Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами дополнительного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №6 (110) март-2 2016 г.

Дата публикации: 17.03.2016

Статья просмотрена: 2446 раз

Библиографическое описание:

Шутова, И. П. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами дополнительного образования / И. П. Шутова, О. В. Антипова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6.2 (110.2). — С. 126-128. — URL: https://moluch.ru/archive/110/27162/ (дата обращения: 18.12.2024).



Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами дополнительного образования

Шутова Ирина Петровна, кандидат педагогических наук, доцент

Антипова Ольга Васильевна, студент

Annotation.The article discusses the features of the socialization of childrenwith limited health opportunities through extended education. Presents the results of the remedial work, which is based on a targeted increase of the level of cognitive activity of students and develop their ability to deliberate regulation of employment through training beading.

Key words: socialization, children with disabilities, correctional school, beading.

Социализация детей, подростков, юношества является одним из приоритетных направлений внутренней политики нашего государства. Социализации посвящены работы многих ученых, однако существуют здесь и менее исследованные области. Одна из таких проблем — поиски наиболее эффективных путей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Актуальность этой проблемы обусловлена тем, что ее дальнейшая разработка служит основой совершенствования процесса воспитания учащихся в коррекционных школах. Большинство детей с нарушениями интеллекта в силу своих особенностей лишены многого из того, что доступного обычным ребятам: возможности полноценного участия в общественной жизни, выбора деятельности в соответствии со своими склонностями, а иногда даже и нормального общения со сверстниками. Поистине мощным стимулом для их творческого развития, расширения диапазона интересов, созидательной активности и, главное, полноценной социализации в обществе является культурно-досуговая деятельность. Все выше сказанное и обусловило выбор темы исследования, объектом которого является социализация детей с нарушениями интеллекта, предметом — бисероплетение как способ социализации учащихся коррекционной школы.

Основным средством развития детей с ОВЗ и эффективным способом коррекции отклонений в развитии является ручной труд. Школьники с нарушением интеллекта располагают достаточным потенциалом, который может быть реализован с помощью соответствующих методик организованного обучения и воспитания, как на уроках, так и на занятиях кружка [3, 5].

На базе муниципального автономного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Юргинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида», нами была разработана программа кружка по работе с бисером, которая содержит материал, помогающий детям достичь определенного уровня знаний, умений и трудовых навыков, необходимого для социальной адаптации к жизни в обществе, организации досуга, формирования общей культуры.

Основной задачей учителя в кружке является повышение уровня познавательной активности учащихся и развитие их способности к осознанной регуляции трудовой деятельности [4]. Известно, что в процессе работы с бисером совершенствуются познавательные процессы: развивается наблюдательность, воображение, фантазия, пространственная ориентировка. Работа с бисером в значительной степени содействует совершенствованию моторно-двигательной и эмоционально волевой сфер, способствует формированию умения концентрировать внимание, стимулирует развитие памяти, имеют большое значение для развития конструктивного мышления, творческого воображения, художественного вкуса, аккуратности [7].

Обучение ведётся по принципу решения задач от простого к сложному, от целого к деталям и от деталей к целому. При организации занятий учитываются специфические особенности, неповторимость каждой личности, своеобразие склонностей и возможностей каждого ребёнка [2]. Предусмотрены как индивидуальные, так и коллективные задания, которые подбираются так, чтобы справился каждый, и тогда подчёркивается личностная значимость ребёнка, повышается его самооценка. В силу специфики заболевания, устойчивости интереса, коррекционных задач превалируют формы индивидуальной работы.

Учебный материал при работе с бисером доступен для понимания и овладения детьми с проблемами развития. Организационные формы, методические средства позволяют вносить в уроки элементы занимательности, наглядности. Образность материала заставляет работать воображение. Занятия бисероплетением постепенно развивают творческие возможности учащихся. Работа над формированием творческой деятельности проводится в несколько этапов. Учитель последовательно предлагает учащимся работу: по образцу (делай как я); по плану (предлагается внести свои изменения, дополнения); по памяти; по представлению.

Дети рассматривают работы своих товарищей, разбирают, обсуждают, анализируют их. Элемент обсуждения, высказывания каждого ребёнка играет немаловажную роль в развитии его личностного самосознания. Кроме того, все это способствует обогащению и развитию речи детей [6].

Практическая творческая деятельность детей организована таким образом, чтобы активно развивалось их цветоощущение, чувство линии, ритма, композиции, формы, симметрии и сознательно использовалось в творчестве. Обучение носит воспитывающий характер. В ходе выполнения программы усилена идейная направленность для формирования у учащихся таких черт в сознании, в поведении, в трудовой деятельности, которые помогут им стать полезными членами общества.

