Abstract: In this article the directions, the organization of educational activity, a teaching technique in system of additional education of children are considered. The emphasis on need of development of creative abilities of children, mastering knowledge and abilities over obligatory programs is placed.
Keywords: continuous education, additional education, creative abilities, extracurricular activities, circle, teaching technique.
Одним из главных приоритетов государственной политики предложена идея непрерывного образования. Она предполагает, что человек должен развивать свой творческий потенциал на протяжении всей жизни, приобретать новые знания и совершенствовать приобретенные навыки. На этапе развития национальной образовательной системы Российской Федерации, предусмотрены изменения, которые затрагивают систему дополнительного образования детей [1].
В учреждениях дополнительного образования и в общеобразовательных школах дополнительное образование детей осуществляется по следующим направлениям: научно-техническому; спортивно-техническому; физкультурно-спортивному; художественному; туристско-краеведческому; эколого-биологическому; военно-патриотическому; социально-педагогическому; естественнонаучному; культурологическому; социально- экономическому и др.
Развитие творческой личности, получение основ профессионального образования и самоопределения ребенка осуществляется в учреждениях дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности.
Одной из последних тенденций в современной школе является возрастание интереса к развитию творческих способностей человека. Современное общество, переступившее порог третьего тысячелетия, отводит особую роль креативности каждой конкретной личности. Вопрос изучения творческих способностей имеет давнюю историю. Известно, что детское творчество – явление уникальное. С позиций педагоги и психологи, значение занятий художественным творчеством во всестороннем развитии личности ребенка имеет немаловажную роль [2].
Природа щедро наделила каждого ребёнка возможностью развиваться. Создание изделий своими руками – это универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность маленького человека, чтобы он развивался всесторонне. Занятия художественным трудом призваны воздействовать на ум, волю, чувства детей, побуждать их к творческому самовыражению.
Внеурочная работа– составная часть учебно-воспитательного процесса школы. Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы.
Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива.
Цель внеурочной работы в школе – развитие мотивации детей к познанию и творчеству, их адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни.
Основные задачи организации внеурочной деятельности детей:
1.выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся в разных видах деятельности;
2.создание условий для индивидуального развития каждого ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
3.формирование системы знаний, умений, навыков у обучающихся в избранном направлении деятельности;
4.развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей детей.
Образовательная деятельность детей может быть реализована через разнообразные объединения по интересам. Это кружки, клубы, студии, секции, театры, школьные научные общества и др.
При этом основным способом организации деятельности детей является их объединение в учебные группы, т.е. группы учащихся с общими интересами, которые совместно обучаются по единой учебной программе в течение определенного времени (учебного года, полугодия, четверти). В них могут заниматься дети от 6 до 18 лет. Учебные группы могут подразделяться на следующие виды: однопрофильные; двухпрофильные; многопрофильные; комплексные, группы переменного состава, сквозные учебные группы; учебные группы совместных занятий детей и родителей, научно-исследовательские группы [5].
Среди таких объединений учащихся как: кружок, класс, секция, студия, оркестр, ансамбль, театр, клуб, одной из распространенных форм является кружок. Кружок – это среда общения и совместной деятельности детей, объединение детей по интересам, занятия в котором способствуют решению воспитательных задач, формированию знаний, умений и навыков в конкретной деятельности. Занятия в кружке позволяют детям удовлетворить разнообразные интересы и определиться в правильности своего выбора. Сегодня кружок может существовать как начальный этап в реализации образовательной программы, на котором дети могут попробовать свои силы и возможности, проверить правильность выбора направления деятельности.
