Подготовка обучающихся к конкурсам профессионального мастерства как фактор качества образования в СПО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №6 (110) март-2 2016 г.

Дата публикации: 17.03.2016

Статья просмотрена: 7070 раз

Библиографическое описание:

Слизкова, Е. В. Подготовка обучающихся к конкурсам профессионального мастерства как фактор качества образования в СПО / Е. В. Слизкова, С. С. Астаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6.2 (110.2). — С. 101-105. — URL: https://moluch.ru/archive/110/27152/ (дата обращения: 15.11.2024).



Abstract. This article presents aspects of the system of professional skills competitions among students as a factor in improving the quality of education in the ACT.

Keywords: professional education, professional skills competition, qualified, WorldSkills Russia.

На заседании президиума Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике в октябре 2013 года Д.А. Медведев отметил: «Чтобы экономика развивалась, нужны профессиональные рабочие кадры, которых нам очень не хватает»[1]. Новые подходы к решению проблемы намечены в Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации 2013 – 2020 гг., одобренной коллегией Минобрнауки России протокол от 18 июля 2013 г. № ПК -5вн. В многочисленный комплекс мер по реализации Стратегии входят поддержка проведения международных и всероссийских олимпиад и конкурсов профессионального мастерства среди обучающихся профессиональных образовательных организаций и развитие олимпиадного движения WorldSkills Russia[5]. По словам директора Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров ДПО Минобрнауки России Наталии Золотаревой, олимпиадное движение для начального (НПО) и среднего профессионального образования (СПО) стартовало в России с 2006 года. Эта работа ведется в рамках Указа Президента РФ от 6 апреля 2006 г. N 325 «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи». К WorldSkills в России подключились уже более 50 субъектов Российской Федерации, которые активно развивают практику проведения конкурсов профессионального мастерства среди молодых специалистов в этом формате.

17 мая 2012 года на заседании наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив по поддержке новых проектов под председательством Владимира Путина органам исполнительной власти субъектов РФ было рекомендовано проводить конкурсы профессионального мастерства по стандартам WorldSkills. Так как активисты движения обеспечивают экспертную оценку, разработку и формирование высочайшего уровня мировых профессиональных стандартов рабочих специальностей в промышленности и секторе обслуживания [2].

Президент WorldSkills Russia Лидия Фролова объявила, что Россия выступила с инициативой по проведению детского конкурса профессионального мастерства WorldSkills Kids (WS Kids). «Сейчас мы разрабатываем проект WorldSkills Kids, такого сейчас нет нигде в мире. В ходе этих соревнований будет оцениваться мастерство детей на основе того, что они умеют делать. Надеемся, что этот проект станет в итоге международным. Мы считаем, что наши дети могут не только смотреть соревнования, но и участвовать в них, и таким образом определять себе будущую профессию, не по каким-то тестам, а делая что-то руками», - пояснила Лидия Фролова.

Одной из главных тем Генеральной Ассамблеи WorldSkills Russia проходившей в Йошкар-Оле 09 октября 2013 года стало формирование экспертного сообщества и подготовка экспертов среди преподавателей. Это направление позволит системно подойти к решению вопроса модернизации профессионального образования [3]. «Первый, организационный этап пройден. Теперь мы вступаем в ту стадию, когда можно развивать экспертную составляющую. Мы будем в регионах создавать экспертные сообщества, в рамках которых будут реализовываться программы вовлечения, обмена и стажировок, программы профессиональной ориентации», - сказала президент WorldSkills Russia Лидия Фролова.

Президент компании Festo в России Алексей Вититнев отметил, что только конкуренция и жесткий отбор разных команд из разных стран позволит достичь максимального уровня понимания как нужно учить и чему нужно учить. Без этого уровня конкуренции легко замкнуться в себе, разработать какую-то свою методику и учить по ней, оставаясь совершенно непонятым и невостребованным. Поэтому Festo активно участвует в WorlSkills.

