В статье рассматриваются вопросы обеспечения экологической безопасности, являющейся составной частью национальной безопасности государства, которые приобретают в России, как и во всем мире, все более острый характер. Затронуты наиболее острые проблемы, а также пути их преодоления.
Ключевые слова: экологическая ситуация, экологическая безопасность,загрязнение окружающей среды.
В результате развития общества с каждым годом увеличивается его влияние на окружающую среду. Воздействие людей на природу проявляется в процессе и вследствие удовлетворения человеком своих потребностей. Потребительское отношение общества к природе и ее ресурсам было господствующим, торжествовала веками, особенно начиная со стадии капиталистического развития общества. Природа воспринимается как кладовая, из которой должны извлекаться ресурсы для развития материального производства и создания богатства общества.
На современном этапе, когда потребительское отношение к природе не только в нашей стране, но и в мире вызывает особое опасение, господство человека над природой демонстрируется особенно, очень актуально выражение И. В. Мичурина: Нам не надо ждать милостей от природы. Взять их у нее — наша задача. «На наш век хватит, после нас хоть потоп – вот лозунги, которые характеризуют основные стороны рассматриваемой концепции, под которыми к сожалению осуществлялось и осуществляется решение многих программ экономического развития» [1].
Одна из современных, наиболее распространенных и перспективных концепций взаимодействия общества и природы. Устойчивое развитие — удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности, т. е. экологически обоснованное социальное и экономическое развитие.
Концепция устойчивого развития находит свое отражение в российском законодательстве об окружающей среде. Так, Указ Президента РФ от 04.02.1994 № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» предусматривает, что основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти РФ ее субъектов, органов местного самоуправления, предпринимателей и общественных объединений по обеспечению комплексного решения проблем сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды являются основные положения государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития [2].
В последние десятилетия Россия относится к странам мира с наихудшей экологической ситуацией. Острейшей экологической проблемой в современной Российской Федерации остается загрязнение окружающей среды. Экологическое состояние окружающей природной среды определяется, прежде всего, особенностями проводимой экономической политики и применяемых способов природопользования, технологическим уровнем производства и степенью зрелости природоохранной правой нормативной базы. Вопросы обеспечения экологической безопасности, являющейся составной частью национальной безопасности государства, приобретают в России, как и во всем мире, все более острый характер. Стратегическими целями являются сохранение окружающей природной среды и обеспечение ее защиты, а также ликвидация экологических последствий хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности. Соблюдение же законов в области экологии должно стать нормой поведения людей [3].
Мы считаем, что Россия нуждается в разработке долгосрочной экологической политики, основанной на придании большей ценности природным ресурсам, полноценном финансировании реабилитационных мероприятий, совершенствовании системы органов государственного управления природопользованием и охраны среды, повышении ответственности лиц, принимающих решения, природопользователей и субъектов хозяйствования за экологические правонарушения, привлечении регионов, муниципалитетов и общественности к решению экологических проблем.
Главным препятствием для решения экологических проблем России является отсутствие политической воли у всех трех ветвей власти, распространенность экологического нигилизма и авантюризма среди лиц, принимающих решения. Чтобы обеспечить экологическое просветление и переход к экологизации политики, деятельность правительственных чиновников следует поставить под эффективный контроль — общество должно получать своевременную, полную и точную информацию о состоянии окружающей среды, о влиянии загрязнений на человека и природу и о том, что делает власть для улучшения экологического состояния страны.
Мы полагаем, что экологизация политики положительно скажется на развитии всего российского общества, что позволит активизировать взаимодействие в экологической сфере, будет способствовать организации межгосударственной эколого-информационной системы, совершенствованию регулирования природопользования в интересах нынешнего и будущих поколений [4].
Литература:
- Презент И. И.В содружестве с природой: И. В. Мичурин и его учение. М.-Л.; Огиз — Сельхозгиз, 1948. 190 с.
- Указ Президента РФ от 04.02.1994 № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития»// КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа.URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3079/2011a123b16a58aa919bb52261df7e3ee94ca6e3/
- Глушко О. А. Экологический кризис и правовые проблемы его преодоления/ О. А. Глушко// Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2013. № 91. С. 1812–1822.
- Глушко О. А. Место и роль экологической безопасности в системе безопасности общества/ О. А. Глушко// В сборнике: Научный прогресс: достижения и цели. материалы VI (XLVI) Международной научно-практической конференции по философским, филологическим, юридическим, педагогическим, экономическим, психологическим, социологическим и политическим наукам. г. Горловка, Украина, 2014. С. 62–64.