Особенности обучения учащихся проектно-конструкторской деятельности на уроках технологии
Annotation. The article is devoted to the training of students of design activity in technology lessons. Features of training is project-oriented focus of the students in the choice of their profession.
Keywords: students' learning, design and engineering activities, design, engineering, modeling, creative project.
Обучение учащихся проектно-конструкторской деятельности помогает решать важнейшие задачи образования и развития детей. Задачи связи обучения с жизнью, познания учащимися окружающего мира, последовательного расширения их политехнического кругозора, задачи обогащения межпредметных связей [6].
Проектно-конструкторской деятельности позволяет дополнить учебно-воспитательную работу, проводимую на уроках технологии, а также повысить интерес учащихся к выполняемым проектным заданиям.
Немаловажное значение имеет возможность варьировать количество и состав учащихся, привлекаемых к участию в очередном проекте, задании, а также большая свобода выбора тем и видов работ.
Все это помогает учителю технологии лучше выявить и использовать пути удовлетворения интересов учащихся к труду, позволяет уделять больше внимания организации трудовой самодеятельности каждого из них. Это дает возможность привлекать к трудовой деятельности отдельных учащихся, нуждающихся в дополнительном воспитательном воздействии учителя, коллектива детей.
При обучении проектно-конструкторской деятельности учащиеся должны получить и усвоить определенный объем знаний и умений. Особенности обучение заключаться не просто в количестве изготовленных на уроках технологии различных изделий, а на более осознанном отношении к труду, изучению конкретных предметов, выбору будущей профессии.
Основная педагогическая цель особенности обучения проектно-конструкторской деятельности, учащихся заключается в развитии технического мышления, творческого подхода к труду, экспериментально-конструкторской, научно-исследовательской, рационализаторской и изобретательной деятельности в процессе производительного труда.
С первых же дней занятий учащихся необходимо приучать к тому, что в творчестве нет второстепенных работ, что каждый этап от постановки задачи до ее конкретного воплощения требует постоянного совершенствования, накапливания объема знаний и умений. И чем выше их уровень, тем более сложная задача может быть решена.
Эффективность работы значительно возрастет при целенаправленном обучении учащихся основам проектирования и конструирования, приемам и методам решения творческих задач [1]. Это обучение необходимо вести с учетом постоянно меняющихся интересов учащихся. Следует помнить, что развитию творческих способностей и инициативы способствует вариативность работ и в какой-то мере свобода выбора.
Для развития творческой активности на занятиях можно проводить деловую игру «Конструкторское бюро» (КБ), где каждый учащийся принимает участие в работе одного из подразделений КБ: административного конструкторского, технического и т. д., а также представляет «заказчика». От занятия к занятию роль каждого учащегося меняется, при этом обязательно учитывается его личное желание участвовать в работе какого-то подразделения. На эти «заседания», кроме учебных, рекомендуется выносить практические идеи и проекты учащихся, что придаст деловой игре большую практическую направленность и увеличит смысловую нагрузку.
Все это, несомненно, окажет положительное влияние на формирование личности учащихся.
При создании новых изделий всегда приходится решать творческие задачи потому, что, прежде всего, в новых изделиях всегда должны быть положительные признаки или свойства, которых не было в ранее созданных образцах.
Поиск новых решений развивает творческое воображение и фантазию участников этого поиска. Сам процесс поиска новых решений учит анализировать уже известные решения, сопоставлять их с предлагаемыми, выяснять достоинства и недостатки будущих конструкций, выбирать направления дальнейших поисков и добиваться решения поставленной задачи всеми имеющими техническими и технологическими средствами. Другими словами - новое решение находится путем синтеза.
Одним из видов проектно-конструкторской деятельности является конструирование.
По самой своей природе техническая задача связана с поисковой деятельностью.
Термин конструирование обозначает построение, приведение в определённое взаиморасположение различных предметов, частей, элементов. Процесс конструирования направлен на построение модели проектируемого объекта, удовлетворяющей требованиям соответствия формы и содержания задуманного.
