выполнении могут использоваться знания и умения по нескольким разделам программы (например, по обработке материалов, культуре дома, предпринимательству). Не исключается и такая возможность, когда проект выполняется в рамках лишь какого-либо одного раздела. Для выполнения проектов учащимся необходимы теоретические и практические умения и знания из других предметов: изобразительной деятельности (выполнение эскизов к проектам), черчения (построение технологических карт, схем, графиков и т.п.), русского языка для грамотного изложения своих мыслей и выполнения пояснительной записки.
В современной школьной практике используются различные педагогические технологии, обеспечивающие активизацию творческих способностей учащихся. В образовательной области «Технология» наиболее продуктивными являются проектные творческие технологии обучения.
В процессе проектной деятельности учащиеся развивают свой творческий потенциал и усваивают основополагающие закономерности построения современных технологий. Наиболее эффективными в образовательном смысле являются метод проектов, современные методы создания новых технических и технологических решений.
Проектное обучение может рассматриваться как дидактическая система, а метод проектов – как компонент системы, как педагогическая технология, которая предусматривает не только интеграцию знаний, но и применение актуализированных знаний, приобретение новых. Для комплексного решения задач обучения используются различные методы, в том числе выполнение творческих проектов, целью которых является включение учащихся в процесс преобразовательной деятельности от разработки идеи до ее осуществления [3].
Учитывая интересы учащихся, учитель помогает ему выбрать направление, цель и содержание учебной деятельности в зоне ближайшего развития, пути и формы ее реализации, методы анализа и оценки результата, выстроить деятельность по выполнению проекта.
В педагогической практике использование метода проектов может целенаправленно решать задачи индивидуально-ориентированного образования. Действенность этого метода обусловлена тем, что он позволяет учащимся выбрать деятельность по интересам, которая соответствует их способностям, и направлена на формирование у них знаний, умений и навыков. Выполняя проекты, учащиеся осваивают алгоритм инновационной творческой деятельности, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания по различным отраслям, восполнять пробелы, приобретать опыт решения творческих задач.
Разрабатывая и реализуя проекты, учащиеся развивают навыки мышления, поиска информации, анализа, экспериментирования, принятия решений, самостоятельной работы и работы в группах.
Когда проект выполняется при непосредственном руководстве учителя, учащиеся последовательно осуществляют рекомендации педагога о порядке действий, следует говорить об исполнительском проекте. Выполнение таких проектов неизбежно на начальном этапе использования проектного обучения, поскольку у учащихся недостаточно опыта для самостоятельного поиска. Но и в этом случае учитель не навязывает своих мнений, а вносит варианты для обсуждения совместных действий, показывая логику построения проектной деятельности, проходя вместе с учащимся путь создания проекта.
Если учащиеся сами выдвинули идею проекта, сами разработали план действий и реализовали его, создав реальный качественный, обладающий новизной продукт, то можно охарактеризовать этот проект как творческий.
У каждого проекта есть своя направленность. Она помогает учителю понять, на какие этапы деятельности следует обратить главное внимание в данном проекте и как изменить задачи проекта, чтобы достичь поставленных педагогических целей.
Проекты могут выполняться индивидуально, либо в группах. В групповых проектах отдельные разделы выполняются индивидуально. Но и в проектах, выполняемых индивидуально, есть элементы групповой работы, например, при проведении мозгового штурма или взаимной оценки первоначальных идей друг друга. Включение групповой работы в каждый проект помогает развивать навыки сотрудничества и чувство коллективной ответственности. При этом необходимо обеспечить индивидуальный подход к учащимся, давая задания, соответствующие уровню их возможностей, постепенно усложняя содержание работы. При групповой работе учащиеся усваивают материал в совместной инновационной форме его изучения, обсуждения и взаимообучения с выработкой обобщенного, коллективного решения. Учащиеся в группе осваивают элементы организационной деятельности лидера, сотрудника, исполнителя, получая социальный опыт практической деятельности [5].
Обладая широким диапазоном возможностей, проектное обучение может быть организовано как в одном классе, так и в разновозрастных группах, может строиться на основе индивидуальной или совместной проектной деятельности учащихся, распределяемой по содержанию, назначению, трудоемкости и обеспечению.
При дидактически правильном использовании метода в полной мере реализуется развивающая и воспитывающая составляющие учебного процесса. Формирование устойчивого интереса у учащихся к данной форме учения является обязательной педагогической задачей, решаемой учителем. Навыки ученического самоуправления, формируемые и совершенствуемые при коллективных формах деятельности, создают предпосылки для максимального использования умственных способностей каждого учащегося, позволяют проявить ему свою неповторимую индивидуальность на отдельных этапах деятельности таблиц 1.
Таблица 1
Деятельность учащихся при выполнении проекта
Деятельность учащихся при выполнении проектов |
||
Организационно-подготовительный этап |
Технологический этап |
Заключительный этап |
Выбор и обоснование проекта. Анализ предстоящей деятельности. Выбор оптимального варианта конструкции. Подбор материала. Планирование технологического процесса. Разработка конструкторско-технологической документации. Организация рабочего места. |
Выполнение технологических операций, предусматриваемых технологическим процессом. Самоконтроль своей деятельности. Соблюдение технологической, трудовой дисциплины, культуры труда. |
Корректирование конструкторско-технологической документации. Экономическое обоснование. Минимаркетинговые исследования. Контроль и испытание изделия. Подведение итогов. Защита проекта. |
При этом учащиеся самоопределяют круг возможных проблем для индивидуального и для коллективного решения возникающих проблем. Целесообразно знакомить учащихся и с индуктивными, и с дедуктивными способами разрешения проблем. Решение проблем методом восхождения от абстрактного к конкретному может рекомендоваться как более предпочтительное. Установление различных аналогий тоже является эффективным средством поиска принципиально новых решений [1].