Заместитель генерального директора Фонда «Вольное Дело» Виктор Пронькин рассказал, зачем фонд Олега Дерепаски помогает движению WorldSkills:

  1. WorldSkills – это инструмент для оценки профессиональных стандартов глазами 67 наций. Это говорит о том, что технологии, по которым соревнуются участники, будут востребованы международным сообществом.
  2. Модернизация системы подготовки не только НПО и СПО, но и всей системы профессионального образования в стране.
  3. Соревнование позволяет выявить лучших работников и мастеров своего дела на производстве.
  4. Возможность ранней профессиональной ориентации и обучения детей рабочим профессиям. Формирование заинтересованности у молодого поколения к работе в реальном секторе.
  5. Хороший инструмент включения наших специалистов в международное экспертное сообщество.

Система формирования и развития конкурсов профессионального мастерства призвана организовать разработку новых программ, методик и технологий подготовки, обучающихся к участию в национальных и международных конкурсах профессионального мастерства WorldSkills в профессиональных образовательных организациях Тюменской области.

Актуальность данной системы обусловлена существующими требованиями, предъявленными современным обществом к уровню сформированности профессиональных компетенций; навыков при выполнении профессиональных задач, направленных на развитие и формирование конкурентоспособного обучающегося для участия в конкурсах профессионального мастерства. Активное внедрение в образовательный процесс компетентностного подхода, создание условий для формирования у обучаемого опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляют основу подготовки обучающегося к участию в конкурсах профессионального мастерства.

С первого дня подготовки обучающегося к конкурсам профессионального мастерства нужно создать благоприятные условия для развития «адаптивных ресурсов». В противном случае можно столкнуться с адаптационным синдромом или стрессом (Г.Селье). Сначала наступает первая стадия – «стадия тревоги» - характеризующаяся генерализованной реакцией функциональных систем организма, направленной на мобилизацию его защитных сил. Затем её сменяет вторая стадия «резистентности», которая состоит в частичном приспособлении, выявлении напряжения отдельных функциональных систем, особенно нейрогуморальных регулятивных механизмов. На смену второй приходит третья стадия состояния организма, который либо стабилизируется и наступает устойчивая адаптация к атмосфере предстоящего конкурса профессионального мастерства, либо в результате истощения ресурсов организма возникает срыв адаптации. Конечный результат зависит от характера, силы, индивидуальных возможностей и функциональных резервов организма участника конкурса профессионального мастерства. Для того чтобы этого избежать должна обеспечиваться психофизиологическая адаптация, т.е. привыкание к новым для организма физическим и психофизиологическим нагрузкам, режиму, темпу и ритму труда, санитарно-гигиеническим факторам производственной среды. Важная роль отводится педагогу-психологу, который помогая обучающемуся адаптироваться: – проводит диагностику профессионально значимых психофизиологических свойств; – проводит психологическое консультирование; – организует тренинги саморегуляции эмоциональных состояний. При необходимости: – снимает состояние тревоги; – формирует позитив установки на преодоление трудностей. В результате у обучающегося, подготовленного к участию в конкурсе профессионального мастерства должно быть комфортное эмоциональное состояние. Он должен привыкнуть к режиму труда, режиму работы. Формируется оптимальная работоспособность [6].

Система формирования и развития конкурсов профессионального мастерства предусматривает координацию и совокупность усилий всех структурных подразделений профессиональных образовательных организаций Тюменской области, участников образовательного процесса, родителей, работодателей, социальных партнёров.

Мероприятия по повышению системы подготовки обучающихся

к конкурсам профессионального мастерства

Блоки

мероприятий

Мероприятия

Ответственные

Сроки реализации

Ожидаемый результат

Выявление наиболее подготовленных, одаренных и мотивированных обучающихся

-наблюдение в ходе уроков;

-организация кружковой работы и проведение других внеклассных мероприятий по предметам и МДК;

-выявление способностей обучающихся и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам.

