Выражение чувств и эмоций автора с помощью языковых средств (на примере стихотворения С. А. Есенина «Я усталым таким ещё не был…») | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №6 (110) март-2 2016 г.

Дата публикации: 26.03.2016

Статья просмотрена: 31575 раз

Библиографическое описание:

Коротина, Л. Д. Выражение чувств и эмоций автора с помощью языковых средств (на примере стихотворения С. А. Есенина «Я усталым таким ещё не был…») / Л. Д. Коротина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6.4 (110.4). — С. 19-21. — URL: https://moluch.ru/archive/110/27262/ (дата обращения: 18.10.2024).



Сергей Александрович Есенин — один из самых известных русских поэтов XX века. В нашу литературу Сергей Есенин вошел как выдающийся лирик. Лирическая поэзия Есенина Сергея многогранна и сложна. Его творчество отличается особой душевностью и полно противоречий: от восторга и радости до печали и даже отчаяния. В стихотворении поэт выражает свои чувства, эмоции и душевные переживания.. Человеческие чувства и эмоции тесно связаны между собой и не отделимы друг от друга, но это не одно и то же. Чувства находятся в глубине души человека, являются более устойчивыми и не зависят от ситуаций по сравнению с эмоциями. Именно в лирике выражено всё, что составляет душу есенинского творчества.

Стихотворение «Я усталым таким еще не был…» [2, cтр.174–175]было написано Сергеем Есениным 1923 году и вошло в цикл «Москва кабацкая, который свидетельствует о душевной трагедии человека, потерявшего опору в жизни и, несмотря ни на что, надеющегося эту опору обрести. Лирический герой переживает глубокий душевный кризис. Каждая строка стихотворения пронизана грустью. Поэта мучает тоска, он грустит, вспоминая свою «непутевую жизнь».

Центральное место в стихотворении занимает образ родины. «Но и всё ж отношусь я с поклоном, к тем полям, что когда-то любил…»Любовь поэта к России пронзительная и несравнимая ни с чем. Это не просто чувство, а его своеобразная жизненная философия.

Стихотворение Сергея Есенина богато изобразительно-выразительными средствами. Он использует различные тропы и стилистические фигуры, которые помогают выразить эмоции и чувства, воплотив их в словесную форму. В основе тропов лежит перенесение признаков и явлений одного предмета на другой.

В стихотворении «Я усталым таким еще не был» встречаются эпитеты. Эпитет, в узком понимании этого термина, представляет собой определение, подчиненное задаче художественного описания объекта [1, стр.156].

Так, эпитеты «непутёвая (жизнь)», «темная(сила)», «пьяные(ночи)», «серый (цвет)», «бешенный(пыл)»имеют оттенок мрачности. Поэт с помощью них передаёт свое настроение. Он устал от «непутевой жизни» и не находит в ней морального удовлетворения.

Особое внимание обращает на себя эпитет «синий», который употребляется в тексте дважды «словно синие листья» и в «синюю дрожь». Синий цвет встречается во многих стихотворениях Есенина. Например: «Несказанное, синее, нежное Тих мой край после бурь, после гроз…» (стихотворение «Несказанное, синее, нежное») или стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная, Хаты — в ризах образа… Не видать конца и края — только синь сосёт глаза» (стихотворение «Гой ты, Русь, моя Родная»). Можно сказать, что в стихах Есенина происходит развитие символического значения у эпитетов «синий» и «голубой». Они являются сквозными эпитетами, поскольку встречаются во многих его произведениях. Эти цвета были любимыми у Сергея Есенина. Синий цвет в первую очередь связан у поэта с «рязанским небом». Синий цвет символизирует верность, доброту, открытость. По Э. Клессману, он выражает «покой, верность, однако может означать безумие» [2,стр.276]. Гегель считал, что «синий цвет соответствует кротости, уму и сентиментальности» [5, стр.204].

В стихотворении наблюдается противопоставление двух цветов: «Тех волос золотое сено Превращается в серый цвет». Эпитет «золотой» тускнеет, становится мрачным. Можно предположить, что это связано с душевными переживаниями поэта. Жизнь приобретает серые цвета, становится неинтересной и неяркой.

