Annotation. In this paper we propose a variant of the perspective planning of training students design and modeling of garments. Non-standard planning is based on the choice of the garment - a children's festive costume for the holiday "Day of Family, Love and Fidelity Day of Peter and Fevronia".
Keywords: long-term planning, technology lessons, designing, modeling, child costume.
Образовательная область ««Технология» - это интегрированный предмет, который синтезирует научные знания математики, физики, химии, показывает их использование в промышленности, энергетике и других направлениях деятельности человека.» [5]
В модели подготовки учителя технологии [5, 51] мы видим виды деятельности студента:
- исследовательская;
- проектировочно - конструкторская;
- предпринимательская.
Повышение конкурентоспособности связано у будущего педагога с удовлетворением потребностей личности в получении культурологической и качественной профессиональной подготовки, в развитии и реализации творческих способностей, приобщения к научно-исследовательской деятельности; с умением организовать свою исследовательскую и практическую деятельность. [7]
Научно-исследовательская деятельность педагога тесно связана с процессом обучения учащихся основам конструирования и моделирования.
Термин «конструирование» (от лат.Constructio – составление, сложение) означает создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов [1: 58].
Исходя из толкования понятия «конструирование» в различных словарях, Э.М. Галямова и В.В. Выгонов обращают внимание на то, что «конструирование – это главным образом деятельность ума, а не рук (Н.М. Конышева)» [2]. Это созидание, разработка, сотворение; это творческая, а не исполнительская репродуктивная деятельность. Наиболее существенный признак конструктивной творческо-ориентированной деятельности выражается через постановку цели (целеполагание), т.е. более или менее четкое осознание конечного результата работы, того, что должно в итоге получиться [2: 88].
Конструирование дает возможность реального изобретения и моделирования, возможность выразить учащимся свой творческий потенциал.
Выделяются 2 типа конструирования: техническое и художественное.
В конструировании имеются два взаимосвязанных этапа: замысел (идея, лежащая в основе) и его исполнение. Творчество, по нашему мнению, больше связано с идеей, замыслом. Но и практическая деятельность по выполнению замысла не является чисто исполнительской, а скорее репродуктивно-творческой.
Н.М. Конышева различает три вида учебного конструирования:
- по образцу (или по предмету);
- по модели;
- по заданным условиям (и его разновидность – проектирование) [2: 59-61].
Процесс конструирования швейного изделия можно представить как ряд последовательно выполняемых работ:
1) сбор исходных данных (снятие мерок или измерение фигуры ребенка и выбор прибавок на облегание);
2) построение чертежа основы конструкции швейного изделия на основе исходных данных;
3) изготовление лекал всех необходимых деталей — на кальке, выполненных по контурам деталей с чертежа основы конструкции с припусками на швы и подгиб;
4) раскрой ткани по лекалам, сметывание - сборка деталей и первая примерка на фигуре ребенка;
5) уточнение конструкции в результате примерки с учетом особенностей фигуры ребенка;
6) моделирование праздничного детского костюма на базе уточненного чертежа основы конструкции.
Моделирование – это изменение формы деталей детской одежды и их художественное оформление (т.е. отделка аппликацией, вышивкой, тесьмой, тканью другого цвета, отделочными деталями и т.д.).
Моделирование художественное – это процесс создания эскиза (рисунка) будущего изделия. Далее эскиз изучают, определяя особенности модели. Изучение проводится по следующему плану:
1) назначение, название (детский костюм для девочки 7-8 лет для праздника «Дня семьи, любви и верности»);
2) определение состава ткани и цветового решения: ткань из натуральных волокон и яркие краски – синий, желтый, оранжевый, красный и обязательная составляющая эмблема «Ромашка»;
3) определение силуэта и стиля: силуэт полуприлегающий, и имеются особенности деталей - кокетка, воротник;
4) отделка тесьмой и аппликацией с элементом ромашками.
К детской одежде предъявляются гигиенические, эксплуатационные и эстетические требования.
Гигиенические требования: одежда должна
- создавать благоприятный микроклимат;
- быть легкой, мягкой, прочной, не мнущейся;
- обеспечивать свободу движения и дыхания;
- легко стираться, чиститься, гладиться.
Эксплуатационные требования: одежда должна быть
- удобной конструкции, высокого качества обработки;
- прочной за счет укрепления отдельных узлов с помощью прокладки, бортовки, подкладки.
Эстетические требования: одежда должна
- быть красивой, чистой, отглаженной;
- соответствовать современному направлению моды;
- учитывать индивидуальные особенности фигуры; характера, возраста.
Композицию новой модели детского праздничного костюма определим с учетом назначения будущего швейного изделия, его конструкции, простоты технологии изготовления, свойств и стоимости ткани и отделки, особенностей фигуры и направления современной моды.
