В последние годы актуализировалась проблема пограничной безопасности Российской Федерации. Это связано с тем, что значительные по протяженности участки современной государственной границы во времена Советского Союза были внутригосударственными границами, и их полноценное обустройство до сих пор не завершено. При этом, ряд приграничных государств по отношению к Российской Федерации настроены недружелюбно. На Коллегии ФСБ России, Директор Службы генерал-армии А. В. Бортников отметил, что оперативная обстановка обостряется [3]. События, происходящие на российско-украинской границе, планы по усилению группировки блока НАТО в странах Восточной Европы, агрессивные действия ИГИЛ — тому подтверждение. Силовые структуры Российской Федерации могут быть вовлечены в конфликт в случае возникновения серьезных вооруженных инцидентов на границах России, особенно если будет иметь место угроза жизни гражданам России в Республике Южная Осетия и Республике Абхазия, русскоязычному населению Республики Украина, прибалтийских государств, непризнанной Приднестровской молдавской республики и т. п.
В текущих условиях одним из важнейших направлений совершенствования системы управления персоналом силовых структур становится работа по формированию резерва для командирования регионы со сложной социально-политической обстановкой (далее — резерв командирования). Ее основной задачей является формирование у сотрудников силовых ведомств таких психологических качеств, профессиональных знаний, навыков и умений, которые будут способствовать эффективному выполнению поставленных задач в сложных условиях, в том числе и с риском для жизни.
С учетом сложившейся практики качество кадрового комплектования во многом определяется уровнем специальной, оперативно-боевой и психологической подготовки военнослужащих. Поэтому создаются специальные системы формирования резерва командирования. Данная задача является стратегически важной. Эффективное выполнение поставленных задач на фоне общественно-политической обстановки как в мире, так и в Российской Федерации, невозможно без создания эффективного механизма подготовки кадров и развития их потенциала, научной проработки методов кадрового обеспечения.
Целью данной работы является обоснование актуальности совершенствования деятельности по формированию резерва для командирования в регионы со сложной социально-политической обстановкой.
В настоящее время данная проблема не имеет комплексного изучения применительно к новым условиям деятельности, ее решение не обеспечено необходимыми, отвечающими современным требованиям, нормативно-методическими и аналитическими материалами, соответствующими стремительно развивающейся ситуации в проблемных районах. Недостаточная изученность механизма управления резервом командирования в современных условиях приводит к тому, что потребности подразделений, выполняющих специфические задачи, в человеческих ресурсах полностью не удовлетворяются, что снижает эффективность их работы. Нередко руководящий состав недооценивает объективную необходимость достижения поставленных целей в работе с резервом командирования. В некоторых случаях нет взаимодействия между функциональными подразделениями и кадровыми органами, не созданы единые модели диагностики и подготовки кандидатов на включение в резерв командирования.
Очевидно, что содержание, формы и методы служебной деятельности подразделений, дислоцированных в регионах со сложной социально-политической обстановкой, реализуются с учетом текущей обстановки, социально-экономических, природно-географических и других факторов, а также потенциальных угроз безопасности жизненно важным интересам личности, общества и государства.
Понятие «социально-политическая обстановка» часто звучит из уст политических и общественных деятелей, упоминается в средствах массовой информации, характеризуя состояние безопасности того или иного субъекта. Для понимания практического значения этого понятия целесообразно кратко напомнить основные теоретические положения о социально-политической обстановке.
Исходное понятие «обстановка» означает состояние, характер условий и совокупность факторов производства, значение, место и роль интересов политических сил, военных, представителей деловых кругов, общественных лидеров в конкурентной борьбе. В конкретно территориальном смысле под обстановкой понимается расстановка политических, экономических и военно-стратегических сил на международной арене, в регионе, в отдельном государстве, организации и т. д. на определенный момент времени [7].
В «Кратком словаре по социологии» под социальной обстановкой понимается совокупность условий, в которые включены субъект и объект социальной деятельности и которые оказывают влияние на эту деятельность» [4, с. 203].
«Политический словарь нашего времени» дает понятие политической обстановки как совокупности объективных и субъективных условий политической деятельности в данный конкретный момент [6, с. 341].
Таким образом, социально-политическая обстановка — это сложное понятие, состоящее из элементов как политической, так и социальной обстановок в том или ином обществе или регионе. Отношения между вовлеченными в политический процесс социальными группами формируются при посредстве широкого круга факторов экономического, социального, политического, культурного и иных порядков.
В зависимости от характера влияния различного рода факторов на специфику служебной деятельности военнослужащих исследователи выделяют следующие две группы факторов: базовые (определяющие характер и динамику обстановки в регионе) и производные (обусловленные содержанием служебной деятельности).
