В эпоху, основанного на знаниях общества и глобализации все более важную роль играют образование. С момента приобретения своей независимости, Узбекистан по-прежнему привержен продвижению и продвижению науки и технологии. В связи с этим следует подчеркнуть, что законом Республики Узбекистан «Об образования» установлено, что независимость, самостоятельность и достоинства образования и научных исследований должны соблюдаться высшими учебными заведениями [1]. Такой принцип управления твердо закреплены в национальной программе подготовки кадров, и она дает возможность понять роль государства в продвижении инженерного образования в стране [2].
В Узбекистане существует большая потребность в модернизации национального инженерного образования, главной задачей которого является подготовка нового поколения инженеров, способного разрабатывать, реализовывать и поддерживать сложные инновационные технологии во всех областях инженерной деятельности.
При таких обстоятельствах, система высшего инженерного образования Узбекистана должна быть ориентирована на устойчивое развитие и динамическую социальную гармонию с обществом. Разнообразные образовательные и научно-исследовательские деятельности должны развиваться в соответствии с хорошо сбалансированной координацией, системой обеспечения качества и аккредитации, которая должна стремиться на более эффективную систему образования.
Будущая структура системы высшего инженерного образования в Узбекистане должна характеризоваться большим разнообразием. Она должна включает значительное число учебных заведений, обеспечивающих элитную техническую и информационную подготовку специалистов к инновационной деятельности.
Основным инструментом поддержания и оценки качества инженерно-технической подготовки выпускников высшей школы является профессиональная аккредитация, которая требует, чтобы образовательные учреждения или учебные программы отвечали определенным стандартам или критериям. Аккредитация должна быть добровольным неправительственным процессом. Требования, предъявляемые к учебным программам при этой процедуре, должна разрабатываться с учетом достижений и потребностей науки, наукоемких технологий и производства.
Аккредитацию по программам инженерного образования должен осуществляет аккредитационный совет. Документ об аккредитации учебной программы должен выдаваться на основе анализа ее соответствия всем предъявляемым требованиям, учитывающим сформированность механизмов, обеспечивающих востребованность предлагаемого вузом содержания образования со стороны общества и современной экономики. В соответствии с предъявляемыми требованиями, каждая учебная программа должна иметь в наличии:
- детально разработанные цели, которые согласуются с миссией учебного заведения и указанными критериями;
- учебный курс и процессы, которые гарантируют достижение этих целей;
- систему непрерывного развития, которая демонстрирует достижение этих целей и использует результаты для повышения эффективности программы.
Однако национальная система подготовки технических специалистов в Узбекистане испытывает неудовлетворенность из-за отсутствия таких технологий подготовки инженеров-практиков, которые гарантируют подавляющему большинству выпускников вузов готовность к инновационной деятельности, к своему дальнейшему самообразованию и саморазвитию. Отсутствие подобных технологий подготовки служит серьезным тормозом в экономической конкуренции страны.
Ориентируясь на получение инновационных результатов в сфере образования, Узбекистан уделяют все более серьезное внимание инженерному образованию; разрабатывают и внедряют проектно ориентированные технологии обучения; повышают мобильность преподавателей и студентов, добиваясь продуктивного обмена идеями, повышения квалификации, развития межвузовских взаимосвязей. Вместе с тем высшее инженерное образование Узбекистана должно быть направлено на адаптацию к условиям модернизации всей экономики страны. Для решения этой стратегической задачи все усилия должны быть сконцентрированы на решении конкретных проблем. Исходя из выше изложенного, в концепции положены следующие основные цели:
- концентрация внимания на подготовке специалистов широкого профиля, способных легко адаптироваться к условиям быстро меняющейся конъюнктуры производства и рынка труда;
- увеличение численности студентов в инженерных вузах;
- пересмотр профиля инженерного образования с учетом того, что переориентация в развитии экономики приведет к изменению потребности в кадрах в сторону специальностей, необходимых для наиболее перспективных отраслей экономики;
- усиление внимания при подготовке кадров развитию познавательной активности студентов, их коммуникабельности;
- развитие быстрыми темпами подготовки специалистов высшей квалификации: докторов третьего цикла, докторов-инженеров, государственных докторов;
- осуществление интеграции высшей школы, науки и производства;
- обеспечение ускоренного развития научных исследований как в стране в целом, так и в системе высшей школы, в том числе в инженерных вузах.
