Annotation. In the article the questions of development andthe use of multimedia learning tools in the formationinformation educational environment of discipline "Technology of welding".
Keywords: multimedia learning tools, information andeducational environment, educational multimedia resources, electroniceducational materials.
С развитием мультимедийных технологий компьютер становится средством обучения, способным наглядно представлять самую различную информацию. Как следствие, происходит развитие творческого потенциала обучаемого, способностей к коммуникативным действиям, навыков экспериментально–исследовательской работы; культуры учебной деятельности; интенсификация учебно–воспитательного процесса, повышение его эффективности и качества.
Использование мультимедийных средств в обучении сварочных технологий в настоящее время является весьма актуальным, но вместе с тем и проблемным.
Актуальным – потому, что технологии мультимедиа являются одним из передовых достижений человечества, активно проникающих во все сферы деятельности, в том числе и в образовательный процесс.
Проблемным – потому, что отсутствие единого методического подхода к организации учебного процесса с использованием мультимедиа отрицательно сказывается на качестве применения мультимедийных средств в обучении.
В связи с тем, что на сегодняшний день мультимедийные ресурсы активно внедряются в образовательный процесс, возникают существенные сложности в их использовании:
- создание средств мультимедиа требует высокого уровня знаний и опыта, а, следовательно, подсилу лишь специалисту;
- большая часть преподавателей, которые могли бы повысить качество и
доступность подаваемого материала за счет применения мультимедийных
ресурсов, специальными знаниями и умениями не обладают. Следовательно, преподаватель, способный дать полноценное содержательное наполнение своей дисциплины, не может довести свои идеи до стадии разработки мультимедийного продукта. И обратная ситуация, программист, который может создать любую информационную среду, достаточно сложно будет наполнить ее дидактически «правильным» содержанием.
Решение данной проблемы должно быть направлено на приобретение преподавателем умений оперативно находить уже существующие мультимедиа продукты в глобальной сети и получение навыков самостоятельной разработки необходимых мультимедийных средств учебного назначения [1].
Проблемы применения мультимедийных ресурсов в образовательном процессе представлены в исследованиях многих ученых. Рассмотрением общих вопросов организации обучения, преподавания отдельных предметов с применением мультимедиа ресурсов занимались американские ученые D. M.Willows и H. A. Houghton. Эффективность и целесообразность использования мультимедиа в процессе обучения в ВУЗе проанализирована в работах M. Воусе, S. Brown, R. Mayer, L. Riber. Концепции структурирования и представления учебных сред мультимедиа предложены в исследованиях M. Н. Морозова. В трудах Клемешовой Н. В. выявлено, что эффективность использования мультимедиа как дидактического средства при организации учебной деятельности зависит от построения системы учебных занятий, содержащих в той или иной форме мультимедиа ресурсы, в соответствии с моделью освоения учащимися учебной деятельности. [3]
В Тюменском техникуме строительной индустрии и городского хозяйства в процесс обучения активно внедряются электронные образовательные ресурсы. Это актуально и для процесса обучения студентов направления подготовки 22.02.06 «Сварочное производство».Собственные мультимедийные ресурсы, которые были ли более направлены на специфику нашей профессии в нашем техникуме не разрабатываются
Мы активно сотрудничаем с предприятиями и фирмами которые разрабатывают данные электронные ресурсы.В настоящий момент очень остро встает вопрос комплектации вузов готовыми мультимедийными учебными материалами, разработанные сторонними разработчиками или сотрудниками вузов.
Мультимедийные материалы, разработанные фирмами, имеют достаточно обширную тематику - от школьных обучающих материалов до серьезных профессиональных исследовательских программ. Этим направленно занимаются библиотеки вузов, которые формируют медиатеки и позволяют студентам не только пользоваться мультимедийными ресурсами в залах библиотеки, но и через сеть Интернет осуществлять удаленный доступ или заказывать материал по электронной почте.
Эти электронные учебно-методические ресурсы представляют собой комплексную обучающую среду, которая помогает обучащимся решать задачи по сварочному производству различного содержания и сложности, предоставляя необходимый теоретический материал, обеспечивая практическую деятельность обучающихся и контроль усвоения знаний на основе компьютерного тестирования. Теоретические и практические материалы освещают базовые содержательные линии курса сварочных технологий, обеспечивают прочное и сознательное овладение обучающимися методикой решения задач разного уровня сложности и прививает студентам навыки рационального использования в своей учебной и профессиональной деятельности. Разработанный ресурс имеет интуитивно понятный интерфейс, развитую систему навигации и меню, которые позволяют удобно перемещаться по всей образовательной среде, не используя при этом промежуточные страницы. Это делает процесс обучения интересным и доступным.
