Нормативно-правовая база деятельности сибирской поселковой школы России (на примере средней общеобразовательной школы поселка Голышманово Голышмановского муниципального района Тюменской области) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №7 (111) апрель-1 2016 г.

Дата публикации: 24.03.2016

Статья просмотрена: 123 раза

Библиографическое описание:

Гладышева, И. Е. Нормативно-правовая база деятельности сибирской поселковой школы России (на примере средней общеобразовательной школы поселка Голышманово Голышмановского муниципального района Тюменской области) / И. Е. Гладышева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7 (111). — С. 555-559. — URL: https://moluch.ru/archive/111/27378/ (дата обращения: 19.12.2024).



В муниципальном образовательном учреждении, как и в любом другом, для эффективного управления им должна быть сформирована нормативно-правовая база, на основе которой будет осуществляться его деятельность. Нормативно-правовая база состоит из 4 уровней:

  1. Федеральный уровень;
  2. Региональный уровень;
  3. Муниципальный уровень;
  4. Уровень самой организации.

На Федеральном уровне существуют несколько нормативно-правовых актов, которые регулируют построение системы образования в государстве. Для Муниципального автономного образовательного учреждения «Голышмановская средняя общеобразовательная школа № 4» (далее МАОУ Голышмановская СОШ № 4) обязательными для исполнения являются:

  1. Конституция Российской Федерации. А именно статья 43, в которой говорится, что каждый имеет право на образование. Так же Конституция гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего, среднего профессионального образования и высшего образования на конкурсной основе [3];
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации», который регламентирует отношения, появляющиеся в области образования из-за реализации населением права на образование, обеспечивает государственные гарантии свобод и прав людей в сфере образования. Так же данный закон устанавливает экономическую, правовую, организационную базу образования в РФ, принципы государственной политики в области образования, правила работы учебной системы и осуществления образовательной деятельности [4].
  3. Действующие нормативно-правовые акты Министерства образования РФ, регулирующие организацию системы образования:

 Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 № 1312 (ред. от 01.02.2012) «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования». Приказ № 1312 устанавливает форму федерального базисного плана и формы примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации [5].

 Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 (ред. от 26.01.2016) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». Данный приказ утверждает прилагаемый перечень учебников, рекомендуемых для использования при осуществлении образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования [6].

 Приказ Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 (ред. от 24.11.2015) «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования». Приказ Минобрнауки России № 1400 утверждает порядок проведения государственной итоговой аттестационной комиссии по образовательным программам среднего общего образования, определяет формы проведения государственной аттестационной комиссии, участников, сроки и продолжительность проведения ГИА, средств связи при проведении ГИА, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению ГИА, порядок проведения аттестационных работ, порядки подачи и рассмотрения апелляций, порядок изменения и (или) аннулирования результатов ГИА [7].

 Приказ Минобрнауки России от 04.04.2014 № 267 (ред. от 10.12.2014) «Об утверждении Порядка проведения олимпиад школьников». Данный приказ утверждает порядок проведения олимпиады среди обучающихся школ, определяет правила проведения олимпиад и устанавливает критерии определения уровней олимпиад школьников. Представленный порядок в данном законе не распространяется на Всероссийскую олимпиаду обучающихся школ [8].

 «Письмо» Минобрнауки России от 07.08.2015 № 08–1228 «О направлении рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по вопросам и введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»). В данном письме содержатся методические рекомендации по вопросам введения государственного образовательного стандарта основного общего образования. Рекомендации предназначены для педагогических работников, родителей обучающихся, руководителей образовательных учреждения и представителей органов государственно-общественного управления школ, общественных организаций [9].

В рамках региональных правовых актов, обязательны для исполнения в МАОУ Голышмановская СОШ № 4 следующие нормативно-правовые документы, регулирующие построение системы образования в регионе:

 Закон Тюменской области «О регулировании отдельных отношений в сфере образования в Тюменской области». Принят областной Думой 27 июня 2013 г. (в ред. Законов Тюменской области от 07.11.2014 № 85,от 31.03.2015 № 24, от 12.10.2015 № 98, от 08.12.2015 № 132). Данный закон регулирует отдельные отношения в сфере образования. Также закон утверждает полномочия органов государственной власти Тюменской области в сфере образования, описывает меры социальной поддержки и стимулирования в сфере образования, а так же способы оказания финансовой поддержки образовательной деятельности [10].

