Abstract: In the article the process of educational activity of senior pupils in the course of the developed course "Designing furniture wood products."
Keywords: educational area "Technology", the organization of training activities, furniture products.
Учебная деятельность есть, прежде всего, такая деятельность, в результате которой происходят перемены в личности ученика. Это деятельность по самоизменению, то есть продуктом считаются те изменения, которые приключились в ходе ее исполнения в самом субъекте. На основе изученной психолого-педагогической литературы мы выявили следующие особенности, которые влияют на учебную деятельность старшеклассников, а именно: заканчивается процесс физиологического созревания, происходит гормональный взрыв, формируется самомнение у подростка, ярко выраженный максимализм и формируется база для социально-психологической адаптации. При разработке программы по Технологическому направлению для учащихся старших классов нами учитывались психофизиологические особенности старшего подросткового возраста. Принципы учебной деятельности детей определяются их возрастными физиологическими и психологическими особенностями.
Особенности организации учебной деятельности учащихся старших классов при изготовлении мебельных изделий из древесины на уроках технологии [1;4].
1. Применение знаний, умений и навыков - важнейшее условие подготовки учащихся к жизни, путь установления связи теории с практикой в учебно-воспитательной работе. Их применение стимулирует учебную деятельность, вызывает уверенность учащихся в своих силах. Знания становятся средством воздействия на предметы и явления действительности, а умения и навыки - орудием практической деятельности только в процессе их применения. Важнейшая функция применения - получение с его помощью новых знаний, т.е. превращение их в инструмент познания.
2. Старшеклассник в своей учебной деятельности перерабатывает и трансформирует те способы учебной работы, которые ему задает учитель. Такая внутренняя переработка приводит к тому, что усвоенный ребенком способ работы с учебным материалом иногда довольно резко может отличаться от учительского эталона.
3. Мотивационное формирование умений и навыков переходит в процесс организации учебной деятельности совместной с учителем (тьютером). В этой совместной деятельности ученик должен, прежде всего, получить образец, правило, алгоритм работы. Получая готовый образец, старшеклассники сами разрабатывают систему правил (технико-технологическую документацию), по которой они будут действовать.
4. Периодически проводиться диагностика овладения учащимися общеучебными и специальными умениями и навыками по обработке древесины для изготовления мебельных изделий, что в частности поможет своевременно принять меры по предупреждению и преодолению неуспеваемости.
5. Правильная организация выполнения практических работ, предусмотренные программой для учащихся старших классов
1) Составление технического рисунка или эскиза мебельных изделий формы с одним-двумя элементами.
2) Чтение чертежей и инструкционных и технологических карт изготавливаемых деталей и сборных чертежей мебельных изделий.
3) Подготовка к работе: подбор и проверка заготовок, инструментов и приспособлений в соответствии с чертежами, инструкционными и технологическими картами.
4) Организация рабочего места и создание безопасных условий труда.
5) Изготовление мебельных изделий, включающих операции: строгание пласти и кромки; разметку, пиление древесины поперек и вдоль волокон с применением стусла; сверление отверстий с помощью ручной дрели (сверлильного станка); зачистку обработанных поверхностей напильником с грубой насекой и шлифовальной бумагой; сборку мебельного изделия, покрытие лаком или водными красителями. Контроль качества изделий.
6. Правильная организация лабораторно – практических работ, предусмотренные программой:
Определение пород древесины и ее пороков.
Контроль основных параметров качества деталей (формы, размеров, шероховатости каждой элементарной поверхности и взаимного расположения поверхностей на детали) призматической формы и тел вращения.
