Методика – это наука, которая не может остановиться и застыть в определенном состоянии. Можно рассмотреть ее с такой точки зрения, что методика — это совокупность форм, методов и приемов работы учителя, своего рода «технология» профессиональной практической деятельности. И тогда становится ясно, что совершенной и готовой формы обучения нет. Поколения меняются, учителя, родители — ничего не стоит на своем месте. Происходят определенные процессы роста, развития, также осознания недостатков. Но вместе с тем, новые технологии создаются, новые методы и способы вводятся в процесс обучения и могут применяться на уроках английского языка.
Учитель ведет образовательный процесс, вдохновляет учащихся, сам участвует в происходящем. В настоящее время тенденция использования игр на уроках иностранного языка неумолимо растет. Ведь игра — это, прежде всего, увлекательное занятие. Она посильна даже тихим и пассивным ученикам. Чувство равенства, единства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий — все это дает ребятам возможность преодолеть стеснительность или страх, и все это, в целом, благотворно сказывается на результатах обучения.
Для школьного возраста характерна яркость и непосредственность восприятия, легкость актерской игры и непосредственность. Дети с удовольствием участвуют в любой деятельности, предложенной учителем. Игра несет в себе немалое нравственное начало, так как делает овладение иностранным языком радостным, творческим, коллективным.
Используя игру, учитель может ставить перед собой разные цели. Но, так или иначе, овладение всеми видами речевой деятельности должно быть одной из главных задач. И хотелось бы затронуть тему обучения такому виду речевой деятельности, как аудирование. Аудирование реализует устное и непосредственное общение, оно является рецептивным и реактивным видом речевой деятельности. Оно составляет основу общения, с него начинается овладение устной коммуникацией. Аудирование складывается из умения дифференцировать воспринимаемые звуки, интегрировать их в смысловые комплексы, удерживать их в памяти во время слушания, осуществлять вероятностное прогнозирование и, исходя из ситуации общения, понимать воспринимаемую звуковую цепь, что и является данным процессом.
Аудирование служит мощным средством обучения иностранному языку. Оно даёт возможность овладевать звуковой стороной изучаемого языка, его фонемным составом и интонацией; ритмом, ударением, мелодикой. Через аудирование идёт усвоение лексического состава языка и его грамматической структуры. В то же самое время аудирование облегчает овладение говорением, чтением и письмом. Если учащийся понимает звучащую речь, ему легче понять и графическую речь, т. е. изменить то, что он видит, на то, как это должно звучать. Но все это не должно казаться недостигаемой целью, как для учителя, так и для ученика. Ведь все новые методы и способы часто используются, что позволяет акцентировать внимание на положительной стороне и изменять недоработки. [2, стр.2]
Ранее было отмечено, что игра — отличный помощник учителя в процессе обучения. Это быстрый и интересный способ усвоения иностранного языка. Но на уроках просто играть не получится. Нужно тщательно продумать урок, включить определенное количество игр, разумно распределить соотношения. Чаще всего, используются дидактические игры. Они различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Совместить процесс обучения и игры порой становится непростой задачей для учителя, и требует много усердной подготовки и времени. Но урок становится настоящим событием для учеников. Ведь они занимаются любимым делом — играют, и в то же время, порой неосознанно, погружаются в языковую среду и запоминают материал намного эффективнее. [3, стр. 5]
Литература:
- Ирина Хоменко. Как разработать проект или методику обучения предмету? [Электронный ресурс]: статья/ Ирина Хоменко. — Электронная статья. — Санкт-Петербург, 2002. Режим доступа: http://www.inter-pedagogika.ru/shapka.php?sect_type=11&menu_id=10§ion_id=1654&alt_menu=-1.
- Елухина Н.В «Основные трудности аудирования и пути их преодоления»: Ж. 1977 — № 1 — с. 18.
- Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6.
- Лернер. И. Я. Дидактические основы методов обучения. –М: Педагогика. 1981