Гипотетическая модель обучения пониманию иноязычного текста по специальности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (111) апрель-1 2016 г.

Дата публикации: 24.03.2016

Статья просмотрена: 96 раз

Библиографическое описание:

Шишкина, Н. А. Гипотетическая модель обучения пониманию иноязычного текста по специальности / Н. А. Шишкина, О. Г. Коваленко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7 (111). — С. 727-729. — URL: https://moluch.ru/archive/111/27200/ (дата обращения: 16.10.2024).



В данной статье рассматривается гипотетическая модель обучения пониманию иноязычного текста по специальности, обозначены принципы, на которых базируется эта модель, кратко описаны уровни обучения пониманию иноязычного текста.

Ключевые слова: модель, иноязычный текст по специальности, принцип структурности, целостности, уровневости.

Вхождение России в мировой рынок хозяйствования способствует формированию огромного спроса на специалистов со знанием английского языка. Свободное передвижение специалистов по Европе, Америке, другим странам и континентам, развитие и увеличение международных и личных контактов специалистов, а также возможность обучения и прохождения специалистами стажировок за рубежом придают особое значение умению специалиста понимать текст по специальности как при чтении, так и при восприятии на слух во время представления его в форме доклада на конференциях, симпозиумах, выставках, профессиональных вебинарах на иностранном языке, «круглых столах», лекциях, беседах, интервью и т. д. По вышеназванным и другим причинам профессиональный уровень владения английским языком становится макроэкономическим фактором. Однако уровень знаний и умений многих выпускников неязыковых вузов в лучшем случае сводится к умению читать литературу по специальности с помощью словаря [1]. А умение понимать иностранную речь специалистов или говорить на иностранном языке на профессиональные темы развито в незначительной степени или полностью отсутствует.

Отсюда, представляется необходимым разработка гипотетической модели обучения будущих специалистов пониманию иноязычного текста по специальности. Под моделью нами понимается разработка основных деталей предстоящей деятельности обучаемых и педагогов, которая бы способствовала

 изучению зарубежного опыта из первоисточников;

 повышению уровня профессионального общения;

 обогащению межличностного иноязычного общения;

 развитию навыков умственного труда (логическое мышление, способность к анализу и т. д.);

 повышению общей культуры специалиста,

 формированию положительной мотивации студентов на дальнейшее приобретение профессиональных знаний из иноязычных источников.

Предлагаемая гипотетическая модель обучения пониманию иноязычного текста по специальности базируется на таких принципах, как системность, многоуровневость, непрерывность, вариативность, интеграция. Рассмотрим эти принципы несколько подробнее. Системность как общедидактический принцип диалектического развития базируется на ряде основных свойств, таких как целостность, структурность, иерархичность, множественность описаний, взаимосвязанность системы и среды.

Под целостностью понимается единство функций всех элементов системы независимо от их конкретных свойств, направленных на обеспечение понимания иноязычного текста, и зависимость каждого элемента, свойства и отношения системы от его места, функций и т. д. внутри целого [2]. Под структурностью — внутренняя организация системы, обусловленная рядом внешних и внутренних факторов и связанная с поведением её отдельных элементов и свойствами её структуры. Под иерархичностью — рассмотрение каждого компонента системы как самостоятельной подсистемы, в то время как исследуемая подсистема представляет собой один из компонентов более общей системы. Под множественностью описания — адекватность познания различных системных объектов и построение множества схем и их моделей. Взаимосвязанность системы и среды выражается в том, что система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой, т. е. в процессе приспособления к изменяющимся условиям, в данном случае контексту. Условия основаны на сведениях (информации), поступающих от всех элементов системы, воздействующих на функционирование системы в целом.

