В статье приводится классификация угроз национальной безопасности в социальной сфере с точки зрения современной экономической трактовки, дается теоретическое обоснование применения ряда негативных проявлений в социальной сфере в качестве ключевых «точек роста» уровня экономической безопасности.
Ключевые слова: экономическая безопасность в социальной сфере, классификация угроз, бедность, безработица, торможение в развитии, дифференциация населения.
Совокупность экономических исследований, усилий экономической мысли направлены в конечном итоге на достижение определенного уровня благополучия населения. Действительно, наука об эффективном ведении хозяйства ставит во главу угла результативность принятых решений, непосредственным образом находящее отражение в жизнедеятельности людей. Такой подход позволяет рассматривать любой процесс экономико-политических решений, как на уровне отдельно взятой страны, так и в мировом сообществе, как ещё один шаг к поступательному развитию общества. Высокая степень последнего, в свою очередь, определяется уровнем социального и духовного развития. В мире товарно-денежных отношений сказанное, с высокой степенью вероятности, подтверждает аксиому о том, что люди с высоким уровнем благосостояния могут позволить себе большее, нежели люди с низким его уровнем [5,6].
Следует отметить, что в экономической литературе нет достаточно точного определения понятия благосостояния, которое иногда отождествляется с качеством жизни. Вместе с тем, при рассмотрении экономических вопросов, касающихся социальной сферы, обозначенные понятия весьма значимы, так же как и влияние социальной сферы на них.
Качество жизни, как базовая характеристика общественно-экономического развития, в статичном состоянии может рассматриваться как комплекс показателей и состояний, в динамичном состоянии – как уровень деловой и трудовой активности, в нормативном значении – как уровень культуры: материальной, социальной, политической, духовной [1]. Обозначенная многогранность раскрывает широту данного понятия, позволяя в определенной мере дать количественную оценку этого показателя, что весьма важно при проведении экономических исследований с точки зрения расширенного воспроизводства.
Изменения в социальной сфере находятся в тесной связи с изменениями в других сферах жизнедеятельности общества. Материально-производственная, политическая, культурно-духовная сферы, - составляющие ее среду, равно как и природно-климатические условия, в которых она функционирует, должны рассматриваться как самостоятельные факторы ее развития [3].
По мнению Осадчей Г.И., всё вышесказанное позволяет выделить следующие группы факторов:
• экономические, связанные с уровнем социально-экономического развития страны и каждого конкретного региона, особенностями развития социальной инфраструктуры, характером и типом собственности на предприятиях, распределительных отношений;
• политические, характеризующие сущность и влияние социальной политики на повышение потенциала социальной сферы, реализацию правовых гарантий в области социального воспроизводства населения, социальную поддержку и помощь депривированным слоям населения, а также социально-политической ситуации на ее развитие;
• правовые, обусловливающие законодательные нормы и правоотношения в области регулирования социальных отношений, уровень правосознания населения;
• культурные, определяющие воздействие системы нравственных и культурно-духовных ценностей, норм и традиций, господствующих в обществе, их региональных особенностей на социальные отношения;
• природно-климатические, подчеркивающие особенности естественной среды обитания населения и экологическую ситуацию в регионе и влияющие на стандарты и образ жизни населения;
• социально-демографические, учитывающие численность населения по социальным группам и их половозрастной состав, рождаемость и смертность, миграцию, занятость, профессионально-квалификационную структуру;
• национально-этнические, определяющие воздействие на социальные процессы в обществе и регионе национального менталитета, интересов, традиций и обычаев;
• социально-психологические, представляющие особенности проявления в социальных отношениях настроений, переживаний, ожиданий населения, их устремлений, личностных и групповых установок [3].
Изменения в этих показателях оказывают влияние не только на всю социальную сферу, но и на воспроизводство рабочей силы. Другим классификационным вариантом рассмотрения факторов, влияющих на динамику развития социальной сферы, можно считать её изучение с точки зрения национальной безопасности.
Негативными последствиями какой-либо угрозы могут быть несоизмеримые между собой явления, например инфляция и безработица. Хотя каждый из этих параметров может быть спрогнозирован с достаточной степенью точности, но их суммарную величину определить нельзя. В ряде случаев негативные последствия от угроз, например, экономической безопасности поддаются только качественной оценке. Поэтому для их определения следует использовать экспертные оценки [2].
В экономической безопасности в социальной сфере выделяют такие угрозы, как повышение доли бедного населения и его дифференциация, рост безработицы и расслоение общества по степени доступности к социальным услугам. Отметим, что все обозначенные угрозы, не только являются таковыми, но и представляют из себя критерии или факторы, которые должным образом влияют на динамизм развития социальной сферы.
В частности, применительно к экономической безопасности в социальной сфере особую значимость в её обеспечении имеет угроза повышения доли бедного населения и его дифференциация по доходам до отметки, нарушающей социальный мир и общественное согласие. Она может проявляться в виде таких негативных последствий, как появление крупных социальных конфликтов, а также депопуляция населения, криминализация общества, наркомания, проституция и т.д. Каждое из названных явлений в обществе, проявляясь обособленно, таит значительную угрозу. Консолидировано эти процессы и явления могут привести страну к разрушительным последствиям. Такая масштабность от наступления данной угрозы экономической безопасности в социальной сфере явно позволяет её отнести к разряду особо крупных [4].
