Мультимедийное обеспечение в преподавании междисциплинарного курса «Сварочного производства» в «Тюменском техникуме строительной индустрии и городского хозяйства» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №6 (110) март-2 2016 г.

Дата публикации: 17.03.2016

Статья просмотрена: 143 раза

Библиографическое описание:

Семенова, Е. В. Мультимедийное обеспечение в преподавании междисциплинарного курса «Сварочного производства» в «Тюменском техникуме строительной индустрии и городского хозяйства» / Е. В. Семенова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6.2 (110.2). — С. 83-85. — URL: https://moluch.ru/archive/110/27173/ (дата обращения: 18.12.2024).



Annotation. In the article the questions of development andthe use of multimedia learning tools in the formationinformation educational environment of discipline "Technology of welding".
Keywords: multimedia learning tools, information andeducational environment, educational multimedia resources, electroniceducational materials.

С развитием мультимедийных технологий компьютер становится средством обучения, способным наглядно представлять самую различную информацию. Как следствие, происходит развитие творческого потенциала обучаемого, способностей к коммуникативным действиям, навыков экспериментально–исследовательской работы; культуры учебной деятельности; интенсификация учебно–воспитательного процесса, повышение его эффективности и качества.

Использование мультимедийных средств в обучении сварочных технологий в настоящее время является весьма актуальным, но вместе с тем и проблемным.

Актуальным – потому, что технологии мультимедиа являются одним из передовых достижений человечества, активно проникающих во все сферы деятельности, в том числе и в образовательный процесс.

Проблемным – потому, что отсутствие единого методического подхода к организации учебного процесса с использованием мультимедиа отрицательно сказывается на качестве применения мультимедийных средств в обучении.

В связи с тем, что на сегодняшний день мультимедийные ресурсы активно внедряются в образовательный процесс, возникают существенные сложности в их использовании:

- создание средств мультимедиа требует высокого уровня знаний и опыта, а, следовательно, подсилу лишь специалисту;

- большая часть преподавателей, которые могли бы повысить качество и

доступность подаваемого материала за счет применения мультимедийных

ресурсов, специальными знаниями и умениями не обладают. Следовательно, преподаватель, способный дать полноценное содержательное наполнение своей дисциплины, не может довести свои идеи до стадии разработки мультимедийного продукта. И обратная ситуация, программист, который может создать любую информационную среду, достаточно сложно будет наполнить ее дидактически «правильным» содержанием.

Решение данной проблемы должно быть направлено на приобретение преподавателем умений оперативно находить уже существующие мультимедиа продукты в глобальной сети и получение навыков самостоятельной разработки необходимых мультимедийных средств учебного назначения [1].

Проблемы применения мультимедийных ресурсов в образовательном процессе представлены в исследованиях многих ученых. Рассмотрением общих вопросов организации обучения, преподавания отдельных предметов с применением мультимедиа ресурсов занимались американские ученые D. M.Willows и H. A. Houghton. Эффективность и целесообразность использования мультимедиа в процессе обучения в ВУЗе проанализирована в работах M. Воусе, S. Brown, R. Mayer, L. Riber. Концепции структурирования и представления учебных сред мультимедиа предложены в исследованиях M. Н. Морозова. В трудах Клемешовой Н. В. выявлено, что эффективность использования мультимедиа как дидактического средства при организации учебной деятельности зависит от построения системы учебных занятий, содержащих в той или иной форме мультимедиа ресурсы, в соответствии с моделью освоения учащимися учебной деятельности. [3]

В Тюменском техникуме строительной индустрии и городского хозяйства в процесс обучения активно внедряются электронные образовательные ресурсы. Это актуально и для процесса обучения студентов направления подготовки 22.02.06 «Сварочное производство».Собственные мультимедийные ресурсы, которые были ли более направлены на специфику нашей профессии в нашем техникуме не разрабатываются

Мы активно сотрудничаем с предприятиями и фирмами которые разрабатывают данные электронные ресурсы.В настоящий момент очень остро встает вопрос комплектации вузов готовыми мультимедийными учебными материалами, разработанные сторонними разработчиками или сотрудниками вузов.

Мультимедийные материалы, разработанные фирмами, имеют достаточно обширную тематику - от школьных обучающих материалов до серьезных профессиональных исследовательских программ. Этим направленно занимаются библиотеки вузов, которые формируют медиатеки и позволяют студентам не только пользоваться мультимедийными ресурсами в залах библиотеки, но и через сеть Интернет осуществлять удаленный доступ или заказывать материал по электронной почте.

Эти электронные учебно-методические ресурсы представляют собой комплексную обучающую среду, которая помогает обучащимся решать задачи по сварочному производству различного содержания и сложности, предоставляя необходимый теоретический материал, обеспечивая практическую деятельность обучающихся и контроль усвоения знаний на основе компьютерного тестирования. Теоретические и практические материалы освещают базовые содержательные линии курса сварочных технологий, обеспечивают прочное и сознательное овладение обучающимися методикой решения задач разного уровня сложности и прививает студентам навыки рационального использования в своей учебной и профессиональной деятельности. Разработанный ресурс имеет интуитивно понятный интерфейс, развитую систему навигации и меню, которые позволяют удобно перемещаться по всей образовательной среде, не используя при этом промежуточные страницы. Это делает процесс обучения интересным и доступным.