Для диагностики уровня социализации детей была проведена экспериментальная работа по методике Д.Стотта, получившая название «Карты наблюдений» (КН). КН включает 198 фрагментов фиксированных форм поведения, эти фрагменты сгруппированы в 16 синдромов [1].

В исследовании принимало участие 40 респондентов в возрасте 10–13 лет. Выборка состояла из двух групп: экспериментальной и контрольной. Первая группа занималась по разработанной программе кружка, учащиеся другой группы занимались учебным трудом. Эксперимент длился 6 месяцев. На первом этапе диагностики с помощью КН у детей обеих групп преобладала очень высокая тревожность и враждебность по отношению к взрослым. Примерно такой же уровень тревожности и враждебности у детей по отношению друг к другу. Кроме того, у детей были выявлены внутренние проблемы, вызванные особенностью психического развития (приоритет внешнего вида, низкий уровень развития волевой сферы), а также внешние по отношению к детям проблемы (недостаточные знания у детей о правилах поведения в общественных местах).

После проведения коррекционной программы на занятиях кружка возросли показатели развития личностных качеств детей и межличностных отношений и, как следствие, изменились данные социометрии которые позволяют судить о преобладании дружеских взаимоотношений, складывании устойчивых коллективов.

Сравнение результатов диагностики учащихся в начале и в конце экспериментальной работы по КН показали позитивную динамику по многим симптомокомплексам. В частности, у детей экспериментальной группы значительно снизились показатели по шкалам «недоверие к новым людям», «тревожность по отношению к взрослым», «враждебность к детям», «эмоциональное напряжение» и «асоциальность».

Творческий труд снимает нервное напряжение. Дети учатся видеть, что каждый из них особый, каждый может сделать что-то своё, неповторимое. Включение детей в творческую деятельность снимает присущие детям с ОВЗ, скованность, неуверенность, напряжённость, или, наоборот, агрессивность, расхлябанность. Создание вокруг детей творческой атмосферы вызывает у них чувство удовольствия и побуждает к общению. Умения, которые дети приобретают на занятиях, они с успехом применяют дома, у многих увлечение становится любимым занятием в свободное время, то есть формируется правильное социальное поведение. В процессе деятельности у учащихся формируются коммуникативные навыки: доброжелательность, сопереживание успеху и неуспеху товарища, взаимопомощи.

Работы детей, выполненные на кружке «Волшебные бусинки» украшают самих детей, школу, участвуют в районных выставках. Участница кружка, ученица 9 класса Нина Чуданова заняла первое место в областной олимпиаде «Я — Россиянин» с косынкой из бисера «Триколор».

В условиях занятий кружковой работой учащиеся в достаточной мере обобщили разнообразные представления о действительности, старались активно преобразовывать окружающий мир. Расширялся запас социальных знаний, навыков и умений, повысилась активность и актуализация собственного опыта, то есть позитивно изменились фундаментальные основания социализации учащихся. Это свидетельствует об эффективности использования бисероплетения при социализации детей в условиях коррекционной школы.

Литература:

  1. Левченко, С. В. Использование карты Стотта для анализа адаптации учащихся // Практика административной раб. в шк. — 2004. — № 5. — С. 16–19.
  2. Мирский, С. Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении // Науч.- исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. — М., 1990. — С. 31–35.
  3. Мирский, С. Л. Изучение трудовых возможностей учащихся вспомогательной школы // Дефектология. –1997.– № 4.– С. 16–20.
  4. Мирский, С. Л. Развивающее обучение — главное условие подготовки учащихся вспомогательной школы к труду // Дефектология. — 1999. — № 1. — С. 25–31.
  5. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олегофренопедагогика): учеб. пособие для студентов. высш. и сред. пед.учеб.заведений / под ред. Б. П. Пузанова. — М.: Академия, 2000. — 272 с.
  6. Паткареев, В. Г. Критерии дифференцированного психолого -педагогической оценки учебной деятельности школьников с нарушением интеллекта на занятиях трудовой подготовки / Паткареев В. Г., Аладинская Н. А. // Деффектология. — 1997. — № 1. — С. 40–42.
  7. Щербакова, А. М. Воспитание ребенка с нарушениями развития / А. М. Щербакова. — М.: Изд-во НЦ ЭМАС, 2002. — 40 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, социализация детей, нарушение интеллекта, ограниченная возможность здоровья, VIII, волевая сфера, коррекционная школа, творческая деятельность, трудовая деятельность, экспериментальная работа.


Похожие статьи

Формирование познавательных потребностей у детей с задержкой психического развития

В статье сформулированы такие определения, как познавательная деятельность, задержка психического развития (ЗПР), игра, игровая форма обучения младших школьников с ЗПР. Были описаны теоретические и методические основы формирования познавательной деят...

