Данная статья посвящена проблемам развития дополнительного пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Рассматриваются возможности развития и урегулирования механизма работы дополнительного пенсионного обеспечения.
Ключевые слова: пенсионное обеспечение, дополнительное пенсионное обеспечение, негосударственный пенсионный фонд.
Пенсионное обеспечение является одним из важных аспектов социального обеспечения, т.к. затрагивает значительную часть населения. Успешное функционирование системы пенсионного обеспечения обеспечивает социальную стабильность в обществе. На данном этапе реформирования пенсионная система имеет много недочетов и пробелов. Вопрос об успешном функционировании пенсионной системы в современный период достаточно актуален. Пенсионное обеспечение состоит из государственного пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования и дополнительного пенсионного обеспечения. К сожалению, система государственного пенсионного обеспечения не в состоянии должным образом гарантировать населению соответствующий реальной жизни размер социального обеспечения. В связи с этим, дополнительное пенсионное обеспечение, как мера оптимизации социального обеспечения, призвана повысить уровень жизни населения, нуждающегося в поддержке государства. На данный момент механизм работы дополнительного пенсионного обеспечения не урегулирован достаточным образом, в том числе законодателем, что является огромным барьером на пути к повышению уровня жизни населения.
Дополнительное пенсионное обеспечение представляет собой добровольные взносы граждан в негосударственные пенсионные фонды. Государственная политика большинства стран мира направлена на расширение дополнительного пенсионного страхования, которое в России находится в стадии своего развития. Для выработки перспективных направлений развития негосударственного пенсионного страхования в России необходимо изучить опыт зарубежных стран, где именно негосударственные пенсионные системы предшествовали созданию государственных пенсионных систем и создавались главным образом предпринимателями, заинтересованными в том, чтобы удержать работников на своих предприятиях. В большинстве стран институциональную основу негосударственного пенсионного страхования представляют негосударственные пенсионные фонды и страховые компании. В таких странах, как Великобритания, США, Канада, Япония основой негосударственного пенсионного страхования выступают доверительные (трастовые) фонды. Интересно обратить внимание на то, что, скажем, в Германии существует пять видов дополнительного пенсионного обеспечения, финансируемых за счет частных средств и три вида, финансируемых с участием государственных средств. В России же дополнительное пенсионное обеспечение может быть организованной только одного вида — посредством негосударственного пенсионного фонда [1]. Согласно федеральному закону от 07.05.1998 N 75-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О негосударственных пенсионных фондах", негосударственный пенсионный фонд — организация, исключительной деятельностью которой является негосударственное пенсионное обеспечение, в том числе досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, и обязательное пенсионное страхование. Такая деятельность осуществляется фондом на основании лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию [2]. Албастова А.Р. в развитии системы негосударственного пенсионного обеспечения выделяет следующие цели, на которые опирается система [3]:
— на обеспечение достойных условий жизни граждан после выхода на пенсию путем перехода от распределительного к накопительному принципу формирования государственных пенсий;
— на инвестирование в экономику области пенсионных резервов и накоплений негосударственных пенсионных фондов и размещение их в надежные, реальные областные финансовые инструменты в соответствии с действующим законодательством;
— на информирование населения о ходе пенсионной реформы.
Несмотря на динамическое развитие системы негосударственного пенсионного обеспечения, существующие ограничения не позволяют в полной мере использовать потенциал данных компаний. Левченко Е.А. и Ажмуратова М.А выделяют следующие ограничения (проблемы) [4]:
— обеспечение сохранности пенсионных накоплений;
— ограничения на инвестирование средств пенсионных резервов;
— низкая вовлеченность населения в процесс перехода из государственной управляющей компании в негосударственные пенсионные фонды и частные управляющие компании;
— отсутствие юридических гарантий при нарушении НПФ и частными УК своих обязательств, в частности, по договору доверительного управления;
— низкая информированность населения о доходности и структуре
— инвестиционного портфеля [5].
Учитывая выше изложенное, необходимо сделать следующие выводы:
- следует создать механизм обеспечения гарантий сохранности пенсионных
накоплений;
- необходимо создать систему обязательного страхования пенсионных
накоплений;
- также следует отметить, что повышение финансовой грамотности граждан, активное распространение среди них информации, способствующей осознанию того, что добровольное дополнительное пенсионное страхование необходимо для достойного уровня пенсионного возмещения;
- необходимо создать на федеральном уровне единый центр, который регулировал бы деятельность НПФ.
На наш взгляд, данные меры поспособствуют развитию системы дополнительного пенсионного обеспечения, и урегулирует механизм его работы.
Литература:
- Лесоква Ю. Г. Самовольная постройка как способ возникновения права собственности по законодательству Российской Федерации / Ю.Г. Лескова, Н.Д. Кобылинский // InternationalScientificandPracticalConference «Worldscience». — 2016. — Т. 3. — № 1 (5). — С. 52–54.
- Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа.-URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18626/
- Албастова А.Р. Значение, состояние и перспективы развития негосударственного пенсионного обеспечения // Сибирский торгово-экономический журнал. — 2008. — №5.
- Левченко Е.А., Ажмуратова М.А. Финансовые аспекты системы дополнительного пенсионного страхования в России // Современные проблемы науки и образования. — 2013. — №6.
- Кобылинская С.В. Правовой анализ права социального обеспечения в Российской Федерации и Федеративной республике Германии / С.В. Кобылинская, А.С. Усенко // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. — 2015. — № 114. — С. 313–325.