Эволюция псковско-новгородского стиля храмовой архитектуры XV-XXI вв. на примере «Храма во имя Святителя Тихона Задонского» в городе Саратове | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №7 (111) апрель-1 2016 г.

Дата публикации: 26.03.2016

Статья просмотрена: 1519 раз

Библиографическое описание:

Тарновский, В. В. Эволюция псковско-новгородского стиля храмовой архитектуры XV-XXI вв. на примере «Храма во имя Святителя Тихона Задонского» в городе Саратове / В. В. Тарновский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7 (111). — С. 1075-1079. — URL: https://moluch.ru/archive/111/27536/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье исследуются факторы, оказавшие влияние на эволюцию псковско-новгородского архитектурного стиля. Представлены доказательства о самобытности и уникальности стиля, как самостоятельной единице храмовой архитектуры. Показана перспектива возрождения стиля в городе Саратове на примере «Храма во имя Святителя Тихона Задонского».

Ключевые слова: псковско-новгородский стиль, псковские церкви, новгородские храмы, архитектурные элементы, церковь Николы на Липне, церковь Николы на Усохе, Храм Тихона Задонского.

Псковско-новгородский стиль — это особенное явление, вызывающее восхищение и противоречия одновременно. Он меньше всего оказался под влиянием веяний со стороны западных стран. Актуальность нашего исследования связана с повышением интереса к данному стилю современных архитекторов. Цель работы — провести хронологию событий и факторов, повлиявших на эволюцию стиля. До сих пор существуют мнения исследователей, утверждающих, что как такового псковско–новгородского стиля не существует, и говорить следует о новгородской и псковской архитектурах, как о самостоятельных единицах. В то же время, другие утверждают, что данный стиль является уникальным и системным. Для более детального изучения совершим экскурс в историю.

В XIII веке древнерусское искусство сильно пострадало из-за нашествия татар-монголов. Они разрушали исторические памятники с целью навести страх на людей. Культурное наследие — это мощнейшее оружие против врагов всех времен и народов. Дать сокрушительный отпор смог Новгород. В то время, он претерпевал нападение со стороны шведско-немецкой армии. Боевые действия не смогли ослабить развитие строительной деятельности, а наоборот, подвигли на возведение новых церквей и храмов [1].

Строители смотрели в лицо смерти, ведь их деяния были в то время настоящим протестом. В 1292 г. Возвели церковь Николы на Липне. В разрезе монастырская постройка представляла квадрат, плавно перетекающий в куб с одной главой. Уже с этого момента стала формироваться новгородская храмовая архитектура, имея свою отличительную особенность — трехлопастное покрытие и наличие лопаток по углам. По стенам и в верхней части барабана шел единый арочный пояс. Возведение Никольской церкви оказало большое влияние на новгородскую храмовую архитектуру в целом. Вокруг истории происхождения данной церкви ученые вели споры. В. К. Мясоедов утверждал, что храм Николы на Липне был возведен без подцерковья. Придел Климента помещался в северной хоровой палатке. Он указывает, что характер орнаментики присущ церквям романского стиля. Ю. Н. Дмитриев высказывал мнение, что в конструкции церкви присутствуют детали, характерные для смоленских церквей, но полную их взаимосвязь отрицал.

В XV веке на новгородской земле начинается резкое разграничение церкви для низших слоев населения и князей. Одновременно Псков окончательно отделяется от Новгорода, возводятся свои церкви. На обеих территориях упор делается на человека, его мировосприятие. Теперь храмы для высшего сословия отличаются наличием узоров, похожи на терема и дворцы. Церкви же для народа были похожи на дома и молельни. Строили чаще всего небольшие, четырехстолпные одноглавые храмы. Их форма уже более напоминала кубическую. Делали специальные ниши на стенах и украшали их кирпичами в виде креста или волн. Но уже на данном этапе мы можем выделить существенные отличия архитектуры Пскова [2].

Под влиянием греческих образцов складывается образ псковских церквей. Основа всегда была квадратной или вытянутой. Места сопряжения стен заваливались внутрь. Восточная стена всегда выделялась выступами с узорами. Апсиды были разной высоты, асимметричной расстановки.

