Abstract. This article is devoted the problem of development of creative abilities of children in elementary school. As an effective means of enhancing the creative potential of the personality of Junior schoolchildren, the author proposes to use in the classroom technology the technique of quilling.
Key words: Junior school age, the development of creative abilities, technique of quilling.
Социально-экономическое, политическое и культурное развитие современного общества, интеграция в мировое образовательное пространство ставят перед школой одну из приоритетных задач – формирование личности, способной преодолевать возникающие трудности, делать осознанный нравственный выбор, строить свою деятельность творчески. Исходя из того, что творческие способности являются важнейшими специфическими качествами личности, характеризующими ее стремление изменять себя и окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами и целями, исследователи определяют творческие способности ребенка как проявление потребности его жизненных сил, высший уровень учебно-воспитательного процесса и необходимое условие всестороннего развития личности [3, с.25].
В современной психолого-педагогической литературе (В.И. Андреев, Г.С. Альтшуллер, М.И. Махмутов, Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, Е.И. Машбиц, А.И. Уман, А.В. Хуторской и др.) акцентируется внимание на определении средств повышения продуктивности познавательной деятельности учащихся. Рассматриваются вопросы организации творческой деятельности учащихся с помощью создания проблемных ситуаций, развития методологической культуры школьников в процессе выполнения творческих заданий. Вместе с тем, ученые отмечают, что в существующей сегодня системе образования целому пласту человеческого опыта - творческой деятельности уделяется недостаточное внимание. Так, А.В. Хуторской справедливо отмечает, что вопрос о "выведении за рамки образовательных стандартов творческой деятельности ученика, равно как и его внутреннего мира, с личностными качествами приводит к отчуждению учеников от образования, обезличиванию и формализации учебного процесса" [5, с. 195].
Особенно негативно такая тенденция в образовании отражается на учащихся начальной школы. Младший школьный возраст считается наиболее благоприятным и значимым периодом для выявления и развития творческого потенциала личности. В этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траекторий, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс нравственных ценностей, качеств, способностей, потребностей личности. Все это определяет успешность дальнейшего обучения, воспитания и социализации личности. Решение проблемы развития творческих способностей младших школьников в учебном процессе требует принципиального осмысления важнейших элементов обучения (содержания, форм, методов) с целью их индивидуализации. Стратегическим направлением активизации обучения должно стать не увеличение объема передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, поиск педагогических средств, направленных на включение учащихся в процесс обучения на уровне творческой активности.
Существует немало современных концепций творческого развития личности. В школьном технологическом образовании необходимо создавать условия развития для творческой самостоятельности учащихся через многообразие форм деятельности, позволяющих ребенку осознать себя как личность, самоутвердиться, развить интересы и способности, в том числе и творческие.
Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:
- Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.
- Создание обстановки, опережающей развитие ребенка.
- Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей.
- Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередование дел, продолжительности занятий одним делом и т.д.
- Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.
- Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству. [4, с.162].
Одним из средств активизации творческого потенциала личности в начальной школе является квиллинг. Стимулом к творчеству в этом виде деятельности служит желание ребенка создать фигурку из бумаги, а процесс превращения полоски бумаги в игрушку способствует созданию дидактической проблемы, для решения которой учащимся необходимо активизировать мыслительные процессы: самостоятельно понять и сформулировать ее суть, найти пути решения, оценить полученный результат [1, с.101].
Физиологи обратили внимание, что сосредоточенные занятия квиллингом на положительном эмоциональном фоне замечательно освобождают от накапливающихся нервных стрессов. Педагоги заметили, что квиллинг позволяет выявить и натренировать такие важные природные способности воспитанников как логическая и образная память, мышление, внимание [2, с.14].
Использование квиллинга в учебно-воспитательном процессе – на уроках технологии приносит не только радость участникам процесса, но и повышает результативность обучения. Целью занятий квиллингом является не скручивание как можно большего количества элементов, а воспитание и развитие у детей целого ряда способностей и навыков. Педагогами разных стран выявлено, что квиллинг развивает конструктивное и пространственное мышление, чувство формы, творческое воображение, художественный вкус, а также память, творческие и исследовательские способности, чертежные навыки, мелкую мускулатуру кистей рук, концентрацию внимания, самостоятельность и аккуратность при работе, расширяет коммуникативные способности [2, с.14],.
Работа в технике квиллинг социально ориентирована. Ведущими мотивами этого вида деятельности для младшего школьника является стремление к творческой самореализации, желание создать новое, оригинальное.
В рамках выполненного исследования была проведена экспериментальная работа. С помощью применения теста Гилфорда и Торренса мы исследовали начальный уровень развития творческих способностей у учащихся 2«б» класса МОУ «Гимназия г. Называевска»,классный руководитель Гардт Н.В. В эксперименте приняли участие 17 детей. Для выявления уровня развития творческих способностей учащихся использовались следующие критерии:
1) Беглость (легкость, продуктивность) — этот фактор характеризует беглость творческого мышления и определяется общим числом ответов.
2) Гибкость — фактор характеризует гибкость творческого мышления, способность к быстрому переключению и определяется числом классов (групп) данных ответов.
3) Оригинальность — фактор характеризует оригинальность, своеобразие творческого мышления, необычность подхода к проблеме и определяется числом редко приводимых ответов, необычным употреблением элементов, оригинальностью структуры ответа.
4) Точность — фактор, характеризующий стройность, логичность творческого мышления, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели.
Результаты теста следующие:
- у 12% детей класса результаты были значительно выше нормы, что говорит об их любознательности, о большом словарном запасе и развитой способности фантазировать;
- 52% детей дали результаты уровня развития творческих способностей, соответствующих норме и выше нормы, но не более чем в 2 раза.
- у 36% детей показатели уровня развития творческих способностей ниже нормы.
По окончанию отведенных программой курса занятий квиллингом было проведено повторное тестирование по тем же критериям и результаты распределились соответственно следующим образом: 14%, 60%, 26%.
Было отмечено, что занятие квиллингом интересно детям и доставляет им огромное наслаждение. Квиллинг развивает конструктивное мышление, способность комбинировать, пространственное мышление, чувство формы, творческое воображение, художественный вкус и самое главное – творческие способности.
Таким образом, работа в технике квиллинг является эффективным средством развития творческих способностей младших школьников, а квиллинг, как средство обучения и воспитания может использоваться как в процессе обучения технологии в начальной школе, так и в качестве отдельного предмета в учреждениях дополнительного образования.
Литература:
- Акчурина-Муфтиева, Н.М. Развитие детского творческого конструирования из бумаги / Н.М. Акчурина-Муфтиева. - Симферополь: Крым.учеб.-пед. гос. изд-во, 2003 - 188 с.
- Выгонова, В. Рождественский венок. Поделки из бумаги // Нач. шк – 2001. - № 6.- С.14-16.
- Ефремов, В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ / В.И. Ефремов.- Пенза: Уникон - ТРИЗ, 2001 - 264 с.
- Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Педагогика - Пресс, 1999 – 475 с.
- Хуторской, А.В. Современная дидактика: учеб. для вузов / А.В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2001. - 544 с.