Преподаватели специальных дисциплин, мастера производственного обучения

С момента поступления в ПОО

Включенность студентов в учебную деятельность академического типа, направленную на формирование профессиональных компетенций, конкурентоспособности в образовательном процессе.

Создание творческой группы, команды(6-7 обучающихся), готовящихся к конкурсам профессионального мастерства

-реализация взаимопомощи, передача опыта участия в конкурсах профессионального мастерства, психологическая подготовка новых участников;

-выбор наиболее подготовленных участников на фоне знания сильных и слабых сторон обучающихся команды;

-оптимально выстроенные индивидуальные образовательные траектории для каждого участника (свободный выбор типа заданий, разделов предмета для изучения, используемых пособий);

-организация интеллектуальных соревнований по каждой дисциплине и МДК;

-основная форма работы на занятиях - индивидуальная и парная;

-чтение литературы;

-работа в Интернете;

-общение дистанционно при помощи средств Интернет;

-развитие умения непосредственно работать с инструментами, веществами, материалами, приборами и т. д.

Преподаватели специальных дисциплин, мастера производственного обучения

Ежегодно

Раскрытие творческих и профессиональных способностей у обучающихся

Создание благоприятных условий для развития «адаптивных ресурсов»

– Педагог-психолог проводит диагностику профессионально значимых психофизиологических свойств;

– проводит психологическое консультирование;

– организует тренинги саморегуляции эмоциональных состояний;

– снимает состояние тревоги; – формирует позитив установки на преодоление трудностей.

Педагог-психолог

В течение всего периода обучения

У обучающегося, подготовленного к участию в конкурсе профессионального мастерства должно быть комфортное эмоциональное состояние.

Развитие материально-технической базы

Учебно-лабораторное оборудование для подготовки к участию в национальных и международных конкурсах профессионального мастерства

Директор, гл. бухгалтер, зам. директора по УМР, зам. директора по ПР, зав. отделений

Постоянно

Cоздание инновационно-развивающей, практико-ориентированной и здоровье сберегающей среды, обеспечивающей качество образования, а также развитие творческой активности обучающихся, направленное на подготовку высококвалифицированных специалистов

Сетевое взаимодействие

Реализация поставленных целей для выпускников школ, работодателей и социальных партнёров. Профессиональная ориентация молодёжи. Участие студентов в Открытом Чемпионате профессионального мастерства среди молодежи «WorldSkills Russia», в конкурсах профессионального мастерства «Славим человека труда», «Лучший по профессии».

Зам. директора по ПР, специалист по трудоустройству профориентационной работе, преподаватели специальных дисциплин, мастера производственного обучения

Постоянно

Информирование населения о подготовке профессиональных кадров (оглашение правил, регламента и результата конкурсов), расширение диапазона профессионального общения, повышение престижа выбранной профессии, обеспечение взаимодействия по независимой оценке качества условий формирования квалифицированных трудовых ресурсов, содержания и результата подготовки обучающихся. Повышение числа абитуриентов в ОУ.

Анализ результатов участия в конкурсе профессионального мастерства

-анализ работы участников, выявление пробелов в знаниях;

-анализ конкурсных заданий;

-корректировка программ подготовки;

-составление перспективного плана дальнейшей работы в этом направлении.

Преподаватели специальных дисциплин, мастера производственного обучения

-для обучающихся первого курса работу по подготовке к конкурсам профессионального мастерства начинаем с первого сентября;

-для обучающихся вторых и третьих курсов после анализа результатов участия в конкурсе профессионального мастерства.