Костюм (от франц. Costume — одеяние) — это устойчивые формы одежды данного народа, сословия, эпохи. Он несет в себе художественный образ, так как выражает эстетический идеал эпохи, который меняется вместе с жизнью общества [3: 140 ].
Детский праздничный костюм для девочки 7-8 лет может состоять из различных предметов одежды:
Юбки и блузки,
Юбки, блузки и жакета,
Юбки, блузки и жилета и пр.
В нашей работе мы представляем обучение учащихся конструированию и моделированиюшвейного изделия на примере детского праздничного костюма для празднования «Дня семьи, любви и верности».
День Петра́ и Февро́нии— православный, народно-православный и светский российский праздник. Отмечается25 июня(8 июля). День памяти святых Петра и Февронии. Пётр и Феврония —православные покровители семьи и брака. 26 марта 2008 года в Совете Федерации на заседании комитета по социальной политике инициатива об учреждении нового государственного праздника в День святых князей Петра и Февронии— «Всероссийского дня супружеской любви и семейного счастья» была одобрена единогласно. Оргкомитет по организации празднования, разработке символики и атрибутики праздника возглавила председатель комитета по социальной политике Валентина Петренко. Позднее оргкомитет возглавила супруга президента РоссииДмитрия Медведева—Светлана Медведева, а её заместителем стала вице-президентРоссийского фонда культуры Татьяна Шумова. Медведевой принадлежит и идея ромашки как символа праздника. Федеральным оргкомитетом праздника учреждена медаль «За любовь и верность». Ею награждаются «образцовые» семьи России: многодетные, «золотые», «бриллиантовые». С одной стороны памятный знак украшен портретами Петра и Февронии, на другой — красуется символ праздника — ромашка, два лепестка у неё окрашены в синий и красный цвета. [4]
Костюм состоит из нижней юбки, блузки, сарафана и кокошника.
Цветовая гамма: оранжево-красная с отделкой тесьмой и аппликацией с элементом ромашками.
Примерное тематическое планирование занятий по разделу
«Конструирование швейных изделий с элементами моделирования»
Тема и цель занятия |
Основноесодержание темы занятия |
Наглядные пособия, оборудование, инструменты, приспособления |
Практическая работа |
Тема: Создание праздничного детского костюма для девочки ко «Дню семьи, любви и верности» Цель: Систематизировать знания о костюме, силуэте, пропорциях, цветовых решениях. Воспитание патриотизма и любви к семейным традициям, эстетического вкуса. Развитие творческого мышления и умений создания детского костюма для праздника. |
Знания о костюме, силуэте, пропорциях, цветовых решениях. Основы празднования Дня семьи, любви и верности. Основы создания детского костюма для праздника Дня семьи, любви и верности |
Мультимедийная презентация «День семьи, любви и верности». Виды костюмов, силуэтов, пропорций, цветовых решений |
Создание эскиза детского костюма для девочки 7-8 лет для праздника посвященного Дню семьи, любви и верности |
Тема: Измерения фигуры человека и запись мерок для построения чертежа юбки. Расчет конструкции юбки Цель: Систематизация и расширение знаний об измерениях фигуры человека, формирование умения по ее измерению для построения чертежа юбки. Обучение расчету конструкции юбки по формулам. Воспитание аккуратности, ответственного отношения к работе, коллективизма. Развитие самостоятельности |
Виды поясных изделий. Эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования к ним. Разновидности юбок по силуэту, покрою. Измерения, необходимые для построения чертежа юбки. Прибавки на свободное облегание. Детали юбки. Расчетные формулы для построения чертежа юбки |
Таблицы «Конструирование и моделирование швейных изделий». Сантиметровые ленты, учебный манекен, образцы юбок |
Измерение фигуры человека и запись результатов. Расчет конструкции юбки по формулам |
Тема: Построение чертежей прямой и юбки «солнце» вМ 1:4. Цель: Ознакомление с правилами и последовательностью выполнения чертежей прямой и юбки «солнце». Воспитание аккуратности. Развитие самостоятельности, конструкторского мышления |
Чтение чертежей. Последовательность построения чертежей, их оформление |
Таблицы «Конструирование и моделирование швейных изделий». Чертежные инструменты |
Построение чертежей прямой юбки и юбки «солнце» в М 1:4 |
Тема: Моделирование юбки и расчет количества ткани на ее изготовление. Цель: Расширение знаний о моделировании одежды и его приемах. Обучение технике раздвижки на расклёшивание и складки, расчету количества ткани на юбку. Воспитание аккуратности в работе, эстетического вкуса. Развитие творческого интереса к процессу моделирования, умения наблюдать, сравнивать, делать выводы |
Выбор фасона юбки. Моделирование юбок. Определение расхода ткани на изделие |