Конструирование как вид деятельности характеризуется целенаправленным поиском формы деталей, материалов для их изготовления, технологии изготовления, а также способов соединения деталей и их положения в пространстве с целью создания изделия с заданными свойствами. Конструирование представляет сложный комплекс умственных и практических действий. Этот процесс можно условно разделить на 2 этапа:
- этап замысла, где отображается собственная преобразующая деятельность мышления и воображения ребёнка;
- этап практической реализации замысла.
Эти этапы находятся в тесной связи, потому что детские замыслы уточняются и совершенствуются в ходе практической реализации. Ни один предмет школьной программы не даёт такой возможности теснейшего слияния теории с практикой, когда дети видят свои ошибки, допущенные в рассуждении, в чертеже, в расчёте, не в виде исправления учителя, а в виде бракованного изделия, которое необходимо переделывать.
Можно выделить следующие виды конструирования:
- Конструирование по образцу (готовая постройка, схема, чертёж, план, рисунок, подробная устная инструкция). Это первый необходимый этап в развитии проектно-конструкторской деятельности.
- Конструирование недостающих частей изделия.
- Конструирование по модели. Перед учащимися – модель, деталиже, из которых она состоит, а также способы соединения деталей не видны или видны не все. Дети самостоятельно конструируют детали (или подбирают имеющиеся готовые), определяют способы их соединения, сообразуясь с видимыми пропорциями, общей формой, назначением.
- Преобразование образца с целью получения новых (заданных) свойств конструкции.
- Конструирование по требованиям, которым должна удовлетворять будущая конструкция.
- Конструирование по замыслу. Учащийся самостоятельно определяет, как содержание конструкции, так и способы её выполнения.
Каждый из видов конструирования включает систему проблемных задач:
Конструкторские задачи:
- На улучшение прочности, надёжности, устойчивости изделия.
- На выбор способов устранения вредного действия или явления (трения, коррозии, намокания и т.д.).
- На определение оптимальной формы, числа деталей, способов их крепления, выбор или замену материалов, необходимых для изготовления изделия.
- На внесение изменений, облегчающих модель и делающих более удобной её эксплуатацию.
- На внесение изменений в размеры с сохранением соразмерности частей и деталей изделия.
- На расширение или сужение параметров действия модели.
- На увеличение долговечности изделия.
Технологические задачи:
- На выбор рациональных способов разметки и контроля.
- На использование приспособлений, экономящих усилия, время и материал, а также позволяющих выполнить очень трудные операции.
- На выбор технологии, позволяющей экономно использовать материал, свои усилия, уменьшающей количество операций при изготовлении и сборке изделия.
- На выбор технологии, позволяющей улучшить качество изготовляемого изделия.
- Организационно-технические задачи.
- На рациональную организацию труда в бригаде.
- На рационализацию рабочего места.
- На расширение параметров использования инструмента или приспособления.
- На совершенствование трудовых приёмов.
Рассматривая специфику проектно-конструкторской деятельности, следует отметить многообразие ее видов: проектирование, конструирование, опытно-конструкторские разработки, моделирование, рационализация, изобретательство. Поэтому, проектно-конструкторская деятельность может быть определена как конструирование с элементами творчества, конструкторское решение с преодолением противоречия. Это указывает на необходимость такой организации проектно-конструкторской деятельности учащихся, при которой реализуются все этапы творческого процесса - подготовка изобретения, работа над ним, материальное воплощение замысла.
Проектно-конструкторская деятельность представляет собой комплексную познавательно-преобразовательную деятельность, состоящую из взаимосвязанных компонентов, таких как творческие исследования, эксперименты, решение технических задач, создание моделей и устройств реального применения с их последующими испытаниями. Благодаря этой деятельности учащиеся получают углубленные знания об окружающем мире, убеждаются в истинности выдвинутых ими теоретических предположений, которые в процессе проектированная и конструированная подтверждаются или опровергаются практикой, приобретают очень важные умения и навыки.
Поскольку процесс создания учащихся любого нового для них изделия включает в себя целый ряд относительно самостоятельных, но органически связанных между собой этапов, мы вправе вести речь о логической структуре проектно-конструкторской деятельности.