Чтение и понимание текстов по специальности в сравнении с художественными и научно-популярными текстами имеет ряд особенностей как на лексическом уровне (наличие терминов, имеющих строго определенное значение), так и на уровне структур, относящихся к определенным типам и жанрам научно-технических текстов. В текстах по специальности мысль излагается сжато, сухо, точно, часто поясняется чертежами, графиками, математическими формулами. Часто употребляются цепочки из поставленных рядом слов, которые не связаны между собой синтаксическими средствами, такими как of, from, to и т. д. (например, overload prevention device “устройство для предотвращения перезагрузки” и т. д.). Текст по специальности насыщен фактическим содержанием, поэтому он изобилует неличными формами глагола и пассивными конструкциями. Функцию слова в английском предложении можно определить по занимаемому им месту, (например, box switch “закрытый выключатель” и switch box “распределительная коробка”). К тому же, в специальном тексте каждое слово, даже очень хорошо знакомое, может оказаться термином. Например, в тексте по экономике выражение staple sorts, даже если речь идет о сырье для текстильной промышленности, может означать не “штапельные сорта”, а “основные экспортные сорта”; или слово “dead” — это “обесточенный” в электромеханике, “несквозной” в машиностроении и строительстве, “использованный”, когда речь идет о растворах или газе и т. д. Сложность понимания заключается в многозначности терминов, что требует от специалиста хорошего знания терминологии в данной области, понимания того о чем идет речь, большой эрудиции, находчивости и языковой догадки (чувство языка). Отсюда следует, что понимание текста по специальности, как, впрочем, и любого другого, проходит несколько этапов или уровней. Понятие уровневости в научной литературе выступает в качестве интуитивно-гипотетических представлений об объекте (слове) в его разной общности (организации в тексте), имеющих специфические свойства и качества, ограничивающиеся определенными целями и задачами текста. Итак, первый уровень — понимание отдельных слов, в том числе и терминов, второй — понимание высказываний на уровне предложения и, наконец, третий — понимание коммуникативного намерения автора на уровне текста. Следовательно, и обучение пониманию иноязычного текста по специальности имеет три уровня [3].

При построении модели обучения пониманию иноязычного текста по специальности предусматривается предварительный анализ текста на каждом из уровней, связанный с адекватным представлением обучаемыми лексических единиц, синтаксических средств фразовой взаимосвязи и общей структуры текста. Говоря о лексических единицах, мы имеем в виду их звуковую форму, без которой невозможно правильно воспринять слово на слух и адекватно озвучить его самому; а также графическую форму, без которой слово не будет узнано при чтении и не может быть корректно написано. Что касается значения слова, то оно может быть полисемантическим. Следует ознакомиться с наиболее частотными значениями слова. Кроме значения слова, необходимо показать его коннотацию, т. е. те ассоциации, которые это слово вызывает. Например, слова notorious и famous, имея разную коннотацию, лишены взаимозаменяемости, хотя оба слова связаны с понятием известности. Очень важно на первом уровне обучения пониманию иноязычных текстов при употреблении слов выделять его коллокации, т. е. наиболее типичные сочетания изучаемых слов или терминов с другими словами. Например, слова decision и conclusion требуютупотребленияразныхглаголов: to make a decision, но to come to a conclusion.

Анализируя употребление лексической единицы (подразумевается либо слово, либо устойчивое словосочетание, либо термин) необходимо обращать внимание на грамматическое управление в предложении, например, слово like может употребляться как с инфинитивом like to do smth, так и с герундием like doing smth, слово listen to крайне редко употребляется без частицы to, что противоположно употреблению аналогичных слов в родном языке.

Преподавателем должен быть отобран и систематизирован языковой материал. Такому отбору подлежат прежде всего отдельные термины, сочетания терминов и, возможно, целые предложения. Отбор и систематизация учебного материала должны постоянно проводится с учетом его дальнейшего применения, для этого используются таблицы, схемы, ассоциативные рисунки и т. д. Надо помнить, что слова в нашей памяти существуют не изолировано, а в сложной системе лексико-семантических отношений, т. е. структур, с помощью которых, как говорил проф. Р. К. Миньяр-Белоручев, можно вызвать слово из долговременной памяти в зависимости от конкретной речевой задачи и включить его в речь в определенном контексте. Предложенная модель обучения пониманию иноязычного текста, к тому же является одной из эффективных основ для разработки банка упражнений и тестов для обучения пониманию специальных текстов при чтении и аудировании [4].

