В статье рассматриваются проблемы информатизации сельхозтоваропроизводителей региона. Предлагается возможная структура автоматизированной информационной системы на база Департамента сельского хозяйства Орловской области.
Ключевые слова: АПК, сельское хозяйство, информационное обеспечение, информационная система, научно-информационное обеспечение.
В сфере АПК России ведется многоплановая работа по созданию инновационной системы научно-информационного обеспечения. Цель построения такой системы имеет стратегический характер и состоит в нахождении путей устранения импортозависимости при обеспечении населения основной продовольственной продукцией, а главное — повышение эффективности и наращивании производства сельхозпродукции. Целевые показатели такого обеспечения с учётом наращивания экспортного потенциала определены Доктриной продовольственной безопасности [1]. Учитывая, что в последние годы возросла потребностью в обеспечении оперативного обмена большими потоками информационных ресурсов параллельно возросло и значение информационного обеспечения АПК. Построение информационной инфраструктуры, охватывающей все составляющие агропромышленного комплекса, становится важным этап в программе подъема сельского хозяйства и перевода этой отрасли на инновационные технологии. Однако построение такой системы требует значительных вложений средств. Например, на Западе в информатизацию (в частности, в развитие сети Интернет) вкладываются десятки миллиардов долларов США. Анализируя объем и структуру рынка ИТ развитых европейских стран, можно констатировать, что их объем значительно больше, чем в России [5].
Проведенный мониторинг веб ресурсов Орловской области говорит о недостаточном уровень информатизации АПК в регионе. У Департамента сельского хозяйства нет своего веб-ресурса, следовательно, нельзя говорить о доступности информации [2]. Об актуальности тоже не приходиться говорить, т. к. информация, размещенная на сайте Администрации, имеет не периодичный характер и носит в основном краткую информационную справку о проводимых мероприятиях. Необходимо сказать об «информационном голоде» у сельскохозяйственных товаропроизводителей, касающихся доступных курсов повышения квалификации, инвестиционных проектов, научные статьи о развитии животноводства и растениеводства, о новейших препаратах по борьбе с заболеваниями у животных.
Существует ограниченный доступ в получении первичной статистической информации. Ни на одном ресурсе не найдены аналитические справки и обзоры, касающиеся сельского хозяйства. На ресурсах представлена в основном законодательная информация, которая имеет свойство повторяться. Невозможно воспользоваться возможностью электронного взаимодействия, кроме электронной почты, и то не на всех подразделениях. У Департамента сельского хозяйства указана электронная почта только руководителя, что затрудняет доступ к общению и получению информации непосредственно у ответственных лиц.
По нашему мнению, необходимо создание информационного ресурса Департамента сельского хозяйства Орловской области. Он будет отвечать современным требованиям, предъявляемым к информационно-аналитическим системам: применение активных ссылок на смежные информационные ресурсы, авторизация пользователей (с разграничением доступа) с возможностью участия в наполнении портала и обмена информации по средствам форума. В свою очередь, данный ресурс будет частью единого информационного пространства Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
При внедрении информационной системы органы управления АПК сталкиваются с множеством проблем. Условно мы их разделили на три большие группы: связанные с обеспечением функционирования системы, управленческие и организационные проблемы.
В первой группе рассматриваются проблемы, обеспечивающие бесперебойное функционирование системы. К ним относятся следующие: во-первых в недостаточной проработке функционала системы и ее количественного описания, удобного интерфейса для работы специалистов, во-вторых, в отсутствии специализированных сервисов и программ для автоматического сбора первичной информации для последующего принятия управленческого решения. Информация разрозненна по формам предоставления (письменная, устная, по электронной почте и т. д.), на ее обработку и ввод в систему уходит большое количество времени. В-третьих, кадровая проблема. Управленческий персонал в своей работе не использует современные программы помогающие принять решение, например, по проведению полевых опытов на основе информационных технологий т. к. не умеет пользоваться ими [4].
Информационная система создается для обеспечения зарегистрированных пользователей информационного ресурса, к данным размещенных на нем. Одной из задач является обеспечение коммуникации пользователей. Пользователями данного web-ресурса могут быть: руководители и специалисты Департамента сельского хозяйства Орловской области и соседних областей, индивидуальные предприниматели, руководители ЛПХ, КФХ, занимающееся сельскохозяйственным и промышленным производством, крупные и средние фермы и т. д. Данный проект направлен на автоматизацию стратегического уровня управления АПК Орловской области, для поиска решений по усовершенствованию системы управления АПК и взаимодействию с другими системами. Органам управления данный ресурс поможет упорядочить данные о структуре предприятий и их результатах деятельности в АПК Орловской Области.