 Постановление Правительства Тюменской области от 30 сентября 2013 г. № 423-п «Об утверждении положения об обеспечении питанием обучающихся государственных и муниципальных организаций, расположенных в Тюменской области» (в ред. постановлений Правительства Тюменской области от 27.12.2013 № 573-п, от 28.05.2014 № 261-п, от 20.07.2015 № 303-п, от 25.01.2016 № 3-п). Данное Постановление утверждает Положение об обеспечении питанием обучающихся государственных и муниципальных организаций, расположенных в Тюменской области. Согласно приложению к данному Постановлению определены случаи и порядок обеспечения питанием за счёт средств областного бюджета обучающихся, а так же список лиц, которым осуществляется частичное или полное возмещение расходов на обеспечение питанием [11].

 Постановление Правительства Тюменской области от 16.10.2013 № 439-п «Об утверждении Положения о мерах социальной поддержки при организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а также организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях». Постановление № 439-п декларирует меры социальной поддержки при организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а также организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях. В данном Положении регламентируется порядок и условия предоставления мер социальной поддержки детей с ограниченными возможностями при получении образования [12].

На Муниципальном уровне обязательны для исполнения нормативно-правовые акты:

 Постановление Администрации Голышмановского Муниципального района от 15 декабря 2011 г. № 1955 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Зачисление в образовательное учреждение»» (в ред. постановления Администрации Голышмановского муниципального района от 20.07.2012 № 1383). Данное постановление утверждает регламент по предоставлению муниципальной услуги «Зачисление в образовательное учреждение». Сам регламент, приложенный к данному постановлению, устанавливает порядок, сроки и последовательность действий муниципальных образовательных учреждений, расположенных на территории Голышмановского муниципального района, при предоставлении муниципальной услуги «Зачисление в образовательное учреждение» [13].

 «Порядок учета детей, подлежащих обучению по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования от 25.09.2015 № 118». Данный порядок принят Отделом образования Администрации Голышмановского муниципального района. В документе регламентируется порядок учета детей в возрасте от 6 до 18 лет, проживающих на территории Голышмановского муниципального района, подлежащих обучению по образовательным программам [14].

 «Положение об организации питания в Муниципальных автономных образовательных учреждениях Голышмановского муниципального района» № 23-ос от 09.02.2015 принято Отделом образования Администрации Голышмановского муниципального района. В данном Положении регламентируются общие принципы организации питания, пути финансирования школьного питания, порядок организации питания, а так же способы обеспечения контроля организации питания школьников [15].

 «Положение о муниципальной оценке качества образования обучающихся» к приказу от 01.12.2015 № 231. Это Положение принято Отделом образования Администрации Голышмановского муниципального района. Положение определяет цели, задачи и порядок проведения муниципальной оценки качества образования обучающихся 5, 8, 10 классов образовательных учреждений Голышмановского муниципального района [16].

Первое и основное, с чего начинаются все проверки любого образовательного учреждения — это выявление состояния нормативно-правовой базы образовательного учреждения. Поэтому самое главное и основное — это состояние и содержание основных документов МАОУ Голышмановская СОШ № 4. В литературе по делопроизводству они называются организационно-правовыми (локальные нормативно-правовые акты) и распорядительными документами образовательного учреждения.

  1. Организационно-правовые документы образовательного учреждения.

Цель разработки организационно-правовых документов — наиболее рациональное разделение и кооперация труда между подразделениями [2. с. 72]. Организационные документы позволяют более эффективно обеспечивать реализацию поставленных задач и, в последствие, добиваться максимального результата от своей деятельности. Именно поэтому первым и основным документом для школы является Договор с учредителем [1. с. 36].