7. Практические навыки, получаемые в старших классах классе можно отнести следующие:
1) организацию рабочего место в соответствии с практическим заданием и поддерживать порядок во время работы;
2) выполнение основных операций по обработке древесины ручными инструментами и машинными операциями, изготавливать простейшие изделия из древесины по инструкционным и технологическим картам и мебельные изделия разной степени сложности (в зависимости от подготовленности каждого учащегося);
3) контроль качества изготавливаемых изделий;
4) владение простейшими способами технологии художественной отделки древесины (шлифовка, выжигание, мозаика, отделка поверхностей материалов красками и лаками) и тонколистового металла (фольги) давлением по готовым рисункам;
5) иметь общее представление о наиболее массовых профессиях и специальностях, связанных с технологией обработки конструкционных материалов;
6) выполнение работы в заданное время;
7) проявление элемента творчества на всех этапах;
8) соблюдение правила безопасной работы ручными инструментами и при работе на станочном оборудовании
Базисный учебный план образовательного учреждения (с учётом реализации ФГОС) на этапе основного общего образования должен включать для обязательного изучения курс «Технология». [2] В том числе занятия в 8 и 9 классах могут быть организованы вне обязательной учебной сетки часов во внеурочное время как дополнительное образование во второй половине дня, либо на усмотрение администрации учебного заведения в 8 и 9 классах, в 10 и 11 классах в условиях профильного обучения по технологическому направлению может быть обучение из расчета 2 часа в неделю – 68 часов. Поэтому нами предлагается элективный курс «Проектирование мебельных изделий из древесины». [5]
Перспективное планирование курса «Проектирование мебельных изделий из древесины» с учащимися старших классов.
Дисциплина «Деревообработка» в средних (с 5 по 8) классах ориентирует школьника на усвоение азов материаловедения по древесным пиломатериалам, выполнения основных ручных и механических операций по деревообработке, отделке изделий из древесины. Освоение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:[1; 4]
- освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, выступлений о технологической культуре на основе включения обучающихся в разнообразные виды трудовой деятельности по организации личностно или общественно значимых изделий;
- изучение обще трудовыми и специальными умениями, нужными для поиска и применения технологической информации, проектирования и воплощение продуктов труда, знание домашнего хозяйства, независимого и осознанного установления своих актуальных и высококлассных планов; безопасными способами труда;
- формирование познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, умственных, креативных, коммуникативных и организаторских дарований;
- воспитание трудолюбия, расчётливости, чистоплотности, целеустремленности, предприимчивости, ручательству за результаты своей деятельности; почтительного взаимоотношения к людям всевозможных профессий и результатам их труда;
- приобретение опыта использования политехнических и технологических познаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Курс «Проектирование мебельных изделий из древесины» нацелен на следующие компетенции:
Знать:
содержание науки о технической эстетике; требования к технической эстетике изделий; понятие золотого сечения и способы применения данного правила; требования к внешней отделке; требования, предъявляемые при проектировании изделий; методы конструирования; основы экономической оценки стоимости выполняемого проекта;
методы конструирования; основы экономической оценки стоимости выполняемого проекта;
методы определения потребностей и спроса на рынке товаров и услуг; методы поиска информации об изделиях и материалах; последовательность разработки творческого проекта;
этапы творческого проекта, их содержание; направления проектных работ; правила составления технологической последовательности изготовления изделия.
Уметь:
видеть в процессе труда и создаваемых предметах красоту во всех ее проявлениях:
анализировать свойства объекта; делать экономическую оценку стоимости проекта;
обосновать идею изделия на основе маркетинговых опросов; анализировать возможность изготовления изделия; составить технологическую карту;
выбирать тему проекта в соответствии со своими возможностями; подбирать инструменты и материалы; составлять технологическую последовательность; изготовить изделие; обосновать свой выбор темы, технологии изготовления изделия.
