Радиационная безопасность в российском законодательстве
В статье рассмотрена деятельность по обеспечению радиационной безопасности населения в процессе использования ядерных материалов и радиоактивных веществ и обращения с радиоактивными, поскольку они являются источниками ионизирующего излучения и оказывают влияние на реализацию права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду.На основе проведенного анализа автором предлагается совершенствование действующего российского законодательства о радиационной безопасности.
Ключевые слова: радиационная безопасность, государственный надзор, окружающая среда, экологическая безопасность.
Все возрастающая роль глобальной атомной проблемы и необходимость создания эффективной системы обеспечения радиационной безопасности населения и окружающей среды определяет актуальность данной статьи. При этом важно учитывать, что решение проблемы обеспечения радиационной безопасности человека и окружающей среды затрагивает интересы человечества в целом, а от эффективности принимаемых мер зависит будущее мирового сообщества. Ослабление государственного надзора, недостаточная эффективность правовых механизмов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций увеличивают риск катастроф техногенного характера во всех сферах радиационной деятельности. История Чернобыля, Фукусимы, десятков других радиационных аварий, сотен и тысяч техногенных «инцидентов» свидетельствуют о том, что мир вступил в эпоху катастроф. Это суровая реальность, и она требует фундаментального научного исследования для разработки практических мер безопасности [1].
Федеральный Закон от 09.01.1996 № 3-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О радиационной безопасности населения" Статья 5. Полномочия Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности дает исчерпывающий перечень того, как должно действовать российское законодательство, какие меры должны приниматься в отношении радиоактивных веществ, находящихся на территории Российской Федерации [2].
Государственные органы управления и контроля, надзора и государственного регулирования в области обеспечения радиационной безопасности населения достаточно структурированы и обладают необходимой компетенцией и полномочиями по обеспечению безопасности при использовании атомной энергии. В связи с этим они должны быть выделены на государственные органы управления и контроля общей и специальной компетенции и органы государственного регулирования и надзора. На сегодняшний день на основании проведенного анализа законодательства регулирующего полномочия и ответственность государственных органов, можно выделить проблемы их взаимодействия в области обеспечения радиационной безопасности и недостаточную эффективность их деятельности [3]. Проблемы взаимодействия можно разрешить путем устранения в законах и подзаконных актах дублирующих функций, компетенцию и полномочия, а также четкого указания кому они подотчетны и с кем они обязаны координировать свою деятельность. Компетенция и полномочия всех государственных органов управления, контроля и надзора установлены в законах и конкретизированы в подзаконных актах. Здесь следует заметить, что органы исполнительной власти, осуществляющие государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии, независимы от других государственных органов управления и контроля, а также от организаций, деятельность которых связана с использованием атомной энергии, что соответствует установленному международному принципу [4].
Высокие темпы развития ядерной энергетики определяют особое внимание к проблеме обеспечения радиационной безопасности населения и окружающей среды. В 2011 году была принята программа преодоления последствий радиационных аварий на период до 2015 года, которая предусматривала реализацию проекта по созданию единой межведомственной информационной системы по проблемам преодоления последствий радиационных аварий и катастроф. Основной задачей этой программы является консолидация деятельности федеральных органов исполнительной власти по информированию населения о проблемах радиационной безопасности и действиях государственных органов по преодолению последствий радиационных аварий и катастроф, в том числе: о режимах природопользования, безопасного проживания населения и хозяйственной деятельности на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению; о радиационной обстановке и мерах по обеспечению радиационной безопасности; пропаганда в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; популяризация знаний в области обеспечения радиационной безопасности.
В научных работах высказываются мнения о том, что экологическая безопасность–явление всеобъемлющее. Так, некоторые авторы отмечают, что экологическая безопасность есть «основа безопасности конкретного здорового общества. Именно здоровое общество, эволюционно на протяжении всей доисторической и исторической эпохи последовательно проходя все формы развития этноса, поднялось в своем развитии до стадии «народ» и обрело способность к формированию национального концептуально независимого суверенного государства.
Подводя итоги нашего исследования, нужно отметить, что радиационная безопасность, как составная часть экологической безопасности России, нуждается в едином подходе на государственном уровне, и оценки объектов радиационной опасности и разработки мер по обеспечению их безопасного функционирования для человека. В современных условиях целью государственной политики должна стать минимизация радиационного воздействия на человека и среду его обитания путем обеспечения безопасности при обращении с радиоактивными отходами и отработанными ядерными материалами [5].
Литература:
- Макарова И.С. Особенности системы государственного управления радиационной безопасностью в России и основы ее совершенствования // Проблемы региональной экологии. 2011. - № 4. - С. 296-299.
2. Федеральный закон от 09.01.1996 № 3-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О радиационной безопасности населения"// Информационно-правовая система Консультант плюс./http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_8797/.
3. Глушко О. А. Административно-правовой режим экологической безопасности: понятие и содержание/ О. А. Глушко //Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2014. № 101. С. 1545-1574.
4. Агибалов А.Н. Правовое регулирование радиационной безопасности населения при использовании атомной энергии: дис. ... канд. юр. наук. Поволжская академия гос. службы, Саратов, 2001.
5. Стариков В.И. Организационно-правовые и финансовые проблемы обеспечения радиационной безопасности населения в Российской Федерации: дис. ... канд. юр. наук. Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, 2004.