В статье рассматриваются вопросы создания и применения более экономичных по созданию и обеспечению в сравнение с обычным автомобилем модульных транспортных средств, применения технологий технического обслуживания данных средств. Приведены данные по развитию модульного производства в агропромышленности.
Ключевые слова: техническое обслуживание, модульный транспорт, АПК.
Традиционно аграрный сектор занимает особое положение в экономике России. Проблемы его функционирования затрагивают интересы всего государства. А возникают они довольно часто, что связано со статичностью отрасли сельского хозяйства, которое с трудом приспосабливается к меняющимся условиям на рынке.
Структура АПК — вопрос спорный. Учеными сформированы неодинаковые мнения относительно данной проблемы, что связанно со сложностью функционирования аграрного сектора в целом. Тем не менее, сформулированы общие положения, которых придерживается большинство исследователей. Структура АПК России представляется в качестве модели, состоящей из трех сфер [2,3].
В настоящее время можно отметить несколько положительных тенденций, связанных с развитием АПК: повышение инвестиционной привлекательности, увеличением прибыльности, внедрение новых систем управленияи т. д.Между тем сохраняются некоторые проблемы, которые требуют оперативного решения. Из-заних аграрный сектор не может продолжать нормально развиваться. Многие из этих проблем можно решить применяю модульные транспортные средства. Переход промышленности к конструированию, производству и техническому сервисному обслуживанию продукции, собранной из модулей — стандартизированных технологических блоков, начался достаточно давно. При этом развитие модульной архитектуры прошло целый ряд этапов, с одной стороны, определяющихся общим ходом развития инженерного проектирования, с другой — целым рядом изменений в структуре промышленного производства, прежде всего, сменой инновационно-технологических парадигм (именно она приводит к выдвижению определенных отраслей или секторов промышленности в качестве базовых), развитием менеджмента, уровнем зрелости ключевых технологий промышленности, консолидацией активов и архитектурой цепочек поставок [3,30].
Деятельность предприятий сельского хозяйства тесно связана с использованием множества различных средств механизации, среди которых можно условно выделить две укрупненные группы машин: машины для выполнения тяговых работ и машины для выполнения транспортных работ. Первую группу традиционно представляют сельскохозяйственные тракторы различных тяговых классов, вторую — грузовые автомобили. Крупные хозяйства имеют возможность комплектования своих парков специальными машинами различного назначения, имеющими различные габаритные размеры и мощность в соответствии со специализацией предприятия и объемами его производственной программы. Однако средние и малые крестьянские (фермерские) хозяйства в силу своей экономической слабости остро нуждаются в малогабаритной, производительной, экономичной и при этом недорогой технике (рис.1).
Рис. 1. Тракторомобиль НАМИ-2338
В Российской Федерации сформировались и получили развитие, как минимум, два концептуальных подхода к разработке универсальной техники сельскохозяйственного назначения [1]: первый — разработка и создание тракторомобилей — малотоннажных транспортных средств сельскохозяйственного назначения с широкими функциональными возможностями [2, 3]; второй — разработка и создание автотракторов — малогабаритных универсальных машин, совмещающих в себе свойства и технические возможности автомобиля и трактора [1, 4].
Развитие конструкций малогабаритных многофункциональных транспорно-технологических машин является весьма перспективным направлением развития техники, так как универсальная машина обеспечивает выполнение ряда технологических операций, обычно выполняемых несколькими спецмашинами соответствующего назначения. При этом высвобождается несколько единиц подвижного состава спецмашин, совершенствуется технологическая схема работ, снижается трудоемкость производственных операций, сокращаются затраты на приобретение, содержание и эксплуатацию парка машин, а также суммарное время воздействия работающих машин на окружающую среду и человека. Применение таких автомобилей в АПК позволит нам увеличить работоспособность и уменьшить затраты на производство, но с применением такого вида техники требуется персональное обслуживание данной единицы.
Основной задачей технического обслуживания автомобиля является поддержание его в надлежащем внешнем виде и технически исправном состоянии. Основным отличием технического обслуживания от ремонта является то, что оно является профилактическим мероприятием. Что касается ремонта, то он выполняется при возникновении такой необходимости, т. е. когда явно обозначилась какая-либо неисправность или поломка, затрудняющая либо исключающая возможность эксплуатации транспортного средства. С увеличение модульных транспортных средств в сельском хозяйстве, а также в повседневной жизни позволит нам добиться не мало важных успехов, именно техническое обслуживание станет для нас очень малосущественной проблемой при наличии съёмных модулей, но разработки таких методов потребует немало усилий.
Литература:
- Войнаш С. А., Войнаш А. С. Анализ концептуальных подходов к решению проблемы механизации работ в крестьянских (фермерских) хозяйствах // Тракторы и сельхозмашины. — 2012. — № 3. — С. 51–55.
- Нечетов Ю.Тракторомобили // За рулем. — 2010. — № 4. — С. 194–200.
- Ситников В. Р., Жихарев В. Л., Войнаш А. С. Малогабаритные блочно-модульные машины // Тракторы и с.-х. машины. — 2011. — № 6. — С. 18–20.
- Войнаш С. А., Войнаш А. С., Жарикова Т. А. Пахотный агрегат на базе малогабаритного автотрактора // Тракторы и с.-х. машины. — 2012. — № 8. — С. 15–16.