Наряду с указанными, существенное влияние на психику военнослужащих оказывают и другие психотравмирующие факторы, которые в большей или меньшей степени характеры для деятельности конкретного подразделения: визуального (разрушение зданий; огонь, пожары, взрывы; вид трупов, раненных, пострадавших), аудиального (грохот, рев, сотрясения, падения и т. п.) и интерактивного ряда (смерть товарищей, контакт с ранеными и получившими увечья и т. п.).
Кроме того, в качестве стресс-факторов могут выступать: попытки формирования негативного общественного мнения в отношении участников контртеррористической операции посредством искаженного освещения их деятельности в средствах массовой информации; нездоровый морально-психологический климат в подразделении; психофизиологическое утомление; нерешенность социально-бытовых вопросов в семье до убытия военнослужащего в командировку.
Деятельность военнослужащих в такой обстановке сопряжена со значительной эмоционально-волевой нагрузкой и психофизиологическим перенапряжением, которое требует от них высокого уровня психологической подготовленности и готовности к действиям, а также устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов.
Готовность военнослужащих к деятельности в условиях постоянного воздействия негативных факторов должна формироваться в процессе их подготовки, которая должна способствовать формированию эмоционально-волевых качеств личности, находчивости, решимости, способности к проявлению инициативы и готовности идти на разумный риск. Особенно высоки эти требования к военнослужащим, назначаемым на руководящие должности. Они обязаны не только уметь адекватно оценивать обстановку и принимать обоснованные решения, а также ставить задачи подчиненным и умело руководить ими, но и обладать навыками разрешения возможных конфликтных ситуаций.
Именно отсутствие в подразделениях систематической работы по формированию резерва командирования может привести к дефициту человеческих ресурсов, готовых к командированию для выполнения непростых задач в регионах со сложной социально-политической обстановкой.
Из вышесказанного следует, что формирование действенного резерва в регионы со сложной социально-политической обстановкой возможно только при условии формирования готовности к выполнению профессиональных задач у военнослужащих, включенных в данный резерв.
Показателями готовности военнослужащего к деятельности в сложной социально-политической обстановке являются его умение в любых условиях службы владеть собой, проявлять самообладание и выдержку, преодолевать трудности, восстанавливать душевное равновесие и уверенно действовать при выполнении поставленных задач. Степень формирования этих качеств во многом зависит от меняющихся психофизиологических особенностей личности (возбудимости, эмоциональной реактивности тревожности устойчивости к риску, уравновешенности нервных процессов и др.), а также уровня необходимых специальных знаний, навыков и умений.
Изучение научной литературы позволяет утверждать, что отдельные аспекты, составляющие содержание проблемы формирования резерва в регионы со сложной социально-политической обстановкой подвергались изучению отечественными исследователями.
По мнению Крикунова К. Н., готовность к деятельности в условиях чрезвычайных ситуаций рассматривается как интегративное качество личности, характеризующее ее умения и стремление выполнять задачи, направленные на локализацию зон чрезвычайной ситуации, прекращения действия характерных для них опасных факторов, спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь.
При этом содержательными компонентами данного качества являются: технологический, медицинский психологический и физический. К структурным компонентами данного качества автор относит осведомленность, сознательность и действенность [5, с. 10].
Несколько иначе излагает проблему формирования готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях Ситка И. В. Он рассматривает готовность к действиям в чрезвычайных ситуациях применительно к профессиональной деятельности учителя. По мнению автора готовность учителя к действиям в чрезвычайных ситуациях отражает его способность принимать решения в условиях представляющих угрозу жизни школьников направлена на повышение их безопасности минимизацию рисков в чрезвычайных ситуациях с элементами информационной неопределенности, помех, неожиданных препятствий; предполагает умение организовывать совместные, согласованные действия группы школьников при попадании в чрезвычайные ситуации для оказания само- и взаимопомощи [7, с. 11].
Готовность будущего учителя к действиям в чрезвычайных ситуациях включает комплекс теоретических знаний в области безопасности жизнедеятельности школьников, умение действовать в условиях, представляющих опасность для жизни школьников, психологическую готовность к оперативному приятию решений.
Попытка структурировать понятие готовности специалиста к профессиональной деятельности предпринята Александровым Д. Г. Он выделяет взаимосвязанные структурные компоненты мотивационного (позитивное отношение к профессиональной деятельности), когнитивного (совокупность необходимых в профессии знаний общих и специальных) и деятельностного (организаторские и коммуникативные умения), выражающиеся в умении человека активизировать жизнедеятельность коллектива на основе современных социально-педагогических технологий [1, с. 11–12].
