В условиях развития поликультурного интерактивного общества возрастает роль современных языков международного общения. В первую очередь, это связано с расширением международных экономических, торговых и производственных отношений, контактов между высшими учебными заведениями и учреждениями культуры и, соответственно, возрастающими потребностями в специалистах со знанием иностранного языка. В мировом образовательном пространстве основной целью сегодня является создание условий для развития многоязычия и формирование межкультурной компетенции, что обеспечит возможность эффективной коммуникации на современных языках международного общения. Современные интеграционные процессы в мире и развитие международного сотрудничества делают владение иностранными языками личностно-значимым. Осознание учащимися востребованности иностранного языка в современном мире, его роли на рынке труда способствует повышению мотивации к его изучению.
Поэтому обучение иностранным языкам рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации образования в нашей стране. Учебный процесс должен активизировать имеющиеся у каждого учащегося интеллектуальные способности, знания и речевой опыт, его эмоции и настроения и развивать эти личностные качества. Поэтому важно строить учебный процесс таким образом, чтобы обучаемый, решая те или иные коммуникативные задачи, испытывал потребность и имел возможность реализовать собственные намерения.
В настоящее время существует немало методик для изучения иностранного языка в школе. Важным, на наш взгляд, является необходимость постановки вопроса о роли лексических игр на среднем этапе обучения иностранному языку.
Данная тема чрезвычайно важна для глубокого ее изучения и особенно практического применения в школах. Ее актуальность на современном этапе является очевидной, особенно с учетом новых веяний в системе образования, дающих простор преподавателям для новаторства и внедрения в жизнь собственных неоднородных идей и решений. Именно игра, как наименее стесненная условностями и различного рода рамками, наиболее приемлема, на наш взгляд, т. к. именно здесь и существуют неограниченные возможности для реализации творческого потенциала как преподавателя, так и учащихся.
В трудах таких педагогов как Р.Л. Семахина [7], М.Ф. Стронин [8]говорится о влиянии дидактических игр на различные аспекты изучения английского языка. Это игры на развитие и тренировку навыков восприятия и воспроизведения речи, произношения, употребления грамматических структур, отработки лексики и др., которые предназначены для использования на занятиях английского языка в школе.
М.Ф. Стронин в своей книге «Обучающие игры на уроке английского языка» рассматривает учебную игру на уроке иностранного языка как «ситуативно-вариантное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению, с присущими ему признаками эмоциональности, спонтанности, целенаправленности речевого высказывания» [9].
С помощью лексики передается и воспринимается содержательная сторона речи. Лексика — это основной строительный материал нашей речи, поэтому роль лексики для овладения иностранным языком настолько же важна, как и роль фонетики и грамматики. Ведь именно лексика передает непосредственный предмет мысли в силу своей номинативной функции, т. к. проникает во все сферы жизни, помогая отразить не только реальную действительность, но и воображаемую.Таким образом, лексика — это одна из главнейших составляющих обучения иностранному языку. Без лексики невозможно выучить язык и построить высказывания.
Использование лексических игр стимулирует познавательную активность учащихся, в ходе которой он осуществляет поиск необходимой информации о стране изучаемого языка, ее традициях и истории, творчески перерабатывает эту информацию, что способствует развитию лингвистического навыка.
Лингвистическая игра помогает также решить следующие задачи: правильность и точность восприятия школьниками образа слова, установление прочной связи между образом и значением; правильную локализацию слова в памяти ученика на основе привлечения информации о других словах родного и иностранного языков; правильное и разнообразное комбинирование новых лексических единиц с другими, уже известными ученикам словами иностранного языка.
Благодаря играм активизируются все познавательные процессы учащихся: развиваются внимание, память, мышление, творческие способности.
На среднем этапе обучения иностранному языку у учащихся меняется отношение к изучаемому предмету. Как показывают исследования, в структуре мотивации определяемыми являются внешние факторы. Г.В. Рогова и др. выделяют «узколичностные мотивы (деятельность ради оценки или другой личной выгоды)» [5]; отрицательные мотивы, связанные с осознанием школьником тех неприятностей, которые его ожидают, если он не будет добросовестно выполнять учебные обязанности. А так как ядром интереса являются внутренние мотивы (коммуникативно-познавательные, исходящие из самой деятельности по овладению иностранным языком), то интерес к предмету снижается.
Следовательно, именно на среднем этапе обучения иностранному языку, преподавателю не следует забывать об и игровых и соревновательных формах работы при введении и закреплении лексического материала.
Особенности развития познавательных способностей подростка часто служат причиной трудностей в школьном обучении: неуспеваемость, неадекватное поведение. Успешность приобретения знаний во многом зависит от мотивации, от того личностного смысла, которое имеет обучение для подростка. Основное условие всякого обучения — наличие стремления к приобретению знаний и измерению себя и обучающегося. Знание особенностей познавательной сферы подростка очень важно, потому что при обучении и воспитании эти особенности нужно обязательно учитывать. В контексте учебной деятельности должно осуществляться специально организованное, целенаправленное обучение подростков речемыслительной и коммуникативной деятельности с опорой на резервы возрастного развития [6, с. 153].
В подростковом возрасте, в связи с изменением ведущего типа деятельности, учеба отходит на «второй план», овладение формами общения становится основной психологической потребностью учащихся 6-7 классов. Чтобы заинтересовать подростка, необходимо связать содержание обучения английскому языку с его изменившимся типом деятельности, то есть одной из главных целей каждого урока должно стать общение.
Внимание в подростковом возрасте является произвольным и может быть полностью организовано и контролируемо подростком. Индивидуальные колебания внимания обусловлены индивидуально-психологическими особенностями, а также снижением интереса к учебной деятельности [6, с. 26-27].
Важно найти «золотую середину», которая обеспечила бы соблюдение нужной пропорции в учёбе и игре, помня при этом, что игра должна подчиняться конкретным учебным задачам. Опыт показывает, что без игровых действий закрепление в памяти школьника иностранной лексики происходит менее эффективно и требует чрезмерного умственного напряжения, что не желательно. Игра, введённая в учебный процесс на занятиях по иностранному языку, в качестве одного из приёмов обучения, должна быть интересной, не сложной и оживлённой, способствовать накоплению нового языкового материала и закреплению ранее полученных знаний. Следует учитывать, что игровой процесс намного облегчает процесс учебный; более того, умело разработанная игра неотделима от учения.
Следует, однако, помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо соблюдать чувство меры, иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия. Игра — это не просто коллективное развлечение, это один из основных способов достижения всех задач обучения. Только разумное применение лексических игр на уроках и сочетание их с другими методическими приёмами способствуют эффективному и качественному усвоению материала и делает радостным сам процесс познания, который становится потребностью.
Литература:
- Ануфриева Р.А. Игры как средство развития интереса к изучаемому языку // Иностранные языки в школе. — 2004. — № 9. — С. 22 — 25.
- Борисов Е.А. Влияние ролевой, коммуникативой игры на обучение английскому языку / Е.А. Борисов // ИЯШ. — 2012. — № 3. — С. 29 — 31.
- Бурдина М.И. Обучающие игры на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. — 2006. — № 7. — С. 12 — 14.
- Бурдина М.И. Игры на уроках английского языка на начальной и средней ступенях обучения // ИЯШ. — 2011. — № 3. — С. 52 — 55.
- Рогова Г.В. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. — М., 1991.
- Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Изд-во Просвещение. — 1994. — 43 с.
- Семахина Р.Л. Игры на уроках английского языка. // Иностранные языки в школе. — 1992. — № 2.
- Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. — М., 1981.
- Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс — М.: АСТ: Астрель, 2010. — 272 с.