Перспективы развития централизации сельскохозяйственного страхования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №6 (110) март-2 2016 г.

Дата публикации: 06.04.2016

Статья просмотрена: 120 раз

Библиографическое описание:

Власова, Н. И. Перспективы развития централизации сельскохозяйственного страхования / Н. И. Власова, Т. Г. Лазарева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6.5 (110.5). — С. 105-107. — URL: https://moluch.ru/archive/110/27489/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассматриваются перспективы создания единого объединения страховщиков, которое должно повысить прозрачность рынка сельскохозяйственного страхования с господдержкой и способствовать росту доверия потребителей страховых услуг.

Ключевые слова: сельскохозяйственное страхование, единое объединение страховщиков, государственная поддержка.

В настоящее время государство делает все для того, чтобы создать оптимальные условия для развития сельскохозяйственной отрасли и минимизировать возможные финансовые потери в случае чрезвычайных ситуаций, таких, как наводнения, пожары, болезни животных.

При наступлении опасных природных явлений, ущерб от которых составляет миллионы, а порой и миллиарды рублей, во всем мире используется такой инструмент защиты, как сельскохозяйственное страхование. Наличие страхового полиса позволяет сельхозпроизводителю вести стабильную деятельность, заранее прогнозировать доходы, не опасаясь природных катаклизмов.

По данным Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, в 2015 году в сельскохозяйственном страховании с господдержкой приняли участие 47 субъектов Федерации из восьми федеральных округов.

Было заключено 2,5 тыс. договоров страхования урожая с 2 099 аграрными хозяйствами, на условиях господдержки было застраховано 5,8 млн. га посевов, что составляет 7,8 % от общих посевных площадей РФ. По итогам 2014 года показатель охвата застрахованных площадей в России достигал почти 18 % от площади посевов, охват поголовья сельскохозяйственных животных страхованием — 17 % условных голов.

Тенденция снижения объемов страхования рисков сельскохозяйственного производства, отмечаемая в последние годы, теперь, можно сказать, «признана» официально. В соответствии с утвержденным Правительством планом выполнения Госпрограммы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия на период 2015–2017 гг. показатели в части страхования сельскохозяйственных рисков будут считаться достигнутыми, если удельный вес застрахованных посевных площадей в общей посевной (посадочной) площади в 2015-м, 2016-м и 2017 гг. составит 12,5 %, а доля застрахованного поголовья (условных голов) в общем поголовье сельскохозяйственных животных в каждом году достигнет 10 %. Новые плановые показатели на треть ниже итогов 2014 года и весьма далеки от декларировавшихся ранее 40 % охвата посевных площадей. Официальное объяснение — нестабильная экономическая ситуация и «чистка» рынка сельскохозяйственных страховщиков от недобросовестных участников.

Однако существует и иная точка зрения на причины кризисной ситуации, сложившейся в сфере страхования рисков отечественного АПК.

Эти причины разделяют как агростраховщики, так и ряд отраслевых союзов. Проблема кроется в самой концепции ныне действующей модели страхования сельскохозяйственных рисков и механизме ее реализации, «благодаря» которым основная часть страхователей лишается страховых выплат вообще, а остальные могут получить возмещение лишь в урезанном размере, иначе говоря — в несоответствии модели страхования интересам страхователей и необходимости разработки продукта, удобного для всех заинтересованных сторон.

На сегодняшний день способом разрешения кризисного положения на агростраховом поле выбрана централизация сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой. Банк России согласовал приобретение с 1 января 2016 года Национальным союзом агростраховщиков (НСА) статуса единого общероссийского объединения страховщиков, осуществляющих сельскохозяйственное страхование с государственной поддержкой. Соответствующее решение принято по итогам оценки деятельности двух объединений страховщиков, действующих на этом рынке, — Ассоциации «Единое объединение агропромышленных страховщиков «Агропромстрах» и Союза «Единое объединение страховщиков агропромышленного комплекса — Национальный союз агростраховщиков».

Создание единого общероссийского объединения агростраховщиков, работающих с господдержкой, — требование Федерального закона от 25.07.2011 N 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства».

С 1 января 2016 года не имеющие членства в новом объединении страховщики не смогут проводить операции по страхованию сельскохозяйственных рисков с привлечением средств госсубсидий.

Переходный период займет несколько месяцев и полностью завершиться до начала весенней посевной. НСА готов принять в свои ряды всех агростраховщиков, предоставляющих реальную страховую защиту аграриям и готовых исполнять закон. Страховые организации, осуществляющие этот вид страхования и планирующие вступить в объединение страховщиков, уведомляют о своем намерении Банк России до 1 марта.

При этом страховщики не смогут осуществить данный переход, если у них имелась задолженность по уплате взносов в фонд компенсационных выплат перед своим объединением. Компании, не вступившие в единое общероссийское объединение страховщиков, осуществляющих сельскохозяйственное страхование с государственной поддержкой, не смогут заключать договоры данного страхования с аграриями [1, c. 113].