Электронные учебно-методические материалы, входящие в состав электронной образовательной среды, созданы с помощью современных инструментальных средств проектирования информационных ресурсов (языков гипертекстовой разметки, визуальных веб-редакторов, технологий JavaScript и каскадных таблиц стилей (CSS) и т.д.).

В своей практике использую создание мультимедийных презентаций которые создаю самостоятельно и совместно со студентами.

Использование современных мультимедиа-технологий в преподавании спецтехнологии позволяет наглядно демонстрировать возможности изучаемой дисциплины, в том числе с помощью мультимедийных презентаций, позволяет повысить эффективность и мотивацию обучения. Компьютерные презентации являются одним из типов мультимедийных проектов. Компьютерные презентации часто применяются в процессе объяснения материала преподавателем или докладов учащихся.Программа разработки мультимедийных презентаций Microsoft PowerPoint, входящая в состав Microsoft Office, позволяет подготовить материалы к уроку, комбинируя различные средства наглядности, максимально используя достоинства каждого и нивелируя недостатки. Программа Microsoft PowerPoint представляет собой набор слайдов, смена которых может производиться по щелчку мыши или автоматически, через определенное время в соответствии с настройкой. Каждый слайд может содержать статичные изображения (одно или несколько): фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, текстовые фрагменты, а также видеофрагмент (видеофильм, мультипликацию). Демонстрация слайда может сопровождаться звуковой записью (дикторским текстом, музыкальным произведением). Мультимедийная презентация предлагается вниманию студента на экране монитора или, подключенный к компьютеру проектор, всей аудитории на большом проекционном экране.

Этапы подготовки мультимедийной презентации:

1. Структуризация учебного материала

2. Составления сценария реализации

3. Разработка дизайна презентации

4. Подготовка медиафрагментов (тексты, иллюстрации, видеосъемка, запись аудиофрагментов)

5. Подготовка музыкального сопровождения

6. Тестирование-проверка

При создании схемы сценария и составлении текстового сопровождения к мультимедийной презентации следует руководствоваться следующими принципами:

  1. Презентация должна быть краткой, доступной и композиционно целостной. Продолжительность презентации со сценарием должна составлять не более 10-15 минут. Для демонстрации нужно подготовить примерно 15-20 слайдов.

2. При изложении материала следует выделить несколько ключевых моментов и в ходе демонстрации время от времени возвращаться к ним, чтобы осветить вопрос с разных сторон.

Указания по созданию эффективной презентации:

- Прежде чем приступить к работе над презентацией, следует добиться полного понимания того, о чем вы собираетесь рассказывать.

- В презентации не должно быть ничего лишнего. Каждый слайд должен представлять собой необходимое звено повествования и работать на общую идею презентации.

- Можно пользоваться готовыми шаблонами при выборе стиля символов и цвета фона. Нужно уметь вместить максимум информации в минимум слов, привлечь и удержать внимание обучаемых. Просто скопировать информацию с других носителей и разместить её в презентации уже недостаточно.

Рекомендуется использование цвета в презентации, наиболее эффективно выделять отдельные куски текста цветом и отдельные ячейки таблицы или всю таблицу цветом (фон ячейки или фон таблицы). Вся презентация выполняется в одной цветовой палитре, обычно на базе одного шаблона.

Важно проверять презентацию на удобство чтения с экрана компьютера. Тексты презентации не должны быть большими. Рекомендуется использовать сжатый, информационный стиль изложения материала. К сожалению, объем статьи не позволяет разместить материал презентаций.

В заключении можно отметить средства мультимедиа, используемые в презентации помогают осуществлять более эффективное взаимодействие с обучаемыми. Гибкость - одна из основ успешной презентации. Поэтому иногда по ходу презентации вносим изменения. Презентация может иметь две версии для преподавателя и студента. Презентация постоянно пополняется новыми материалами и совершенствуется. Для студента его презентация – это мультимедийный проект, который пополняется личными работами. Современные программные и технические средства позволяют легко изменять содержание презентации и хранить большие объемы информации.

Литература:

  1. Григорьев, С.Г. Информатизация образования. Фундаментальные основы: учеб. для студентов пед. вузов и слушателей системы повыш. квалификации педагогов / Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. – Томск: ТМЛ-Пресс, 2008. – 286 с.
  2. Мультимедиа в современном образовании [Электронный ресурс]. – URL: http://media-pedagogics.ru/article2.html (дата обращ. 28.02.2016)
Основные термины (генерируются автоматически): презентация, материал, мультимедийная презентация, образовательный процесс, процесс обучения, ресурс, учебная деятельность, CSS, студент.


Ключевые слова

мультимедийные средства обучения, информационно-образовательная среда, образовательные мультимедиа ресурсы, электронные учебно-методические материалы

Похожие статьи

Особенности применения мультимедийного учебника по дисциплине «Технология машиностроения» в образовательном процессе по специальности «Технология машиностроения»

Данная статья посвящена роли мультимедийного учебника в формировании профессиональных и общих компетенций при изучении дисциплины «Технология машиностроения».

