Проблемы обеспечения продовольственной безопасности и импортозамещения приобрели особую актуальность в условиях экономического кризиса, вызванного санкциями и неблагоприятной конъюнктурой рынка углеводородного сырья. Существенный рост цен на продовольственные товары импортного производства сфокусировало внимание общества на необходимости развития отечественного агропромышленного комплекса. В связи с этим на первый план выходит производство мясо-молочной продукции как основы продовольственной корзины. Несмотря на то, что отрасль молочного скотоводства за последние годы в целом по стране показывает низкие темпы роста, перспектива импортозамещения вполне реальна [1].
Наращивание объемов производства на основе комплексного подхода развития скотоводства как на уровне холдингов, так и отдельных крестьянских (фермерских) хозяйств позволит полностью обеспечить население продукцией молочного скотоводства, а в перспективе выйти на международный рынок. По нашему мнению, необходима разработка концепции развития молочнопродуктового подкомплекса, одной из задач которой должно быть импортозамещение, основанное на оптимизации структуры внешних поставок. В условиях инновационного развития молочного скотоводства планируется рост продуктивности до уровня европейских производителей (Италия, Франция). В данном случае даже при существующем поголовье можно не только достичь импортозамещения, но и экспортировать молочную продукцию [1].
В жестких условиях рыночной экономики, как известно, определяющими являются скорость, векторы и направления движения производственного процесса во всех сферах народного хозяйства. Конкуренция инициирует и крупных, и средних, и малых организаций и предприятий к поиску новых, более совершенных и адекватных форм и методов ведения «борьбы за потребителя». В связи с этим, на качественный уровень выходят возможности каждого предприятия оперативно реагировать и точно отвечать малейшим изменениям в макро- и микросреде.
Обозначенное позволяет рассматривать инновации и передовые технологии, как главный и наиболее прогрессивный способ развития хозяйственной деятельности любого предприятия. Вместе с тем, непременным компонентом практически любой инновации являются инвестиции, особенно, если речь идет о среднем, или мелком предприятии. Действительно, крупное предприятие, благодаря «эффекту масштаба» способно активно разрабатывать и внедрять передовые технологии и инновационные процессы в производство.
Начиная с 2000 года в нашей стране очевиден социальный и экономический подъем, обусловленный различными причинами. Этому, в частности, благоприятствовала высокая экспортная цена на сырьевые ресурсы, позволяющая сформировать в стране прочный резервный запас, а также сложившаяся внутри страны политическая обстановка, в которой абсолютное (2/3) большинство населения страны поддерживало начатый Правительством и Президентом РФ курс по стабилизации общества. Вообще, понимание вершиной политической власти масштабов и созревшей необходимости перемен, весьма благоприятным образом сказалось на экономической ситуации в стране, а проводимые реформы позволяли добиваться большей эффективности, несмотря на то, что недостатков по-прежнему имелось много.
В частности, здесь можно положительным образом охарактеризовать развитие новой системы государственной поддержки основных отраслей народного хозяйства, через реализацию приоритетных национальных проектов, а также развитие инвестиционных программ поддержки предпринимательства, разработку и совершенствование нормативно-правовой базы (в этой связи важно отметить принятие закона «О развитии сельского хозяйства» и др.). Все перечисленные меры, так или иначе, способствовали притоку инвестиций и развитию инноваций в экономике и сельском хозяйстве в частности. Несмотря на то, что для последнего характерна продолжительность возврата вложенных средств, обусловленная сезонностью производства, инвестирование в инновации позволяли получать некоторым хозяйствам до 30 млн. руб. дополнительной прибыли.
Вместе с тем, с точки зрения поэтапного развития социальной сферы, можно определить ряд весьма отличающихся направлений, касающихся социально-экономической жизни общества. Они разнонаправлены в виду противоположности взглядов на социальную сферу с таких позиций, как государственная поддержка и регулирование обозначенной области, степень важности для экономики, благополучия и процветания одной нации или ряда государств, а также её использование, как эффективного механизма управления рыночной экономики [4].
Оценивать эффективность господдержки отрасли можно по её социальному эффекту, учитывая, например, ключевую роль сельского хозяйства в обеспечении населения продовольствием. Однако высокая социальная значимость аграрной сферы начинает проявляться лишь при условии, когда предприятия данной отрасли создают определенные объемы продукции, влияющие на основные социально-экономические показатели региона [3].
Требует своего исследования также проблема соотношения положительных эффектов и возникающих рисков. Конечно же, снижение последних благодаря поддержке ведет к прямому повышению, как количественных, так и качественных эффектов. Однако важно при этом знать, какие виды риском остаются, насколько они существенны и как могут повлиять на развитие отрасли в будущем, можно ли их минимизировать или стабилизировать на основе адекватной системы поддержки [3].