В тоже время, модель формирования готовности к профессиональной деятельности, являясь технологически действенной основой, позволяет рассматривать процесс достижения результатов как целостный многоплановый, проявляющийся в различных видах занятий, повседневных отношений и в личностном развитии субъекта профессиональной деятельности, базируется на принципах целостности, завершенности, согласованности, взаимообусловленности и взаимоподчиненности, отражает динамику данного процесса и включает целевой, функциональный и содержательный аспекты формирования готовности будущих специалистов к профессии.
Алферов А. М., в свою очередь, дает понятие готовности выпускников вузов технического профиля как неотъемлемой составной части готовности выпускников к дальнейшему труду, которая является степенью сформированности совокупности их специфических способностей, обеспечивающих достижение требуемых результатов профессиональной деятельности [2, с. 11].
При этом программа формирования готовности выпускников включает в себя исследовательское формирование готовности к выполнению задач профессиональной деятельности, выполнению обязанностей на первичных должностях.
Говоря о готовности военных специалистов к разрешению конфликтных ситуаций, Устинов И. Ю. отмечает, что требованиям общества и профессиональных военных структур отвечает специалист не только имеющий определенную систему знаний, но и реализовавший личностный потенциал в достаточно высокой степени, т. е. имеющий навыки работы в стрессовых ситуациях, ситуациях личностного и делового прессинга, умеющий руководить подчиненными и организовать учебно-воспитательных процесс, разрешать конфликтные ситуации, легко адаптирующийся к новым обстоятельствам активный и инициативный, способный к дальнейшему развитию и стремящийся к самосовершенствованию [8, с. 17].
При этом под готовностью военного специалиста к разрешению конфликтных ситуаций понимается интегрированное качество, включающее уровень овладения им конфликтологическими знаниями, умениями, навыками профессиональной деятельности, а также степень сформированности необходимых личностных качеств, позволяющих ему выполнять определенные профессиональные функции в ситуациях межличностного конфликта субъектов учебно-воспитательного процесса, боевой деятельности подразделения [8, с. 35].
Проведенный анализ показывает, что при всем многообразии подходов, исследователи, изучающие аспекты формирования готовности к предстоящей деятельности, концентрируют внимание на таких основных структурных блоках, как: необходимый комплекс теоретических знаний, умение действовать в экстремальных условиях, психологическую готовность к оперативному приятию решений.
Рассмотренные подходы затрагивают отдельные элементы механизма подготовки кадров для действий в неблагоприятных условиях. По мнению автора, необходима выработка комплексного подхода к данной проблеме, охватывающего все разнообразие составляющих ее элементов.
Таким образом, сложность и многообразие проблем технологии формирования резерва для командирования в регионы со сложной социально-политической обстановкой определяют актуальность данной темы. Проведенный в статье анализ данных свидетельствует о том, что в сущностном отношении формирование резерва командирования является важнейшим механизмом реализации кадровой политики субъекта управления, позволяющим своевременно в необходимом количестве и с требуемым качеством воспроизводить, развивать и рационально использовать кадры для достижения целей и решения задач, стоящих перед силовыми структурами.
Литература:
- Александров Д. Г. Социально-педагогические условия формирования готовности будущих офицеров к профессиональной деятельности: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Александров Дмитрий Геннадьевич. — Нижний Новгород, 2005. — 149 с.
- Алферов А. М. Формирование готовности военных инженеров к профессиональной деятельности: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Алферов Алексей Михайлович. — Нижний Новгород, 2005. — 190 с.
- Коллегия ФСБ под знаком Украины // Независимая газета: ежедн. интернет-изд. 2014. 8апр. — Режим доступа: http://www.ng.ru/politics/2014–04–08/3_fsb.html.
- Краткий словарь по социологии / П. Д. Павленок. М.: Инфра-М, 2000. — 270 с.
- Крикунов К. Н. Формирование готовности студентов инженерных специальностей к деятельности в условиях чрезвычайных ситуаций: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Крикунов Константин Николаевич. — Южно-Уральск, 2007. — 192 с.
- Политический словарь нашего времени / В. В. Федоров. М.: ЦСП, 2006. — 456 с.
- Ситка И. В. Формирование у будущих учителей готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях на основе ситуационного моделирования: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Ситка Игорь Васильевич. — Чебоксары, 2011. — 184 с.
- Устинов И. Ю. Психолого-педагогические условия формирования готовности военных специалистов к разрешению конфликтных ситуаций: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08, 13.00.01 / Устинов Игорь Юрьевич. — Воронеж, 2005. — 246 с.