Электронные учебно-методические материалы, входящие в состав электронной образовательной среды, созданы с помощью современных инструментальных средств проектирования информационных ресурсов (языков гипертекстовой разметки, визуальных веб-редакторов, технологий JavaScript и каскадных таблиц стилей (CSS) и т.д.).
В своей практике использую создание мультимедийных презентаций которые создаю самостоятельно и совместно со студентами.
Использование современных мультимедиа-технологий в преподавании спецтехнологии позволяет наглядно демонстрировать возможности изучаемой дисциплины, в том числе с помощью мультимедийных презентаций, позволяет повысить эффективность и мотивацию обучения. Компьютерные презентации являются одним из типов мультимедийных проектов. Компьютерные презентации часто применяются в процессе объяснения материала преподавателем или докладов учащихся.Программа разработки мультимедийных презентаций Microsoft PowerPoint, входящая в состав Microsoft Office, позволяет подготовить материалы к уроку, комбинируя различные средства наглядности, максимально используя достоинства каждого и нивелируя недостатки. Программа Microsoft PowerPoint представляет собой набор слайдов, смена которых может производиться по щелчку мыши или автоматически, через определенное время в соответствии с настройкой. Каждый слайд может содержать статичные изображения (одно или несколько): фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, текстовые фрагменты, а также видеофрагмент (видеофильм, мультипликацию). Демонстрация слайда может сопровождаться звуковой записью (дикторским текстом, музыкальным произведением). Мультимедийная презентация предлагается вниманию студента на экране монитора или, подключенный к компьютеру проектор, всей аудитории на большом проекционном экране.
Этапы подготовки мультимедийной презентации:
1. Структуризация учебного материала
2. Составления сценария реализации
3. Разработка дизайна презентации
4. Подготовка медиафрагментов (тексты, иллюстрации, видеосъемка, запись аудиофрагментов)
5. Подготовка музыкального сопровождения
6. Тестирование-проверка
При создании схемы сценария и составлении текстового сопровождения к мультимедийной презентации следует руководствоваться следующими принципами:
- Презентация должна быть краткой, доступной и композиционно целостной. Продолжительность презентации со сценарием должна составлять не более 10-15 минут. Для демонстрации нужно подготовить примерно 15-20 слайдов.
2. При изложении материала следует выделить несколько ключевых моментов и в ходе демонстрации время от времени возвращаться к ним, чтобы осветить вопрос с разных сторон.
Указания по созданию эффективной презентации:
- Прежде чем приступить к работе над презентацией, следует добиться полного понимания того, о чем вы собираетесь рассказывать.
- В презентации не должно быть ничего лишнего. Каждый слайд должен представлять собой необходимое звено повествования и работать на общую идею презентации.
- Можно пользоваться готовыми шаблонами при выборе стиля символов и цвета фона. Нужно уметь вместить максимум информации в минимум слов, привлечь и удержать внимание обучаемых. Просто скопировать информацию с других носителей и разместить её в презентации уже недостаточно.
Рекомендуется использование цвета в презентации, наиболее эффективно выделять отдельные куски текста цветом и отдельные ячейки таблицы или всю таблицу цветом (фон ячейки или фон таблицы). Вся презентация выполняется в одной цветовой палитре, обычно на базе одного шаблона.
Важно проверять презентацию на удобство чтения с экрана компьютера. Тексты презентации не должны быть большими. Рекомендуется использовать сжатый, информационный стиль изложения материала. К сожалению, объем статьи не позволяет разместить материал презентаций.
В заключении можно отметить средства мультимедиа, используемые в презентации помогают осуществлять более эффективное взаимодействие с обучаемыми. Гибкость - одна из основ успешной презентации. Поэтому иногда по ходу презентации вносим изменения. Презентация может иметь две версии для преподавателя и студента. Презентация постоянно пополняется новыми материалами и совершенствуется. Для студента его презентация – это мультимедийный проект, который пополняется личными работами. Современные программные и технические средства позволяют легко изменять содержание презентации и хранить большие объемы информации.
Литература:
- Григорьев, С.Г. Информатизация образования. Фундаментальные основы: учеб. для студентов пед. вузов и слушателей системы повыш. квалификации педагогов / Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. – Томск: ТМЛ-Пресс, 2008. – 286 с.
- Мультимедиа в современном образовании [Электронный ресурс]. – URL: http://media-pedagogics.ru/article2.html (дата обращ. 28.02.2016)