Образование единого объединения позволит существенно повысить гарантии защиты интересов сельхозпроизводителей, претендующих на страховое возмещение. Не секрет, что аграрное страхование, особенно страхование посевов, дело сложное и высокорисковое. Но нередко у страховщиков, берущихся сотрудничать с аграриями, нет «подушек безопасности», запаса прочности, что может привести к недостаточности средств для страховых выплат и как следствие — к уходу с рынка. Компенсационный фонд, формируемый единым объединением, поможет обеспечить обязательность выплат страховых возмещений аграриям, застраховавшим свои риски, даже в самом «черном» случае — в случае банкротства компании-участника объединения. Также централизация системы должна позволить в 2016 году очистить рынок сельскохозяйственного страхования от «теневых схем».

Но здесь может возникнуть и другая проблема. Уход компаний-«схемщиков» неминуемо обнажит ряд локальных рынков сельскохозяйственного страхования, и перед частью регионов встанет вопрос дальнейшего развития системы сельскохозяйственного страхования с господдержкой.

Кроме того, сегодня 64 % рынка сельскохозяйственного страхования с господдержкой приходятся на 10 регионов с самыми благоприятными условиями для земледелия. Аграрии же в регионах с высокой частотой наступления катастрофических убытков не только имеют намного меньше свободных средств, чтобы оплатить страхование, но и нередко просто не имеют возможности застраховать свои риски, поскольку страховщики неохотно работают в таких регионах. Решение этой задачи, как считают представители НСА, следует начинать с оценки рисков, которым подвергается сельское хозяйство каждого региона, и продолжать диверсификацией системы с учетом региональных особенностей, с выработкой особых региональных программ, делающих сельскохозяйственное страхование с государственной поддержкой доступным и удобным инструментом обеспечения финансовой стабильности агропредприятий.

Кроме того, в Союзе рассчитывают, что переход к единому объединению повысит интерес к сельскохозяйственному страхованию и приведет к выходу на рынок новых участников.

Важным моментом является также создание единой базы статистических данных. Страховщики смогут оперативно осуществлять расчет страховых тарифов и готовить предложения по ставкам для расчета размера субсидий для представления в Минсельхоз России.

Значимым является установление единых стандартов сельскохозяйственного страхования. Первый стандарт будет касаться ключевых требований к заключаемым договорам страхования. Они должны быть понятны для пользователя. Второй стандарт должен касаться правил профессиональной деятельности, в том числе определять порядок приема новых членов, их финансовой дисциплины, исключения из объединения. Исполнение единых стандартов будет обязательным для входящих в объединение страховщиков [2, c. 42].

Кроме того, предусмотренная законом возможность использования части инвестиционного дохода от размещения средств фонда компенсационных выплат позволит всерьез заняться разработкой актуальных агростраховых программ — например, созданием официальной системы критериев опасных явлений, отвечающей современному уровню агротехнологий в сельском хозяйстве и учитывающей региональные особенности, нормативов использования космического мониторинга во избежание постоянных споров (в том числе и судебных) страховщиков со страхователями и т. д.

Таким образом, стандартизация системы позволит развивать сельскохозяйственное страхование с государственной поддержкой в сторону максимального улучшения качества услуг и удовлетворения запросов всех заинтересованных сторон в получении надежной страховой защиты на всей территории страны.

Литература:

1. Власова, Н. И. Организация системы мониторинга по операциям страхования сельскохозяйственных культур // Современная экономика: проблемы, пути решения, перспективы: материалы научно — практической конференции. Кинель: РИЦ СГСХА. — 2015. — С. 111–115.

2. Лазарева, Т. Г. Совершенствование учета и контроля договорных отношений как основа успешного функционирования экономических субъектов // Известия Самарской ГСХА. — Кинель: РИЦ СГСХА, 2015. — № 2 — с. 38–43.

Основные термины (генерируются автоматически): сельскохозяйственного страхования, сельскохозяйственное страхование, объединение страховщиков, государственной поддержкой, страхования сельскохозяйственных, рынка сельскохозяйственного страхования, страхования сельскохозяйственных рисков, объединения страховщиков, страхования рисков, страхования рисков сельскохозяйственного, посевных площадей, централизации сельскохозяйственного страхования, централизация сельскохозяйственного страхования, единого объединения страховщиков, модели страхования, единого общероссийского объединения, сфере сельскохозяйственного страхования, единое объединение страховщиков, системы сельскохозяйственного страхования, рынок сельскохозяйственного страхования.


Ключевые слова

государственная поддержка, сельскохозяйственное страхование, единое объединение страховщиков

Похожие статьи

Государственно-частное партнерство в сфере здравоохранения

Актуальность статьи обусловлена необходимостью привлечения денежных средств в систему здравоохранения. Целью статьи является исследование особенностей государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения. На основе анализа статистических данны...