«Погружение» в профессию (специальность), через анализ выполненной технологической операции обучающимися на конкурсе профессионального мастерства, путем отснятого видеофайла и просмотра в мультимедиа

Таким образом, подготавливая обучающихся к конкурсам профессионального мастерства, лучше происходит освоение профессиональных компетенций ФГОС СПО и трудовых функций Профессиональных стандартов. Повышается качество профессионального обучения и среднего профессионального образования, увеличивается доля выпускников, трудоустроенных по полученной специальности. Совершенствуются и расширяются связи с социальными партнерами. Повышается престиж рабочих профессий через участие обучающихся в конкурсах профессионального мастерства различных уровней, чемпионатах профессионального мастерства, всероссийских олимпиадах и конкурсах по перспективным и востребованным профессиям и специальностям, в том числе в Открытом Чемпионате профессионального мастерства среди молодежи «WorldSkills Russia», конкурсах профессионального мастерства «Лучший по профессии» и «Славим человека труда».

Литература:

1. Аккредитация в образовании. Подготовка рабочих кадров. Направление главного прорыва [Электронный ресурс]. – 12014. – 2 марта. – Режим доступа: http://akvobr.ru (дата обращ. 22.01.2016).

  1. Кострова, В.Вторая Всероссийская Ассамблея WorldSkills Russia открылась в Йошкар-Оле. [Электронный ресурс]. – 2013. – 10 окт. – Режим доступа: http://ug.ru (дата обращ. 22.01.2016).
  2. Россия выступила с инициативой проведения детского конкурса профессионального мастерства WorldSkills Kids на международном уровне.[Электронный ресурс] // Редакция сайта АСИ. – 2013. – 19 окт. 2013. – Режим доступа: http://asi.ru (дата обращ. 22.01.2016)
  3. Словарь терминов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psihotesti.ru/gloss/tag/adaptatsiya/ (дата обращ. 22.01.2016)

5. Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации 2013–2020[Электронный ресурс] : протокол от 18 июля 2013 г. № ПК -5вн.. – Режим доступа: http://koipkro.kostroma.ru (дата обращ. 22.01.2016).

  1. Блейхер, В.М. Толковый словарь психиатрических терминов [Электронный ресурс] / В. М. Блейхер, И. В. Крук, 1995. – Режим доступа: http:// txt.rushkolnik.ru/docs/index-26824.html .

7. О мерах государственной поддержки талантливой молодежи : указ Президента РФ от 6 апр.2006 г. N 325.

8. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ .

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное мастерство, конкурс, Россия, обучающийся, производственное обучение, профессиональное образование, образовательный процесс, Фролово, Российская Федерация, Тюменская область.


Похожие статьи

Дополнительное профессиональное образование как фактор повышения конкурентоспособности молодых специалистов на рынке труда

Статья посвящена вопросам дополнительного профессионального образования. Представлена нормативная база, регулирующая оказание дополнительного профессионального образования в профессиональных образовательных учреждениях. Описан опыт СПб ГБПОУ «Колледж...

Оценка уровня овладения общими компетенциями у обучающихся образовательной программы «Учет и аудит в сфере предпринимательства»

В статье авторы исследуют оценку студентами значимости общих компетенций, полученных в ходе обучения и их влияние на овладение профессиональными компетенциями. Результаты исследования подтверждают важность оценки компетенций для разработки индивидуал...

Перспективы развития инновационной образовательной технологии дистанционного обучения в системе среднего профессионального образования

В статье рассматривается дистанционное обучение как одно из перспективных и инновационных направлений работы при подготовке высококвалифицированных кадров в условиях среднего профессионального образования, сущность, особенности организации, методы ко...

Эффективность сетевого взаимодействия методических объединений преподавателей технического английского

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Повышение качества преподавания технического английского языка в профессиональных образовательных организациях Хабаровского края посредством сетевого взаимодействия». Представлены...

Профессионализация содержания общеобразовательных дисциплин: от программы до учебно-методического комплекса (на примере профессий и специальностей «Машиностроение»)

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Профессионализация общеобразовательных дисциплин программ СПО на примере УГПС 15.00.00 «Машиностроение»». Приводятся результаты оформления инновационного опыта по профессионализац...