Для предприятий данный ресурс будет полезен тем, что там будут публиковаться аналитические отчеты о тенденциях развития отрасли, прогнозы экономической ситуации на рынке, данные о новый способах производства сельскохозяйственной продукции, база нормативных документов, отчеты о товарах и услугах производимых в области.
Для всех пользователей информационного ресурса предусмотрен сервис по выборки интересующей информации и представление ее в удобном виде, по анализу и прогнозному расчету интересующих показателей.
В настоящее время нет одобренных рекомендаций по количественной и качественной оценки информационных ресурсов, а так же прогнозирование их потребностей в обществе. Это снижает эффективность накапливаемой информации в виде информационных ресурсов. При создании информационного ресурса в системе управления АПК Орловской области необходимым условием является — использование инструментальных средств для обработки, передачи и хранения данных.
Информационная система будет состоять из клиентской и серверной части. Для клиентской части техническим условием является использование гипертекстовой разметки HTML с вложенными таблицами CSS. Нами был выбран язык программирования JavaScript. Для серверной части техническим условием — система управления базами данных MySQL (самая распространенная система для интернет проектов) и язык программирования PHP (для написания приложений). При проектировании информационной системы, необходимо создать функциональную модель (рис. 1).
Информационная система состоит из следующих подсистем:
подсистема сбора информации о выставках, конкурсах, конференциях;
подсистема формирования базы по нормативно-правовым документам;
подсистема по предложениям;
подсистема базы данных по зарегистрированным участникам;
подсистема по запросам.
Рис. 1. Функциональная модель информационной системы
Создаваемая система будет функционировать в круглосуточном режиме работы и без помощи администраторов, при условии правильного соблюдения условий эксплуатации.
Подсистема сбора информации о выставках, конкурсах, конференциях, реализует следующие функции: поиск актуальной информации о выставках, оперативный мониторинг подсистемы, контроль над доступом зарегистрированных пользователей.
Подсистема формирования базы данных по нормативно-правовым документам реализует следующие функции: внесение изменений в базу данных, импортирование информации из внешних источников, круглосуточный мониторинг обновлений, контроль над доступом.
Подсистемы запросов и предложений реализуют похожие функции: по сбору данных в произвольной форме, поддержка процессов проверки данных, возможности печати и т. д.
Данная система взаимодействует с органами местного самоуправления, Министерством экономического развития РФ, Министерством сельского хозяйства и т. д.
Для повышения эффективности агропромышленного комплекса России в соответствии со Стратегией развития АПК и рыболовства в настоящее время ведется создание Единой системы информационного обеспечения (ЕСИО). Система является многоуровневой, охватывает федеральный, окружные, региональные (областные, краевые) и муниципальные (районные) уровни [3]. Предлагаемая нами информационная система относится к региональному и муниципальному уровням и должна быть интегрирована в ЕСИО.
Литература:
- Черноиванов, В. И. Опыт внедрения инновационных технологий при модернизации инженерно-технической системы АПК/В. И. Черноиванов// Матер. V меж. науч.-практ. конф. «Научно-информационное обеспечение инновационного развития АПК» — М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2011.– С.22–34.
- Коломейченко, А.С. Анализ информационной системы трансфера результатов научных исследований в агропромышленный комплекс России/ А. С. Коломейченко, Ю. В. Ноздрина//Молодий вчений, 2014.-№ 2(05). -С. 44–47.
- Кондрашин, А. В. Адаптация единой системы информационного обеспечения АПК для сельхозтоваропроизводителей/А. В. Кондрашин//Никоновские чтения, 2011. — № 16.- С.393–394.
- Коломейченко, А.С. Анализ рынка информационных услуг в АПК/ А. С. Коломейченко, Ю. В. Ноздрина //В сб.: Актуальные проблемы социально-экономических исследований. Сб. мат. 5-й меж. науч. — практ. конф.- Махачкала, 2014. — С. 54–57.
- Кизима, С. А. Информатизация и национальное государство: геополитический аспект/ С. А. Кизима//Проблемы управления, 2010. — № 1(34). — С.223–228.