Многолетний опыт работы в вузе показал, что придерживаясь описанной уровневой модели обучения пониманию слова, предложения и всего текста преподаватель фактически может начать свою работу с будущими специалистами при весьма слаборазвитом навыке понимания иноязычного текста и постепенно подвести обучаемых к такому состоянию, когда эти навыки понимания становятся лишь условными обозначениями речевых знаний и умений, чем и достигается тесное соединение знаний по иностранному языку с ведущей деятельностью по специальности. Нам представляется, что будущий специалист окажется в состоянии сориентироваться в актуальности темы, выделить основные понятия, определить теоретическое и практическое значение и ценность (положительные и отрицательные стороны) результатов представленных исследований, соотнести определенный конкретный материал с более крупными проблемами, а также выделить направления ведущей тенденции развития той иной области. Таким образом, содержание дисциплины «иностранный язык» осваивается не ради него самого, а как фундамент профессионализма будущего специалиста.

Литература:

  1. Коваленко О. Г., Шишкина Н. А. Педагогическая деятельность преподавателя в обучении дисциплинам студентов ВУЗа — Молодой ученый. 2015. № 21 (101). С. 790–792.
  2. Шишкина Н. А. Построение модели обучения иностранному языку при многоуровневой системе профобразования в техническом вузе: Дис...канд.пед.наук. -Ульяновск, 2004. -196с.
  3. Шишкина Н. А. К вопросу обучения практической грамматике для устной речи на материале учебных текстов (статья) Тольятти, ТГУ, 2015
  4. Шишкина Н. А. Контроль уровня сформированности коммуникативных умений студентов неязыковых специальностей. Вестник ВУиТ серия «Филология» вып.12, Тольятти, 2009.
Основные термины (генерируются автоматически): иноязычный текст, слово, понимание, специальность, текст, английский язык, будущий специалист, взаимосвязанность системы, значение слова, иностранный язык.


Ключевые слова

модель, иноязычный текст по специальности, принцип структурности, целостности, уровневости., уровневости

Похожие статьи

Категория «содержание обучения» в системе преподавания профессионально ориентированного иностранного языка и культуры

В статье рассматривается понятие «содержание обучения» профессионально ориентированному иностранному языку и культуре. Проведен сравнительный анализ и описаны различные подходы к отбору содержания обучения иностранных языков.

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции как основная цель обучения иностранному языку

В статье рассматривается проблема развития иноязычной коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку, определяется понятие «коммуникативная компетенция», прослеживается формирование и развитие идеи о важности и методах обучения коммуника...

Эффективность смешанного обучения при обучении иностранному языку в условиях современного образования

В статье рассматривается понятие «смешанное обучение» и его основные составляющие. Анализируются преимущества использования технологии смешанного обучения в процессе преподавания иностранного языка по сравнению с традиционной моделью образования и её...

Использование современных педагогических методов и технологий в процессе формирования и развития иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся

В статье рассматриваются современные методы и технологии обучения иностранному языку, способствующие развитию иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся, приводятся схемы их применения.

Анализ процесса обучения иноязычному связному высказыванию в неязыковом вузе

В статье дается анализ процесса обучения иноязычному связному высказыванию в неязыковом вузе. Приводят требования к материалу, являющемуся основой связного высказывания. Выделяются два плана организации работы над рассказом: план содержания и план см...

Модель профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры на основе контекстного и проектного обучения

В статье рассмотрена сущность моделирования в рамках проектирования, определены разновидности моделей, выделены основные концептуальные положения модели профессиональной подготовки будущего учителя физической культуры на основе контекстного и проектн...