Этапы технологического процесса могут отличаться характером технических противоречий, анализ которых послужил отправным моментом творчества учащихся, особенностями и уровнем технических задач, над решением которых они работают, выполнимости этих задач, степенью новизны, оригинальности самих задач и их решений.
Важную роль в достижении цели и творчества играют средства, способы, методы решения технических задач.
Рассмотрим основные этапы проектно-конструкторской деятельности по созданию нового изделия [4].
Первый этап – состоит в том, что учащиеся активно, критически стремятся осмыслить существующие, уже созданные ранние в избранной области технологии. В сознании учащихся формируется проблемная ситуация, которая при этом аналитически осмысливается: возникают творческий поиск и как результат этого этапа постановка конкретной технической задачи. В сознании учащихся общие контуры технической задачи, в формулировке которой определяются приблизительная конечная цель поиска, исходные данные, возможные условия решения, необходимые ограничения и средства реализации задачи.
Второй этап – наступает с зарождением в сознании учащихся технической идеи данного изделия.Наэтом этапе ими определяются принципы будущего изделия, который либо подбирается, трансформируется из уже известных, либо устанавливается заново. Идея составляет техническую сущность задачи (излагается устно, письменно или графически). На этапе технической идеи проявляется исключительно активно познавательная роль творчества.
Третий этап – стоит в разработке воображаемой (идеальной) модели будущего изделия. Она возникает в сознании учащихся как результат мысленного экспериментирования: техническая идея оформляется в схему, определяется функциональная и структурная схемы разрабатывающихся устройств, возникающие в сознании какидеи-образы. Идеальная модель - важная предпосылка к сооружению в перспективе самого технического объекта, начальное воплощение, воображаемая реальность. В процессе проектно-конструкторской деятельности идеальные модели выполняют роль мысленных образов, «конструкции», которые человек создает в своем воображении и над которыми совершает мысленные операции и преобразования. Эти идеи и образы фиксируются с помощью определенных графических средств-схем, эскизов, чертежей, рисунков, становясь наглядными. В этом виде они обсуждаются, дорабатываются, совершенствуются.
Четвертый этап – конструирование, учащиеся стремятся привести в соответствие форму и содержание задуманного. Основным принципом творческого поиска на данном этапе служит достижение целесообразности, ясности, простоты и технологичности конструируемого изделия, оправданность внешних форм и разделов, их оптимальное соответствие назначению объекта творчества. Воплощение данного принципа органически связано с применением учащимися таких важных примеров конструирования, как взаимозаменяемость, инверсия, приемлемость. Соблюдая эти принципы учащихся на собственном опыте убеждаются в действительности основного закона дифференцированного подхода к решению общей проблемы, который, в сваю очередь, складывается из отдельных частных решений.
На этапе конструирования выполняется эскизы или технические проекты, рабочие чертежи, модели или макеты. В основе конструирования лежат технические расчеты: в зависимости от возраста, уровня физико-математической и технической подготовки учащихся степень их сложности может изменяться в значительных пределах. На этом этапе не исключена также опытная проверка отдельных деталей и частей устройства. Характерно, что применение расчетов и иных средств технического обоснования при конструировании наглядно демонстрирует школьникам связь теории с практикой, их взаимопроникновение. Решение новых технических задач выявляет недостаточность имеющихся в распоряжении учащихся данных, что побуждает их к подбору деталей и последовательному достижению наиболее приемлемого Конструктивного решения, к введению ограничений, упрощений и допущений.
Пятый этап – постройка испытание действующей модели (модельный эксперимент). На этом этапе проверяется на практике реальность замыслов,целесообразность технических решений, происходит их материализация ипроверка на осуществимость и рациональность. Технические модели могутиметь разную степень приближенности к прототипу, но в данном случае их наиболее существенном качестве изофункциональность.
Шестой этап – создание опытного образца изделия реального применения, его натуральные испытания. На основании разработок, выполненных на теоретической стадии технического творчества, а также благодаря настройке экспериментальной модели и ее испытаний школьниками может быть создано изделие реального применения. Данный этап проектно-конструкторской деятельности учащихся одновременно является элементом их общественного полезного, производительного труда, может быть отнесен к области изобретательства и рационализаторства.
