В данной статье исследуются основные аспекты правового регулирования использования земель сельскохозяйственного назначения, рассматриваются некоторые особенности сохранения земельно-ресурсного потенциала сельского хозяйства, причины ухудшение состояния и снижение плодородия почв, а также сокращение площади сельскохозяйственных угодий.
Ключевые слова: земля, земельные ресурсы, земельные участки сельскохозяйственного назначения.
Общественные отношения, возникающие в сфере использования земель, в Российской Федерации направлены на разумное использование земельных ресурсов, защиту прав субъектов земельных отношений.Но, как и в любой стране, в России также наблюдается нарушение законодательства, что в свою очередь приводит к неблагоприятным последствиям.Для обеспечения правомерного использования земель, для воздействия на земельные отношения должен быть налажен весь механизм юридической ответственности, как гарант улучшения состояния земель, в том числе и сельскохозяйственных и в целом земельного правопорядка.
Гражданско-правовая ответственность является одной из самых действенных средств в достижении целесообразного соотношения интересов имущественного характера землепользователей и государства. Наказание за земельное правонарушение не является основной целью, главное в санкции это исполнение обязанностей [1, С.25]. Гражданское законодательство тесно взаимосвязано с земельным в сфере контроля использования и охраны земельных участков, например в ГК РФ содержатся нормы триады правомочий земельными участками в той мере, какой допустимо законами о земле и других природных ресурсов (ст. 3, 129, 209 ГК РФ).
Неоднозначное понимание нормативных актов в сфере земельного законодательства затрудняет привлечение к юридической ответственности, сами проблемы чаще всего возникают на стадии обнаружения правонарушения, его детализации. Отсутствие указания государственными кадастрами информации о принадлежности земельного участка к соответствующей категории земель, недоказанность факта случившегося правонарушения, либо причастности юридического или физического лица к совершению административного правонарушения, являются основными причинами прекращения судами производства по данным делам.
В земельном законодательстве также прослеживаются недостатки и пробелы, препятствующие к привлечению к ответственности. Право собственности и иные права на землю могут быть прекращены в принудительном порядке, если земельный участок используется не по назначению, либо не используется для поставленной цели в течении трех лет, если более длительный срок не установлен законом ( ст. 284, ст. 285 ГК РФ, ст. 45, ст. 46 ЗК РФ) [2, С.67]. В ст. 8.8 КоАП РФ устанавливается административное наказание за использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначении.Если рассматривать практику применения данной статьи, то выявляются противоречия между законодательством о кадастре недвижимости и юридической ответственности. Так как зачастую кадастровые документы не содержат информации о категории земель, либо в содержании имеются ошибки, то привлечение к ответственности за вышесказанные правонарушения становится невозможным. Таким образом, даже с виду, работающем механизме ответственности за использование земельного участка без учета его принадлежности к определенной категории, фактически законодатель допускает образование земельного участка без четко установленной категории. Вблизи крупных городов неиспользование земельных участков сельскохозяйственного назначения имеет большее распространение, так как собственники ожидают роста цен на землю. А. А. Незнамова говорила, что минимальная цена установленная государством на продаваемый земельный участок не ниже его кадастровой стоимости достаточно для публично устанавливаемых параметров регулирования купли-продажи объектов недвижимости [3, С. 183].
На данный момент в государственном кадастре недвижимости в большинстве своем отсутствуют сведения о состоянии земель, например его плодородии. Государственный земельный инспектор, для установления данных критериев, должен владеть информацией о предыдущих показателях плодородия и только потом сравнить их с нынешними показателями, а определить эти критерии невозможно, так как в настоящее время специальные обследования земель не проводятся. Из сведений государственного кадастра недвижимости можно частично получить информацию о состоянии земель, нарушенных техногенными воздействиями, естественно состав данных сведений должен быть дополнен, например, из различных информационных ресурсов, таких как лаборатория Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, которая проводит различные анализы почв для своих целей. Вся информация по определенному земельному участку вносится в акт государственного органа исполнительной власти, что является основанием для возмещения убытков участникам земельных правоотношений.
В понятии ущерба, с точки зрения земельного права, имеются особенности. Существует два вида ущерба, вызванного нарушением земельного законодательства: экологический и экономический. Первый приобретает выражение в форме порчи земель, в следствии чего происходит потеря полезных свойств. Данные убытки подлежат компенсации в размере исчисляемых такс и методик, либо по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния. В соответствии с нормами ГК РФ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 года № 262 экономический ущерб заключается в ограничении права пользования землей, в упущенной выгоде и подлежит возмещению в полном объеме.
На данный момент российское законодательство работает над повышением использования земель сельскохозяйственного назначения. К примеру, установлен повышенный коэффициент по уплате земельного налога, штраф за неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, из-за чего собственникам земель становится затруднительно не использовать земельный участок. Но собственник должен не просто использовать земельный участок по целевому назначению, а использовать его ещё и эффективно, со стороны законодательства мы не наблюдаем принимаемых мер для этого. Производство сельскохозяйственной продукции не должно быть убыточным. Нужно создавать благоприятные условия для фермеров, давать дорогу на рынки сбыта.
Поэтому, чтобы у участников земельных отношений, а именно у собственников было осознание, какие правовые действия им выгодны, а какие нет, в настоящее время требуется усилить в большей степени экономические методы, задевающие имущественные интересы землепользователей.
Литература:
- Гринь Е.А. Понятие принудительного прекращения прав на земельные участки и классификация его оснований. // Уникальные исследования XXI века. 2015. № 1 (1).
- Гринь Е.А. Принудительное изъятие земельного участка вследствие его ненадлежащего использования. // Власть Закона. 2013. № 1 (13)
- Незнамова А.А. Особенности договора купли-продажи земельных участков // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2014. № 5.