В статье анализируется положение лиц, инфицированных ВИЧ/СПИДом, в трудовой сфере на основе законодательства Российской Федерации и международных актов. Затронуты наиболее острые проблемы, а также пути их преодоления.
Ключевые слова: трудовые права,ВИЧ/СПИД-инфицированные.
Безопасность и экономическое развитие РФ во многом зависят от состояния здоровья трудоспособного населения государства. Глобальное и повсеместное распространение вируса иммунного дефицита (ВИЧ), вызывающего развитие смертельно опасного синдрома приобретенного иммунного дефицита (СПИД) представляет угрозу не только для самого человека, но и отражается на благополучии экономики страны, системе российского здравоохранения в целом. С 2007 года рост числа инфицированных в России неожиданно возобновился. А уже в 2015 году было зарегистрировано 41707 человек с диагнозом «вирус иммунодефицита человека» — это гораздо больше, чем в прошлом году [1]. Этот далеко не утешительный факт и обусловливает важность и актуальность данного исследования.
Неоднократно проводимые социологические опросы подтверждают наличие факта дискриминации больных ВИЧ/СПИДом и членов их семей, незаконного лишения культурных, социально-экономических прав, в числе которых право на труд.
Международный правовой акт, непосредственно имеющий отношение к вопросам о трудоспособности ВИЧ/СПИД-инфицированных, — Рекомендация 200 МОТ о ВИЧ/СПИДе в сфере труда. Наиболее важными и в то же время основополагающими положениями данного документа являются следующие:
— недопущение никакой дискриминации в отношении работников, особенно лиц, ищущих работу, на основе их статуса ВИЧ-инфицированных;
— их семьям должна быть обеспечена неприкосновенность их частной жизни;
— отсутствие требования сдачи анализа на ВИЧ от работников [2].
Уже более 20 государств приняли законодательство, регулирующее трудовые отношения и социальное обеспечение в связи с ВИЧ/СПИДом. В частности, в Намибии был принят Государственный кодекс по ВИЧ/СПИДу и трудовым отношениям, в ЮАР Закон о равенстве в трудовых отношениях [3].
Основополагающим нормативным правовым актом в этой сфере в РФ является Федеральный закон от 30.03.1995 №38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекцией)». Именно в этом нормативном правовом акте нашли свое отражение конституционные гарантии, связанные с запретом на дискриминацию, правом на труд, социальной поддержкой ВИЧ-инфицированных и членов их семей.
Зачастую на практике происходит подмена терминов ВИЧ и СПИД. ВИЧ — это вирус иммунодефицита человека, разрушающий клетки крови, которые защищают организм от болезней. А СПИД — это болезнь, развивающаяся вследствие крайнего ослабления иммунной системы организма, после чего происходит утрата сопротивляемости к любым инфекциям. Данное разграничение понятий необходимо для правильной медицинской классификации развития заболевания. Лица, больные СПИДом, а это 3–5 стадия ВИЧ, признаются инвалидами. В случае получения трудовой рекомендации такой гражданин имеет право на ряд льгот, которые предусмотрены Трудовым кодексом РФ, а также Федеральным законом от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», а именно трудоустройство в счет квоты, сокращенное рабочее время, дополнительный оплачиваемый отпуск.
Достаточно дискуссионный вопрос носит положение части 3 статьи 9 ФЗ-38, где указано, что «работники отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проходят обязательное медицинское освидетельствование для выявления ВИЧ-инфекции при проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров» [4]. Речь идет о Постановление Правительства от 4.09.1995 №877 "Об утверждении перечня работников отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, которые проходят обязательное медицинское освидетельствование для выявления ВИЧ-инфекции при проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров" [5]. Данная норма отчетливо показывает, как может сочетаться полный запрет дискриминации, предусмотренный ст. 3 ТК РФ, с нормой, допускающей отступление от конституционной гарантии, закрепленной в трудовом законодательстве.
К сожалению, население РФ не владеет необходимыми знаниями о ВИЧ/СПИДе. На фоне этого у широких слоев населения развивается негативное и осуждающее отношение к ВИЧ-инфицированным, что порождает повышенную защиту персональных данных работников.
Потому представляется целесообразным дополнить ст. 86 ТК РФ указанием на то, что любая информация о состоянии здоровья, лечении пациента составляет врачебную тайну.
Возвращаясь к вопросу зарубежного опыта в сфере труда, регулирующего положение лиц, инфицированных ВИЧ, следует отметить пример Китая. Так, законом Китая о дискриминации инвалидов 1995 года введен запрет увольнения работодателем работника по причине наличия у последнего ВИЧ/СПИДа. Кроме этого, работодатель обязан так организовать рабочее пространство работника, чтобы максимально помочь ему с выполнением его трудовой функции. В данном случае работодатель является не пассивным наблюдателем, а активным помощником государства в его реализации искоренения дискриминации в отношении ВИЧ-инфицированных. Более того, в обязанности работодателя входит пресечение различного рода притеснений со стороны трудового коллектива по отношению к названной категории работников. Таким образом, необходимо отметить положительный опыт зарубежного законодательства в этом вопросе и учитывать его при реализации законодательных инициатив [6].
В настоящее время Россия и все мировое сообщество активно борется с эпидемиями и инфекциями, которые подрывают здоровье населения и сокращают ее численность. Но ВИЧ/СПИД, являясь коварным заболеванием современности, продолжает существовать, убивая повсеместно. Нельзя не отметить тот факт, что болезнь снижает качество трудовой функции, влияющей на качество рабочей силы. Все это приводит к дестабилизации обстановки в стране, ведь некогда здоровое население теряет трудоспособность, а значит переходит в разряд иждивенцев. Потому грамотная политика государства, направленная на информационное просвещение населения, зарубежный опыт и активная законодательная работа должны привести к эффективному регулированию трудовых прав ВИЧ-инфицированных работников.
Литература:
- ВИЧ. Новая волна: Как кризис и импортозамещение возвращают вирус в Россию // Meduza. URL: https://meduza.io/feature/2015/09/04/vich-novaya-volna (дата обращения: 13.03.2016).
- Беребина Т.Ю., Козлова В.Ю. Международные акты, регулирующие право на труд людей, живущих с ВИЧ-инфекцией // Учебное пособие по материалам круглого стола, проведенного кафедрой трудового права и права социального обеспечения. — Оренбург:, 2013. — С. 19–20.
- Шнейдерова Е.П. Правовое регулирование труда лиц, инфицированных ВИЧ/СПИДом (международный и сравнительный аспекты) // "Кадровик. Трудовое право для кадровика«. — 2007. — №1.
- Федеральный закон от 30.03.1995 N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)"// КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа.-URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6222/a2a9ecb4f72618d67758c900ef79ff05d5e8f0f4/
- Постановление Правительства РФ от 4.09.1995 №887 "Об утверждении Перечня работников отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, которые проходят обязательное медицинское освидетельствование для выявления ВИЧ-инфекции при проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров" // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа.-URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7693/
- Кобылинская С.В. К вопросу о понятие права на достойную жизнь в современном российском законодательстве / С.В. Кобылинская, Н.Д. Кобылинский // Актуальные проблемы юридической науки: теория и практика. Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции. — 2014. — С. 11–13.