Annotation. The article is of methodological nature devoted to the organization and logistics of school clubs tourism, local history and historical reenactment.
Keywords:patriotic education, local history work, tourism, children's tourism club, travel gear and accessories, historical reconstruction, panaga, pester.
Туризм как сфера активного досуга людей – продукт долгого исторического развития человечества. Его становление и развитие тесно связаны с историей общества: чем более высок уровень развития общества, тем более развиты виды и формы практикуемого им туризма. В настоящее время в мире существует целая индустрия туризма с громадным разнообразием форм реализации культурных потребностей человека: эстетических, оздоровительных, познавательных и многих других.
Туризмом в различных его воплощениях очень интересуется молодежь, в том числе и школьники, поэтому они с удовольствием участвуют в работе школьных туристических клубов. Количество таких клубов и объединений с каждым годом неуклонно растёт, но существует ряд серьёзных проблем, существенно ограничивающих или осложняющих развитие туристического движения в образовательных учреждениях.
Во-первых, большинство видов туризма, по нашим опросам [1, С. 8-15] особо привлекательных для школьников среднего и старшего звена, относятся к видам деятельности повышенной опасности – это экстремальный спортивный, военный и историко-краеведческий туризм, мото- и велотуризм, альпинизм и спелеология, водный туризм, дайвинг и ряд других реже отмечаемых видов. В связи с повышенной опасностью для жизни и здоровья людей развитие таких экстремальных видов спорта (туризма) в школе жёстко регламентировано и крайне ограничено юридически.
Во-вторых, очевидно, что в отличие от детских самодеятельных любительских объединений вне школы деятельность школьного турклуба обязательно должна быть подчинена общим целям воспитательной работы школы и максимально соответствовать задачам и содержанию её воспитательной концепции (модели обучающегося и / или выпускника [2, 3]). То есть, векторы развития туристического движения в школе должны диктоваться не только модой и актуальными интересами потенциальных юных туристов, но и общей педагогической целесообразностью их деятельности в перспективе. А содержание деятельности школьного туристического клуба должно быть максимально комплексным и мультизадачным.
В-третьих, содержание любого школьного турклуба сегодня очень затратно – и для бюджета школы, и для бюджета семей юных туристов: как правило, для успешной деятельности турклуба требуются сложный дорогостоящий инвентарь [4], специальные сооружения и помещения, фонды и депозиты для организации походов и экспедиций и т. п.
В-четвёртых, большинство приемлемых для школы видов туризма требуют довольно высокой педагогической, спортивной и хозяйственной квалификации лиц, организующих клубную деятельность юных туристов [5]. Привлекать высококлассных специалистов на временную и низко оплачиваемую работу почти нереально. К тому же ввиду специфики своей деятельности детское туристическое объединение не может быть ограничено обычными школьными рамками: требуются активные контакты вне школы, обязательное участие школьного клуба или кружка юных туристов в работе муниципальных и региональных объединений и т. п. [6, 7].
Но эти объективные проблемы развития школьного туристического движения и регулярно возникающие в связи с ними сложные и острые ситуации вполне купируются очевидными воспитательными (социальными) и оздоровительными эффектами от школьного туризма.
Вообще, в российской школе постоянно должно быть фактически «два туризма». Один – как фоновый вид воспитательной работы в классах – минимальный по объему затрат «классный туризм»; другой – как вид основной деятельности для увлеченных любителей путешествий и юных краеведов – «клубный туризм» в рамках кружков и объединений по интересам. Эти виды «школьного» туризма существенно разнятся по ряду важных параметров: объему перемещений, регулярности, сложности и разнообразию форм мероприятий (дел), глубине изучения туризма и, конечно, по контингентам детей, вовлекаемых в туризм [5], но гармонично дополняют друг друга. «Классный туризм» является очевидным питательным субстратом «клубного», успехи туристического клуба стимулируют интерес к занятиям туризмом среди детей, не охваченных работой школьного кружка или клуба, а также их родителей.
Важной фоновой деятельностью по развитию туризма в школе может стать включение заданий туристической тематики в содержание учебной деятельности (например, анализ и проектирование туристических и краеведческих маршрутов, экскурсионных и экспедиционных программ на уроках географии и биологии), а также самодеятельное изготовление туристического инвентаря на уроках технологии.
Особый интерес в этом плане представляет такой сравнительно новый и популярный вид туризма как историческая реконструкция. Реконструкторы изучают образцы материальной культуры прошлого, восстанавливают типичные для какой-либо эпохи предметы быта, орудия труда и т. п., и используют реконструированные предметы (одежду, утварь, инструменты) в исторических реконструкциях деятельности. Подобные эксперименты позволяют лучше понять причины и следствия некоторых исторических событий, а также интерактивно проиллюстрировать важный историко-краеведческий материал.