Формирование антикоррупционной компетенции у студентов в ходе реализации Федерального образовательного стандарта в системе СПО

Теоретические подходы к оценке качества образования тестированием посредством установления критериев

В статье представлены результаты исследования, целью которого стало определение теоретических подходов тестирования компетенций ФГОС ВПО третьего поколения как диагностического инструмента в образовательных организациях высшего образования. В ходе те...

Формирование профессиональной компетентности молодых педагогов дошкольного образования

В статье рассматривается проблема совершенствования профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования, представлен опыт работы по формированию профессиональной компетентности молодых педагогов через реализацию модели методической помо...

Профессиональное самоопределение обучающихся СПО на этапе выбора профессионального пути (на примере специальности 13.02.11)

В статье описываются условия для осознанного профессионального самоопределения обучающимися и раскрытия их индивидуальных способностей. Приводится авторский чек-лист, который сможет выполнить роль профессионального навигатора для студенческой молодеж...

Подготовка конкурентоспособного специалиста как цель современного образования

Данная статья посвящена среднему профессиональному образованию, выделены несколько аспектов образования, рассмотрено понятие качество образование.

Похожие статьи

Дополнительное профессиональное образование как фактор повышения конкурентоспособности молодых специалистов на рынке труда

Статья посвящена вопросам дополнительного профессионального образования. Представлена нормативная база, регулирующая оказание дополнительного профессионального образования в профессиональных образовательных учреждениях. Описан опыт СПб ГБПОУ «Колледж...

Оценка уровня овладения общими компетенциями у обучающихся образовательной программы «Учет и аудит в сфере предпринимательства»

В статье авторы исследуют оценку студентами значимости общих компетенций, полученных в ходе обучения и их влияние на овладение профессиональными компетенциями. Результаты исследования подтверждают важность оценки компетенций для разработки индивидуал...

Перспективы развития инновационной образовательной технологии дистанционного обучения в системе среднего профессионального образования

В статье рассматривается дистанционное обучение как одно из перспективных и инновационных направлений работы при подготовке высококвалифицированных кадров в условиях среднего профессионального образования, сущность, особенности организации, методы ко...

Эффективность сетевого взаимодействия методических объединений преподавателей технического английского

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Повышение качества преподавания технического английского языка в профессиональных образовательных организациях Хабаровского края посредством сетевого взаимодействия». Представлены...

Профессионализация содержания общеобразовательных дисциплин: от программы до учебно-методического комплекса (на примере профессий и специальностей «Машиностроение»)

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Профессионализация общеобразовательных дисциплин программ СПО на примере УГПС 15.00.00 «Машиностроение»». Приводятся результаты оформления инновационного опыта по профессионализац...

Формирование антикоррупционной компетенции у студентов в ходе реализации Федерального образовательного стандарта в системе СПО

Теоретические подходы к оценке качества образования тестированием посредством установления критериев

В статье представлены результаты исследования, целью которого стало определение теоретических подходов тестирования компетенций ФГОС ВПО третьего поколения как диагностического инструмента в образовательных организациях высшего образования. В ходе те...

Формирование профессиональной компетентности молодых педагогов дошкольного образования

В статье рассматривается проблема совершенствования профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования, представлен опыт работы по формированию профессиональной компетентности молодых педагогов через реализацию модели методической помо...

Профессиональное самоопределение обучающихся СПО на этапе выбора профессионального пути (на примере специальности 13.02.11)

В статье описываются условия для осознанного профессионального самоопределения обучающимися и раскрытия их индивидуальных способностей. Приводится авторский чек-лист, который сможет выполнить роль профессионального навигатора для студенческой молодеж...

Подготовка конкурентоспособного специалиста как цель современного образования

Данная статья посвящена среднему профессиональному образованию, выделены несколько аспектов образования, рассмотрено понятие качество образование.

Задать вопрос