Abstract. This article is an analysis of the feasibility of MPS physics and mathematics in the study of problems of geometrical optics in school education
Keywords: interdisciplinary communication, physics, mathematics, geometrical optics solution.
Взаимосвязь между школьными дисциплинами имеет принципиальное педагогическое значение, она состоит в обеспечении многосторонних контактов между всеми дисциплинами с целью гармонического развития учащихся. Осуществление межпредметных связей (МПС) обеспечивает формирование единого представления школьников о явлениях природы, технических процессах и физических закономерностей, делает их знания более глубокими и практичными, что является неотъемлемой частью школьного образования в условиях компетентностного подхода.
В научно-методической литературе существует большое количество определений понятия «межпредметные связи», описываются различные подходы к их педагогической оценке и различные классификации. Проведенный анализ различных трактовок данного понятия, позволяет сделать вывод, что конечно они все верны, но их нельзя считать полными, поэтому необходимо подвести их под более полное и широкое понятие. На наш взгляд, если за основу данного понятия взять определение, которое приводит в своих работах Г.Ф. Федорец [4], получим, что межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их единстве.
Анализ возможностей МПС в школьном образовании позволяет выделить у них четыре дидактические функции:
- методологическую;
- образовательную;
- развивающую;
- конструктивную.
Проанализировав основной состав учебных дисциплин основной и средней школы, начиная с седьмого класса, нами были определены возможности реализации МПС физики с ними (таблица 1).
Таблица 1
Уровень возможности осуществления МПС физики
со школьными дисциплинами
(«++» - высокий уровень «возможности», «+» - средний уровень «возможности», «±» - низкий уровень «возможности», «–» - нет возможности)
№ |
Предмет |
ФИЗИКА |
1 |
Русский язык |
± |
2 |
Литература |
+ |
3 |
История |
+ |
4 |
Иностранный язык |
± |
5 |
Биология |
++ |
6 |
Химия |
++ |
7 |
География |
+ |
8 |
Информатика |
+ |
9 |
Математика (алгебра, геометрия) |
++ |
10 |
Музыка |
± |
11 |
Физическая культура |
± |
12 |
ОБЖ |
± |
13 |
Технология |
+ |
14 |
Обществознание |
± |
15 |
Естествознание |
+ |
16 |
Астрономия |
++ |
17 |
Изобразительное искусство |
± |
Как видно из таблицы 1, большинство дисциплин позволяют на достаточно высоком уровне осуществлять МПС с физикой, однако первенство отдается четырем дисциплинам: биология, химия, астрономия и математика (алгебра и геометрия)[1] .
Математика как наука сформировалась намного раньше, чем физика, по мере развития физических знаний математические методы находили всё большее применение в физических исследованиях.
Математический аппарат необходим физике как язык для описания физических процессов и явлений, и является одним из методов физического исследования. Физика ставит перед человеком те ли иные задачи, при этом она побуждает создавать необходимые для их решения математические идеи и методы, которые в дальнейшем служат базой для развития математической теории.
Математика многое даёт физике. Так язык дифференциального и интегрального исчисления открывает большие возможности для более строгого определения ряда физических законов (второго закона Ньютона, закона электромагнитной индукции), формул, выражающих суть отдельных физических понятий (силы тока, возникающего в рамке, вращающейся в магнитном поле и др.). Идеи теории симметрии, тесно связанны с вопросами геометрией, что позволяет учащимся легче понять и усвоить общие научные положения строения кристаллов в молекулярной физике (10 класс); в оптике изучить построение изображений в зеркалах и линзах (8 и 11 классы).
Рассмотрим возможности МПС физики и математик на примере изучения вопросов геометрической оптики в 8 и 11 классах (таблица 2) [2,3].
