Для того, чтобы воспитать (по требованиям ФГОС) «физически развитого, любознательного, активного, эмоционально отзывчивого, овладевшего средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками ребенка», необходимо сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии.
Применение ИКТ в учебно-воспитательной деятельности в детском саду — это новейшая и актуальная проблема в российской педагогике. В настоящее время жизнь формулирует другие требования к организации учебных занятий в дошкольном общеобразовательном учреждении. Внедрение в атмосферу дошкольного учреждения компьютера не было целью, которая ориентирована лишь на формирование опыта работы с новейшим техническим устройством. Целью дошкольного воспитания было гармоничное и полноценное личностное, психологическое, а также познавательное развитие ребенка дошкольного возраста, образование и последующее развитие направленной работы, главных новообразований возраста [2, с. 80].
Работа в детском саду имеет свою специфику:
она должна быть эмоциональной, яркой;
с использованием игровых методов и приемов, позволяющих детям в интересной, а главное, в доступной форме получить знания, решить поставленные педагогом задачи.
При этом ИКТ являются мощным средством повышения эффективности обучения, значительно расширяя возможности предъявления образовательной и развивающей информации.
Дошкольнику, с его наглядно-образным мышлением, понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, потрогать и оценить, как оно работает. Компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни. Компьютер, мультимедийные средства могут стать мощным средством обучения, коррекции; средством коммуникации, необходимым для налаживания совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.
Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации и среды.
Под средствами ИКТ подразумевается использование:
компьютера;
интернета;
телевизора;
видео, DVD, CD;
мультимедиа, аудиовизуального оборудования.
Это все дает широкие возможности для коммуникации [4, с. 81].
Занятия с использованием ИТК могут быть:
фронтальными;
индивидуальными;
групповыми.
В случае применения ИКТ нужно выполнять следующий ряд требований. При использовании компьютера на занятиях с детьми 5–7 лет необходимо проводить в течение дня не более одного такого занятия. Возможно их применение не более трех раз в неделю в дни большей работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. После завершения занятия с детьми необходимо провести гимнастику для глаз. Продолжительность непрерывной работы за компьютером на развивающих занятиях в виде игры для детей 5 лет должна не превышать 10 минут, а для детей 6–7 лет она составляет15 минут.
Для уменьшения утомительности компьютерных занятий нужно выполнить гигиенически рациональную организацию рабочего места:
соотнесение мебели росту ребенка;
хороший уровень освещенности.
Положение экрана видеомонитора должно соответствовать уровню глаз или быть немного ниже, но находится на расстоянии не ближе 50 см. Ребенок, который носит очки, должен работать за компьютером в них. Невозможно применение одного компьютера для одновременного пользования двух или более детей на занятиях. На занятиях детей с компьютером воспитатель обязательно должен присутствовать. [3, с. 58]
ИТК используют в настоящее время в качестве современного средства развития связной речи ребенка дошкольного возраста. Развитие связной речи является главной задачей речевого развития детей дошкольного возраста. Именно в связной речи реализуется основная функция языка и речи.
Речь является важнейшим критерием уровня культуры человека, его интеллекта, мышления. Она возникает в раннем детстве в виде отдельных слов, которые не имеют ещё определенного грамматического значения, речь постепенно усложняется и обогащается. Дошкольник осваивает фонетический строй и лексику, усваивает способы изменения слов и их сочетаний, композицию высказываний и их логику, овладевает монологом, диалогом, разнообразными стилями и жанрами, оттачивает выразительность и чёткость своей речи. Ребёнок овладевает этим богатством активно, т. е. в процессе своей речевой практики.
Развитая речь в современном обществе является одним из главных способов активной деятельности человека, а для ребёнка она служит средством благоприятного обучения [6, с. 1].
Родители сегодня неохотно и очень мало читают книг своему ребенку, не подталкивают его к диалогу, в связи с этим речь ребенка дошкольного возраста не выразительна. Ребенок довольно часто в своей речи допускает аграмматизмы, отвечает односложными фразами. Неразвитость речи, бедность словарного запаса у дошкольников способствует отсутствию интереса на занятиях по развитию речи, т. к. при этом учебная мотивация отсутствует. В данном случае помощь оказывает применение компьютерных технологий, которые мотивируют детей. Компьютера здесь обладает неисчерпаемыми возможностями:
он погружает ребенка в особую ситуацию игры;
образовательная деятельность при этом становится по-настоящему современной, более привлекательной, интересной, содержательной [2, с. 3].
В дошкольном возрасте формирование речи ребенка — это главная задача педагога,так как хорошее владение родным языком связано с познанием окружающего мира, с развитием сознания ребенка, с развитием разносторонней личности. Успешное формирование грамматического строя речи у дошкольников — это важнейшее условие для полноценного общего психического и речевого развития.
