В статье представлены основные проблемные моменты процесса внедрения инноваций в сфере общественного пассажирского транспорта. Изучено понятие и классификация инноваций, определены основные направления внедрения инноваций на предприятиях общественного пассажирского автотранспорта, обоснована важность маркетинговых инноваций в повышении эффективности деятельности предприятий городского пассажирского автотранспорта.
Ключевые слова: инновации, инновационный процесс, общественный пассажирский транспорт.
В современных реалиях кардинальные сдвиги в экономической, социальной и технологической сферах жизни общества устанавливают тот факт, что произошло изменение силы и направленности влияния факторов, способствующих получению прибыли и процветанию коммерческих предприятий, которые в свою очередь определяют экономическое развитие отрасли и экономики в целом. Постоянное сокращение возможностей традиционных ресурсов повышения экономического роста предприятий прежде всего связано с падением эффективности и целесообразности проводимых мероприятий. Это объясняется тем, что в настоящее время наиболее востребованным критерием в экономике становится инновационность. Данное направление становится все более необходимой составляющей эффективной маркетинговой деятельности предприятий практически во всех сферах современной экономики. [1]
Любая организация, цель которой занять прочное место на рынке, а также выделиться в конкурентной борьбе, ставит перед собой стратегическую маркетинговую цель и разрабатывает стратегию развития. Стратегия развития включает в себя создание современных, высокотехнологичных и инновационных продуктов и услуг, которые должны будут задавать новые стандарты качества и соответствовать всем современным требованиям рынка. Именно стратегическое развитие дает все предпосылки для создания высокотехнологичных продуктов, которые обладают арсеналом радикальных инноваций. Организациям, функционирующим по традиционной схеме, приходится рано или поздно осваивать новые направления, несмотря на всю сложность и непредсказуемость. [2]
Инновация — это усовершенствование деятельности субъекта хозяйствования, приносящее положительный результат. Инновация представляет собой использование научных достижений с целью получения экономического, социального или экологического эффекта. Инновации — это внедренные новшества, обладающие рядом полезных свойств, которые обеспечат высокую эффективность результатов в различных сферах деятельности.
Инновации подразделяются по:
степени радикальности (радикальные, ординарные, усовершенствованные);
характеру применения (продуктовые, процессные);
источникам появления (развитие науки и техники, потребности производства, потребности рынка);
месту в системе (вход, выход, структура);
назначению (потребитель, общество в целом, локальный рынок);
Внедрение инноваций связано с наличием проблем:
административных (направление, масштаб, скорость проведения реформ);
технологических (технологии управления, внедрение инновационных технологий);
субъективных (особенности отношения к инновационной деятельности, сопротивление внедрению изменений и инноваций, взаимодействие индивидов и групп при выполнении);
Выделяют две стадии инновационного процесса — фундаментальные и прикладные исследования. Только крупные и эффективные корпорации могут финансировать полный цикл инновационного процесса. Фундаментальные исследования направлены на получение новых научных знаний и финансируются, как правило, за счёт государственного бюджета. Прикладные исследования необходимы для изучения возможностей практического применения открытых ранее явлений и процессов. Они включают следующие этапы: научно-исследовательскую работу (НИР); опытно-конструкторскую работу (ОКР); технологическую подготовку производства (ТПП); организационно-экономическую подготовку (ОЭП).
Процесс инновационной деятельности предприятий общественного транспорта включает стратегический анализ ретроспективы и перспективы инноваций, разработку инновационной политики, составление плана инноваций, материальное стимулирование творчества персонала. На этапе подготовке к изменениям проводится анализ внутренней среды организации с целью обоснования необходимости воплощения задуманных преобразований. Далее идет этап реализации изменений, включающий в себя осуществление мероприятий в определенной последовательности в соответствии с принятой программой. На этапе получения результатов изменений происходит оценка полученных показателей и характеристик эффективности нововведений, сравнение полученных результатов с ожидаемыми, выявление преимуществ и недостатков, корректировка для дальнейшего осуществления в работе организации. После внедрения инноваций происходит отслеживание и наблюдение полученных результатов изменений.
Сферой внедрения инноваций рассмотрим общественный транспорт — одну из важнейших экономических отраслей. Общественный транспорт в качестве элемента транспортной системы страны обеспечивает в большой степени современную мобильность, гибкость, скорость реакции транспортной системы на внешние воздействия и на регулирование государства. Автомобильный общественный транспорт в Российской Федерации является основой транспортной системы вместе с другими видами транспорта (железнодорожным, водным, воздушным). Более того, занимает лидирующие позиции по перевозкам грузов (74…83 %) и пассажиров (51…56 %), участвует в решении транспортных задач во всех отраслях народного хозяйства страны.
Отлаженная работа общественного транспорта позволяет поддерживать нормальное функционирование практически всего города и пригорода. От работы транспортной системы напрямую зависит функционирование организаций, предприятий, учреждений, возможность доступа к получению товаров и услуг и т. п.
Каждое предприятие общественного транспорта должно развиваться и совершенствовать технологию выполняемых работ и разновидность оказываемых услуг посредством реализации перспективных инновационных разработок. Только в этом случае оно будет обладать конкурентным преимуществом на рынке услуг. Нововведения, или инновации, распространяются на новые услуги, способы их предоставления, новшества в маркетинговой, организационной и финансовой сферах.
На данный момент существует острая проблема инвестирования в транспортную отрасль. Это объясняется невысокими инвестиционными возможностями транспортных организаций, проблемами с привлечением заемных средств, отсталость механизмов государственно-частного партнерства. На сегодняшний день осуществляется модель развития с низкой капиталоемкостью, где объемы услуг возрастают с помощью основных средств.
