В статье рассмотрены особенности гражданско-правового режима земельных участков из состава земель промышленности, которые непосредственно предназначены для нужд производства. Особое внимание уделено выявлению недостатков действующего земельного законодательства и разработке предложений по их устранению.
Ключевые слова: гражданско-правовой режим, земельный участок, земли промышленности и иного специального назначения.
Изменения стратегии экономической политики, направленные на уменьшение импорта и развитие собственного промышленного производства предопределяют необходимость совершенствования законодательства, являющегося правовой основой обеспечения его эффективности. Такое совершенствование должно идти по нескольким направлениям правового регулирования, как в сфере налоговых и гражданских правоотношений, так и земельных отношений, связанных с использованием земельных участков, необходимых для нужд промышленного производства. Как отмечает Э. А. Гряда, «…эффективность применения норм права должна обеспечиваться наличием их внутренней согласованности в тексте нормативного акта, в том числе с позиции соотношения с нормами других отраслей права [2, с.111]». Политика российского государства, направленная на импортозамещение, должна предусматривать более гибкий подход к правовым нормам, регламентирующим гражданско-правовой режим земельных участков из состава земель промышленности и иного специального назначения. Учитывая снижение показателя валового внутреннего продукта (ВВП), снижение платежеспособности населения Российской Федерации, дефицит государственного бюджета, грамотная внутренняя политика государства в части определения правовых основ гражданско-правового режима земель промышленности может стать прочной опорой на долгие годы в части развития промышленности России при общем уменьшении потока иностранных инвестиций и импорта.
В статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации перечислены категории земель [4]. Данным нормативным актом установлены и виды земель промышленности, куда входя земли, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли специального назначения. Вместе с этим в пункте 3 статьи 87 ЗК РФ указано, что земли промышленности и земли иного специального назначения в зависимости от специфики задач, для решения которых они используются или предназначены, классифицируются на (состав земель промышленности): земли собственно промышленности; земли энергетики; земли транспорта; земли связи, радиовещания, телевидения, информатики; земли для обеспечения космической деятельности; земли обороны и безопасности; земли иного специального назначения.
То есть земли промышленности и земли иного специального назначения включают в себя собственно земли промышленности (для различных отраслей производства), и земли, не предназначенные собственно для производственных целей. Это подтверждается абзацем вторым статьи 87 ЗК РФ, в котором сказано, что земли промышленности и иного специального назначения составляют самостоятельную категорию земель.
Исходя из статьи 87 ЗК РФ земли промышленности представляют собой земельные участки, используемые для несельскохозяйственных целей[5, с.3]. Основным дифференцирующим фактором категорий земель промышленности является цель, для которой они используются: строительство объектов недвижимости — зданий и сооружений — для эксплуатации в производственных целях. Еще одним фактором служит расположение земель промышленности за пределами границы населенных пунктов (городских и сельских поселений).
В качестве основных составляющих гражданско-правового режима земель промышленности можно назвать назначение и вид разрешенного использования, предусмотренные законодательством, особые права и обязанности субъектов прав на земельные участки из их состава, а также оборотоспособность рассматриваемого объекта гражданских прав.
Однако анализ содержания нормативных правовых актов, определяющих гражданско-правовой режим земельных участков из состава земель промышленности, позволяет выявить некоторые правовые проблемы, устранение которых, на наш взгляд, положительно повлияет на развитие промышленного производства.
Во-первых, нормы, определяющие правовой режим земельных участков из состава земель промышленности и иного специального назначения не являются кодифицированными и содержатся в огромном количестве нормативных правовых актов. дифференцировано регулирующих отношения в сфере недропользования, пользования автомобильными и железными дорогами, связи, информатики и другие. Не оспаривая положительный опыт специального правового регулирования отношений, связанных с осуществлением отдельных видов промышленной и иной специальной деятельности, все же считаем, что некоторые общие черты их правового режима могут найти свое отражение в тексте ЗК РФ.
Во-вторых, на сегодняшний день существующая редакция ЗК РФ защищает интересы крупных частных собственников земельных участков, что не соответствует политике государства по поддержке малого предпринимательства и защите интересов малого и среднего бизнеса, борьбой с монополиями. Например, в ЗК РФ отсутствуют нормы, согласно которым земельные участки из состава земель промышленности предоставлялись бы на определенных условиях без проведения торгов.
В-третьих, проблемой является отсутствие в Гражданском кодексе Российской Федерации [1] специальных вещных прав, которые могли бы приобретаться субъектами земельных отношений для организации производственной деятельности. В настоящее время для начала производственной деятельности необходим довольно крупный стартовый капитал в зависимости от специфики производства. Высокие ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, а также за использование на правах аренды нежилых зданий и строений во многом предопределяют предпочтения субъектов предпринимательской деятельности на занятие торговой деятельностью, чем производственной. Кроме того, целесообразным являлось бы законодательное определение в некоторых случаях так называемых «иных моментов возникновения права [3, с.73]», например, при вводе в эксплуатацию отдельных объектов промышленного производства.
В-четвертых, исходя из существующего законодательства категория земель промышленности сформирована не по целевому назначению, а по остаточному принципу, т. е. «все, что не вошло в иные категории, но требует отдельного упоминания в законе» [6, с.29]. Отсутствие однозначного определения земель промышленности как отдельной категории порождает сдвиг городской черты (урбанизация) в зону расширения, увеличение количества земель под строительство жилых домов в пределах городской черты, при одновременном отсутствии реального производства и рабочих мест. Решение проблем гражданско-правового режима земель промышленности в части определения категорий земель промышленности предлагается на основе обоснованной дифференциации по определенным признакам (принципам).
Таким образом, земли промышленности имеют свои характеристики и некоторые особенности, которые отличают их от земель других категорий. Категория земель промышленности — наиболее развернутая категория земель, в которую входят собственно земли промышленности (предназначенные для производственных целей) и земли наиболее приоритетных, стратегически важных отраслей (энергетика, космическая отрасль, оборона и безопасность).
Решение проблем правового регулирования гражданско-правового режима земель промышленности, которые приобрели в последнее время большую значимость, позволит улучшить состояние российской промышленности и экономики в целом. На наш взгляд, особое внимание следует уделить дифференциации земель промышленности, а именно выделению последней в отдельную категорию и разделение ее на отдельные субкатегории в зависимости от специфики отрасли промышленности или совокупности отраслей промышленности. Для этого необходимо внести определенные поправки в ЗК РФ и отдельные законодательные акты, которые определяют правовой режим земель промышленности.
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗс изм. и доп. от 13 июля 2015 года // СЗ РФ.1994. № 32. Ст. 3301; 2015. № 29 (часть I). Ст. 4384.
- Гряда Э. А. Возникновение прав на земельные участки и реализация принципа платности использования земли: проблемы применения законодательства // Вестник Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа.2011. № 4 (6). С.106–113.
- Гряда Э. А. Сущность и значение государственной регистрации вещного права как юридического факта // Закон и право. 2014. № 6. С.70–75.
- Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ с изм. и доп. от 13 июля 2015 года // СЗ РФ. 200. № 44. Ст. 4147; 2015. № 29 (часть I). Ст. 4359 (далее — ЗК РФ).
- Трифонов А. С. Правовой режим земель промышленности / А. С. Трифонов. М., «Волтерс Клувер», 2007.
- Трифонов А. С. Тезисы по проблематике оборота земельных участков под промышленными предприятиями и правовому режиму земель промышленности как объектов гражданских прав // Правовые вопросы строительства. 2006. № 1. С. 29–31.