Звучащая речь изучается с двух разных точек зрения: с позиции говорящего и с позиции слушающего. Изучением речи с позиции говорящего занимается артикуляционная фонетика, с позиции слушающего — акустическая и перцептивная фонетика. Акустическая фонетика описывает звучащую речь как физическое явление с помощью современных приборов. Перцептивная фонетика (от лат. perceptio — «восприятие») изучает восприятие звучащей речи другими людьми. Предмет перцептивной фонетики — установление соотношения между произнесенными звуками и услышанными. Она призвана отвечать на вопросы, какие звуковые свойства существенны для восприятия речи человеком (например, для опознания данной фонемы) с учётом меняющихся акустических и артикуляционных характеристик речевых сигналов, т. е. каковы перцептивные корреляты релевантных (существенных) признаков фонем и просодем. Просодическая структура высказывания, фразы, синтагмы, слова, слога акустически проявляется в виде беспрерывных изменений во времени частоты основного тона, интенсивности и длительности соответствующего сегмента. Перцептивная фонетика считается также с тем, что люди в процессе восприятия звучащей речи извлекают информацию не только из акустических свойств высказывания, но и из языкового контекста и ситуации общения, прогнозируя общий смысл воспринимаемого сообщения.
Перцептивная фонетика выявляет универсальные и специфические перцептивные характеристики, присущие звукам человеческого языка вообще и звуковым единицам конкретных языков. Она приходит к выводу, что восприятие опирается не только на инвариантные свойства фонем, но и на их вариантные свойства, что единиц восприятия (перцептивных единиц) существует, следовательно, больше, чем единиц дифференциальных (например, фонем). Таким образом, в состав процесса восприятия наряду с собственно перцептивными действиями включаются и опознавательные. Речь человека, организованная в фонематическую систему языка, использует звуки особого рода, для различения которых недостаточно только острого слуха, но необходимо различение ритмических звуковых структур. Звуки речи, или фонемы, организованы в систему, которая определяется фонематической системой языка, и для того чтобы различать эти звуки речи, необходимо кодировать их соответственно этой системе, выделяя полезные (смысловые) фонематические признаки и абстрагируясь от несущественных. Иностранные слова-омофоны являются наиболее сложными для восприятия. Приведём несколько примеров:
If you’re coming up to the bridge bring me some ceiling (sealing) paint.
The master says they’ve been waiting four (for) days to unload that cargo.
That’s the best tale (tail) I’ve ever heard.
A little ant (aunt) has been sitting in the grass.
К перцептивной фонетике относится несколько дисциплин (например, лингводидактика — особенности строения другого языка) но мы коснёмся нейрофизиологии, изучающей участки мозга, ответственные за восприятие речи. Ученые пришли к выводу, что два участка под названием область Вернике и центр Брока принимают самую активную роль в понимании информации: центр Брока обеспечивает моторную организацию речи, но если он повреждён, то в область Вернике невозможен анализ информации, которую пытается донести собеседник. Также повреждение центра Брока (или афазия Брока) характеризуется невозможностью объединения отдельных речевых движений в единый речевой акт. Это означает, что человек с таким заболеванием знает как фонетизировать буквы, но собрать отдельные звуковые элементы в осмысленную речь не может. Область Вернике отвечает за понимание информации. Основная его функция — преобразование звуков речи в нейронные коды слов, которые активируют соответствующие образы или понятия. Повреждения этой области влияют на способность человека воспринимать звуки речи как лингвистически значимые. Дугообразный пучок соединяет зону Брока и зону Вернике, образуя систему, отвечающую за речь. Таким образом, можно сделать вывод, что перспективным представляется комплексное исследование проблем восприятия и распознавания речи слушающим с опорой на артикуляцию и акустику. Для решения этой задачи языкознанию необходимо тесно сотрудничать с психологией, физиологией и физикой.
Литература:
- Торсуев Г. П. Вопросы фонетической структуры слова: на материале английского языка.
- http://medbiol.ru/medbiol/antrop/0001dca4.htm
- И. П. Сусов. Введение в теоретическое языкознание. Модуль 2. Основы общей фонетики и фонологии. Акустические и физиологические характеристики речи.