Методика обучения прыжкам в длину | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Раджапов, У. Р. Методика обучения прыжкам в длину / У. Р. Раджапов, Т. Б. Зайниддинов, А. У. Рахимов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7 (111). — С. 697-701. — URL: https://moluch.ru/archive/111/27336/ (дата обращения: 19.12.2024).



Легкоатлетические прыжки являются одними из наиболее популярных видов в легкой атлетике. Разнообразность прыжковых упражнений и большая возможность варьировать нагрузку позволяет успешно использовать их в занятиях с людьми разного возраста и пола. Простота и естественность прыжков определила широкое включение их в программы физического воспитания школьников и молодежи, в планы тренировок многих видов спорта. Прыжок — это способ преодоления расстояния с помощью акцентированной фазы полета. Это одноактное упражнение, в котором нет повторяемых фаз. Характерной его особенностью ярко выражена фаза полета. Форма препятствия определяет траекторию полета прыгуна: при прыжке в длину — траектория имеет форму пологой баллистической кривой. При выполнении спортивного прыжка в длину человек стремится показать наилучший результат, то есть прыгнуть возможно дальше. Легкоатлетические прыжки отличаются асимметричностью в работе мышц правой и левой половин тела, потому у прыгунов толчковая нога сильнее маховой. В античном мире на древнегреческих олимпийских играх с XVIII Олимпиады в 708 г. до нашей эры начали проводить пятиборье (пентатлон), в состав которого входили прыжки. Как выполнялись эти прыжки, неизвестно. Наиболее вероятной версией является то, что это были многоразовые (пятикратные) прыжки с гантелями в руках. И все-таки считается, что они были прообразом современных прыжков в длину. При прыжке в длину греки пользовались гантелями, которые изготавливались из камня и весили 1–5 кг. Результат зависел от того, насколько удачно прыгун выполнял разбег и мах гантелями. Разбег у прыгунов был коротким. Отталкиваясь, атлет выносил гантели вперед так, что в середине полета руки и ноги были почти параллельны. Перед приземлением он делал мах руками назад — это помогало выбросить дальше ноги, а выходит, и увеличить длину прыжка. С этого момента, во всех учебниках по легкой атлетике за рубежом представлены разделы по обучению каждому из способов. При этом, как релаксация принципа «от простого к сложному», во всех заданиях представлена последовательность: «согнув ноги» — «прогнувшись» — «ножницы». Значительно больше времени в общем часовом лимите уделяется спринтерской подготовке, как основному средству тренировки прыгуна в длину. Повышается общее количество прыжков в длину. При этом прыжки применяются уже не только с целью технического совершенствования, но и как основное средство развития двигательных качеств. Это, конечно, не могло не привести к определенному застою в росте достижений. Известно, что мировой рекорд Оуенса 8,13 м продержался 26 лет и был побит не в результате каких-либо усовершенствований в технике, а в результате значительного изменения методики тренировки. В первую очередь это относится к существенной переориентации тренировки прыгунов в длину за счет значительного увеличения объемов и расширения арсенала средств силовой подготовки. Средства спортивной тренировки прыгунов в длину можно разделить на три группы физических упражнений: основные, специальные и общеразвивающие. Основные упражнения охватывают прыжки в длину, включая разные условия их выполнения:

  1. Специальные упражнения применяются для развития необходимых двигательных качеств прыгуна, для овладения техникой движений и ее совершенствования.
  2. Общеразвивающие упражнения используются для общего, разностороннего, специфического для прыгунов в длину физического развития. Для каждого физического упражнения характерны исходное положение, направление и скорость перемещения частей тела, амплитуда движения, последовательность и сила напряжения работающих мышц, число и темп повторений, общая длительность выполнения упражнений. Эти факторы дают возможность четко представить, какие основные мышечные группы принимают участие в данном упражнении, а также судить о характере их работы.

При выполнении сопутствующих или подводящих упражнений стоит обращать внимание на широкую амплитуду и свободу движений, поддерживать правильную осанку в соединении с глубоким, естественным и ритмичным дыханием. Энергичный, живой, веселый характер выполнения каждого упражнения с числом повторений и подходов к чувству усталости в мышцах, а также ежедневным внесением разнообразности в комплекс по 8–10 упражнений сделает наибольшую пользу в этом всестороннем развитии.