Организация кружка начинается с подготовки помещения, от этого зависит количество членов кружка и вся дальнейшая деятельность творческого коллектива. Основным средством привлечения учащихся к работе в кружке и поддержки у них интереса к занятиям является интересное, продуманное оформление мастерской, позволяющее создать рабочую обстановку и одновременно являющуюся образцом художественного вкуса. Чем красивее будет оформлена мастерская, тем с большим желанием и любовью учащиеся будут посещать кружок, тем больший интерес будет вызывать у них вид искусства, которым они занимаются. Мастерская должна быть образцом чистоты и уюта. Все инструменты должны находиться в отведенном для них месте. В начале занятий их выдаёт староста или дежурный. В кружке должно быть не более 13-15 человек, иначе руководитель не сможет дать индивидуальную консультацию учащимся, так как создание декоративной композиции от подготовительного рисунка до окрашивания занимает много времени. В первый год занятий в кружке можно организовать несколько групп, в которые объединяются ребята с различным уровнем подготовки. К концу года учащиеся обычно приобретают достаточный опыт, и на втором году обучения надобность в разделении на такие группы отпадёт. Продолжительность одного занятия — от двух до трёх часов. Более длительная работа может привести к утомлению детей, снижению темпа, нарушению координации движений [3].
Методика преподавания в кружке декоративно-прикладного творчества должна учитывать следующие преимущества:
1.Объекты труда не должны требовать значительных материально- технических затрат;
2.Изделия должны носить прикладной, утилитарный характер и могут выполняться для собственных или домашних нужд, что стимулирует интерес к работе;
3.В работе должна проявляться дифференциация, а посильность работ должна варьироваться в широких пределах;
4.Ребята вправе по собственному усмотрению выбирать изделия, их композицию, что способствует развитию творческого начала [4].
Внеурочная работа в контексте дополнительного образования детей в значительной степени способствует развитию индивидуальных способностей учащихся, вызывает у них стремление овладевать знаниями и умениями сверх обязательных программ. Занятия не только вооружают детей умениями и навыками, но и помогают осознать своитворческие способности. Они вызывают творческую активность, учат вносить изменения в технологию изделия, осуществлять собственные замыслы. В результате этого каждая сделанная вещь имеет свою индивидуальную неповторимость. Дети неистощимы на выдумку, они относятся к изготовленным вещам с огромной душевной теплотой, им весело и радостно их выполнять потому, что стремление воображения к воплощениям и есть подлинная основа и движущее начало творчества [6]. Задача кружков – углублять знания учащихся, развивать способности, удовлетворять их творческие интересы и склонности, приобщать к общественно-полезному труду, организовывать досуг и отдых.
Успех кружковой работы определяется личными качествами и профессиональной квалификацией руководителя кружка. Итогом работы кружка - его отчетом - является выставка работ, которую организуют в конце учебного года. Очень важно, чтобы итоговая выставка не только наглядно показывала результаты работы, но и давала перспективы будущей работы кружка.
Литература:
- Буйлова, Л.Н. Как организовать дополнительное образование детей в школе? / Л.Н.Буйлова, Н.В. Клёнова.– М.: АРКТИ, 2005. — 288с.
- Гусакова, А.М. Внеклассная работа по труду.: пособие для учителей / А.М. Гусакова. - М.: Просвещение, 2006. - 176с.
- Козинец, Н.Н. Формирование профессионально-технологической компетентности будущего педагога-технолога: межвуз. сб. науч. ст. // XXIII Ершовские чтения .— Ишим, 2013. — С.49-52.
- Козинец, Н.Н. Профильное технологическое обучение школьников в контексте инновационной деятельности образования // Технологическое образование в инновационно-технологическом развитии экономики страны: сб. ст XX Международ. науч.-практич. конф. — М, 2014. — С.199-201.
- Кругликов, Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.И. Кругликов. - М., 2007. - 480 с.
- Сидоров, О.В. Познавательная и творческая активность учителя технологического образования / О.В. Сидоров, Н.Н. Козинец, Л.В.Яковлева // Технологическое обучение школьников и профессиональное образование в России и за рубежом: сб. ст. IX Международ.науч.-практич. конф. — Новокузнецк, 2015. — С.25-31.