Седьмой этап - оформление технической документации. Это заключительная стадия процесса проектно-конструкторской деятельности учащихся.
Основные этапы проектно-конструкторской деятельности школьников показаны в таблице №1
Основные этапы проектно-конструкторской деятельности школьников
№ |
Название этапа |
1 |
Проблемная ситуация. Формирование технической задачи |
2 |
Формирование технической идеи |
3 |
Идеальная модель (схема издания) |
4 |
Конструирование |
5 |
Моделирование и эксперимент |
6 |
Создание опытного образца, натуральные испытания |
7 |
Оформление технической документации |
Поэтому для подготовки школьников к проектно-конструкторской деятельности и развития их творческих способностей учителю необходимо при изучении всех разделов образовательной области «Технология» находить возможности для выполнения специальных упражнений, связанных с изучаемой темой, с целью освоения методов творческого поиска решений учебных задач. Для освоения школьниками алгоритма проектирования можно также рекомендовать выполнение так называемых «репродуктивных проектов», во время которых основная работа проводится под руководством преподавателя и лишь при выполнении отдельных этапов школьникам предоставляется относительная свобода действий.
Независимо от типа учебного проекта и в соответствии с основными этапами проектно-конструкторской деятельности, этапы выполнения проекта можно представить в виде следующей последовательности действий [2].
Поисковый этап.
- Поиск и анализ проблемы.
- Выбор темы проекта.
- Планирование проектной деятельности по этапам.
- Сбор, изучение и обработка информации по теме проекта.
Конструкторский этап.
-
Поиск оптимального решения задачи проекта.
- Исследование вариантов конструкции с учетом требований дизайна.
- Выбор технологии изготовления.
- Экономическая оценка. Экологическая экспертиза.
-
Зашита предлагаемого решения.
- Обоснование предлагаемого решения.
- Обоснование разработанной конструкции (модели, рецепта И т.п.).
- Составление конструкторской документации.
Технологический этап.
- Подготовка технологической документации,
- Составление плана практической реализации проекта, подбор необходимых материалов, инструмента и оборудования.
- Отработка навыков выполнения запланированных технологических операций.
- Выполнение запланированных технологических операций. Текущий контроль качества.
Аналитический этап.
1. Оценка качества выполнения проекта.
2. Анализ результатов выполнения проекта.
3. Изучение возможностей использования результатов проектирования.
4. Выбор способа презентации выполненной работы.
5. Подготовка и проведение презентации выполненной работы.
6. Оценка презентации.
Мы считаем, что целесообразным проведение защиты проекта на этапе конструирования и презентации на завершающем этапе проектирования. Презентация может проводиться в виде выставки творческих работ учащихся, соревнования моделей, показа мод и т.д. Такой подход к организации проектной деятельности позволит своевременно выявить и устранить ошибки в выполнении проекта и, соответственно, повысить качество проектов, обеспечить защиту проекта в малых группах при одновременном продолжении работы остальных учащихся над своими проектами, что позволит более эффективно использовать учебное время, отведенное на проектирование. Успех учебного проектирования школьников и их обучения методам решения творческих задач во многом зависит от уровня методического и материального обеспечения учебного процесса [5].
Информационно- методическое обеспечение включает в себя:
-справочную литературу, научно-популярные журналы, каталоги выставок, задачи на развитие творческого воображения, описания методов решения творческих задач и т.п.;
-наглядные пособия (схемы, таблицы, плакаты), нужные для проведения занятий и самостоятельной работы учащихся;
-алгоритм проектной деятельности;
-образцы оформления планов и отчетов учащихся;
-образцы конструкторской и технологической документации;
-материалы по охране труда и экологической безопасности;
-выставку лучших образцов выполнения проектов.
Приступая к проектно-конструкторской деятельности, отдельные школьники могут испытывать трудности в выборе темы проекта. В этом случае учитель должен предложить этим учащимся воспользоваться «банком проектов», который представляет собой список отвечающих целям технологической подготовки учащихся заданий, сгруппированных с учетом возрастных особенностей учащихся.