Оба храма имеют одну главу и с подклетями в нижней части. Но отличают полуцилиндрические своды на псковском. Своды перекрывались кровельками на 16 скатов, края были резные. Обязательными были круглые столпы Поверхности стен имели валики, арки на апсидах. Купольные барабаны имели трехрядные пояса из треугольников и квадратов. На апсидах алтаря наносились вертикальные полосы, соединенные сверху дугами. Иногда барабаны украшали изразцовыми поясами разных цветов. Новгородские храмы имели стены тоньше, проще украшены были пояса. Но обособленность псковской церковной архитектуры от новгородской принимали не все исследователи. В. В. Суслов и В. А. Прохоров сходились во мнении, что развитие храмового зодчества Пскова шло по образу Новгорода. Знаменитый искусствовед, реставратор И. Э. Грабарь пришел к выводу, что происходил обмен опытом среди умельцев этих городов. Так как, в новгородских церквях позднего времени выявляются черты псковской архитектуры.

Наглядным примером специфики Пскова послужит «Церковь Николы на Усохе». Ее построили в 1536 г., но и в наше время, она является классическим примером псковского мастерства. Материалом для нее послужил камень, стесанный по краям для лучшего прилегания. В основе архитектуры одноглавая композиция из трех апсид. Имелись притворы, их соединяла галерея. Существует версия, что до реставрации в XVIII веке, южный придел был теплым с крыльцом. Так же с южной стороны находится небольшая часовня «Неугасимая свеча». В центре главной стены находилась звонница с деревянным покрытием глава венчает основной храм. Верхний пояс обоих барабанов украшен традиционным псковским орнаментом. С южной стены к боковой апсиде примыкает часовня «Неугасимая свеча», названная так по постоянно горевшей перед иконой Николая Чудотворца в глубокой нише в северной стене свече или лампаде. Именно данная усыпальница раскрывает уникальную структуру: псковские мастера украшали стены храмов или приделы резными арками, разных форм и размеров, они искусно переплетались друг с другом. В отдельной нише устанавливалась лампада, давшая название часовне [4].

Под куполом разместились подпружные арки. В люнетах помещали специальные керамические сосуды, которые несли акустическую функцию. Поэтому их называли: «голосники». В основе декора использованы валики и валиковые разводы на апсидах. Псковиче славились своим орнаментом «псковское ожерелье», которое потом войдет в основу псковско-новгородского стиля. Выстраивался арочный ряд, по нему кирпичи ставили ребром наружу — поребрики. За ним следует пояс, который образует ряд углублений в виде треугольников. Их вершины поочередно обращают вверх или вниз. Пояс словно бежит по волнам — бегунец. Рисунок закрывает поребрик.

Такое пристальное внимание к деталям было неспроста, храм находился на главной улице, людей в приходе было много, там совершались таинства и особые молебны для всех желающих.

В конце XVI — начале XVII веков новгородская храмовая архитектура испытывает на себе влияние других стилей. Главенствующую роль играл московский. Часто в основе конструкции был шатер (читать в следующ. ст.). Доказательством тому служат звонницы, их архитектурные элементы были характерны московским. Колокольни приобрели слуховые окна, а их наличники украшали впадинки. Основание походило на четырехгранник со стесанными углами. Для каждого колокола были разные по величине впадина или пролет.

Псковские же мастера предпочитали самобытный стиль. Теперь детальное внимание уделялось крыльцам. Внутри церкви устанавливали массивные столбы для лучшей опоры, их всячески украшали. Псковичи славились своим умением сочетать в одной опоре стесанные углы, граненые структуры, выступы и округлости. Глядя на них, невозможно было определить форму. На западной стороне церкви устанавливали крыльца. Они имели криволинейное перекрытие с лежачим полуовалом в сечении, и двускатную крышу.Доктор искусствоведения, архитектурный критик, И. Комеч подтверждает самобытность псковских храмов, указывая на оригинальность организации пространства и невероятные формы ансамблей. Каждая деталь выступает как дополнение другой, грамотно ее выделяя. Зодчие Пскова внесли огромный вклад в развитие русской архитектуры [2].