Бедность порождает во все увеличивающихся масштабах преступность, беспризорничество, наркоманию. Она крайне негативно влияет на демографическую ситуацию, хотя здесь действуют и другие причины (демографические волны, например). Таким образом, уже можно констатировать крупные негативные последствия. Страна, российское общество постоянно живет в состоянии социальной напряженности и под угрозой возникновения опасных социальных конфликтов. Это основная угроза экономической безопасности в социальной сфере, которая практически объединяет все другие угрозы в ней и негативные последствия от их наступления. Вместе с тем необходимо в рамках механизма защиты национальных интересов страны в сфере экономики обеспечить защиту и от других угроз экономической безопасности в социальной сфере [2].
Второй по масштабности, но не менее важной по значимости является, по мнению экономистов, угроза роста безработицы, следствием которой в конечном итоге станет повышение доли бедного населения и усиление социальной напряженности в обществе. Сказанное, по сути, свидетельствует об усилении первой из обозначенных проблем в социальной сфере в случае возникновения этой напряженности. Последствия в данном случае могут быть непредсказуемыми – одна из них (инфляция) может стать начальным стимулом для другой (безработица), или же оказывать усиливающее воздействие на все социально-экономические процессы в государстве. По масштабности данную угрозу следует отнести к категории крупных, последствия от которых могут наступить через 3-5 лет с момента их возникновения.
При рассмотрении определенного варианта развития событий, существует для социальной сферы и её безопасности такая угроза, как неоправданная дифференциация населения по степени доступности к услугам здравоохранения, образования и ЖКХ. Отмеченная угроза усиливает негативные последствия от высокой доли бедного населения и является их составной частью. При всей важности последствий от усиления дифференциации степени доступности для населения услуг здравоохранения, образования и ЖКХ масштаб этих последствий пока (в первые годы XXI в.), безусловно, меньше масштабов последствий от двух предыдущих угроз экономической безопасности в социальной сфере, и его пока нельзя отнести к категории крупных. Сроки наступления последствий от этой угрозы зависят непосредственно от сроков осуществления реформ в данных отраслях социальной сферы. Эти угрозы могут возникнуть в диапазоне от 3 до 5 лет с момента их возникновения.
Одной из последних в совокупности угроз экономической безопасности в социальной сфере выступает торможение в развитии среднего класса. Несмотря на то, что на сегодняшний день не существует единого мнения, выделяющего критерии, по которым можно было бы определить средний класс, его количественная оценка в некоторых странах, в том числе и в России, позволяет с определенной степенью пессимизма смотреть на перспективы развития общества в них. Вместе с тем, как показывает мировой опыт, для того чтобы привести к действительно масштабным последствиям, необходим достаточно долгий процесс «созревания» общественного самосознания необходимости изменений в перераспределении доходов конкретного государства.
Подытоживая изложенное следует отметить, что сказанное объективно и представляет собой реальную опасность для каждого государства. При этом степень и уровень насыщенности, равно как и временной период наступления последствий будет обособленным, но может носить и глобальный характер – в зависимости от влияния страны на мировое сообщество, как в экономическом, так и социальном планах. Вместе с тем, на наш взгляд, ни применительно к национальной безопасности, ни применительно к анализу влияния на динамику развития социальной сферы и факторам расширенного воспроизводства эти угрозы не могут быть полными и достаточными, так как описывают только негативные последствия. Это подтверждается, тем, что одна из угроз в какой-либо стране уже не просто актуальна, а имеет место. В данном случае какие бы действия не предпринимались, на предложенной выше классификации это не найдет должного отражения. Она может быть актуальной применительно к конкретной стране, с её текущими показателями и только в конкретный момент времени, то есть классификация носит статичный характер. Разобрав на составляющие элементы каждую из них, безусловно, можно найти позитивные и негативные стороны общей картины, но исключительно в конкретный момент времени [6].
Литература:
1. Бондарев, В.Ф. Распределение денежных доходов населения в условиях перехода к рыночной экономике: монография/В.Ф. Бондарев, О.В. Рудакова.- Орел: ОрелГТУ, 2000. – С.7
2. Логинова, И.В. Концептуальные основы государства/ И.В. Логинова //Экономическая безопасность в процессе реализации национальных интересов России: монография//С.И. Колесниченко, И.В. Логинова. – Орел: Академия ФСО России, 2009. – Раздел 1. – С.33-34
3. Осадчая, Г. И. Социология социальной сферы : учеб. пособие для высш. шк. / Г. И. Осадчая. - М. : Академический Проект, 2003.
4. Коломейченко А.С., Польшакова Н.В., Ноздрина Ю.В. Роль информационно-консультационных служб в информационном обеспечении трансфера инноваций в АПК // Научное мнение. 2014. № 5. С. 117-124.
5. Яковлев А.С. Роль социальной сферы в формировании постиндустриального общества в России./А.С. Яковлев. – автореф. дисс. на соискание ученой степени кандидата экономических наук по спец. 08.00.01 – Экономическая теория, 2012, 24с.
6. Яковлев А.С. Роль социальной сферы в формировании постиндустриального общества в России./А.С. Яковлев. – дисс. на соискание ученой степени кандидата экономических наук по спец. 08.00.01 – Экономическая теория, 2012, 192с.