Главная проблема — несовершенство нормативно-правового обеспечения для прогрессивного развития транспортной отрасли, включающая в себя:
разработка новой нормативно-правовой базы;
обеспечение мобилизационной подготовки транспортных организаций;
развитие государственно-частного партнерства;
определение приоритетных сфер в транспортной системе.
Обобщив разные подходы к классификации инноваций в сфере общественного транспорта, можно выделить следующие основные направления внедрения инноваций, представленные в таблице 1. [3, 4, 5]
Таблица 1
Классификация направлений инноваций на предприятиях общественного пассажирского транспорта
Признак классификации |
Виды инноваций |
Технологические |
Дорожной инфраструктуры и прилегающих территорий |
Подвижного состава |
|
Технологии диспетчирования и мониторинга маршрутов |
|
Законодательные |
Регулирования движения |
Применения санкций к нарушителям |
|
Маркетинговые |
Составление маршрутов и расписания в соответствии с пожеланиями пассажиров |
Внедрение новых видов услуг |
|
Информирования пассажиров о движении подвижного состава и времени ожидания |
|
Продвижения пассажирских услуг и формирования имиджа автотранспортного предприятия |
|
Экономические |
Инвестиционные |
Тарифные |
|
Организационно-управленческие |
Подбор и обучение персонала |
Мотивация и стимулирование клиентоориенированности персонала |
|
Повышение качества обслуживания |
Спецификой отрасли городского пассажирского транспорта является то, что существует длительный процесс подготовки к осуществлению услуг по перевозке, а лишь затем происходит непосредственно оказание самой услуги. Ее качественное осуществление, что является одной из главных целей, поскольку влечет за собой ряд положительных результатов, невозможно без правильной подготовки, т. е. без надлежащего создания транспортной инфраструктуры, приведения подвижного состава к требуемым характеристикам, без разработки законодательства, тарифной политики и т. д. В каждой из этих сфер должны применяться продвинутые технологии и средства, инновационные методы как строительства и обеспечения, так и всестороннего управления. При этом последующее оказание услуги не является само по себе независимым процессом и требует постоянного сопровождения и оперативного регулирования. Безусловно, помимо технологической, законодательной, экономической и организационно-управленческой составляющих, важную роль играет маркетинговая. В первую очередь, поставщик услуг нуждается как в оперативном, так и в регулярном получении информации о происходящем на дороге, о состоянии подвижного состава и водителей, о состоянии дорожной инфраструктуры. Это необходимо как с точки зрения безопасности, так и для более конструктивного построения управленческой деятельности. Также осведомленность пассажиров по возможным вариантам получения ими услуг по перевозке городским пассажирским транспортом, информировании их непосредственно в данном процессе и о данном процессе имеет важное значение. Введение тех или иных маркетинговых или информационных инноваций позволило бы рассказывать потенциальным пассажирам о самих нововведениях, привлекая граждан к использованию общественного транспорта, а последующий планомерный рост качества обслуживания и повышение клиентоориентированности персонала способствовало бы большей востребованности городского общественного пассажирского транспорта. Также к маркетинговым инновациям можно отнести маркетинговые исследования удовлетворенности пассажиров и деятельности конкурентов, чего в нашей стране в этой отрасли почти не проводится.
Основной объем пассажирских перевозок осуществляется транспортом общего пользования, где около 80 % составляют внутригородские перевозки. Общественный транспорт является основной отраслью функционирования, развития и жизнеобеспечения городов. Но за последнее время уровень качества работы общественного транспорта заметно снижался. К отрицательным явлениям можно отнести:
низкое качество обслуживания населения (низкая скорость перевозок, высокая загруженность подвижного состава);
высокие транспортные затраты у населения (негибкая тарифная политика);
устаревшая транспортная техника (высокие затраты на содержание, низкий уровень комфорта и безопасности);
низкая эффективность работы муниципальных предприятий (отсутствие стимулов к снижению затрат).
Таким образом, к инновациям, реализуемым в сфере городского общественного пассажирского транспорта, можно отнести: повышение уровня работы системы управления; внедрение современной, эффективной, усовершенствованной транспортной техники и технологических процессов; внедрение новых маркетинговых методов (формирование новых тарифных стратегий, презентация и реклама услуг, дизайн подвижного состава, разработка выгодных предложений); реорганизация социума (повышение качества обслуживания и организационных процессов).
В развитой рыночной экономике функционируют инновационные предприятия, которые специализируются на том или ином виде инновационной деятельности или осуществляют комплекс инновационных услуг на коммерческой основе. Крупные корпорации имеют материальные, финансовые возможности и высокопрофессиональный кадровый потенциал, которые обеспечивают непрерывность инновационного процесса и лидирующие позиции на национальном и зарубежных рынках.
Литература:
1. Барышева А. В. Инновации: учебное пособие / А. В. Барышева, К. В. Балдин, И. И. Передеряев. — М.: Издательство «Дашков и К», 2012. — 335 с.
2. Калиева О. М., Лужнова Н. В., Дергунова М. И., Говорова М. С. Факторы, влияющие на экономическую эффективность деятельности предприятия / В сборнике: Инновационная экономика: Материалы Международной научной конференции. — Казань, 2014. — С. 93–96.
3. Баранчеев В. П. Управление инновациями: учебник / В. П. Баранчеев, О. И. Ганченко, Е. В. Петрова. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 388 с.
4. Будрина Е. В., Рубцова К. А. Классификация инноваций на городском пассажирском транспорте // TransportbusinessinRussia. — 2015. — № 6. — С. 3–7.
5. Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент: учебник для вузов / Р. А. Фатхутдинов. — СПб.: Питер, 2012. — 448 с.