Специальные упражнения состоят с одного или нескольких элементов основного упражнения. Это позволяет повторять их большое число раз в разных условиях: облегченных, стандартных и усложненных, а также собирательно влиять на определенные группы мышц и развивать в большей степени одно из необходимых прыгуну качеств. Выполнение специальных упражнений требует к себе особого внимания и контроля со стороны тренера и спортсмена как за формой, так и по содержанию — технике и ритму выполнения. Чем больше подобие между специальным и основным упражнением-прыжком, тем легче переносятся и полнее используются новые приобретенные навыки и качества, тем быстрее рост спортивных результатов. Специальные упражнения целесообразно выполнять в определенном ритмичном рисунке (в соответствии с основным упражнением), с точными акцентами в напряжении и расслаблении мышц.

Для сохранения наибольшего тренировочного эффекта стоит вносить разнообразность в условия и обстановку занятий: сменять место тренировки и последовательность упражнений, число повторений и величину обременений, а также варьировать подбор специальных упражнений. Для каждого основного упражнения характерны четкая нервно-мышечная координация и вегетативная основа. Только на данной конкретной основе оказывается «специализация» двигательных качеств каждого прыгуна и их достаточно суровое определенное соотношение. В этом заключается причина единства двигательных навыков и качеств. Нарушения необходимого соотношения в развитии физических качеств негативно отражаются на технике и качестве выполнения основного упражнения — прыжка в длину. Стоит постоянно помнить, что смена скорости движений при выполнении основного упражнения значительно обновляет его содержание и вносит новое в ощущение спортсмена.

Развитие необходимых качеств прыгуна: силы, скорости, выносливости, гибкости, ловкости и координации движений, а следовательно и совершенствования функциональных возможностей центральной нервной системы, аппарата дыхания, сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата достигаются только многоразовым повторением физических упражнений. Длительность отдыха в несколько раз превышает длительность выполнения упражнений на тренировочных занятиях. В период отдыха возобновляются те функции организма, которые сменялись в результате выполнения упражнений. Важно не забывать, что влияние упражнений на организм не ограничивается только периодом их выполнения, временами тренировка, а продолжается и после ее окончания. В этой связи качество отдыха, периода возобновления с использованием гигиенических и естественных факторов играет существенную роль в повышении эффективности спортивной тренировки прыгунов. Классификация тренировочных нагрузок прыгунов в длину (таблица 1) разработана на основе учета, направленности, величины и координационной сложности тренировочных нагрузок и выходит с биоэнергетических механизмов энергообеспечение мускульной деятельности (Н. И. Волков, 1974; М. А. Годик, 1980).

Величина нагрузки характеризуется степенью влияния упражнения на организм спортсмена и зависит от объема и интенсивности. В прыжках в длину интенсивность оценивается в % отношении от максимальных величин. Она подразделяется на максимальную (100–96 %), субмаксимальную (95–90 %), большую (89–81 %), умеренную (80 % и меньше). Направленность нагрузки допускает распределение упражнений по группам в зависимости от степени их влияния на развитие тех или других двигательных качеств с учетом специфики энергообеспечения работы разной мощности и длительности. Упражнения на преодоление внешних сопротивлений, которые постепенно увеличиваются, вызывают соответствующие мускульные напряжения и развивают силовые качества. Рост числа повторений упражнений, увеличения длительности и повышения интенсивности их выполнения развивает общую и специальную выносливость. Чем большее число мышц берут участие в движении, тем более совершенствуется общая выносливость, и наоборот: чем меньшее число мышц работает, тем более локальная выносливость данных групп мышц.

Упражнения при участии значительного числа мускульных групп и быстрой сменой условий и последовательности их напряжений способствуют согласованности в работе мышц, улучшают координацию и ловкость в движениях.