Опыт формирования Европейского страхового рынка

Статья посвящена изучению опыта формирования и функционирования Европейского страхового рынка. Авторами выявлены особенности регулирования и саморегулирования страховых рынков стран Европейского союза, рассмотрены основные формы регулирования в данны...

Модель государственно-частного партнерства как средство привлечения ресурсов в жилищное строительство в Республике Беларусь

Внедрение механизма государственно-частного партнерства при финансировании жилищного строительства позволяет достичь баланса интересов на основе объединения ресурсов участников проекта с учетом их интересов и рисков.

Перспективные направления рынка страхования в России

В данной работе раскрыты перспективные направления рынка страхования в России, которые способствуют улучшению механизмов регулирования и расширенному воспроизводству финансово-экономического потенциала рынка страхования.

Государственная поддержка фермерства в рамках федеральных проектов

Статья посвящена изучению государственной поддержки фермерства в рамках федеральных проектов в РФ. Были определены основные недостатки и проблемы реализации федеральных проектов. Также определены и предложены основные направления совершенствования Фе...

Особенности развития рынка лизинга в Узбекистане

В данной статье рассмотрены общие теоретические положения лизинговых операций, подробно проведен анализ состояния рынка лизинговых услуг в Узбекистане и выявлены особенности развития лизинговых операций, даны рекомендации по выбору источника финансир...

Роль государства в развитии частного предпринимательства

Анализируются благоприятные условия развития малого и среднего предпринимательства в России на современном этапе развития. Государственные органы должны учитывать особенности сложившейся в настоящий момент социально-экономической ситуации функциониро...

Современные тенденции участия банков в продаже страховых продуктов

Статья посвящена вопросу развития в России банкострахования перспективного вида современной деятельности банков и страховых компаний, изучение теоретических аспектов организации данного процесса. Выявлен и обоснован механизм банкострахования и взаимо...

Управление ценообразованием в сфере жилищного строительства в Калужской области

В статье рассматривается управление ценообразованием жилищного строительства в Калужской области. Проанализировав существующие подходы к усовершенствованию ценообразования в регионе, и получив выводы о необходимости детального формирования данного пр...

Оценка рисков предприятия при осуществлении международного лизингового контракта

В статье исследуются понятие, виды и методы оценки рисков предприятия при осуществлении международного лизингового контракта. Путем анализа документальных источников и результатов собственных исследований определен комплекс мер, направленных на оценк...

Похожие статьи

Государственно-частное партнерство в сфере здравоохранения

Актуальность статьи обусловлена необходимостью привлечения денежных средств в систему здравоохранения. Целью статьи является исследование особенностей государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения. На основе анализа статистических данны...

Опыт формирования Европейского страхового рынка

Статья посвящена изучению опыта формирования и функционирования Европейского страхового рынка. Авторами выявлены особенности регулирования и саморегулирования страховых рынков стран Европейского союза, рассмотрены основные формы регулирования в данны...

Модель государственно-частного партнерства как средство привлечения ресурсов в жилищное строительство в Республике Беларусь

Внедрение механизма государственно-частного партнерства при финансировании жилищного строительства позволяет достичь баланса интересов на основе объединения ресурсов участников проекта с учетом их интересов и рисков.

Перспективные направления рынка страхования в России

В данной работе раскрыты перспективные направления рынка страхования в России, которые способствуют улучшению механизмов регулирования и расширенному воспроизводству финансово-экономического потенциала рынка страхования.

Государственная поддержка фермерства в рамках федеральных проектов

Статья посвящена изучению государственной поддержки фермерства в рамках федеральных проектов в РФ. Были определены основные недостатки и проблемы реализации федеральных проектов. Также определены и предложены основные направления совершенствования Фе...

Особенности развития рынка лизинга в Узбекистане

В данной статье рассмотрены общие теоретические положения лизинговых операций, подробно проведен анализ состояния рынка лизинговых услуг в Узбекистане и выявлены особенности развития лизинговых операций, даны рекомендации по выбору источника финансир...

Роль государства в развитии частного предпринимательства

Анализируются благоприятные условия развития малого и среднего предпринимательства в России на современном этапе развития. Государственные органы должны учитывать особенности сложившейся в настоящий момент социально-экономической ситуации функциониро...

Современные тенденции участия банков в продаже страховых продуктов

Статья посвящена вопросу развития в России банкострахования перспективного вида современной деятельности банков и страховых компаний, изучение теоретических аспектов организации данного процесса. Выявлен и обоснован механизм банкострахования и взаимо...

Управление ценообразованием в сфере жилищного строительства в Калужской области

В статье рассматривается управление ценообразованием жилищного строительства в Калужской области. Проанализировав существующие подходы к усовершенствованию ценообразования в регионе, и получив выводы о необходимости детального формирования данного пр...

Оценка рисков предприятия при осуществлении международного лизингового контракта

В статье исследуются понятие, виды и методы оценки рисков предприятия при осуществлении международного лизингового контракта. Путем анализа документальных источников и результатов собственных исследований определен комплекс мер, направленных на оценк...

Задать вопрос