В статье рассматриваются права регистранта пестицидов и агрохимикатов.
Ключевые слова: экологическая безопасность, агрохимикаты.
Оборотоспособность пестицидов и агрохимикатов в России зависит от получения положительного заключения государственного органа по итогам их регистрационных испытаний и внесения в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов. Данная деятельность осуществляется специально уполномоченным органом исполнительной власти -Россельхознадзор и Минсельхоз России. Лицом, заинтересованным в регистрации признаётся «регистрант», а именно, гражданин или юридическое лицо, подавшие заявления на организацию проведения регистрационных испытаний, экспертизу регламентов применения, экспертизу результатов регистрационных испытаний или государственную регистрацию пестицида или агрохимиката [1].
Законодательство России не связывает статус регистранта ни с производителем, ни с лицами, обладающим правом реализации от своего имени пестицида и агрохимиката. Права регистранта определяются лишь в содержании административных (управленческих распорядительных) отношений с регистрирующими органами и заключаются в возможности: представлять программу испытаний, заключать договоры на их проведение, получать отчёты, отказываться от государственной регистрации [2]. Целью регистранта в указанных отношениях является внесение пестицида и агрохимиката в Государственный каталог и указание в нём наименование регистранта в качестве такового.
В дальнейшем, при возникновении гражданских (имущественных стоимостных) отношений в сфере оборота и применения пестицидов и агрохимикатов права регистранта не регламентируются. При этом получение такого статуса связано с материальными затратами, размер которых является внушительным, что приводит к необходимости принятия нормативного ограничения их исчисления [3]. Таким образом, неся затраты, регистрант не приобретает прав в имущественной сфере, не может передать свой статус в качестве определённого объёма прав при совершении сделок. В случае, если он не является производителем или «распространителем» пестицида или агрохимиката, у него отсутствует заинтересованность в регистрации, т. к. возможность принимать участие в обороте возникает у неопределённого круга лиц. Указанное положение приводит к отсутствию заинтересованности у хозяйствующих субъектов к внедрению в сельском хозяйстве России наилучших существующих технологий в сфере защиты растений.
По результатам рассмотрения вопроса предлагается рассмотреть возможность о принятии решения об определении прав регистранта по окончании регистрации пестицида и агрохимиката и внесения их в Государственный каталог [4]. Принятые решения могут заключаться в передаче прав регистранту на выдачу разрешений производства средств защиты растений или прав по проведению их испытаний и выдачу заключений о соответствии. В обоих случаях эти отношения станут возмездными, что приведёт к заинтересованности их возникновения [5].
Следует отметить, что в настоящее время, организации — регистранты, пытаясь защитить свои имущественные затраты в ходе регистрации, вступают в отношения индивидуализации товаров — пестицидов и агрохимикатов. Т.о. реализуются нормы об исключительном праве — праве на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Это приводит к тому, что в России регистрируются одинаковые по составу средства защиты растений под разными словесными обозначениями, при этом основная цель института исключительных прав (индивидуализация товара с целью получения прибыли) не достигается. Нормы гражданского права в этом случае являются лишь инструментом, применяемым не по назначению.
Литература:
1. Kobylinskaya S. V. The social welfare Crimean citizens / S. V. Kobylinskaya // The First International Conference on Eurasian scientific developmentVienna, 2014. С. 469–471.
2. Кобылинская С. В. Правовое регулирование дистанционного труда / С. В. Кобылинская, А. Х. Шишев// Актуальные проблемы права Материалы IVМеждународной научной конференции. — Москва, 2015. — С. 188–190.
3. Глушко О. А. Понятие и содержание концепции экологической безопастности Российской Федерации / О. А. Глушко // Политематический сетевой электронный журнал Кубанского государственного аграрного университета. — 2015. — № 109. — С. 887–900.
4. Глушко О. А. Место и роль экологической безопасности в системе безопасности общества / О. А. Глушко // Научный прогресс: достижения и целиматериалы VI (XLVI) Международной научно-практической конференции по философским, филологическим, юридическим, педагогическим, экономическим, психологическим, социологическим и политическим наукам.г. Горловка, Украина, 2014. С. 62–64.
5. Глушко О. А. Содержание концепции экологической безопасности России / О. А. Глушко // Фундаментальная наука и технологии — перспективные разработкиМатериалы VI международной научно-практической конференции Фундаментальная наука и технологии — перспективные разработки.н.-и. ц. «Академический». NorthCharleston, SC, USA, 2015. С. 326–328.