Применение компьютера мотивирует воспитанников проявлять свою оригинальность, задавать вопросы, что, в свою очередь, благоприятно влияет на развитие речи. Это объясняется наличием элементов занимательности и игры, что является сильнейшим средством повышения мотивации. Ребят привлекает новизна данных занятий. В группе создается обстановка реального общения, благодаря которой дети стремятся выразить эмоции от увиденного материала своими словами. Они с желанием выполняют предложенные задания, проявляют стойкий интерес к новому.
В развитие связной речи особую роль имеют средства изобразительной наглядности. Неспроста К. Д. Ушинский говорил: «Детская природа требует наглядности». Наглядность дает возможность выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти детей:
зрительная;
слуховая;
моторная.
Необходимость повышения качества применяемого наглядного материала — самая веская причина, побуждающая к использованию компьютерных технологий. Они представляют для педагога интерес и являются дополнительным средством развития речи ребенка.
Использование ИКТ уместно на любом этапе изучения темы:
при объяснении (введении нового материала);
при закреплении;
при повторении;
при обобщении материала.
Принципиальное новшество использования компьютера — интерактивность, позволяющая развивать активные формы обучения.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и предоставления учебного материала к логопедическим занятиям можно назвать мультимедийную презентацию.
Мультимедиа — отражение объектов действительности во всех возможных формах. Мультимедийная презентация — это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребёнка [1, с. 27].
Использование компьютерных презентаций на занятиях со старшими дошкольниками имеет множество преимуществ:
1) увеличивает познавательную активность детей и повышает объем изученного материала;
2) способствует процессу формирования сотрудничества и новых форм общения между ребенком и воспитателем;
3) использует наглядно-образный тип информации, который понятен детям дошкольного возраста;
4) способствует процессу формирования учебной мотивации, повышает самоконтроль, усидчивость;
5) формирует эффективное усвоение материала: развиваются творческие способности и воображение, увеличивается словарный запас, тренируется память;
6) способствует развитию эффекта биологически-обратной связи (мгновенная оценка деятельности, контроль за результатом);
7) формирует положительное эмоциональное состояния ребенка в процессе занятий, что является залогом успеха [5, с. 1].
Медиазанятия позволяют сформировать у дошкольников грамматический строй речи в достаточно небольшие сроки. Благодаря организации с ИКТ у детей происходит:
стимулирование речевой активности;
увеличение речевой деятельности;
появление с первых минут интереса к занятию и последующее его удержание до конца занятия.
Речь в процессе ИКТ — это средство мыслительных операций, и при этом она формирует самостоятельную творческую деятельность ребенка.
Эффективность применения подтверждают данные положительные факторы:
выраженное формирование у дошкольников устойчивой мотивации и произвольных познавательных интересов;
у детей увеличивается мотивация к учебе на занятии благодаря интересным мультимедийным эффектам: звуку, движениям, мультипликациям;
в памяти на длительный срок остаются полученные знания, их становится легче применить на практике после краткого повторения;
происходит более тесное взаимодействие с родителями, многие из них пользуются диском с презентациями для занятий с детьми дома. Это способствует закреплению знаний, которые были получены детьми на занятиях.
Следовательно, благодаря информационно-коммуникативным средствам обучения происходит увеличение эффективности работы воспитателя по формированию грамматических навыков, способствуя эмоционально-мотивационному звену речевой деятельности детей дошкольного возраста.
При условии систематического использования в образовательном процессе мультимедийных презентаций в сочетании с традиционными методами и приемами обучения, обогащаются интеллектуальные впечатления и интересы детей, значительно повышается их речевая активность.
Следовательно, использование ИКТ в системе речевого развития даёт положительный результат, способствуя интересному и простому обучению детей.
Литература:
- Васильева В. С. Дидактические возможности информационных технологий в процессе логопедической работы по коррекции речевых нарушений у старших дошкольников // Категория «социального» в современной педагогике и психологии: материалы 2-й научно-практич. конф. — Ульяновск, 2014. — С. 24–29.
- Дорохова И. А. Система работы по использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе ДОУ для развития ведущих сфер личности детей дошкольного возраста [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. — Казань: Бук, 2014. — С. 79–82.
- Ковригина Л. В. Использование элементов ИКТ при подготовке учителей-логопедов к логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста // Фундаментальные исследования. — 2008. — № 3 — С. 57–59.
- Павлова Н. А. Информационно-коммуникационные технологии в работе с дошкольниками // Педагогический поиск: творчество, мастерство, качество: материалы Всерос. научно-практ. конф. — Томск: ТОИПКРО, 2015. — т. 2. — С. 80–84.
- Силкина С. Д. Использование ИТК в развитие связной речи воспитанников старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.maam.ru/
- Яковлева Е. В. Использование информационно-коммуникационных технологий при формировании связной описательной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.moi-detsad.ru/