Таблицы «Конструирование и моделирование швейных изделий». Образцы юбок различных фасонов, лекала прямой юбки, образец выполнения практической работы в альбоме, журналы мод, цветная бумага, шаблоны деталей прямой юбки в М 1:4, калька, ножницы, масштабная линейка. Цветные карандаши. Примерные раскладки лекал юбки на ткани |
Разработка моделей юбок: выполнение эскиза юбки, описание фасона, моделирование ее, Подготовка лекал к работе. Расчет количества ткани на юбку |
Тема: Измерение размерных признаков фигуры человека и запись результатов. Расчет основы конструкции блузки по формулам. Цель: Закрепление умения по измерению фигуры человека для построения выкройки поясных изделий. Формирование знаний и умений по измерению фигуры для построения чертежа конструкции плечевого изделия, расчету конструкции по формулам |
Виды плечевых изделий. Измерения размерных признаков фигуры человека, необходимые для построения чертежа основы конструкции блузки. Прибавки, необходимые для его построения, формулы для расчета |
Таблицы «Конструирование и моделирование швейных изделий», учебный манекен, сантиметровые ленты, эластичная тесьма, рабочая коробка. Образцы плечевых изделий, журналы мод |
Измерение размерных признаков фигуры человека, запись результатов. Расчет основы конструкции блузки по формулам |
Тема: Построение чертежа основы конструкции блузки (сарафана). Выполнение выкройки блузки Цель: Обучение выполнению чертежа основы конструкции блузки, изготовлению и оформлению выкройки блузки. Формирование эстетического вкуса. |
Последовательность построения чертежа основы конструкции блузки, выполнение и оформление выкройки блузки. Определение расхода ткани на пошив блузки. Контроль качества работы |
Таблицы «Конструирование и моделирование швейных изделий», выкройки блузки разных размеров, миллиметровая бумага, лекала, раскладки лекал на ткани. Чертежные инструменты |
Построение чертежа конструкции блузки в М 1:4 и 1:1. Изготовление выкроек блузки. Расчет расхода ткани на пошив блузки. Контроль качества работы |
Тема: Моделирование блузки (сарафана). Подготовка выкройки к раскрою. Цель: Закрепление знаний и умений учащихся о моделировании одежды. Воспитание эстетического вкуса, чувства красивого в одежде |
Моделирование плечевых изделий. Виды отделок и дополнительных деталей. Подготовка выкройки изделия к раскрою. Расчет количества ткани на изделие |
Таблицы и презентация «Конструирование и моделирование швейных изделий», журналы мод, готовые изделия, цветная бумага, шаблоны полочки, спинки, чертежные принадлежности, клей, ножницы |
Разработка модели платья, блузки. Подготовка выкройки к раскрою |
Задача эстетического воспитания сводится к формированию эстетического отношения индивида не только к действительности, но и к процессу создания материальных объектов и изделий из различных конструкционных, поделочных и швейных материалов, продуктов питания, где будет возможным духовное развитие личности, одним показателем которого является эстетическое сознание.[6,132]
Раздел «Конструирование швейных изделий с элементами моделирования» помогает учащимся в формировании творческих способностей, развитии эстетического вкуса, систематизирует знания о костюме, силуэте, пропорциях, цветовых решениях через создание детского костюма для праздника «Дня семьи, любви и верности».
Литература:
- Галямова, Э.М. Методика преподавания технологии: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования [Текст] / Э.М. Галямова, В.В. Выгонов. – М., 2013. – 176 с.
- Конышева, Н.М. Методика трудового обучения младших школьников [Текст]: основы дизайн-образования: учеб.пособие для студ. сред. пед.учеб. заведений / Н.М. Конышева . – М., 1999.
- Скопцова, М.И. Технология [Текст]: учеб. пособие по Обслуживающему труду для уч-ц 5-8-х кл./ М.И. Скопцова. - Ростов н/Д.: Феникс, 1997. - 384 с.
- День Петра́ и Февро́нии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/День_Петра_и_Февронии
- Модель подготовки учителя технологии и ее роль в формировании естественно-научных, общетехнических и технологических знаний, умений и навыков [Текст] / О.В. Сидоров, Л.В.Козуб, В.М. Бызов, Н.Н. Козинец // Инновации и инвестиции. – 2015. - № 4. – С. 50-55.
- Козуб, Л.В. Проблемы формирования эстетического отношения человека к действительности на основе технологической подготовки в образовательном учреждении [Текст] // Проблемы и перспективы физико-математического и технического образования: сб. материалов Всерос. науч.-практич. конф. (г. Ишим; 19–20 нояб. 2015 г.) / отв.ред. Т.С. Мамонтова. – Ишим, 2015.- С.129-139.
- Козуб, Л.В. Методические рекомендации по научно-исследовательское работе студентов естественно-технологических факультетов [Текст] : методич. пособие / Л.В. Козуб. – 2-е изд., доп. – Ишим, 2008.