Решение перечисленных проблем требует выполнения широкого спектра инновационных исследовательских и внедренческих работ. Одним из таких путей решения проблемы является создание профессиональных сообществ, которые будут работать в тесном взаимодействии с университетами на предмет практической подготовки студентов и выпускников. Вступление молодого бакалавра в профессиональное сообщество должно быть рассмотрено как успешная аттестация начавшейся самостоятельной трудовой деятельности выпускника и высокая оценка его профессионализма. Профессиональные сообщества будут давать профессиональную оценку учебным программам, разрабатываемые вузами в содружестве с промышленными предприятиями, корректируют свои программы для вновь принятых выпускников, готовят новые программы по обновлению знаний и повышению квалификации. Для регулировки профессиональных качеств выпускника инженерного вуза – «бакалавра в области инженерного дела» и оценки профессионального труда инженера должен быть создан Инженерный Совет. Совет должен устанавливать и поддерживать реальные и соответствующие международному уровню стандарты профессиональной компетентности и профессиональной этики инженеров, а также разрешать тем институтам, которые отвечают требованиям Совета, подтверждать и удостоверять эти стандарты.
На сегодняшний день в США, Великобритании, Канаде, Австралии и некоторых других странах существует такая двухступенчатая система предъявления требований к качеству инженерной подготовки и признанию инженерных квалификаций. Первая ступень – оценка качества образовательных программ бакалавров в области техники и технологий через процедуру их аккредитации. Вторая ступень – признание профессиональных квалификаций инженеров через процедуры их сертификации и регистрации.
В инженерном образовании Узбекистана должна быть использован особая модель исследований и открытий как мощный пример для вдохновения обучения. Модернизации инженерного образования должна заключаться в следующем:
- развитие потенциала инженерных учебных заведений для реализации передовых мировых методологий преподавания;
- модернизация программы бакалавриатуры, магистратуры и докторантуры для инженеров путем внедрения новых междисциплинарных модулей;
- создание новой платформы для организации диалога сферы образования и производства, направленного на улучшение соответствия высшего инженерного образования современным технологическим вызовам;
- реформирование существующих и разработка новых курсов в инженерных вузах по всем программам бакалавриатуры, магистратуры и докторантуры;
- внедрение новых компьютерных методик обучения, призванных способствовать более тесному взаимодействию между преподавателями и студентами, а также проведению не только теоретических, но и лабораторных и экспериментальных исследований;
- создание межведомственных инженерных лабораторий во всех инженерных вузах по всем бакалаврским, магистерским и докторским программам;
- подготовка действующего преподавательского и административного персонала инженерных вузов по новым курсам, а также использованию новых методик и оборудования.
При этом стратегические задачи модернизации инженерного образования должны заключаться в следующем:
- анализ современных концепций развитых стран в сфере высшего инженерного образования;
- сравнительный обзор учебных программ в зарубежных университетах;
- разработка концепции реформирования высшего инженерного образования;
- разработка плана действий по организации устойчивого диалога образования и промышленности;
- разработка междисциплинарных модулей интегрированные в несколько программ бакалавриатуры, магистратуры и докторантуры во всех направлениях инженерного образования, преподаваемых в инженерных вузах, а также сопутствующие учебные материалы;
- создание межведомственных инженерных лабораторий по технологии и разработки продукции с испытательным оборудованием и специальными приборами для лабораторных измерений и анализа;
- создание советов в вузах с участием представителей производства по разработке совместных учебных программ;
- организация переподготовки в передовых зарубежных вузах, преподавателей и ассистентов по всем направлениям инженерного образования;
- организация подготовки и переподготовки инженеров, работающих в области инженерного дела.
Необходимо отметить, что в Республике должны быть созданы новые формы интеграции образования с наукой и производством: корпоративные университеты, технопарки, инкубаторы новых технологий, инновационно-технологические центры, инновационно-промышленные комплексы и т.д. В рамках подобных структур расширяется спектр совместно выполняемых научно-образовательно-производственных проектов, научных исследований и разработок, формируется единое образовательное пространство [3].
В результате использования такой формы интеграции образования и производства появляется реальная возможность обновления образовательных программ, постоянной актуализации содержания профессиональной подготовки студентов инженерных специальностей и модернизации образовательных технологий в соответствии с процессами развития современной науки, передовой техники и высоких технологий. При этом формируется образовательно-научно-производственная среда, а соответствующее промышленное предприятие не только обеспечивает себя молодым кадровым пополнением, но и само трансформируется в современную форму «обучающей и обучающейся организации» с высоким уровнем коллективного знания, что является основой для формирования корпоративной компетентности и создания новой конкурентоспособной продукции.
Литература:
- Закон Республики Узбекистан об образовании. http://www.lex.uz/mobileact/15622
- Национальная программа по подготовке кадров Республики Узбекистан. http://www.lex.uz/pages/GetAct.aspx?lact_id=19769
- Хильзе Х. Вклад корпорационных университетов в менеджмент знаний на предприятиях // Проблемы теории и практики управления. – 2001. – №6.