Псковские мастера отдавали дань старозаветным сооружениям вплоть до XIX века. Им характерны простые приземистые или выдающиеся формы, волнистая гладь, небольшие звонницы, окна с арочными наличниками, столбы внутри церкви, детальная прорисовка стен.

В Новгороде с середины XIX века основной гордостью было возведение архитектурных ансамблей, создавалась целая система построек и пристроек, отвечающих общим канонам. На общем фоне выбеленных стен проступали цветные элементы. Широко использовались гребни и подзоры, голубая и зеленая черепицы, украшались наличники позолотой. В отличие от псковичей, они молниеносно вбирали особенности других стилей и компоновали их. Поэтому, нельзя утверждать, что псковское искусство-это копия новгородского.

Таким образом, мы приходим к выводу, что в основе новгородской и псковской храмовой архитектур положены пятиглавие и одноглавие, кубовидность, луковичная и шлемовидная главы, украшение барабанов рядами арочек, треугольничков.

С этого периода времени другие города стали активно приглашать псковско-новгородских строителей для возведения своих церквей. Поэтому четко прослеживаются слияния двух стилей в один. Псковско-новгородская храмовая архитектура — это квинтэссенция мастерства самобытных умельцев, впитавших в себя веяния иных стилей. Многие современные архитекторы преклоняются перед творцами тех веков, всячески пытаясь повторить их формы и элементы декора. Данный стиль храмовой архитектуры подвластен не каждому, ведь он содержит в себе нераскрытые навыки и умения, тайны, ушедшие с годами. То, что мы можем наблюдать в наше время — это псковско-новгородский стиль с вкраплениями других. Член союза архитекторов РоссииАлександр Петрович Егоров, отмечает, что не каждый современный архитектор достойно выполнит реставрацию псковско-новгородских храмов, в большинстве случаев, все выходят на эклектику, вбирая не лучшие элементы и образы. Примечательно, что Ле Корбюзье, известный французский архитектор высоко оценивал архитектуру Пскова и Новгорода, в дань уважения построил капеллу в Роншане, безупречно передав внутреннее содержание стиля.

Современные школы храмовой архитектуры идут по двум путям. Первый — это подражание известным стилям, смешение их. Второй — выдвижение новых проектов выпускниками школ. Церковные заказы получают и те, и другие группы зодчих, но не всегда им дается одобрение. Следовать уже по натоптанному пути всегда легче и надежнее, поэтому в храмах нашего времени отчетливо видны отсылки к псковско-новгородскому стилю.

В городе Саратове активно ведутся работы по возведению основного здания храма во имя святителя Тихона Задонского. Приход был организован в 2004 году. На следующий год временное здание храма расположили в помещении магазина на улице Огородная. В 2010 году было принято решение по основному храму, это будет самое масштабное храмовое строительство. В 2012 году были заложены стены храма. Сама церковь будет выполнена из белого камня. Украшать ее будут золотые купола и большие круглые окна. Территория храма по плану займет больше тысячи квадратных метров. Согласно псковско-новгородскому стилю, заложат основное здание и пристрой. Ко входу отведена большая лестница, венчать храм будет большая колокольня, ее высота достигнет 40 метров. Ее вторая задача — соединить храм и пристрой.

Выводы: Таким образом, мы проследили, как изменялся псковско-новгородский стиль. Являясь самобытной архитектурной школой, он остается единственным памятником многовековой истории, не поддавшимся влиянию западных нововведений. Искусство сочетать строгость форм Пскова и фантазийные барабаны Новгорода продолжают восхищать современных зодчих. Данный стиль внес несоизмеримый вклад в развитие русской архитектуры. Храмы Пскова подарили истории колокола, висящие в звонницах — отдельных сооружениях в стенах. Техника применения глиняных сосудов, обращённых горлом внутрь помещения, решила многие акустические проблемы и в других храмах.

Псковско-новгородский стиль выступает образцом храмовой архитектуры, имея отклики и в современном искусстве, став бессмертной памятью псковичей и новгородцев.