Устав школы является основным документом из перечня организационных документов, так как он регламентирует правовую основу жизнедеятельности МАОУ Голышмановская СОШ № 4. Устав МАОУ Голышмановская СОШ № 4, принятый Общим собранием работников учреждения 18 июля 2014 г., был создан на основе законодательства РФ и Федерального законно «Об образовании в Российской Федерации». Ни одним положением Устав МАОУ Голышмановская СОШ № 4 не противоречит этому закону.

Помимо этих организационно-правовых документов сюда так же можно отнести документы, отражающие права и возможности рассматриваемой школы. В первую очередь такими документами являются Лицензия на образовательную деятельность и Свидетельство об аккредитации образовательного учреждения. Лицензия выдана МАОУ Голышмановская СОШ № 4 на основании приказа департамента по лицензированию, государственной аккредитации, надзору и контролю в сфере образования Тюменской области. Лицензия имеет бессрочный период и дает право МАОУ Голышмановская СОШ № 4 оказывать образовательные услуги.

Так же МАОУ Голышмановская СОШ № 4 выдано Свидетельство о государственной аккредитации образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам от 12 сентября 2012 г. в отношении каждого уровня общего образования, которые указаны в приложении к данному свидетельству. Данное Свидетельство выдано на основании приказа департамента по лицензированию, государственной аккредитации, надзору и контролю в сфере образования Тюменской области и действительно до 19 мая 2023 года.

Далее в этот перечень организационных документов входят: свидетельство о поставке на учёт в налоговые органы юридического лица, Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, Штатное расписание.

Штатное расписание необходимо любому учреждению для отражения существующего и планируемого разделения труда между работниками. Оно закрепляет должностной и численный состав предприятия, а так же отражает фонд заработной платы. В данном общеобразовательном учреждении штатное расписание составляется на каждый учебный год и заверяется директоров школы.

Положения — это правовые акты, которые определяют задачи, права, обязанности и порядок организации работы организации в целом или его отдельных структурных элементов.

В МАОУ Голышмановская СОШ № 4 принято несколько Положений:

  1. Положение о порядке оказания платных образовательных услуг;
  2. Положение об управляющем совете школы;
  3. Положение об охране труда и технике безопасности в школе;
  4. Положение об аттестации педагогических работников школы;
  5. Положение о методической работе школы;
  6. Положение о порядке приёма, перевода и отчисления учащихся из образовательного учреждения;
  7. Положение о формах получения образования;
  8. Положение об итоговой аттестации учащихся;
  9. Положение об исследовательской деятельности учащихся;
  10. Положение о родительском комитете;
  11. Положение о педагогическом совете школы.

Это список основных Положений МАОУ Голышмановская СОШ № 4, регулирующих отдельные виды деятельности ОУ.

Инструкция так же является одним из видов локальных нормативно-правовых актов. Инструкцией называется утвержденный в целях установления правил правовой акт, регулирующий различные стороны деятельности организации [1. c. 38]. Чаще всего содержание инструкций связано с соблюдением мер безопасности, например, в МАОУ Голышмановская СОШ № 4 существуют такого рода инструкции:

  1. Инструкция по соблюдению техники безопасности в школе;
  2. Инструкция по использованию и эксплуатации оборудования;
  3. Инструкция по проведению походов, туристических слётов и др.

С инструкциями в МАОУ Голышмановская СОШ № 4 ознакомлен весь персонал и обучающиеся. За соблюдением инструкций следят назначенные директором ответственные должностные лица.

Вышеперечисленные документы являются главными нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность МАОУ Голышмановская СОШ № 4, без которых школа не смогла бы и не имела бы право осуществлять свою деятельность официально. Данные нормативно-правовые документы имеют долгосрочный период действия.

К краткосрочным организационным документам относят:

  1. Смета на техническое обслуживание здания ОУ;
  2. Учебные планы ОУ на учебный год;
  3. Программы обучения по предметам;
  4. Положение «Об оказании платных образовательных услуг»;
  5. Контингент обучающихся ОУ на учебный год;
  6. Договоры ОУ с образовательными, культурными, научными учреждениями на учебный год.
  1. Распорядительные документы образовательного учреждения.