Критерии оценки
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
Познавательная активность |
||
Нехватка у учащегося увлечения к расширению и углублению знаний. |
Склонность к углублению знаний. |
Влечение использовать знания в новой ситуации и обретать способы достижения целей своей деятельности. |
Познавательная самостоятельность |
||
Исполнение назначенной задачи предложенными способами; функционирование знаний на уровне припоминания и осмысления учащимися ранее изученного материала; анализ фактов для сознания цели действия и поиска способа его выполнения. |
Инициативный подбор средств исполнения назначенной задачи и ее разрешение; обобщение и преобразование приобретенных знаний для решения поставленных задач; овладение способами применения усвоенных знаний как инструмента для решения поставленных задач. |
Независимая организация цели и задачи, выбор путей ее решения; имеется инструмент для решения самостоятельно поставленной задачи; выбор и проектирование способов учебной деятельности для решения задачи; получения опыта поисковой и исследовательской деятельности. |
Знания |
||
Представление о видах и типах мебельных изделий и материалов для их изготовления. |
Представление о видах и типах мебельных изделий и материалов для их изготовления. Подбор инструментов и оборудования для изготовления мебельных изделий по готовым чертежам и технологическим картам. |
Представление о видах и типах мебельных изделий и материалов для их изготовления Подбор инструментов и оборудования для изготовления мебельных изделий по созданным самостоятельно (или под руководством педагога) чертежам и технологическим картам Понимание особых возможностей и соответствующих признаков разных видов конструирования мебельных изделий из древесных пиломатериалов, новейших технологиях и оборудовании по техники и технологий живописной отделки мебельных изделий. |
Умения и навыки. Опыт творческой деятельности |
||
Прочтение графической документации, отражающей технологическую последовательность производство элементов мебельных изделий из древесных пиломатериалов в соответствии с условиями технологического процесса. |
Изучение графических материалов отображающей форму конструктивной особенности и технологическую последовательность изготовления элементов мебельных изделий из древесных пиломатериалов в соответствии с условиями технологического процесса и композиции на их основе; практическое изготовление отдельных элементов и композиции в соответствии с требованиями технологического процесса; представление об основных способах декоративной отделки мебельных изделий. |
Применение фигуры эскизного изображения информации при создании композиции элементов мебельных изделий из древесных пиломатериалов в соответствии с условиями технологического процесса и их практическое выполнение с учетом формы декорируемого мебельного изделия и требований к качеству поверхности; выполнение отделки мебельных изделий традиционными для региона способами и с помощью новейших технологий. |
Предлагаем выдержку из календарно-тематического плана курса «Проектирование мебельных изделий из древесины», рассчитанного на 34 часа.
№ |
Тема урока |
Объект труда |
Элементы содержания |
Вид |
Требования к уровню |
13-14 |
Шиповые столярные соединения |
Мебельные изделия: полочки, тумбочки, столики |
Шиповые соединения, их элементы и конструктивные особенности. Правила безопасной работы Работа над творческим проектом. |
Фронтальный письменный опрос. Контроль качества выполнения шипового соединения |
Знать: область применения шиповых соединений; разновидности шиповых соединений и их преимущества; основные элементы шипового соединения; последовательность выполнения шипового соединения; графическое изображение на чертеже; инструменты для выполнения шипового соединения; правила безопасной работы. Уметь: выполнять шиповое соединение; изображать шиповое соединение на чертеже |
25-26 |
Мозаика на мебельных изделиях из древесины |
Мебельные изделия: полочки, тумбочки, столики |
Мозаика как вид художественной отделки изделий из древесины. Виды узоров. Инструменты для выполнения мозаики. Правила безопасной работы Работа над творческим проектом. |
Ответы на вопросы Сообщение учащихся о народных промыслах, связанных с обработкой древесины. Контроль качества практической работы |
Знать: способы выполнения мозаики; виды узоров; понятие орнамент; инструменты для выполнения мозаики; технологию изготовления мозаичных наборов; приёмы вырезания элементов мозаики; правила безопасной работы. Уметь: подбирать материалы и инструменты для выполнения мозаики; делать эскиз с элементами мозаичного набора; выполнять мозаичный набор |
Литература:
- Дубровская, Л.И. Особенности содержательного компонента образовательной области "Технология" [Электронный ресурс] / Дубровская Л.И., Хотунцев Ю.Л.. – Режим доступа: http://textbook.keldysh.ru/space/w_tehn.htm
- Об особенностях преподавания предмета «Технология» в общеобразовательных организациях Тюменской области в 2015-2016 учебном году [Электронный ресурс] :инструктивно-методич. письмо. – Режим доступа: https:// www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=10&ved=0ahUKEwipqO61usnJAhXCpXIKHSQVAroQFghQMAk&url=http%3A%2F%2Fportal.togirro.ru%2Fpluginfile.php%2F5349%2Fmod_folder%2Fcontent%2F0%2F%25D0%2598%25D0%25BD%
- Козуб, Л.В. Методические рекомендации по научно-исследовательской работе студентов естественно-технологических факультетов [Текст]: методич. пособие / Л.В. Козуб. - 2-е изд. доп. - Ишим: Издательство ИГПИ им ПЛ. Ершова, 2008. – 96 с.
- Кругликов, Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.И. Кругликов. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2004. – 480 с.
- Формирование учебных планов на 2015/2016 учебный год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.nevarono.spb.ru/index.php%3Foption%3Dcom_content%26task%3Dview%26id%3D111%26Itemid%3D142