Таблица 1

Классификация тренировочных нагрузок высококвалифицированных прыгунов вдлину сразбега

Тренировочные дни изанятия

Количество тренировочных дней

Количество тренировочных занятий

Специальная техническая подготовка

Прыжки с полного разбега, (разы)

Прыжки с среднего разбега (10–14 беговых шагов), (разы)

Прыжки с укороченного разбега (до 8 беговых шагов), (разы)

Беговая подготовка

Спринтерский бег на отрезках до 80 м, км в зоне 96–100 % личного результата

Спринтерский бег на отрезках до 80 м, км в зоне 90–95 % личного результата

Спринтерский бег на отрезках более 80 м, км в зоне 90–100 % личного результата

Спринтерский бег на отрезках более 80 м, км в зоне 80–89 % личного результата

Беговые упражнения, км

Силовая подготовка

Силовая работа, направленная на развитие максимальной силы в зоне 80–100 % от личного результата

Силовая работа, направленная на развитие взрывной силы (до 5–6 повторений в серии на время)

Специальные силовые упражнения

Прыжковая подготовка

Гормональные прыжки (скачки, прыжки с ноги на ногу, связки), количество отталкиваний: до 10 отталкиваний (на время или результат)

Гормональные прыжки (скачки, прыжки с ноги на ногу, связки), количество отталкиваний: более 10 отталкиваний

Вертикальные прыжки, которые выполняются с максимальными усилиями (количество отталкиваний): прыжки через барьеры

При совершенствовании техники движений используются методы выполнения упражнений вразнобой и в целом, с объяснением, анализом и самоанализом, показом, демонстрацией и самостоятельными заданиями прыгунам. При развитии и совершенствовании как физических качеств, так и двигательных навыков применяется как основной повторный метод, а также «до отказа», переменный, интервальный, коловий (прерывные методы) и беспрестанный метод — равномерней (развитие общей выносливости). При развитии специальной выносливости по перериваному (повторному) методу необходимо учитывать следующие пять компонентов:

 длительность выполнения;

 интенсивность выполнения (длина отрезка в беге и время пробега);

 длительность интервалов отдыха;

 форма отдыха (пассивный — сидя, активный — ходьба, бег рысцой);

 число повторений.

В скоростно-силовой подготовке прыгунов в длину широко применяются методы динамических усилий, которые вызывают максимально быстрое проявление силы, и методы максимальных усилий при выполнении упражнений с обременением. Самоконтроль времени на отрезках и у разбега, а также длины шагов и разбега, результатов прыжков, запоминания мускульных ощущений и сопоставления их с объективными показателями (в с, см) и с оценкой тренера необходимые не только для создания представления о рациональной технике, но главным образом для понимания, овладения чувством движения и управления своими движениями на разных скоростях. Глубокое знание и творческое использование тренером методов выполнения разнообразных средств подготовки поможет значительно ускорить процесс совершенствования в прыжках.

Литература:

  1. Бобровник В. И. Совершенствование системы спортивной подготовки легкоатлетов-прыгунов. // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. — Харьков: ХДАДМ, 2003. — № 3. — с. 103–114.
  2. Бобровник В. И. Факторная структура специальной подготовленности прыгунов в длину высокой квалификации // Теория и методика физического воспитания и спорта. — 2004. — № 1. — с. 51–56.
  3. Бондарчук А. П. Перенос тренированности в легкоатлетическом спорте. — К., 1999. — 332 с.
  4. Креер В. А., Попов В. Б. Легкоатлетические прыжки. — М.: Физкультура и спорт, 1986. — 186 с.
  5. Легкая атлетика: Учеб. для ин-тов физ. культ. / Под редакцией Н. Г. Озолина, В. И. Воронкина, Ю. Н. Примакова. — М.: Физкультура и спорт, 1989. — 671 с.
  6. Попов В. Б. Прыжок в длину: многолетняя подготовка. — М.: Терра-спорт, Олимпия Пресс, 2001. — 150 с.
  7. Платонов В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения. — К.: Олимпийская литература, 2004. — 808 с.
  8. Колот А. В. Лекция «Методика тренировки в пр. В длину» 2006. Киев. 20 с.
Основные термины (генерируются автоматически): прыжок, упражнение, личной результат, длина, основное упражнение, спринтерский бег, качество, развитие, число повторений, легкая атлетика.


Задать вопрос