В статье рассмотрены особенности корпоративного пенсионного страхования. Определены основные аспекты развития корпоративного пенсионного страхования, которые являются одной из приоритетных задач и входят составной частью в Стратегию долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации на период до 2030 г. Исследуется развитие корпоративного пенсионного страхования в зарубежных странах.
Ключевые слова: корпоративное страховая пенсия, Пенсионный фонд, дефицит, пенсионные накопления, негосударственное пенсионное обеспечение, страхование.
Начало становления системы корпоративного пенсионного страхования было положено еще в России постсоветского периода Указом Президента от 16 сентября 1992 г. №1077 «О негосударственных пенсионных фондах». Первые фонды, ныне представляющие собой крупнейшие негосударственные пенсионные фонды, создавались на предприятиях сектора нефти и газа, транспорта, энергетики. Они обеспечивали пенсионные накопления только для работников, занятых на данных производствах, но с течением времени первооткрыватели преобразовались в открытые негосударственные пенсионные фонды.
Корпоративное страхование является одним из видов негосударственного пенсионного обеспечения. Особенности корпоративной страховой пенсии состоят в том, что базисом ее формирования являются дополнительные страховые взносы, основанием для уплаты которых выступает трудовой, коллективный договор либо отраслевое тарифное соглашение.
Корпоративные пенсии несут в себе много плюсов не только для работников, но и для работодателей. Так, корпоративное пенсионное обеспечение позволяет компаниям уменьшить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на всю сумму дополнительных пенсионных взносов, но не более чем на 12 % от годового фонда оплаты труда [1]. В отношении решения кадровых задач предприятия в качестве преимущества использования программы корпоративного пенсионного страхования выступает, к примеру, обеспечение дополнительной мотивации сотрудников, а также привлечение высококвалифицированных сотрудников.
К плюсам в решении социальных задач следует отнести рост социального статуса предприятия, заботу о каждом отдельном работнике и создание сотрудникам дополнительного источника дохода. Работники пенсионного возраста смогут без опасения отправляться на заслуженный отдых, будучи уверены в том, что их ожидает достойный уровень пенсий.
В Российской Федерации развитие корпоративного пенсионного обеспечения является одной из главных задач и входит составной частью в Стратегию долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 г., которая предполагает создание трехуровневой модели пенсионной системы, включающей следующие элементы:
—обязательное страхование — формируется за счет страховых взносов работодателей и работников, должна обеспечивать коэффициент замещения не менее 40 %;
— частное страхование — формируется гражданами путем взносов в НПФ, страховую компанию или кредитную организацию, коэффициент замещения зарплаты этим видом пенсии должен составлять 5 %;
— корпоративное страхование — формируется за счет дополнительных страховых взносов, уплачиваемых на основании индивидуального трудового и/или коллективного договоров, либо отраслевого тарифного соглашения, планируемый коэффициент замещения составляет 15 % [2].
Необходимость развития Стратегии обусловлено экономическими и демографическими проблемами пенсионной системы, это, прежде всего старение населения, низкий уровень пенсий, дефицит Пенсионного фонда.
Существуют различные оценки по поводу текущего состояния системы пенсионного страхования. Так, А.К. Соловьев считает, что пенсионная система России в своем развитии прошла несколько этапов, однако реформы, проводимые для улучшения качества пенсионного обеспечения населения, не привели к желаемым результатам и по сей день остается еще ряд задач, которые требуют незамедлительного решения со стороны государства. Существуют две основные проблемы — прогрессивно растущий дефицит бюджета Пенсионного фонда России и крайне низкий коэффициент замещения. Обязательство по восполнению недостающих средств бюджета Пенсионного фонда России оказывает огромную нагрузку на федеральный бюджет и становится с каждым годом все существеннее [3].
Западные страны имеют более богатый опыт организации системы пенсионного страхования. Так, граждане Великобритании, Голландии, Бельгии, Швейцарии и Австралии, с одной стороны, имеют высокий уровень дохода, а с другой — размер их государственной пенсии невелик. Основной доход после выхода на заслуженный отдых у жителей этих стран образуется за счет корпоративных пенсий и частных накоплений. Причем практически везде государственная и корпоративная (частная) системы дополняют друг друга, усиливая социальную защиту пенсионеров [4].
Система корпоративного пенсионного обеспечения ФРГ строится на началах совместного финансирования корпоративного пенсионного фонда предприятия (из отчислений работодателя, вычетов из заработной платы работника) и государства.
Что же касается Франции, там формирование системы корпоративного пенсионного страхования является обязательным для всех предприятий. Эта система формируется как дополнение к существующей государственной системе социального страхования. Основными источниками для формирования корпоративного пенсионного фонда являются отчисления работников, пропорциональные их заработку [5].
В США также существует огромное количество корпоративных пенсионных программ и имеется тенденция к росту их числа. При этом данные программы строятся по двум схемам: либо с изначально определенным размером пенсии, либо без установления предварительного размера пенсии.
Во всех зарубежных государствах, имеющих большой опыт применения корпоративных систем пенсионного обеспечения, прослеживается тенденция к объединению последних с государственной системой социального обеспечения, к чему должна стремиться и наша страна.
Подводя итог, всему вышесказанному, можно сделать вывод:
— во-первых, корпоративное пенсионное страхование является необходимым дополнением к государственной пенсии, а для работодателей — это важный инструмент для мотивации и сохранения работников;
— во-вторых, пенсионное корпоративное страхование позволяет повысить престижность рабочих мест и сформировать образ компании как социально ответственного работодателя;
— в-третьих, развитие корпоративных пенсионных программ в российских компаниях позволит не только повысить управляемость социальной политикой в этих организациях, но и положительно отразится на социальной защищенности занятого населения и пенсионном обеспечении граждан страны в пожилом возрасте. По нашему мнению, со временем наличие корпоративной пенсионной программы станет для соискателей одним из главных факторов при выборе работодателя.
Литература:
- Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ// СЗ РФ.1998. Ст.255.
- Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2012 N 2524-р «Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации».
- Соловьев, А. К. Актуарный прогноз долгосрочного развития пенсионной системы России / А.К. Соловьев // Финансы. — 2012. — №5.
- Лесоква Ю. Г. Самовольная постройка как способ возникновения права собственности по законодательству Российской Федерации / Ю.Г. Лескова, Н.Д. Кобылинский // InternationalScientificandPracticalConference «Worldscience». — 2016. — Т. 3. — № 1 (5). — С. 52–54.
- Кобылинская С. В. Общепризнанные принципы и нормы международного права в системе права социального обеспечения / С.В. Кобылинская // Апробация. — 2014. — № 3. — С. 71–72