Литература:

  1. Грабарь И. Э. История русского искусства. Том 1. Архитектура: М. Издание И. Кнебель, 1910. 512 с.
  2. Комеч А. И., 1993 — Комеч А. И. Каменная летопись Пскова XII — начала XVI в. М., 1993. 256 с.
  3. Лазарев В. Н. Искусство Новгорода. М. — Л., 1947.
  4. Прохоров В. О новгородских и псковских церквах // «Христианские древности и археология». Кн. 1. СПб., 1872. С. 35–69.
  5. Филатов Н. Ф. Нижегородское зодчество XVII — начала XX века. Горький, 1980.
Основные термины (генерируются автоматически): храмовой архитектуры, церковь Николы, псковско-новгородский стиль, городе Саратове, развитие русской архитектуры, храмовая архитектура, новгородская храмовая архитектура, часовня «Неугасимая свеча», стиля храмовой архитектуры, псковско-новгородского стиля, Святителя Тихона, Тихона Задонского, Псковско-новгородский стиль, единице храмовой архитектуры, стиль храмовой архитектуры, отличия архитектуры Пскова, архитектурные элементы, псковско-новгородского архитектурного стиля, образцом храмовой архитектуры, псковско-новгородскому стилю.


Ключевые слова

псковско-новгородский стиль, псковские церкви, новгородские храмы, архитектурные элементы, церковь Николы на Липне, церковь Николы на Усохе, Храм Тихона Задонского., Храм Тихона Задонского

Похожие статьи

Святые и грешники русской истории: агиографический этап русской киногероики

В данной статье автор рассматривает второй этап кинематографической героики, приходящийся на 1990-е годы, и выдвигает гипотезу о появлении в это время нового течения в киноискусстве — агиографического кинематографа и свойственного ему жанра — фильма-...

Чудесное рождение и быстрый рост героя как архаический сюжетный мотив в киргизском эпосе

В статье рассматривается чудесное рождение и быстрый рост героя как архаический сюжетный мотив в киргизском эпосе на примере эпоса «Манас» и в сравнительном аспекте с эпосами тюркоязычного и мирового фольклора. Цель исследования – выделить архачески...

Оживление богатыря как архаический сюжетный мотив в кыргызском эпосе

В статье рассматривается как архаический сюжетный мотив оживление богатыря в кыргызском эпосе на примере эпоса “Манас” и “Эр Төштүк” в сравнительном аспекте с эпосами тюркоязычного и мирового фольклора. Цель исследования — выделить архаческий сюжетн...

Причины утраты значимых памятников архитектуры Якутска

Статья посвящена анализу процессов и обстоятельств, которые привели к потере значимой части архитектурного наследия города Якутска. Восстановлены судьбы важных архитектурных построек из прошлого Якутска, период их эксплуатации и причины, по которым о...

Историко-иконологический метод установления истории бытования иконы в Русском Православном храме

Статья посвящена исследованию характера бытования храмовой иконы «Всех скорбящих радость» конца XVIII — начала XIX века из собрания Успенского кафедрального собора XII века города Владимира. Предлагаемый метод изучения базируется на системном анализе...

Основные направления стилей и течений в искусстве России во второй половине ХХ века и их влияние на изобразительное искусство алтайских художников. Часть 2

В данной статье раскрываются основные этапы становления и развития изобразительного искусства на Алтае в исследуемый период времени; выявляется основной творческий метод в жанрах алтайского изобразительного искусства- реализм, несмотря на влияние раз...

Архаическая поэтика мифических образов дивов в кыргызском эпосе «Манас»

В статье рассматривается поэтика архаических мотивов мифических дивов в кыргызском эпосе в сравнительном плане с материалами мирового фольклора. Цель исследования — показать художественное изображение архаических мотивов в кыргызском эпосе в мифопоэ...

Образ леса в романе Г.Дж. Уэллса «Остров доктора Моро»: генезис, семантика, художественная специфика

Данная статья посвящена изучению семантического наполнения образа леса в фантастическом романе Г.Дж. Уэллса «Остров доктора Моро». Рассматриваются особенности интерпретации образов-символов леса и острова в рамках мифологической и литературной традиц...

