В данной статье рассматривается связь информационных технологий с авиационной промышленностью, раскрываются некоторые аспекты истории авиации и роль российских ученых в аэродинамике.
Ключевые слова: Орловский аэроклуб, информационные технологии, 3D-технологии продвижения товаров, информатизация, нейросети, нейрокомпьютеры, инвестиционная привлекательность
Самый «молодой» вид транспорта — авиационный. Ему чуть больше 100 лет. Первый пилотируемый полет самолета с двигателем внутреннего сгорания, работающим на керосине, братья Уилбер и Орвилл Райт совершили 17 декабря 1903 года. За 59 секунд полета первый пилот преодолел расстояние 250 метров со скоростью около 50 км/ч. Фюзеляж заменяла ферма, а кабины не было — летчик помещался внутри фермы и управлял рулями самолета с помощью веревочных тяг. Никаких приборов самолет не имел. Но уже в 1911–1912 годах конструктор Игорь Сикорский построил первый многомоторный самолет «Русский витязь», а затем — «Илья Муромец». У этого самого большого на тот момент самолета в мире была полностью закрытая застекленная кабина для двух летчиков и пассажиров. На самолете «Илья Муромец» был осуществлен (правда, с несколькими промежуточными посадками) перелет из Петербурга в Киев [1].
Помимо этого, основы метеорологии заложили великие корифеи научной мысли М. В. Ломоносов и Д. И. Менделеев. Подлинными создателями аэродинамики являются русские учёные Н. Е. Жуковский, С. А. Чаплыгин, А. Ф. Можайский, К. Э. Циолковский. Жуковскому принадлежит честь создания авиационной науки, на теоретических и практических выводах которой строятся все современные методы расчёта самолётов. Впервые в мире Жуковский разработал теорию крыла, методы расчёта винтов и многое другое... Константин Эдуардович Циолковский на десять лет ранее, чем это было за границей, обосновал принцип строительства цельнометаллических дирижаблей. Он первый в мире создал теорию ракет и реактивного движения. Ему принадлежит идея постройки аэроплана с металлическим остовом [2].
Наиболее значимые достижения произошли в ХХ веке такие, как беспосадочный перелёт через северный полюс и полёт первого человека в космос. И в этом ряду наша страна занимала одно из первых мест в мире, однако в этой области наблюдается значительный спад вследствие структурных изменений в политической и экономической жизни страны, спадом авиационной промышленности, подготовки лётного и инженерно-технического состава.
Безусловно, говоря о военном авиастроении и авиации России, за последние годы наметилась устойчивая тенденция возрождения эпохи былой славы. Однако, кризис гражданского авиастроения по-прежнему не преодолен, а только усиливается. Мирная и военная составляющие авиации всегда рядом, поэтому в ближайшее время существует тенденция к положительным изменениям и в гражданском авиастроении. В своем многообразии и величии, вместе с тем, в нашей стране незаметными остаются факты судьба которых весьма значима. Речь здесь идет о Центральный планерный аэроклуб имени С. Н. Анохина, расположенном в г. Орле.
14 января 1939 года Постановлением Совета народных комиссаров РСФСР в Орловской области появился аэроклуб Осоавиахима. Один из первых в стране, клуб расположился в двенадцати километрах от города в деревне Пугачевка. С первых же дней здесь обучали пилотов гражданской и военной авиации. В это же время открылась и школа, в которую набирали учащихся 9-х и 10-х классов. Инструкторы-летчики преподавали школьникам азы летного дела и теорию полета. А потом началась война [3].
В послевоенные годы в аэроклубе существовало три звена: самолетное, планерное и звено парашютной подготовки. Все три отряда подготовки быстро набирали популярность среди жителей не только области, но и страны [3].
Отметим, в 60–70 годы Орловские спортсмены-планеристы были одними из самых лучших в стране, а слава Орловского аэроклуба была за границами области и Советского Союза. С экономическими преобразованиями в стране в период перестройки и далее изменились векторы развития в области, результатом которых стало сначала постепенное угасание, а затем и практически полное исчезновение региональной авиации.
Сегодня намечается новый этап в развитии авиации в Орловской области — намечены грандиозные планы по возрождению былого величия Орловского аэроклуба. Однако потерянное время не прошло бесследно, из трех направлений осталось одно — планерное, и основная задача сохранить и развивать именно его. Сделать это без команды профессионалов весьма проблематично, к которым, к тому же важно сплотить группу единомышленников.
Следует отметить, в науке принятия решений особую значимость играет декомпозиция проблем, то есть разделение целого на составные элементы, а каждая проблема по своей сути является ещё и возможностью. Для Орловской области проблема развития авиации является одновременно и возможностью глобальной модернизации на основе современных технологий. Применение последних должно быть связано как с материально-технической составляющей, так и социальной.
В частности, рыночная экономика во главу угла ставит получение прибыли, а также товар и услугу как средство достижения поставленных целей. Развитие авиаклуба в Орле равнозначно развитию промышленного предприятия, его услуги являются тем самым товаром. Следовательно, средства продвижения услуг аэроклуба и обретения его популярности должны быть сообразны средствам продвижения товаров и услуг на рынках продовольственных и непродовольственных товаров, работ и услуг.