Показатели понимания содержания текста на иностранном языке

Данная статья посвящена анализу показателей понимания содержания иноязычного текста. В процессе преподавания иностранного языка преподаватель не может ограничиться одним из способов контроля понимания. Преподаватель должен понимать, что по одному пок...

Этапы процесса обучения чтению и виды чтения на иностранном языке

Данная статья посвящена рассмотрению понятия чтения и его этапов в процессе обучения иностранному языку. Рассмотрена и дана краткая характеристика основным видам чтения.

Особенности обучения работе с иноязычным текстом в вузе

Данная статья посвящена рассмотрению особенностей работы над иноязычным текстом в вузе. В процессе преподавания иностранного языка необходимо учить формулировать ядерное высказывание, извлекать необходимую информацию из текста. При этом следует иметь...

Коммуникативно-деятельностный подход в процессе обучения иностранному языку в условиях неязыкового вуза

В статье рассматривается роль иностранного языка в современном обществе. Отмечается, что иностранный язык является эффективным инструментом решения социальных и профессиональных задач и требует новых подходов. В связи с этим авторы предлагают коммуни...

Похожие статьи

Категория «содержание обучения» в системе преподавания профессионально ориентированного иностранного языка и культуры

В статье рассматривается понятие «содержание обучения» профессионально ориентированному иностранному языку и культуре. Проведен сравнительный анализ и описаны различные подходы к отбору содержания обучения иностранных языков.

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции как основная цель обучения иностранному языку

В статье рассматривается проблема развития иноязычной коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку, определяется понятие «коммуникативная компетенция», прослеживается формирование и развитие идеи о важности и методах обучения коммуника...

Эффективность смешанного обучения при обучении иностранному языку в условиях современного образования

В статье рассматривается понятие «смешанное обучение» и его основные составляющие. Анализируются преимущества использования технологии смешанного обучения в процессе преподавания иностранного языка по сравнению с традиционной моделью образования и её...

Использование современных педагогических методов и технологий в процессе формирования и развития иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся

В статье рассматриваются современные методы и технологии обучения иностранному языку, способствующие развитию иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся, приводятся схемы их применения.

Анализ процесса обучения иноязычному связному высказыванию в неязыковом вузе

В статье дается анализ процесса обучения иноязычному связному высказыванию в неязыковом вузе. Приводят требования к материалу, являющемуся основой связного высказывания. Выделяются два плана организации работы над рассказом: план содержания и план см...

Модель профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры на основе контекстного и проектного обучения

В статье рассмотрена сущность моделирования в рамках проектирования, определены разновидности моделей, выделены основные концептуальные положения модели профессиональной подготовки будущего учителя физической культуры на основе контекстного и проектн...

Показатели понимания содержания текста на иностранном языке

Данная статья посвящена анализу показателей понимания содержания иноязычного текста. В процессе преподавания иностранного языка преподаватель не может ограничиться одним из способов контроля понимания. Преподаватель должен понимать, что по одному пок...

Этапы процесса обучения чтению и виды чтения на иностранном языке

Данная статья посвящена рассмотрению понятия чтения и его этапов в процессе обучения иностранному языку. Рассмотрена и дана краткая характеристика основным видам чтения.

Особенности обучения работе с иноязычным текстом в вузе

Данная статья посвящена рассмотрению особенностей работы над иноязычным текстом в вузе. В процессе преподавания иностранного языка необходимо учить формулировать ядерное высказывание, извлекать необходимую информацию из текста. При этом следует иметь...

Коммуникативно-деятельностный подход в процессе обучения иностранному языку в условиях неязыкового вуза

В статье рассматривается роль иностранного языка в современном обществе. Отмечается, что иностранный язык является эффективным инструментом решения социальных и профессиональных задач и требует новых подходов. В связи с этим авторы предлагают коммуни...

Задать вопрос