Цель распорядительных документов — регулирование деятельности, позволяющее органу управления обеспечивать реализацию поставленных перед ним задач. От содержания распорядительных документов зависит распорядок деятельности образовательного учреждения, а от формы их изложения — сила воздействия. Данные документы, с одной стороны, своим содержанием регулируют порядок, правила, а, с другой, эти документы по своей форме являются распоряжениями разного уровня [1. c. 41].

К распорядительным документам относятся постановления, приказы, распоряжения, указы. В рассматриваемом образовательном учреждении принимаются только приказы. Приказы в образовательном учреждении может издавать только сам директор.

Приказы касаются всех видов деятельности школы. Они четко отражают всю организацию деятельности образовательного учреждения. Проверяющий, посмотрев книгу регистрации приказов, может составить себе представление об образовательном учреждении даже не видя и не общаясь с учителями и учениками.

В МАОУ Голышмановская СОШ № 4 на данный момент существуют два вида приказов — приказы по вопросам учебно-воспитательного процесса и приказы по кадровым вопросам.

Все вышеперечисленные документы являются составляющими элементами нормативно-правовой базы МАОУ Голышмановская СОШ № 4. Нормативно-правовая база школы всегда являлась объектом пристального внимания со стороны учредителя, органов контроля и надзора, общественности, а также самих участников образовательного процесса. Так же соответствие нормативно-правовой базы школы федеральному, региональному и муниципальному законодательству является обязательным условием законного осуществления образовательной деятельности. Именно поэтому основными компетенциями ОУ являются разработка и формирование нормативно-правовой базы школы, в соответствии с установленными нормами и правилами, а также дальнейшее знакомство участников образовательного процесса с ней.

Литература:

  1. Попович В. А. Документационное обеспечение управления персоналом: учебное пособие. — Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2014. — 112 с.
  2. Кудрявцев Н. В., Лысова Т. В. Кадровое делопроизводство и архивы документов по личному составу: учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2013. — 416 с.
  3. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с изм. и доп. от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // [Официальный сайт] URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 06.03.2016).
  4. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. — 2012. — № 303.
  5. Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 № 1312 (ред. от 01.02.2012) «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» // Вестник образования РФ. — 2004. — № 8.
  6. Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 (ред. от 26.01.2016) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» // Вестник образования. — 2014. — № 11–12.
  7. Приказ Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 (ред. от 24.11.2015) «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования». Российская газета. — 2014. — № 34.
  8. Приказ Минобрнауки России от 04.04.2014 № 267 (ред. от 10.12.2014) «Об утверждении Порядка проведения олимпиад школьников». Российская газета. — 2014. — № 148.
  9. «Письмо» Минобрнауки России от 07.08.2015 № 08–1228 «О направлении рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по вопросам и введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»). Вестник образования России. — 2015. — № 17.
  10. Закон Тюменской области «О регулировании отдельных отношений в сфере образования в Тюменской области» от 05.07.2013 № 63 // [официальный сайт] URL: http://admtyumen.ru/ogv_ru/society/edu_science/standard_act_edu/more.htm?id=11168515@cmsArticle (дата обращения 01.03.2016).
  11. Постановление Правительства Тюменской области от 30 сентября 2013 г. № 423-п «Об утверждении положения об обеспечении питанием обучающихся государственных и муниципальных организаций, расположенных в Тюменской области» // [официальный сайт] URL: http://admtyumen.ru/ogv_ru/society/edu_science/standard_act_edu/more.htm?id=11143558@cmsArticle (дата обращения: 28.02.2016).
  12. Постановление Правительства Тюменской области от 16.10.2013 № 439-п «Об утверждении Положения о мерах социальной поддержки при организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а также организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях» // [официальный сайт] URL: http://admtyumen.ru/ogv_ru/society/edu_science/standard_act_edu/more.htm?id=11168510@cmsArticle (дата обращения: 01.03.2016).
  13. Постановление Администрации Голышмановского Муниципального района от 15 декабря 2011 года № 1955«Об утверждении Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Зачисление в образовательное учреждение»» // [официальный сайт] URL: http://golyshmanovo.admtyumen.ru/mo/Golyshmanovo/service/dataNpa.htm?id=10735@egDocs (дата обращения: 01.03.2016).
  14. «Порядок учета детей, подлежащих обучению по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования от 25.09.2015 № 118» // [официальный сайт] URL: http://edugol.ru/index.php?id=5808 (дата обращения 26.02.2016).
  15. «Положение об организации питания в Муниципальных автономных образовательных учреждениях Голышмановского муниципального района» № 23-ос от 09.02.2015 // [официальный сайт] URL: http://edugol.ru/index.php?id=5818 (дата обращения: 01.03.2016).
  16. «Положение о муниципальной оценке качества образования обучающихся» к приказу от 01.12.2015 № 231 // [официальный сайт] URL: http://edugol.ru/index.php?id=5812 (дата обращения: 01.03.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): образовательное учреждение, Тюменская область, Голышмановский муниципальный район, положение, документ, общее образование, сфера образования, образовательная деятельность, Российская Федерация, Россия.