Выполнение проектов невозможно без соответствующей материально-технической базы: технологического оборудования, инструментов, исходных материалов, набор которых должен быть более разнообразным, чем при традиционных методах обучения. Желательно продумать и последовательно осуществить художественное оформление мастерской, где будет организовано учебное проектирование, с привлечением к этому самих учащихся.
Важным элементом является организация педагогического взаимодействия учителей и учащихся, учителей с родителями, педагогов между собой. Способность к педагогическому взаимодействию характеризует умение учителя оказывать влияние на других людей в процессе совместной деятельности. Желаемые результаты этого влияния проектируются учителем в соответствии с педагогическими целями. От способности педагога выстроить систему взаимоотношений, организовать эффективное взаимодействие в процессе совместной деятельности с детьми и взрослыми зависит успешность достижения целей выполнения проекта.
В содержание деятельности педагога на всех этапах учебного проектирования входит также оценка результатов учебного проектирования и заключительная диагностика развития учащихся. Материальными результатами выполненных учащимися проектов являются: реализованный на практике объект проектирования (изделие, услуга, мероприятие); оформленная документация по проекту (дневник проектирования или проектная папка).
Результатом проектно-конструкторской деятельности учащихся является также освоение им алгоритма учебного проектирования и методов творческой деятельности, приобретенные в ходе выполнения проекта знания, умения и навыки [3].
Учителю необходимо оценивать проектно-конструкторскую деятельность учащегося на каждом занятии и результаты каждого этапа работы над проектом. Итоговая оценка за проект выставляется с учетом промежуточных оценок, качества выполненного проекта, степени освоения учащимся алгоритма проектирования, самооценки школьников и (по возможности) оценки компетентных специалистов. Оценивание является способом общения педагога и школьника и должно оказывать положительное воздействие на ребенка. Оценка дает представление учащимся об уровне их личных достижений и указывает на действия, необходимые для дальнейшего развития.
Завершающей точкой в обучении учащихся проектно-конструкторской деятельности является презентация проектов. На этой стадии нет необходимости в выявлении недостатков того или иного проектов. Ее цель — показ достижений учащихся, одобрение результатов их деятельности со стороны родителей, одноклассников и друзей, демонстрация практической значимости выполненной работы.
Презентация проектов должна превратиться в праздник творчества, стимулировать учащихся к работе над новыми проектами, выдвижению новых творческих идей.
Из сказанного выше можно сделать следующий вывод, что обучение учащихся проектно-конструкторской деятельности позволит максимально приблизить учебно-воспитательный процесс производственной деятельности, повысить эффективность и качество профессионально-технологической подготовки будущих специалистов в выборе своей профессии.
Литература:
- Основы проектирования / А.Г. Дорошенко, В.В. Пискаленко, А.Н. Ростовцев, А.С. Тихонов; под ред. А.Н. Ростовцева. – Новокузнецк, 2010. – 125 с.
- Зайнчик, В.М. Основы творческо-конструкторской деятельности: методы и организация: учеб. для студентов высш. учеб. заведений / В.М. Зайнчик, А.А. Карачёв, В.Е. Шмелёв. – М.: Академия, 2004. – 256 с.
- Матяш, Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учеб. пособие для вузов / Н.В. Матяш. – М.: Академия, 2011. – 144 с.
- Сидоров, О.В. Проектирование технических объектов как средство развития технического мышления учителей технологии // Технологическое образование в инновационном технологическом развитии экономики страны: материалы 20 Международ. науч. – практич. конф.по проблемам технологич. образования / под ред. Ю.Л. Хотунцева. – М., 2014. – С. 352-356.
- Модель подготовки учителя технологии и ее роль в формировании естественно-научных, общетехнических и технологических знаний, умений и навыков / О.В. Сидоров, Л.В. Козуб, В.М. Бызов, Н.Н. Козинец // Инновации и инвестиции. - 2015. - № 4. - С.50-54.
- Междисциплинарные связи в формировании технического мышления студентов технологического образования / О.В. Сидоров, Е.Б. Петелина, Л.В. Яковлева, А.В. Гоферберг // Инновации и инвестиции. – 2015. - № 5. – С.178-181.