Например, законом предписано, чтобы все государственные организации имели интернет-сайт, и, как следствие, многие из них являются «для галочки». Их легко распознать по степени интенсивности посещения пользователями, а также по дате обновления информации. Чем актуальнее информация, тем эффективнее обратная связь, а последняя для потребителя не менее важна, чем сам товар. Говоря о насыщении информационного ресурса информацией, нельзя не отметить необходимость применения современных 3D-технологий продвижения товаров интернет-магазинов для реализации таких направлений, как моделирование, «виртуальная экскурсия» и прочие [4].
Говоря о материально-технической базе, важно применять современные технологии в процессе обучения будущих летчиков и спортсменов. Исходя из текущих реалий это задача недостижимая, однако в качестве перспективы — объективно необходимая. Одной из таких технологий может стать использование нейрокомпьютеров.
По мнению Еремкина А. И. и Романчука В. А., активное использование нейрокомпьютеров постоянно вызывало огромное внимание прежде всего из-за быстродействия, малых габаритов и масс, а также небольшому энергопотреблению. Нейрокомпьютеры способны с лёгкостью выполнять сложные и очень сложные задачи, которые невозможно решить, используя линейные вычислительные средства. Использование нейросетевого логического базиса способствовало увеличить эффективность работы и значительно снизить стоимость, в связи с очень резким повышением предметной области, за основу которой взято, прежде всего, автоматизация исследований, разработке различных алгоритмов, создание моделей, контроль уместности моделей и активному взаимообучению по принципу проб и ошибок [5,6].
Очень удобно использование нейросетей при подборе вариантов манёвра в воздушном бою на самолетах будущего, так как воздушное маневрирование включает в себя множество различных ситуации, с которыми линейные вычислительные средства не справляются. Благодаря такой системе, пилот способен выбрать наилучший манёвр из всех возможных. Нейросети обучаются так же, как и пилоты-курсанты — им предлагается огромное число возможных сценариев воздушного маневрирования, из которых нейросети выбирают наиболее подходящий. Опять же нейросети практикуются быстро реагировать на изменения внешних условий, учитывая все текущие данные за бортом [5].
Нейросети позволяют выполнять очень сложные задачи, связанные с технической диагностикой летательных аппаратов с использованием методов постоянного наблюдения в реальном времени. Дается оценка механических повреждений в полете и на Земле. Почти 100 % точности достигается благодаря Методу высокочастотного ультразвукового сканирования. Нейросети составляют прогноз долговечности всех систем, которые используются на самолете и в наземном управлении движением полетами [5,6].
Нейросетевые алгоритмы с успехом используются в обучении управлению вертолетом неопытных летчиков. Такое взаимообучение происходит автоматически, человек не принимает содействие — система управления вертолетом динамично заставляет новичка значительно увеличивать степень контроля над полетом для достижения определенного мастерства. В истребительной авиации, нейрокомпьютеры отвечают за самый точный манёвр против цели, корректируются ошибки пилота и учитываются внешние условия [6].
Кроме обозначенных выше технологий, важно использовать системы поддержки принятия решений. В частности, современная концепция развития аэроклуба подразумевает на его базе создание логистического центра. Функционирование последнего возможно исключительно посредством применения современных систем управления базами данных, а также различных информационно-аналитических систем. Важно при этом не только наличие обозначенных IT-технологий, как таковых, но и грамотного персонала, способного продуктивно работать и выполнять поставленные перед ним задачи. Для такого специфического предприятия каждый сотрудник должен быть «частью» авиации, «любить небо», что на сегодняшний день является социальной задачей.
В возрождении былой славы и традиций орловского аэроклуба в первую очередь важно провести значительную информационную компанию с массовым освещением значимых событий. Экономические законы преобразования количественных изменений в качественные и в данном аспекте, при получении должного объема поддержки населения приведут к росту популярности и инвестиционной привлекательности аэроклуба.
Подводя итоги, следует отметить значительное количество людей старшего поколения, «знающих» о великих достижениях аэроклуба, а также восторженные лица всех детей, студентов, жителей города и приезжих при виде планера в небе, или летящего самолета. Надеемся, что те преобразования, которые намечены будут должным образом доведены и будут иметь должное информационное обеспечение, что позволит привлечь дополнительных инвесторов в Орловскую авиацию и создаст стимул для дальнейшего развития самолетного, планерного и парашютного спорта в регионе и стране в целом.
Литература:
- http://www.intuit.ru/studies/courses/15/15/lecture/464?page=4 — Электронный ресурс: дата обращения 16.12.2015 г.
- И. Ф. Шипилов. Самолет — русское изобретение./Шипилов И. Ф.. — М.: Правда. — 1949
- http://orel.rusplt.ru/index/kak_rabotal_menyalsya_i_chem_jivet_seichas_krupneishii_v_rossii_planernyi_aeroklub-11329.html — Электронный ресурс: дата обращения 16.12.2015 г.
- Яковлев, А. С. Инновационные возможности 3D-технологий в продвижении продукции интернет-магазинов. /А. С. Яковлев, Е. Е. Ставцева. // Научные записки ОрелГИЭТ. Альманах. — Орел.: ОрелГИЭТ, 2011
- Ковалев А. С., Шалимова О. А., Польшакова Н. В. Новые технологии компьютерной графики объемного 3D моделирования и их практическая реализация // Успехи современного естествознания. 2010. № 10. С. 85–88.
- Еремкин А. И., Романчук В. А. Применение нейрокомпьютерных технологий в военной промышленности // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/06/54110 (дата обращения: 22.10.2015).