Условия эффективности обучения в преподавании инженерной графики

Статья посвящена вопросам обеспечения современного учебного процесса, направленного на формирование у студентов не только графической грамоты, но и на освоение новых информационных технологий. Описан опыт создания авторской рабочей тетради по дисципл...

Информатизация учебного процесса во время преподавания юридических дисциплин

Рассмотрены информационные аспекты использования учебных автоматизированных информационных систем для обеспечения преподавания правовых дисциплин. Доказана целесообразность использования таких инновационных образовательных технологий для повышения по...

Содержание педагогической системы формирования профессиональной подготовки будущих учителей информатики

Цель статьи — теоретическое обоснование формирования профессиональной подготовки будущих учителей информатики на основе специальных профилирующих дисциплин средствами информационно-коммуникационных технологий и ее практическая реализация.

Совершенствование подготовки бакалавров по инноватике путем использования обучающих модульных программ

В статье рассматриваются методы подготовки менеджеров в области управления инновациями с точки зрения формирования их профессиональных компетенций средствами учебного процесса. Рассматриваются аспекты использования методов интерактивного обучения, а ...

Использование современных информационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО

В статье рассмотрены основные критерии и требования к информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) и их использованию в практике дошкольного образования. Освещены перспективы и риски внедрения ИКТ в педагогический процесс ДОУ.

О подготовке будущего учителя начальных классов к работе в условиях информатизации образования

В статье дано теоретическое обоснование необходимости использования информационных и коммуникационных технологий на уроках математики для развития логического математического мышления в непрерывном образовании.

Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении иностранным языкам

В статье автор исследует возможности современных интерактивных технологий для обучения иностранным языкам студентов, приводит примеры программ и приложений для изучения иностранного языка, представляет компьютерные обучающие программы как дополнитель...

Использование учебных стендов для эффективного формирования профессиональных компетенций обучающихся специальности «Электроснабжение»

Статья посвящена эффективности использования учебных стендов в образовательном процессе. В данной статье рассматривается необходимость внедрения в учебный процесс активных методов обучения. Автор демонстрирует процесс использования комплекта типового...

Информационные и коммуникационные технологии как средство повышения эффективности преподавания географии

Современное образование невозможно представить без использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). В сфере общеобразования в процессе преподавания географии информационные и коммуникационные технологии стали важным условием повышени...

Похожие статьи

Особенности применения мультимедийного учебника по дисциплине «Технология машиностроения» в образовательном процессе по специальности «Технология машиностроения»

Данная статья посвящена роли мультимедийного учебника в формировании профессиональных и общих компетенций при изучении дисциплины «Технология машиностроения».

Условия эффективности обучения в преподавании инженерной графики

Статья посвящена вопросам обеспечения современного учебного процесса, направленного на формирование у студентов не только графической грамоты, но и на освоение новых информационных технологий. Описан опыт создания авторской рабочей тетради по дисципл...

Информатизация учебного процесса во время преподавания юридических дисциплин

Рассмотрены информационные аспекты использования учебных автоматизированных информационных систем для обеспечения преподавания правовых дисциплин. Доказана целесообразность использования таких инновационных образовательных технологий для повышения по...

Содержание педагогической системы формирования профессиональной подготовки будущих учителей информатики

Цель статьи — теоретическое обоснование формирования профессиональной подготовки будущих учителей информатики на основе специальных профилирующих дисциплин средствами информационно-коммуникационных технологий и ее практическая реализация.

Совершенствование подготовки бакалавров по инноватике путем использования обучающих модульных программ

В статье рассматриваются методы подготовки менеджеров в области управления инновациями с точки зрения формирования их профессиональных компетенций средствами учебного процесса. Рассматриваются аспекты использования методов интерактивного обучения, а ...

Использование современных информационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО

В статье рассмотрены основные критерии и требования к информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) и их использованию в практике дошкольного образования. Освещены перспективы и риски внедрения ИКТ в педагогический процесс ДОУ.

О подготовке будущего учителя начальных классов к работе в условиях информатизации образования

В статье дано теоретическое обоснование необходимости использования информационных и коммуникационных технологий на уроках математики для развития логического математического мышления в непрерывном образовании.

Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении иностранным языкам

В статье автор исследует возможности современных интерактивных технологий для обучения иностранным языкам студентов, приводит примеры программ и приложений для изучения иностранного языка, представляет компьютерные обучающие программы как дополнитель...

Использование учебных стендов для эффективного формирования профессиональных компетенций обучающихся специальности «Электроснабжение»

Статья посвящена эффективности использования учебных стендов в образовательном процессе. В данной статье рассматривается необходимость внедрения в учебный процесс активных методов обучения. Автор демонстрирует процесс использования комплекта типового...

Информационные и коммуникационные технологии как средство повышения эффективности преподавания географии

Современное образование невозможно представить без использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). В сфере общеобразования в процессе преподавания географии информационные и коммуникационные технологии стали важным условием повышени...

Задать вопрос