Историко-мифологические представления как основа культурной традиции японцев

Статья посвящена вопросам, связанным с изучением процессов формирования культурной традиции японской нации, через которую представляется возможным рассмотреть специфику японского этноса. Изучены основные историко-мифологических представления древних ...

О церкви-усыпальнице во имя преподобного Серафима Саровского в Иоанно-Введенском женском монастыре: к постановке проблемы

Одним из слабоизученных и таинственных храмов на территории Иоанно-Введенского женского монастыря (Тюменская область, Тобольский район), является церковь — усыпальница во имя преподобного Серафима Саровского. На основе археологических и архивных исто...

Похожие статьи

Святые и грешники русской истории: агиографический этап русской киногероики

В данной статье автор рассматривает второй этап кинематографической героики, приходящийся на 1990-е годы, и выдвигает гипотезу о появлении в это время нового течения в киноискусстве — агиографического кинематографа и свойственного ему жанра — фильма-...

Чудесное рождение и быстрый рост героя как архаический сюжетный мотив в киргизском эпосе

В статье рассматривается чудесное рождение и быстрый рост героя как архаический сюжетный мотив в киргизском эпосе на примере эпоса «Манас» и в сравнительном аспекте с эпосами тюркоязычного и мирового фольклора. Цель исследования – выделить архачески...

Оживление богатыря как архаический сюжетный мотив в кыргызском эпосе

В статье рассматривается как архаический сюжетный мотив оживление богатыря в кыргызском эпосе на примере эпоса “Манас” и “Эр Төштүк” в сравнительном аспекте с эпосами тюркоязычного и мирового фольклора. Цель исследования — выделить архаческий сюжетн...

Причины утраты значимых памятников архитектуры Якутска

Статья посвящена анализу процессов и обстоятельств, которые привели к потере значимой части архитектурного наследия города Якутска. Восстановлены судьбы важных архитектурных построек из прошлого Якутска, период их эксплуатации и причины, по которым о...

Историко-иконологический метод установления истории бытования иконы в Русском Православном храме

Статья посвящена исследованию характера бытования храмовой иконы «Всех скорбящих радость» конца XVIII — начала XIX века из собрания Успенского кафедрального собора XII века города Владимира. Предлагаемый метод изучения базируется на системном анализе...

Основные направления стилей и течений в искусстве России во второй половине ХХ века и их влияние на изобразительное искусство алтайских художников. Часть 2

В данной статье раскрываются основные этапы становления и развития изобразительного искусства на Алтае в исследуемый период времени; выявляется основной творческий метод в жанрах алтайского изобразительного искусства- реализм, несмотря на влияние раз...

Архаическая поэтика мифических образов дивов в кыргызском эпосе «Манас»

В статье рассматривается поэтика архаических мотивов мифических дивов в кыргызском эпосе в сравнительном плане с материалами мирового фольклора. Цель исследования — показать художественное изображение архаических мотивов в кыргызском эпосе в мифопоэ...

Образ леса в романе Г.Дж. Уэллса «Остров доктора Моро»: генезис, семантика, художественная специфика

Данная статья посвящена изучению семантического наполнения образа леса в фантастическом романе Г.Дж. Уэллса «Остров доктора Моро». Рассматриваются особенности интерпретации образов-символов леса и острова в рамках мифологической и литературной традиц...

Историко-мифологические представления как основа культурной традиции японцев

Статья посвящена вопросам, связанным с изучением процессов формирования культурной традиции японской нации, через которую представляется возможным рассмотреть специфику японского этноса. Изучены основные историко-мифологических представления древних ...

О церкви-усыпальнице во имя преподобного Серафима Саровского в Иоанно-Введенском женском монастыре: к постановке проблемы

Одним из слабоизученных и таинственных храмов на территории Иоанно-Введенского женского монастыря (Тюменская область, Тобольский район), является церковь — усыпальница во имя преподобного Серафима Саровского. На основе археологических и архивных исто...

Задать вопрос