Стихотворение богато метафорами. Если эпитет относится к простым тропам, то метафора — это сложный троп. В основе неё лежит перенесение, это образное выражение, в котором признаки одного предмета или действия переносятся на другие. «Волос золотое сено», «мы природу берем в бетон», «глаза мне точит червь», «пьяные ночи», «цедит осенняя муть». Благодаря метафоре мы можем прочувствовать душевное состояние лирического героя. Поэт находится в отчаянии, его «цедит осенняя муть», одолела осенняя хандра. Даже в «пьяные ночи» тоска не покидает его, и былое разгулье уже не радует.

Вызывает интерес употребленное автором словосочетания «под микитки дубасить».«Пусть хоть ветер теперь начинает Под микитки дубасить рожь». Слово «микитки» по словарю Ефремовой Т. Ф. имеет значение «Место в нижней части груди под ребрами» и дается в словаре с пометой разговорно-сниженное. [3] Слово «дубасить» в данном словосочетании имеет значение «бить, колотить кого-либо с силой» и также относится к разговорной лексике. Поэтому «под микитки дубасить рожь» является яркой метафорой.

Также в стихотворении используется олицетворение. Оно является разновидностью метафоры и основано на перенесении свойств и признаков с одушевленного предмета на неодушевленный:

Много женщин меня любило

Да и сам я любил не одну

Не от этого ль темная сила

Приучила меня к вину.

Здесь у Есенина «оживает» «темная сила, которая «приучила» лирического героя «к вину». Постоянная смена женщин и любовные переживания приводят поэта к утешению в вине. Сравнение в художественном тексте помогает более точно представить предмет или явление.

Бесконечные пьяные ночи

И в разгуле тоска не впервь!

Не с того ли глаза мне точит,

Словно синие листья червь?

Поэт показывает, как сильно его одолела тоска, и сравнивает её с червем, который «точит листья». Сравнение передаёт горечь переживаний.

Эпитеты, сравнения, метафоры и олицетворения в творчестве Есенина существуют не ради красивой формы, а для того, чтобы полнее и глубже выразить чувства и эмоции автора.

Кроме тропов, в стихотворении используются стилистические фигуры. Анафора — стилистическая фигура, основанная на единоначатии, соединяет между собой два катрена:

Не больна мне ничья измена

И не радует легкость побед, -

Тех волос золотое сено

Превращается в серый цвет.

Превращается в пепел и воды,

Когда цедит осенняя муть

Мне не жаль вас, прошедшие годы, -

Ничего не хочу вернуть.

Анафора придает остроту и выразительность стихотворению, подчеркивая главное, подобно руководящему мотиву (лейтмотив) в музыкальном произведении.

Не только слово или фраза являются средством выразительности, но также и звуки несут в себе особое эмоциональное воздействие на читателя. В стихотворении «Я усталым таким ещё не был…» следует уделить внимание аллитерации звуков [з] и [с]. Они создают здесь ощущение холода, пустоты и тишины:

Я усталым таким еще не был.

В эту серую морозь и слизь

Мне приснилось рязанское небо

И моя непутевая жизнь.

Повторение звука «о» передает стихотворению напевность, а также грустное настроение лирического героя и его разочарование:

«И во мне, вот по тем же законам,

Умиряется бешеный пыл.

Но и все ж отношусь я с поклоном

К тем полям, что когда-то любил».

Поэзия Сергея Есенина богата различными средствами выразительности. Каждый троп и каждая фигура несут особый смысл, который вложил автор. Средства выразительности как нельзя лучше помогают читателю раскрыть этот смысл, прочувствовать всё то, что хочет сказать нам поэт. Есенинские изобразительно-выразительные средства сложны и уникальны. Оттого так наполнены драматизмом искренностью, эмоциональностью и глубокой чувственностью его стихи.

Литература:

  1. Евгеньева А. П. О некоторых поэтических особенностях русского устного этносаXVII-XIX вв.(постоянный эпитет) // Труды Отдела древнерусской литературы. Т.6. М.-Л., 1997.
  2. Есенин С. — Харьков: Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга», 2007. — 224с.
  3. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. — М.: Русский язык, 2000.
  4. Прокушев Ю. Л. Сергей Есенин: образ, стихи, эпоха. — М.: Сов. Россия, 1979
  5. Психологические тесты.Под/ред. Карелина А. А. — М.: Владос, 2001.
  6. Пяткин С. Н. Поэтика «простого слова» в лирике С. А. Есенина 1924–25 г.г. // Современное есеноведение. — 2013. -№ 26. — с.13–17.