Формирование координационных способностей детей дошкольного возраста средствами оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении

В статье рассматриваются способы формирования координационных способностей детей среднего дошкольного возраста посредством оздоровительной работы в ДОУ. На базе общего подхода к физическому воспитанию выработаны конкретные пути и средства совершенств...

Педагогическая деятельность по социализации детей 4–6 лет в условиях групп кратковременного пребывания

В статье рассматриваются направления педагогической деятельности по социализации детей в группах кратковременного пребывания детей 4–6 лет, описаны формы работы с дошкольниками, организации развивающей предметно-пространственной среды, сотрудничества...

Продуктивная деятельность как фактор социализации детей старшего дошкольного возраста

В статье представлен опыт МДОУ д/с № 98 об особенностях процесса социализации детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности. Раскрыты формы и принципы продуктивной творческой деятельности, направленной на активизацию эмоционального ...

Особенности организации поисковой деятельности с детьми с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении

В данной статье автор раскрывает содержание понятия инклюзивное образование. А также рассматривает роль поисковой деятельности на развитие детей с ОВЗ и раскрывает особенности организации данного вида деятельности с детьми дошкольного возраста, имеющ...

Развитие межполушарного взаимодействия как эффективное направление активизации умственной деятельности дошкольников с особыми образовательными потребностями

В статье дана характеристика детей с особыми образовательными потребностями, рассмотрен термин «кинезиология», определены ее цели и задачи относительно влияния на развитие личности детей с особыми образовательными потребностям (ООП), освещена система...

Исследование психолого-педагогических особенностей адаптации обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития к обучению в массовой школе

В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей адаптации обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития к обучению в массовой школе.

К вопросу о формировании познавательной активности детей младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

В статье автор рассматривает влияние особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья на выбор технологий, используемых в коррекционно-развивающей работе.

Развитие коммуникативных способностей младших школьников во внеурочной деятельности

В статье рассматривается проблема развития коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности. Представлены и проанализированы результаты апробации психолого-педагогической программы развития коммуникативных с...

Особенности межличностных отношений со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации

В статье рассматриваются результаты исследования особенностей межличностных отношений со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации.

Похожие статьи

Формирование познавательных потребностей у детей с задержкой психического развития

В статье сформулированы такие определения, как познавательная деятельность, задержка психического развития (ЗПР), игра, игровая форма обучения младших школьников с ЗПР. Были описаны теоретические и методические основы формирования познавательной деят...

Формирование координационных способностей детей дошкольного возраста средствами оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении

В статье рассматриваются способы формирования координационных способностей детей среднего дошкольного возраста посредством оздоровительной работы в ДОУ. На базе общего подхода к физическому воспитанию выработаны конкретные пути и средства совершенств...

Педагогическая деятельность по социализации детей 4–6 лет в условиях групп кратковременного пребывания

В статье рассматриваются направления педагогической деятельности по социализации детей в группах кратковременного пребывания детей 4–6 лет, описаны формы работы с дошкольниками, организации развивающей предметно-пространственной среды, сотрудничества...

Продуктивная деятельность как фактор социализации детей старшего дошкольного возраста

В статье представлен опыт МДОУ д/с № 98 об особенностях процесса социализации детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности. Раскрыты формы и принципы продуктивной творческой деятельности, направленной на активизацию эмоционального ...

Особенности организации поисковой деятельности с детьми с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении

В данной статье автор раскрывает содержание понятия инклюзивное образование. А также рассматривает роль поисковой деятельности на развитие детей с ОВЗ и раскрывает особенности организации данного вида деятельности с детьми дошкольного возраста, имеющ...

Развитие межполушарного взаимодействия как эффективное направление активизации умственной деятельности дошкольников с особыми образовательными потребностями

В статье дана характеристика детей с особыми образовательными потребностями, рассмотрен термин «кинезиология», определены ее цели и задачи относительно влияния на развитие личности детей с особыми образовательными потребностям (ООП), освещена система...

Исследование психолого-педагогических особенностей адаптации обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития к обучению в массовой школе

В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей адаптации обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития к обучению в массовой школе.

К вопросу о формировании познавательной активности детей младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

В статье автор рассматривает влияние особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья на выбор технологий, используемых в коррекционно-развивающей работе.

Развитие коммуникативных способностей младших школьников во внеурочной деятельности

В статье рассматривается проблема развития коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности. Представлены и проанализированы результаты апробации психолого-педагогической программы развития коммуникативных с...

Особенности межличностных отношений со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации

В статье рассматриваются результаты исследования особенностей межличностных отношений со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации.

Задать вопрос