В статье рассматриваются меры государственной поддержки инновационного предпринимательства в Казахстане, в контексте процесса формирования инновационной системы страны. При этом справедливо отмечается, что для Республики Казахстан всегда оставалась актуальной проблема перехода на инновационный путь развития в связи с сырьевой специализацией и низким уровнем диверсификации экономики.
Создание системы эффективного партнёрства высших учебных заведений Казахстана с частным сектором, который в развитых странах осуществляет финансирование большей части затрат на НИОКР, является ключевой задачей формирования отечественной научно-исследовательской системы.
Ключевые слова:инновационное предпринимательство, государственная поддержка, инновационная экономика, Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитиюРеспублики Казахстан.
ВРеспублике Казахстан при государственной поддержке наблюдается активный процесс формирования инновационной системы, одним из составных элементов которой является инновационное предпринимательство.
Для Республики Казахстан всегда оставалась актуальной проблема внедрения новых научно-технических разработок в производство, перехода на инновационный путь развития. Если раньше предложения по инновационным проектам поступали от ученых без учета интересов промышленных предприятий, то теперь упор будет сделан на инновации в промышленности, предложения самих предприятий. При этом будет предоставлена возможность реализации инновационных проектов, начиная со стадии старт-ап.
В целях развития инновационной экономики в Республике Казахстан была принята Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010–2014 годы (далее — ГПФИИР), направленная на обеспечение устойчивого и сбалансированного роста экономики через диверсификацию и повышение ее конкурентоспособности [1].
В рамках ГПФИИР предусмотрена система поддержки науки, которая ориентирована на финансирование фундаментальных и прикладных научных исследований. Постепенно система финансирования науки будет переориентирована в основном на решение проблем реального сектора экономики. При этом структура финансирования науки будет распределена следующим образом: фундаментальные исследования — 20 %, прикладные исследования — 30 %, ОКР — 50 % [2, c. 278].
По данным министерства национальной экономики, из средств бюджета на реализацию ГПФИИР в 2013 году направленно 866,3 млрд. тенге, вместе с тем анализ структуры показывает, что указанные средств не были напрямую связаны с реализацией промышленной политики: на цели индустриализации выделено только 14,7 % от общего объема расходов (127,8 млрд. тенге). Более 85 % от расходов, или 738,2 млрд. тенге, направлены на финансирование инфраструктурных проектов и институциональное обеспечение, которые косвенно влияют на реализацию программы. Это привело к формированию негативного общественного мнения о низкой результативности Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию [3].
Логическим продолжением и учитывающей опыт реализации ГПФИИР Республики Казахстан на 2010–2014 годы является Государственная программа индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015- 2019 годы (далее — Программа).
К 2015 году была поставлена задача увеличения доли инновационных активных предприятий до 10 %, которая составляла более 4 %, а также сделан акцент на развитие собственных научных компетенций, способствующих повышению технологической конкурентоспособности экономики Казахстана в долгосрочной перспективе.
В результате проводимых реформ с момента реализации ГПФИИР доля инновационно-активных предприятий возросла с 4 % до 7,6 %, в 3 раза возросли затраты предприятий на технологические инновации (с 113,5 до 326 млрд. тенге), аналогично в 3 раза вырос объем инновационной продукции (с 111,5 до 379 млрд. тенге). По фактору «Инновации» Глобального индекса конкурентоспособности Всемирного экономического форума Казахстан улучшил рейтинг на 18 позиций и занял 84 место, по фактору «Технологическая готовность» — на 25 позиций (57 место) [4].
В приоритетных отраслях Государственной программы индустриально-инновационного развития создаются технологические платформы. Государство предоставляет площадку как для предприятий, так и для научных организаций, способных решить данные технологические задачи. Таким образом, формируются консорциумы, в которых предприятия будут финансировать научные исследования, объединенные одной тематикой — платформой [5].
В Республике Казахстан существует соответствующая инновационная инфраструктура, включающая 9 технопарков, 5 национальных центральных и 15 региональных лабораторий. Уже созданы 9 венчурных фондов, 3 конструкторских бюро.