Таблица 2
Элементы математических знаний при изучении
вопросов геометрической оптики
№ |
Вопросы геометрической оптики |
Элементы математических знаний |
Возможное место применения МПС на уроке |
8 класс |
|||
1 |
Отражение света. Закон отражения |
Луч, угол, равенство углов, перпендикуляр (нормаль). |
Изучение закона отражения света. Решение задач. |
2 |
Плоское зеркало. |
Осевая симметрия. |
Построение изображения в плоском зеркале. |
3 |
Преломление света. Закон преломления. |
Луч, угол, соотношение углов в треугольнике, синус угла в прямоугольном треугольнике. |
Изучение закона преломления. Решение задач. |
4 |
Изображение, даваемое линзой |
Построение параллельных прямых, пересечение трех прямых в точке. |
Построение изображений в линзах. Решение задач. |
11 класс |
|||
5 |
Принцип Гюйгенса. Закон отражения света. |
Соотношение углов в треугольнике, подобие треугольников. |
Доказательство закона отражения света. Решение задач |
6 |
Закон преломления света. |
Угол между двумя взаимно перпендикулярными сторонами, соотношение углов в треугольнике, синус угла, тангенс угла, соотношение тангенса синуса малых углов.. |
Доказательство закона преломления. Решение задач. |
7 |
Полное отражение. |
Соотношение углов в треугольнике, синус угла. |
Вывод значения угла полного отражения. Решение задач. |
8 |
Формула тонкой линзы. Увеличение линзы. |
Подобие треугольников, свойства пропорций, прямая и обратная пропорциональности. |
Вывод формул тонкой линзы увеличения. Решение задач. |
Анализ содержания вопросов геометрической оптики в школьных учебниках [2, 3], позволяет сделать вывод, что в 8 классе 56 % уроков по изучению данных вопросов позволяют реализовать МПС физики и математики, а в 11 классе – 67 %.
Покажем возможность применения МПС через интеграцию знаний математики в физику при решении задачи на закон преломления света.
Задача.
Шест высотой 3 м выступает из воды на 50 см. Определить длину тени от шеста на поверхности воды и на дне водоема, если угловая высота солнца над горизонтом 300 (показатель преломления воды 1,33).
Дано:
а = 3 м
в = 0,5 м
φ = 300
n = 1,33
Найти: L1, L2
Решение |
Область знаний |
Угол О1ОО2 = 300 (по условию) тогда угол падения α= 900 - 300= 600. Тень на воде L1= ОА, тень на дне L2= ВК. |
физика |
Δ ОАО3 в нем ОО3= в, угол А = φ, угол О = 900 L1= L1= 0,5 · =0,85 (м) |
математика |
– закон преломления света
= 400 |
физика |
L2= ВС+СК, ВС=ОА= L1, Δ САК в нем СА= а – в, угол С= 900, угол А= β
СК = (а – в) СК=(3 –0,5)= 2,5 ·0,83=2,1 (м) L2= ВС+СК= 0,85 +2,1=2,95 (м) |
математика |
Ответ: длина тени на поверхности воды 85 см, а на дне 2 м95 см.
В ходе преподавания физики и математики необходимо регулярно обращать внимание учащихся на то, что математика является мощным средством для обобщения физических понятий и законов. Во взаимоотношениях физики и математики большое место занимает пересечение внутренних потребностей с развитием наук. Такое пересечение обычно приводит к важным открытиям, как в математике, так и в физике. Математика представляет аппарат для выражения общих физических закономерностей и методы раскрытия новых физических явлений и фактов, а физика, в свою очередь, стимулирует развитие математики постановкой новых задач.
Литература
- Журавлева, Н.С. Реализация межпредметных связей физики и биологии через решение физико-зоологических задач [Текст] / Н.С. Журавлева, Е.В. Ермакова // XXIII Ершовские чтения : Межвуз. сб. науч. ст. – Ишим, 2013. – С. 148-149.
- Мякишев, Г.Я. Физика. 11 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. организаций: базовый и профильный. уровни / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М. Чаругин; под ред. Н.А. Парфентьевой. – М.: Просвещение, 2014. – 399 с.
- Перышкин, А.В. Физика. 8 класс [Текст]: учеб. /А.В. Перышкин. – М.: Дрофа : Вертикаль, 2013. – 240 с.
- Федорец, Г.Ф. Межпредметные связи педагогики с психологией [Текст]: учеб. пособие к спецкурсу / Г. Ф. Федорец. – Л. : ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1988. - 22 с.