Ниже приведены характеристики основных этапов реализации метода проектов.
Таблица 2
Этапы реализации метода проектов
Этапы |
Содержание работы |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Подготовка |
Определение целей и темы проекта |
Обсуждают предмет с учителем, устанавливают цели. |
Мотивирует учащихся, помогает в постановке целей. |
Планирование |
Определение источников информации. Определение методов исследования. Распределение задач между членами группы. |
Вырабатывают план действий. Формулируют задачи. |
Предлагает идеи, высказывает предположения. |
Исследование |
Сбор информации, решение промежуточных задач. |
Выполняют исследование. |
Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью. |
Получение результатов |
Анализ информации, решение промежуточных задач. |
Анализируют информацию. |
Наблюдает, советует |
Представление отчета |
Различные виды отчетов: устный, компьютерная презентация, письменный отчет, защита. |
Отчитываются, обсуждают. |
Слушает, задает вопросы. |
Оценка результатов |
Участвует в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок. |
Оценивает усилия учащихся, успешность их деятельности и ценность полученных результатов. |
Важно сформировать у учащихся устойчивый интерес к технологическому творчеству, которое способствует пониманию структуры и состава технологического процесса в обобщенном виде и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации.
Уровень самостоятельности (изобретательской активности) учащихся можно учитывать аналогично коэффициенту трудового участия.
Идеальным педагогическим вариантом можно рассматривать деятельность учащихся по методу проектов, когда она согласуется с индивидуальными мотивами и потребностями ученика.
Посредством метода проекта удается установить прочные связи между теоретическими знаниями учащихся и их практической преобразовательной деятельностью. Гуманистическая направленность деятельности учащихся на основе учета человеческих факторов созидания создает предпосылки для формирования у учащихся таких качеств личности, как техническое мышление, а также решимость и воля в процессе внедрения собственных разработок в практику [7].
Следует отметить, что главной задачей педагога является организация учебной деятельности учащихся в форме, моделирующих основополагающих этапов технологии проектирования. Проектироваться могут как материальные объекты, так и ситуации производственные и из сферы услуг.
На первом этапе проектирование все предстоящие действия проектируются учащимися в теоретическом виде с обязательным выявлением возможных проблем и противоречий и с разработкой вариантов их преодоления. На втором проектирования этапе все идеи проверяются (реализуются) в практической деятельности. Все практические действия осуществляются на основе выработанной стратегии деятельности. По мере реализации проекта теоретические построения учащихся могут уточняться и конкретизироваться, в них могут вноситься коррективы. Неизменной остается общая структура деятельности, воссоздающая (моделирующая) основные закономерности технологии проектирования.
Проектирование, как метод познания в технологическом профиле обучения, должно оказывать учащимся практическую помощь в осознании роли знаний, в жизни и обучении, когда они перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурными образцами мышления, формировать свои мыслительные стратегии и т.д., что позволяет человеку самостоятельно осваивать накопления культуры.
Включение проектирования в технологическом профиле обучения направляется на социально значимое психофизическое, нравственное и интеллектуальное развитие школьников и укрепление их задатков и способностей, их сущностных сил и призвания; включение школьников в успешную трудовую деятельность и систему общечеловеческих нравственных ценностей; формирование и удовлетворение их деятельностных и познавательных запросов и потребностей; создание условий для самоопределения, творческого самовыражения и непрерывного образования[4].
Таким образом, педагогическими условиями успешного осуществления проектной деятельности служат:
- Хорошо оборудованная мастерская (материальная база);
- Выбор проблем и объектов труда, вызывающих наибольший интеллектуальный интерес и отклик;
- Возможность индивидуальной и коллективной работы;
- Посильность и привлекательность проекта;
- Использование нетрадиционных форм и методов.
Литература:
- Основы проектирования / А.Г. Дорошенко, В.В. Писканенко, А.Н. Ростовцев, А.С. Тихонов. – Новокузнецк: КузГПА, 2010. – 125 с.
- Матяш, Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учеб. пособие для вузов / Н.В. Матяш. – М.: Академия, 2011. – 144с.
- Метод проектов в технологическом образовании школьников: пособие для учителя / М.Б. Павлова, М.И. Гуревич, Дж. Питт, И.А. Сасова. – М.: Вентана – Графф, 2003. – 296 с.
- Сидоров, О.В. Роль интеграции учебных предметов в формировании у учащихся фундаментальных, естественно научных и технологических понятий / О.В. Сидоров, Л.В. Яковлева // Вестник ИГПИ им. П.П. Ершова. – 2013. – № 6 (12). – С. 77-85.
- Сидоров, О.В. Проектирование технических объектов как средство развития технического мышления учителей технологии // Технологическое образование в инновационном технологическом развитии экономики страны: материалы 20 Международ. науч.–практич. конф.по проблемам технологич. образования / под ред. Ю.Л. Хотунцева. – М., 2014. – С. 352-356.
- Модель подготовки учителя технологии и ее роль в формировании естественно-научных, общетехнических и технологических знаний, умений и навыков / О.В. Сидоров, Л.В. Козуб, В.М. Бызов, Н.Н. Козинец // Инновации и инвестиции. - 2015. - № 4. - С. 50 - 54.
- Межпредметные связи в формировании технического мышления студентов технологического образования / О.В. Сидоров, Е.Б. Петелина, Л.В. Яковлева, А.В. Гоферберг // Инновации и инвестиции. – 2015. - № 5. – С. 178 – 181.