В конечном счете, все мероприятия по трансформации экономики должны привести к созданию и развитию стабильной системы, которая позволяет выпускать высокотехнологичную продукцию с высоким уровнем валовой добавленной стоимости, поддерживать научные исследования, способствует эффективному внедрению научных разработок, трансферту технологий. При анализе мер по стимулированию инновационного предпринимательства, одним из ключевых вопросов является обеспечение государством ясной и четкой нормативно-правовой базы функционирования субъектов предпринимательства. Так, согласно исследованиям компании «Ernst & Young», было выявлено, что 53 % опрошенных считают, что степень прозрачности и стабильности нормативно-правовой базы остается недостаточной. Респонденты называют ряд факторов, влияющих на ведение бизнеса:
1) недостаточно тщательная оценка будущих последствий при принятии новых законов и положений;
2) неоднозначность формулировок в законах и непоследовательность применения законодательства;
3) независимость судебной системы должна быть гарантирована;
4) отсутствие делового подхода со стороны контролирующих органов;
5) обеспечение выполнения условий договоров и соблюдение принципов справедливости в отношении прав инвесторов;
6) чрезмерное регулирование и множество разрешительных процедур;
7) коррупция остается серьезной проблемой [6].
Подводя итоги по рассмотренным аспектам мероприятий по стимулированию и поддержке инновационного предпринимательства в Казахстане, следует отметить, что в рамках выбранных стратегических позиций Казахстана, государством проводится активная политика по разработке и реализации мер по всесторонней поддержке и мотивации субъектов предпринимательства. Финансирование инновационной деятельности предприятий происходит из внутренних и внешних источников. Внутреннее финансирование включает в себя использование в инновационных целях части прибыли предприятия и амортизационных отчислений. Эта форма финансирования для малого и среднего предприятия не пригодна ввиду ограниченности собственных ресурсов. Наиболее распространенными внешними источниками финансирования для предприятий Казахстана сейчас выступают кредитные ресурсы, прямые ассигнования из государственного бюджета на реализацию инновационных проектов, в меньшей мере венчурный капитал и другие источники.
Для активизации инновационной деятельности отечественных предприятий предлагаются следующие организационно-экономические механизмы:
1) стимулирование технологической модернизации производства;
2) создание высокотехнологичных кластеров;
3) предоставление долгосрочного лизингового финансирования на срок до 10 лет, ставка не более 6 %, собственные средства не менее 10 %;
4) возмещение части затрат на покупку технологий при вводе технологии в эксплуатацию;
5) сотрудничество вузов и промышленности в исследовательской деятельности.
Создание системы эффективного партнёрства высших учебных заведений Казахстана с частным сектором, который в развитых странах осуществляет финансирование большей части затрат на НИОКР, является ключевой задачей формирования отечественной научно-исследовательской системы. Основные государственные задачи в области инновационной политики будут сосредоточены в сфере поддержки науки, реализация которых возлагаются на Фонд науки и национальный научно-технологический холдинг «Самгау». Приоритетны проекты, близкие к коммерциализации, а также малые и средние инновационные компании [7, с. 88].
Повышение инновационной активности казахстанских предприятий возможно за счет участия в совместных наукоемких проектах с другими странами. В странах же с низкой долей участия частного капитала в заказах на НИОКР и незначительном спросе на новые технологии, в том числе в Казахстане, именно государство осуществляет большую часть расходов по развитию науки, разработке и продвижению инноваций.
Литература:
- Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010–2014 годы. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:zakon.kz
- Мырзалиев М. И. Развитие инновационной деятельности в Республике Казахстан: тенденции и перспективы/ М. И. Мырзалиев// Вестник Евразийского национального университета имени Л. Н. Гумилева. — 2011. -№ 3 (82).- С. 275–279.
- Программа по развитию инноваций и содействию технологической модернизации в Республике Казахстан на 2010–2014 годы. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://invest.nauka.kz/law/progr
- Государственная программа индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015- 2019 годы. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:zakon.kz
- О состоянии малого и среднего предпринимательства в государствах — участниках СНГ. [Электронный ресурс] // Интернет — портал СНГ. — Режим доступа: http://www.e-cis.info/page.php?id=23538
- Материалы исследования «Инвестиционная привлекательность Казахстана». [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «Ernst&Young». — Режим доступа: http:// www.ey.com/KZ/ru/
- Барлыбаева Н. А. Национальная инновационная система Казахстана: теория, методология, механизм развития: дис....д-ра экон. наук: 08.00.05. — Алматы, 2007. — С.199.