Прекрасными объектами исторической туристической реконструкции в Зауралье и Сибири могут быть быт коренного населения этих мест и походы русских землепроходцев XIV-XVIII вв. Такая туристическая деятельность имеет выраженный оздоровительный и воспитательный эффект уже на уровне целеполагания, а содержательно предоставляет богатейший материал для изучения географии и истории родного края. Кроме того, включение в туристическую деятельность школьников элементов исторической реконструкции, безусловно, способно заинтересовать и увлечь учащихся своей необычностью и экстремальностью, обеспечивая тем самым большую массовость туристических мероприятий.
Проектирование и изготовление типичных предметов быта сибиряков и средневекового снаряжения русских землепроходцев по этим краям вполне доступно учащимся на уроках технологии в средних классах общеобразовательной школы и в рамках межпредметной проектной деятельности.
В рамках выпускной квалификационной работы [1] мы представили некоторые примерные проекты средневекового туристического инвентаря и оборудования, пригодного для реконструкционного проектирования и изготовления на уроках технологии в 5-8 классах общеобразовательной школы и в школьном туристическом клубе. Объектами нашего интереса стали популярные традиционные походные приспособления сибирских охотников и землепроходцев – поняги, крошни и пестери.
Поняга – это древнее походное приспособление, заменявшее охотнику или путешественнику рюкзак, и имеющее жесткую деревянную раму. Основой поняги, как правило, является широкая плоская доска длиной до 60 см и шириной 20-30 см с двумя лямками, надевавшимися на плечи. Несколько тонких крепёжных ремешков крепятся к отверстиям в доске специальными деревянными «кляпушками» и служат для привязывания неудобного в переноске груза – мешка с вещами, топора, капканов, добытых животных и т. п. Один из верхних углов поняги обычно имел специальный выступ, не дающий ремню ружья (или саадака) соскальзывать с плеча охотника. Поняга в походе удобна тем, что укреплённые на ней предметы не давят на спину путешественника и не пачкают его одежду. С другой стороны, простота и универсальность её конструкции позволяют легко перепроектировать понягу для переноски конкретных «особых» грузов конкретным путешественником, а также быстро изготовить или переналадить её.
Крошня – ещё один исторический предшественник современного рамного рюкзака, распространённый некогда в северной России. Обычно представляла собой сборную решётчатую деревянную заплечную раму с лямками, к которой привязывался неудобный и тяжёлый груз.
Пестерь – лёгкий открытый или закрытый заплечный короб средневекового северорусского путешественника (грибника, охотника), сплетаемый обычно из бересты или лыка. Работа над пестерем может познакомить учащихся с новыми для них древесными материалами и традиционными технологиями их обработки, использовавшимися русскими мастерами.
Нами был отобран необходимый для организации подобного реконструкционного проекта историко-краеведческий материал [1, С. 34-37]; приведены рекомендации по выбору размеров и конструкций самодельных приспособлений (на основе действующих требований к детским туристическим рюкзакам и прочему инвентарю), произведён анализ достоинств и недостатков современных материалов для изготовления крошней, поняг и пестерей, описана технология их изготовления из традиционных и современных материалов.
Литература:
- Онищенко, А.А. Самодеятельное материальное оснащение школьного туристического клуба: вып. квалиф. раб. по спец. 050502 «Технология и предпринимательство» / А.А. Онищенко; науч. рук. В.М. Бызов. – Ишим: ИПИ им. П.П. Ершова, 2015. – 58 с.
- Гусев, В.В. Управление качеством подготовки военного специалиста: опыт системного моделирования : моногр. / В.В. Гусев. – Орел, 1997. – 28 с.
- Модель подготовки учителя технологии и её роль в формировании естественнонаучных, общетехнических и технологических знаний, умений и навыков / О.В. Сидоров, Л.В. Козуб, В.М. Бызов, Н.Н. Козинец // Инновации и инвестиции. – 2015. – № 4. – С. 50-54.
- Карпова, Г.А. Экономика современного туризма / Г.А. Карпова, М.Г. Воронцова. – М.: Герда, 2008. – 362 с.
- Ильина, Н.И. Организация туристской работы / Н.И. Ильина – Казань: Шк., 2000. – 56 с.
- Дрогов, И.А.О месте самодеятельного (спортивно-массового туризма в системе воспитания и оздоровления человека) // Научные проблемы туризма и отдыха: бюл. науч.-технич. информ. – М., 1990. – № 8. – С. 58-64.
- Истомин, П.И.Организация массового самодеятельного туризма: учеб. пособие / П.И. Истомин, В.И. Симаков. – М.:ЦРИБ «Турист», 1986. – 80 с.