1

Основные термины (генерируются автоматически): лирический герой, синий цвет, стихотворение, золотое сено, осенняя муть, поэт, эпитет, Русь, серый цвет, темная сила.


Похожие статьи

Метафизическая сущность «авось», «небось» и «как-нибудь» как средство выражения ментальности русского народа (на материале сказки С. Кржижановского «Когда рак свистнет»)

Мотив преданности возлюбленному (возлюбленной) в любовной лирике М. Цветаевой и У. Йейтса (на примере стихотворений «Попытка ревности» и «The Lover Mourns for the Loss of Love»)

Словарная работа на уроках литературы как средство осмысленного восприятия художественного текста (на примере изучения произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Анализ лингво-культурологического кода как путь к пониманию художественного текста (на материале стихотворения В. Ф. Ходасевича «Перед зеркалом»)

Способ авторской рефлексии в стихотворениях В. А. Жуковского, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета

«Мысль изреченная есть ложь». Афоризм Ф. И. Тютчева у всех на слуху. Становясь расхожей фразой, философский пассаж часто утрачивает глубину. Автор настоящего исследования взяла на себя смелость постичь природу «невыразимого». Материалом для наблюден...

Образ России в индивидуально-языковой картине мира писателя (на материале повести С. Кржижановского «Воспоминания о будущем» и романа Г. Газданова «Вечер у Клэр»)

Анималистический жанр как средство нравственно-эстетического воспитания молодежи (на примере концептуальной выставки «На земле, в воде и в небе»)

Ключевые слова тематической группы «внешность героев», их ассоциативно-вербальные связи в лексической структуре текста повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет»

Аналогия образов мифологических персонажей и сюжетных отрезков поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» и якутского героического эпоса Олонхо «Нюргун Боотур Стремительный», воссозданного на основе народных сказаний П.А. Ойунским

Лексико-семантическое поле концептов «природа», «семья» и языковые способы их реализации в романе Р. А. Анайи «Благослови, Ультима!»

Похожие статьи

Метафизическая сущность «авось», «небось» и «как-нибудь» как средство выражения ментальности русского народа (на материале сказки С. Кржижановского «Когда рак свистнет»)

Мотив преданности возлюбленному (возлюбленной) в любовной лирике М. Цветаевой и У. Йейтса (на примере стихотворений «Попытка ревности» и «The Lover Mourns for the Loss of Love»)

Словарная работа на уроках литературы как средство осмысленного восприятия художественного текста (на примере изучения произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Анализ лингво-культурологического кода как путь к пониманию художественного текста (на материале стихотворения В. Ф. Ходасевича «Перед зеркалом»)

Способ авторской рефлексии в стихотворениях В. А. Жуковского, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета

«Мысль изреченная есть ложь». Афоризм Ф. И. Тютчева у всех на слуху. Становясь расхожей фразой, философский пассаж часто утрачивает глубину. Автор настоящего исследования взяла на себя смелость постичь природу «невыразимого». Материалом для наблюден...

Образ России в индивидуально-языковой картине мира писателя (на материале повести С. Кржижановского «Воспоминания о будущем» и романа Г. Газданова «Вечер у Клэр»)

Анималистический жанр как средство нравственно-эстетического воспитания молодежи (на примере концептуальной выставки «На земле, в воде и в небе»)

Ключевые слова тематической группы «внешность героев», их ассоциативно-вербальные связи в лексической структуре текста повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет»

Аналогия образов мифологических персонажей и сюжетных отрезков поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» и якутского героического эпоса Олонхо «Нюргун Боотур Стремительный», воссозданного на основе народных сказаний П.А. Ойунским

Лексико-семантическое поле концептов «природа», «семья» и языковые способы их реализации в романе Р. А. Анайи «Благослови, Ультима!»

Задать вопрос