Существенным образом на рост и развитие сферы АПК оказало влияние Мирового экономического кризиса, затронувшего все без исключения сферы экономической и социальной жизни общества. Помимо серьёзного сокращения объёмов инвестиций, наблюдается значительное падение мирового спроса на продукцию промышленных предприятий, а широкая интегрированность современных крупных и градообразующих предприятий, в свою очередь, породила общий спад в экономике многих стран по всем отраслям, в том числе и в России.
Эффективное функционирование аграрной сферы в целом предполагает реализацию системного подхода к изучению факторов производства, а также исследование аграрной сферы как единого целого, все элементы которого находятся в постоянном взаимодействии [2,3].
Для выхода из сложившейся ситуации, очевидным является переориентация экономики на инновационные модели, однако без финансовых вложений, как показывает практика и опыт не обойтись. Сформировавшийся таким образом ещё один замкнутый круг значительно осложняет процесс начавшегося в XXI веке оздоровления АПК и вынуждает искать новые способы оказания помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям.
В этой связи возрастает роль государства, которое своими регуляторами и инструментами может осуществлять поддержку организациям. Однако, прямое субсидирование в данной ситуации означало бы «разбазаривание» нажитых за долгое время резервов и их хищение.
Так как Мировой финансово-экономический кризис затронул не только организации, но и уровень жизни людей, то помощь в этой связи необходимо оказывать двустороннюю. Такая постановка проблемы всерьёз позволяет рассчитывать на социальную сферу. Инвестирование государства в неё позволит добиться сразу нескольких результатов и повысить инвестиционную привлекательность как экономики государства, так и аграрного сектора.
Действительно, это, во-первых, позволит улучшить уровень социально-экономических условий жизни людей. Что касается сельской местности, то именно отсутствие должных социальных условий зачастую является причиной оттока сельских жителей в город. Кроме того, как показывает опыт ещё советского периода, доступность социальных услуг увеличивает отдачу граждан в форме проявления большего уважения к государству и увеличении производительности труда.
Во-вторых, строительство новых объектов социальной сферы и коммуникаций, обеспечит дополнительные рабочие места, повысить занятость в сельском хозяйстве и увеличит приток капитала в село. В условиях кризиса вопросам сокращения безработицы важно уделять особое внимание, а в данном случае имеется уникальная возможность через обозначенные меры «мотивировать» экономику села работать с большей производительностью.
В-третьих, развитая социальная инфраструктура позволит увеличить оборачиваемость средств предприятий и сократить затраты времени и потери при транспортировке продукции, что в конечном итоге отразится на себестоимости продукции, и её конкурентоспособности.
Примечательными в данном отношении являются услуги, оказываемые жилищно-коммунальным хозяйством. Так, значительный аварийный и ветхий фонд требует принятия оперативных мер, однако существующие темпы строительства, весьма значительные для Российской Федерации, но несопоставимые с аналогичными в СССР, не позволяют их осуществлять. Сказанное актуально и для многих систем жизнеобеспечения, таких как электроснабжение, водоснабжение, канализация и др. Отсутствие должного уровня контроля, а также материальной ответственности и заинтересованности порождают дополнительные, порой не экономические, а скорее системные социальные проблемы [4].
Отметим наличие существенного различия в показателях городской и сельской местности. Если в городских поселениях имеет место постепенный рост и приближение к 85 % показателю удельного веса жилых помещений, оборудованных одновременно водопроводом, водоотведением (канализацией), отоплением, горячим водоснабжением, газом или напольными электроплитами, то в сельской местности этот показатель ежегодно растет на 1 % и к 2014 году составил около 30 % [2].
Таким образом, инвестиции в социальную сферу, не обязательно со стороны государства, в условиях кризиса будут иметь синергетический и мультипликативный эффект для развития экономики и социально-экономической стабильности общества.
Литература:
- А. Н. Ставцев, А. С. Яковлев. Развитие молочнопродуктового подкомплекса России в условиях импортозамещения./А. Н. Ставцев, А. С. Яковлев.//Аграрная Россия. — № 6, 2015, С.23–25
- Ставцев А. Н., Польшакова Н. В. Состояние и перспективы развития молочного скотоводства Орловской области // Аграрная Россия. 2014. № 2. С. 25–27.
- Экономические и финансовые технологии: методология, теория и практика. Том 1./Польшакова Н. В., Яковлев А. С. и другие; под общ. ред. Калмыковой. — Москва: Наука: информ; Воронеж: ВГПУ, 2014. — С.135–147
- Яковлев А. С. роль экономики и государства в изменении тенденций развития социальной сферы./А. С. Яковлев.// Вестник ОрелГИЭТ. — № 2(8), 2009, С. 26–31
- Яковлев А. С. Роль социальной сферы в формировании постиндустриального общества в России./А. С. Яковлев. — дисс. на соискание ученой степени кандидата экономических наук по спец. 08.00.01 — Экономическая теория, 2012, 192с.