Похожие статьи

Формы и методы экологического воспитания обучающихся основного общего и среднего общего образования (на примере МОУ «Кизильская школа № 2», село Кизильское Челябинской области)

Организация деятельности средней общеобразовательной школы в муниципальном районе РФ (на примере МАОУ СОШ с. Бердюжье Тюменской области)

Аналитический и компьютерный подходы к решению приведенных квадратных уравнений в условиях сельской общеобразовательной школы (на примере МБОУ СОШ № 1 с. Аскино Республики Башкортостан)

Индикаторы эффективной деятельности образовательной организации среднего профессионального образования (на примере работы Тайгинского института железнодорожного транспорта — филиала ОмГУПС)

Система профориентационной работы в ГКОУ СО «Краснотурьинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 6» как одна из форм выработки мотивации к дальнейшей трудовой деятельности выпускников

Особенности организации и работы экологических отрядов в системе общего образования (на примере МАОУ СОШ № 2 г. Златоуста Челябинской области)

Актуальность и необходимость возрождения студенческих отрядов правоохранительной направленности в системе среднего профессионального образования Новосибирской области (на примере ГАПОУ НСО «Новосибирский архитектурно-строительный колледж»)

Инновационные аспекты в управлении ДОУ (на примере МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 50 «Непоседа» города Новочебоксарска Чувашской Республики)

Современные формы и методы обучения в рамках дополнительного экологического образования детей и молодежи (из опыта работы областной экологической школы «Зеленый остров»)

Проблемные вопросы применения административного законодательства, возникающие в деятельности административных комиссий и должностных лиц муниципальных районов, городских округов (на примере г. о. ЗАТО Светлый)

Похожие статьи

Формы и методы экологического воспитания обучающихся основного общего и среднего общего образования (на примере МОУ «Кизильская школа № 2», село Кизильское Челябинской области)

Организация деятельности средней общеобразовательной школы в муниципальном районе РФ (на примере МАОУ СОШ с. Бердюжье Тюменской области)

Аналитический и компьютерный подходы к решению приведенных квадратных уравнений в условиях сельской общеобразовательной школы (на примере МБОУ СОШ № 1 с. Аскино Республики Башкортостан)

Индикаторы эффективной деятельности образовательной организации среднего профессионального образования (на примере работы Тайгинского института железнодорожного транспорта — филиала ОмГУПС)

Система профориентационной работы в ГКОУ СО «Краснотурьинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 6» как одна из форм выработки мотивации к дальнейшей трудовой деятельности выпускников

Особенности организации и работы экологических отрядов в системе общего образования (на примере МАОУ СОШ № 2 г. Златоуста Челябинской области)

Актуальность и необходимость возрождения студенческих отрядов правоохранительной направленности в системе среднего профессионального образования Новосибирской области (на примере ГАПОУ НСО «Новосибирский архитектурно-строительный колледж»)

Инновационные аспекты в управлении ДОУ (на примере МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 50 «Непоседа» города Новочебоксарска Чувашской Республики)

Современные формы и методы обучения в рамках дополнительного экологического образования детей и молодежи (из опыта работы областной экологической школы «Зеленый остров»)

Проблемные вопросы применения административного законодательства, возникающие в деятельности административных комиссий и должностных лиц муниципальных районов, городских округов (на примере г. о. ЗАТО Светлый)

Задать вопрос